Новая Гвинея, Рабаул и Соломоновы острова

 

В январе 1942 г. японские вой­ска высадились на расположенных в юго-восточной части Тихого океана островах Новая Британия и Новая Ирландия, но прежде авианосное со­единение вице-адмирала Чуичи Нагумо вихрем пронеслось над Рабаулом на Новой Британии и Кавиенгом на Новой Ирландии. Палубные лет­чики также разгромили авиацию со­юзников в Лай и Саламау на северо-восточном побережье Новой Гвинеи.

Чтобы изолировать Австра­лию от США требовалось сломить сопротивления австралийского гар­низона в Порт-Морсби. Основные силы японской морской авиации пе­ред налетами на Порт-Морсби нахо­дились в Рабауле, в то время как пе­редовые отряды истребителей и бом­бардировщиков перелетели на Но­вую Гвинею в Лай и Саламау.

Начало воздушного наступле­ния на Рабаул наметили на 24 февра­ля 1942 г. В марте к базировавшейся в Рабауле авиагруппе Тайнань при­соединилась 4-я авиагруппа, через месяц 4-я авиагруппа перелетела в Лай. В воздушных боях над Филип­пинами и голландской Вест-Индией множество неопытных японских пи­лотов стали жертвами австралийских и американских летчиков. Летчики обеих воевавших сторон заявили о многочисленных победах в воздуш­ных боях, сообщения о потерях выг­лядели скромнее.

Храбрость и умение демонст­рировали и те. и другие летчики. Победы добывались с огромным тру­дом. Служивший в то время в авиа­группе Тайнань Сабуро Сакаи так вспоминал о воздушных боях:

- Наши 20-мм автоматические пушки были большим, тяжелым и недостаточно скорострельным ору­жием. Из такой пушки чрезвычайно сложно поразить быстро движущую­ся цель. Сбить из нее самолет - все равно, что подстрелить из винтовки стрекозу! Наращивать боевой счет было не просто ... наши оппоненты представляли серьезную силу».

Японские силы вторжения не добрались до Порт-Морсби, из-за того, что Императорский флот по­терпел поражение в морском сраже­нии, разыгравшемся 7 мая в Корал­ловом море. Стороны продолжили обмен ударами по аэродромам и пу­тям сообщения друг друга. Сама при­рода войны в джунглях и мириады тропических паразитов приводили к высоким потерям в войсках против­ников.

7 августа 1 -я дивизия морской пехоты США высадилась на Гуадалканале. Дерзкое вторжение ошеломи­ло гарнизон Рабаула. Японцам при­шлось переключить предназначав­шиеся для Новой Гвинеи сила на от­ражение десанта на Гуадалканале. Летчикам «Зеро» приходилось по­крывать расстояние от Рабаула до Гуадалканала и обратно - более 1100 миль. Это были самые длительные боевые вылеты одномоторных японских истребителей, до Гуадалканала «Зеро» на такие дальности в боевых условиях еще не летали. Контратаки японцев успеха не принесли, в то же время у американцев не хватало жи­вой силы и техники, чтобы сломить оборону защитников острова. Одна­ко, в небе господствовала американ­ская авиация, даже относительно лег­ко поврежденные огнем пулеметов «Корсаров» палубной авиации и авиации корпуса морской пехоты США, не имели возможности дотя­нуть до Рабаула. В феврале 1943 г. Гуадалканал пал.

Теперь войска союзников про­делали брешь в периметре обороны Японии, силы микадо отступили к Бугенвиллю. Оборона Новой Гвинеи была поручена императорской ар­мии, флот эвакуировал свою авиа­цию из Рабаула для использования ее в других местах.

18 апреля 1943 г. «Лайтнинги» ВВС США сбили над Бугенвиллем два бомбардировщика «Бетти» и шесть «Зеро» эскорта. В одном из бомбардировщиков находился адми­рал Исороку Ямамото. Янки рассчи­тались с врагом №1 за Перл-Харбор. Известие о гибели Ямамото поверг­ло Японию в состояние шока, мо­ральный дух личного состава воору­женных сил, особенно флота, резко упал.

Подразделения 204-й авиа­группы противостояли авиации со­юзников над Соломоновыми остро­вами, иногда совершая длительные рейды к Гуадалканалу. Японская авиация уже не могла эффективно бороться с бомбардировщиками В-24 «Либерейтор», наносившими удары по базам на Соломоновых островах. Четырехмоторные гиганты надежно прикрывало огромное количество истребителей сопровождения: «Лайтнингов», «Р-40» и «Корсаров». По­мимо всего прочего, большинство ветеранов воздушной войны на «Зеро» вышло из строя, вследствие ранений, заболеваний малярией или другими тропическими болезнями. Первую скрипку в воздушных боях стали играть зеленый новички, тол­ком не нюхавшие пороху.

В октябре 1943 г. 201-я и 204-я авиагруппы перебазировались из Бугенвилля в Рабаул. В последнюю не­делю месяца в Рабаул прибыло по­полнение - авиационные подразделе­ния их Новой Ирландии, Японии и корабельных авиагрупп.

Началом конца японской авиации в Рабауле стал налет 350 са­молетов 5-й воздушной армии ВВС США 12 октября 1943 г. «Бофайтеры» и В-25 наносили удары по аэро­дромам с малых высот, тяжелые В-24 разгружались над акваторией порта Симпсон, а истребители Р-38 расчи­щали небо от японских истребителей. Серии налетов американской авиа­ции на Рабаул в октябре-ноябре тя­жело отразилась на количестве боеспособных самолетов японцев и на моральном духе личного состава.

Тетцуо Ивамато. Лучший ас Рабаула, отмечал:

- До начала 1943 г. мы не те­ряли надежды на победу и дрались отчаянно. Теперь же мы растеряли свой боевой дух, мы всего-навсего не желали прослыть трусами. У нас не осталось надежды на выживание, мы всего лишь хотели достойно уме­реть».

Японских летчиков продол­жала косить малярия и прочие напа­сти тропиков. Союзники же таких «прелестей» не испытывали, посколь­ку обладали разнообразными сред­ствами борьбы с природной заразой. Таких чудес науки и промышленнос­ти, как ДДТ и различные антимос­китные спреи у японцев не имелось. Весь арсенал борьбы с малярий у под­данных микадо состояли из хинина и искусственного препарата атебин. Не хватало и таких примитивных ле­карств - американские подводные лодки свели к минимуму перевозки морем между Рабаулом и метрополи­ей. Малярия стала главным врагом пилотов «Зеро», от нее летчиков погибло больше, чем от пуль американ­ских «Корсаров».

Японские пилоты, оставшие­ся в живых после первых налетов авиации союзников на Рабаул, быст­ро нашли уязвимые места самолетов противника. Предоставим слово Такео Танимицу:

- На малых высотах истреби­тель Р-38 становился простой добы­чей. Поскольку, самолеты этого типа имели довольно невысокую макси­мальную скорость, они предпочита­ли держаться на большой высоте. Их тактика заключалось в атаках на пикировании с последующим резким уходом и набором высоты для по­вторного удара. Момент перехода в набор высоты считался наиболее удобным для атаки. Наиболее уязви­мым местом «Лайтнинга» являлось хвостовое оперение, порой было до­статочно одного попадания 20-мм снаряда, выпущенного из пушки «Зеро», чтобы сбить Р-38. Сбить «Корсар» было гораздо труднее. Фактически успеха в бою с F4U мож­но было добиться только обстрели­вая его сзади сверху, причем огонь следовало вести по кабине.

Известный ас Садами Комачи остался в живых в воздушном бою с «Хэллкэтами» только благодаря луч­шей маневренности своего истреби­теля:

- Это более быстрые самоле­ты. Если он («Хэллкет») зашел тебе в хвост, то в лучшем случае потом при­дется считать дыры в обшивке. На истребителях летали превосходные пилоты.

Последнее вооруженное «Зеро» подразделение 20-й авиагруп­пы покинуло Рабаул 17 февраля 1944 г. После того как самолеты с амери­канских авианосцев разгромили аэродромы на острове Трук, посту­пил приказ эвакуировать все способ­ные подняться в воздух машины и с Трука. К 25 февраля японская морс­кая авиация в Рабауле была представ­лена всего лишь несколькими истре­бителями «Зеро» и несколькими гид­росамолетами.