Новая Гвинея, Рабаул и Соломоновы острова
В январе 1942 г. японские войска высадились на расположенных в юго-восточной части Тихого океана островах Новая Британия и Новая Ирландия, но прежде авианосное соединение вице-адмирала Чуичи Нагумо вихрем пронеслось над Рабаулом на Новой Британии и Кавиенгом на Новой Ирландии. Палубные летчики также разгромили авиацию союзников в Лай и Саламау на северо-восточном побережье Новой Гвинеи.
Чтобы изолировать Австралию от США требовалось сломить сопротивления австралийского гарнизона в Порт-Морсби. Основные силы японской морской авиации перед налетами на Порт-Морсби находились в Рабауле, в то время как передовые отряды истребителей и бомбардировщиков перелетели на Новую Гвинею в Лай и Саламау.
Начало воздушного наступления на Рабаул наметили на 24 февраля 1942 г. В марте к базировавшейся в Рабауле авиагруппе Тайнань присоединилась 4-я авиагруппа, через месяц 4-я авиагруппа перелетела в Лай. В воздушных боях над Филиппинами и голландской Вест-Индией множество неопытных японских пилотов стали жертвами австралийских и американских летчиков. Летчики обеих воевавших сторон заявили о многочисленных победах в воздушных боях, сообщения о потерях выглядели скромнее.
Храбрость и умение демонстрировали и те. и другие летчики. Победы добывались с огромным трудом. Служивший в то время в авиагруппе Тайнань Сабуро Сакаи так вспоминал о воздушных боях:
- Наши 20-мм автоматические пушки были большим, тяжелым и недостаточно скорострельным оружием. Из такой пушки чрезвычайно сложно поразить быстро движущуюся цель. Сбить из нее самолет - все равно, что подстрелить из винтовки стрекозу! Наращивать боевой счет было не просто ... наши оппоненты представляли серьезную силу».
Японские силы вторжения не добрались до Порт-Морсби, из-за того, что Императорский флот потерпел поражение в морском сражении, разыгравшемся 7 мая в Коралловом море. Стороны продолжили обмен ударами по аэродромам и путям сообщения друг друга. Сама природа войны в джунглях и мириады тропических паразитов приводили к высоким потерям в войсках противников.
7 августа 1 -я дивизия морской пехоты США высадилась на Гуадалканале. Дерзкое вторжение ошеломило гарнизон Рабаула. Японцам пришлось переключить предназначавшиеся для Новой Гвинеи сила на отражение десанта на Гуадалканале. Летчикам «Зеро» приходилось покрывать расстояние от Рабаула до Гуадалканала и обратно - более 1100 миль. Это были самые длительные боевые вылеты одномоторных японских истребителей, до Гуадалканала «Зеро» на такие дальности в боевых условиях еще не летали. Контратаки японцев успеха не принесли, в то же время у американцев не хватало живой силы и техники, чтобы сломить оборону защитников острова. Однако, в небе господствовала американская авиация, даже относительно легко поврежденные огнем пулеметов «Корсаров» палубной авиации и авиации корпуса морской пехоты США, не имели возможности дотянуть до Рабаула. В феврале 1943 г. Гуадалканал пал.
Теперь войска союзников проделали брешь в периметре обороны Японии, силы микадо отступили к Бугенвиллю. Оборона Новой Гвинеи была поручена императорской армии, флот эвакуировал свою авиацию из Рабаула для использования ее в других местах.
18 апреля 1943 г. «Лайтнинги» ВВС США сбили над Бугенвиллем два бомбардировщика «Бетти» и шесть «Зеро» эскорта. В одном из бомбардировщиков находился адмирал Исороку Ямамото. Янки рассчитались с врагом №1 за Перл-Харбор. Известие о гибели Ямамото повергло Японию в состояние шока, моральный дух личного состава вооруженных сил, особенно флота, резко упал.
Подразделения 204-й авиагруппы противостояли авиации союзников над Соломоновыми островами, иногда совершая длительные рейды к Гуадалканалу. Японская авиация уже не могла эффективно бороться с бомбардировщиками В-24 «Либерейтор», наносившими удары по базам на Соломоновых островах. Четырехмоторные гиганты надежно прикрывало огромное количество истребителей сопровождения: «Лайтнингов», «Р-40» и «Корсаров». Помимо всего прочего, большинство ветеранов воздушной войны на «Зеро» вышло из строя, вследствие ранений, заболеваний малярией или другими тропическими болезнями. Первую скрипку в воздушных боях стали играть зеленый новички, толком не нюхавшие пороху.
В октябре 1943 г. 201-я и 204-я авиагруппы перебазировались из Бугенвилля в Рабаул. В последнюю неделю месяца в Рабаул прибыло пополнение - авиационные подразделения их Новой Ирландии, Японии и корабельных авиагрупп.
Началом конца японской авиации в Рабауле стал налет 350 самолетов 5-й воздушной армии ВВС США 12 октября 1943 г. «Бофайтеры» и В-25 наносили удары по аэродромам с малых высот, тяжелые В-24 разгружались над акваторией порта Симпсон, а истребители Р-38 расчищали небо от японских истребителей. Серии налетов американской авиации на Рабаул в октябре-ноябре тяжело отразилась на количестве боеспособных самолетов японцев и на моральном духе личного состава.
Тетцуо Ивамато. Лучший ас Рабаула, отмечал:
- До начала 1943 г. мы не теряли надежды на победу и дрались отчаянно. Теперь же мы растеряли свой боевой дух, мы всего-навсего не желали прослыть трусами. У нас не осталось надежды на выживание, мы всего лишь хотели достойно умереть».
Японских летчиков продолжала косить малярия и прочие напасти тропиков. Союзники же таких «прелестей» не испытывали, поскольку обладали разнообразными средствами борьбы с природной заразой. Таких чудес науки и промышленности, как ДДТ и различные антимоскитные спреи у японцев не имелось. Весь арсенал борьбы с малярий у подданных микадо состояли из хинина и искусственного препарата атебин. Не хватало и таких примитивных лекарств - американские подводные лодки свели к минимуму перевозки морем между Рабаулом и метрополией. Малярия стала главным врагом пилотов «Зеро», от нее летчиков погибло больше, чем от пуль американских «Корсаров».
Японские пилоты, оставшиеся в живых после первых налетов авиации союзников на Рабаул, быстро нашли уязвимые места самолетов противника. Предоставим слово Такео Танимицу:
- На малых высотах истребитель Р-38 становился простой добычей. Поскольку, самолеты этого типа имели довольно невысокую максимальную скорость, они предпочитали держаться на большой высоте. Их тактика заключалось в атаках на пикировании с последующим резким уходом и набором высоты для повторного удара. Момент перехода в набор высоты считался наиболее удобным для атаки. Наиболее уязвимым местом «Лайтнинга» являлось хвостовое оперение, порой было достаточно одного попадания 20-мм снаряда, выпущенного из пушки «Зеро», чтобы сбить Р-38. Сбить «Корсар» было гораздо труднее. Фактически успеха в бою с F4U можно было добиться только обстреливая его сзади сверху, причем огонь следовало вести по кабине.
Известный ас Садами Комачи остался в живых в воздушном бою с «Хэллкэтами» только благодаря лучшей маневренности своего истребителя:
- Это более быстрые самолеты. Если он («Хэллкет») зашел тебе в хвост, то в лучшем случае потом придется считать дыры в обшивке. На истребителях летали превосходные пилоты.
Последнее вооруженное «Зеро» подразделение 20-й авиагруппы покинуло Рабаул 17 февраля 1944 г. После того как самолеты с американских авианосцев разгромили аэродромы на острове Трук, поступил приказ эвакуировать все способные подняться в воздух машины и с Трука. К 25 февраля японская морская авиация в Рабауле была представлена всего лишь несколькими истребителями «Зеро» и несколькими гидросамолетами.