Уоррент-офицер Хироюши Нишизава

 

Славу Хироюша Нишизава обрел уже после своей гибели, в не­малой степени этому способствовал его боевой товарищ Сабуро Сакаи. Оба этих летчика входили в число луч­ших асов японской морской авиации. Нишизава родился в 27 янва­ря 1920 г. в префектуре Нагано в се­мье успешного менеджера. В июне 1936 г. он поступил на службу в во­енно-морской флот, его решение ста­ло следствием рекламной кампании, призывающей молодых людей свя­зать свою жизнь с императорскими ВМС. Мечта у Хороюша была одна - стать летчиком. Он ее осуществил, закончив курс летной подготовки в марте 1939 г.

Перед началом войны на Ти­хом океане Нишизава служил в авиа­группе Читозе, которая базировалась на Маршалловых островах и имела на вооружении истребители тип 96 «Клод». В феврале 1942 г. его пере­вели в 4-ю авиагруппу. Свой первый самолет Нишизава сбил 3 февраля 1942 г. на Рабаулом, летая на уста­ревшем «Клоде».

С прибытием в Рабаул авиа­группы Тайнань летчика включили в состав 2-й эскадрильи. Нишизава попал в приятную кампанию Сабуро Сакаи. Сакаи, Нишизава и Ота соста­вили знаменитое «Блестящее трио». Молодой пилот быстро стал искусным воздушным бойцом. Пер­вую победу в составе авиагруппы Тайнань он одержал первую победу 1 мая 1942 г., сбив над Порт-Морсби американскую «Аэрокобру». На сле­дующий день жертвами пушек его истребителя стали два Р-40. Оппонен­тами летчиков авиагруппы Тайнань в мае 1942 г. выступали пилоты 35-й и 36-й эскадрилий ВВС США.

7 августа 1942 г. стало самым удачным днем в карьере Хироюши Нишизавы. В ходе самого первого своего столкновения с пилотами аме­риканских палубных истребителей японец сбил шесть F4F из эскадрильи VF-5. «Зеро» Нишизавы тоже полу­чил повреждения, но летчик сумел вернуться на свой аэродром.

8  ноябре на базе остатков авиагруппы Тайнань была создана 251-я авиагруппа.

14 мая 1943 г. 33 истребителя «Зеро» сопровождали 18 бомбарди­ровщиков «Бетти», летевших бом­бить американские корабли в заливе Оро. На перехват поднялись все са­молеты 49-й истребительной авиа­группы ВВС США - три эскадрильи Р-40. В завязавшейся схватке Нишизава сбил один «Вархаук» достовер­но и два предположительно, затем он одержал свою первую победу над двухмоторным «Лайтнингом». Всего японские летчики записали на свой счет 15 сбитых в воздушном бою са­молетов; на самом деле американцы потеряли только одну машину - ис­требитель Р-38 «Лайтнинг» из 19-й истребительной эскадрильи ВВС США.

Рано или поздно Нишизава должен был повстречать в воздухе лучший истребитель времен войны на Тихом океане - F4U «Корсар». Та­кая встреча произошла 7 июня 1943 г. над Расселсом, когда 81 «Зеро» сце­пились с сотней американских и но­возеландских истребителей. Четыре «Корсара» из эскадрильи VMF-112 были в том бою сбиты, трем летчи­кам удалось спастись. Нишизава за­писал на свой счет один «Корсар» корпуса морской пехоты США и один Р-40 ВВС Новой Зеландии.

Остаток лета 1943 г. Нишизава практически ежедневно летал на боевые задания в районе Рендова и Велла-Лавелла. Американские лет­чики из эскадрилий VMF-121, VMF-122, VMF-123, VMF-124 и VMF-221 упорно и безуспешно охотились за «дьяволом Тихого океана». За успе­хи в боевой работе командующий 11-м воздушным флотом адмирал Иничи Кусака в торжественной обстанов­ке вручил Хироюши Нишизаве саму­райский меч.

В сентябре 251-ю авиагруппу стали готовить к выполнению ноч­ных перехватов, а Нишизаву переве­ли в 253-ю авиагруппу, которая ба­зировалась на рабаульском аэродро­ме Тобира. В новом подразделении ас провоевал всего месяц, после чего его в октябре отозвали на инструк­торскую работу в Японию. В ноябре Нишизава получил звание уоррент-офицера.

Ветеран тихоокеанских сраже­ний воспринял новое назначение так, если бы его назначили сиделкой в детские ясли. Нишизава рвался на фронт. Его многочисленные просьбы удовлетворили: летчик убыл на Фи­липпины в распоряжение штаба 201-й авиагруппы. Японцы готовились к отражению вторжения американских войск на Филиппины.

Датой первой успешной ата­ки камикадзе считается 25 октября 1944 г., когда лейтенант Юкио Сики и четыре других пилота нанесли удар по американским авианосцам в зали­ве Лейте. Определенную роль в успе­хе первой самоубийственной акции сыграл Нишизава: он во главе четвер­ки истребителей сопровождал само­леты пилотов-камикадзе. Нишизава сбил два патрульных «Хэллкета». позволив Сики выйти в последнюю в жизни атаку. Нишизава сам просил командование позволить ему стать камикадзе. Опытнейший летчик-ис­требитель - слишком ценный кадр, чтобы использовать его в самоубий­ственном ударе. Нишизаве в просьбе было отказано.

26 октября Нишизава вылетел на самолете 1021-й военно-морской транспортной авиагруппы из Куби-Айленд в Мабалакэт (район Кларк-Филда), чтобы получить новый «Зеро». На маршруте самолет пропал без вести, радист успел передать сиг­нал SOS. Об обстоятельствах гибели машины долгое время ничего не было известно.

Обстоятельства гибели Нишизавы прояснились только в 1982 г. Транспортный самолет был перехвачен над северной конечностью остро­ва Миндоро парой «Хэлкетов» из эс­кадрильи VF-14, которые его и сбили.

Летчик истребителя F6F Га­рольд Ньюуэлл вспоминал:

- Я дал несколько коротких очередей по правому мотору японс­кого самолета, после чего вся внут­ренняя секция правой плоскости кры­ла заполыхала. Самолет перевернул­ся через левое крыло и перешел в не­управляемое пикирование. Я про­должал стрелять до тех пор, пока не загорелся фюзеляж японца.

Лейтенант Ньуэлл идентифи­цировал сбитую им машину как бом­бардировщик «Хелен» (Ki-49, двух­моторный бомбардировщик). Это соответствовало истине, только на этой стадии войны бомбардировщи­ки Ki-49 использовались исключи­тельно как транспортные самолеты.

Хироюши Нишизаве посмер­тно было присвоено звание лейтенан­та. В соответствии с официальными данными ВМС Японии Нишизава за время службы в 201-й авиагруппе лично сбил 36 самолетов и два повре­дил. Незадолго до гибели летчик подал рапорт своему командиру ком­модору Харутоши Окамото, в кото­ром указывалось количество побед, одержанных Нишизавой в воздуш­ных боях - 86. В послевоенных иссле­дованиях количество сбитых асом самолетов выросло до 103 и даже 147.