Энсин Шигетоши Кудо

 

Шигетоши Кудо был одним из первых ночных летчиков-истребите­лей морской авиации Японии. Именно он заложил основы тактики действий ночников в южной части Тихого океана.

Кудо родился в крестьянской семье в феврале 1920 г. в префектуре Оита. Он добровольцем поступил на службу в военно-морской флот в 1937 г. Путь Кудо в небо не был простым. Свою карьеру в морской авиации будущий «ночной король» начал с должности механика, в октябре 1941 г. он завершил обучение на пилота самолета-разведчика и получил на­значение в авиагруппу Тайнань, в составе которой воевал над Филип­пинами и голландскими колониями. На рассвете 29 августа 1942 г. «Летающие Крепости» из Порт-Морсби атаковали Рабаул. Кудо на сво­ем разведчике G5M тип 98 «Бэбс» занял место над строем американских самолетов и сбросил «воздушные бомбы». Один В-17 был сбит досто­верно и еще один вероятно. Ночные рейды держали японцев в постоян­ном напряжении, лишая нормально­го сна. Эффект от таких налетов был морально-психологический, по­скольку ночные бомбардировки осо­бой точностью попаданий не отлича­лись. Однако эффект имел место, причем эффект - значительный. Эки­пажи «Крепостей» прозвали эти на­леты «молочными рейсами»: риск быть сбитым сводился к минимуму -зенитный огонь был не точным, а ночные истребители у японцев отсут­ствовали вообще.

Первым ночным истребите­лем защитников Рабаула стал двух­моторный дальний разведчик J1N1 «Гекко» («Ирвинг»). На самолет под углом к продольной оси установили пару 20-м автоматических пушек. Предположительно этот самолет прибыл в Рабаул для испытаний в боевых условиях 10 мая 1943 г. опро­бовать машину в реальной схватке доверили Шигетоши Кудо.

21 мая в 3 ч 20 мин Кудо одер­жал первую ночную победу в небе Рабаула. Летчик сбил бомбардиров­щик В-17Е регистрационный номер 41-9244 из 64-й бомбардировочной эскадрильи ВВС США. «Крепостью» командовал майор Пол Уильяме. Кудо подошел к американскому са­молету незамеченным и разрядил пушки «Гекко» в упор. В состав эки­пажа японского истребителя-развед­чика входил также наблюдатель лей­тенант Акира Сугававра. Из экипа­жа «Крепости» в живых остался толь­ко сержант Гордон Мануэль.

До наступления рассвета (в 4 ч 08 мин) Кудо и Сугавара обнару­жили еще один В-17, но не сумели за­нять выгодную для атаки позицию. Через двадцать минут Кудо нашел очередную «Крепость», атаковал и зажег В-17Е (регистрационный но­мер 41-9011). Сбитый самолет при­надлежал 64-й бомбардировочной эскадрильи ВВС США. Чтобы сбить два четырехмоторных бомбардировщика Кудо потребовалось выпустить из пушек 178 снарядов.

На протяжении июня 1943 г. Кудо сбил пять «Летающих Крепос­тей», все - ночью. В ночь на 26 июня он сбил два В-17, из экипажей бом­бардировщиков в живых остался только 2-й лейтенант Жозе Хоулгуин (он летал на самолете с регистра­ционным номером 41-2430 из соста­ва 65-й бомбардировочной эскадри­льи). Хоулгуин выпрыгнул с пара­шютом и попал в японский плен.

Последнюю подтвержденную ночную победу Кудо одержал 7 июля 1943 г., сбив двухмоторный бомбардировщик «Гудзон» прямо над аэро­дромом Буин.

Сначала американцы считали, что их ночные потери объясняются исключительно отказами в матери­альной части самолетов. Янки долго не хотели верить в наличие у япон­цев ночных истребителей. В конеч­ном итоге ВВС США перешли от ночных атак к утренним или вечер­ним - для «Гекко» работы больше не стало. В феврале 1944 г. Кудо вер­нули в Японию, его дальнейшим ме­стом прохождения службы стала авиагруппа Йокосука . Летчик полу­чил ранения в инциденте, имевшим место в мае 1945 г., однако продол­жал летать. Летную карьеру Кудо за­вершил аж в 1960 г.! Ветеран скончал­ся в больнице, куда попал после обо­стрения болезни раны, полученной при вынужденной посадке в далеком мае 1945 г.

Энсин Шигетоши Кудо до­бился девяти подтвержденных побед.