Энсин Шигетоши Кудо
Шигетоши Кудо был одним из первых ночных летчиков-истребителей морской авиации Японии. Именно он заложил основы тактики действий ночников в южной части Тихого океана.
Кудо родился в крестьянской семье в феврале 1920 г. в префектуре Оита. Он добровольцем поступил на службу в военно-морской флот в 1937 г. Путь Кудо в небо не был простым. Свою карьеру в морской авиации будущий «ночной король» начал с должности механика, в октябре 1941 г. он завершил обучение на пилота самолета-разведчика и получил назначение в авиагруппу Тайнань, в составе которой воевал над Филиппинами и голландскими колониями. На рассвете 29 августа 1942 г. «Летающие Крепости» из Порт-Морсби атаковали Рабаул. Кудо на своем разведчике G5M тип 98 «Бэбс» занял место над строем американских самолетов и сбросил «воздушные бомбы». Один В-17 был сбит достоверно и еще один вероятно. Ночные рейды держали японцев в постоянном напряжении, лишая нормального сна. Эффект от таких налетов был морально-психологический, поскольку ночные бомбардировки особой точностью попаданий не отличались. Однако эффект имел место, причем эффект - значительный. Экипажи «Крепостей» прозвали эти налеты «молочными рейсами»: риск быть сбитым сводился к минимуму -зенитный огонь был не точным, а ночные истребители у японцев отсутствовали вообще.
Первым ночным истребителем защитников Рабаула стал двухмоторный дальний разведчик J1N1 «Гекко» («Ирвинг»). На самолет под углом к продольной оси установили пару 20-м автоматических пушек. Предположительно этот самолет прибыл в Рабаул для испытаний в боевых условиях 10 мая 1943 г. опробовать машину в реальной схватке доверили Шигетоши Кудо.
21 мая в 3 ч 20 мин Кудо одержал первую ночную победу в небе Рабаула. Летчик сбил бомбардировщик В-17Е регистрационный номер 41-9244 из 64-й бомбардировочной эскадрильи ВВС США. «Крепостью» командовал майор Пол Уильяме. Кудо подошел к американскому самолету незамеченным и разрядил пушки «Гекко» в упор. В состав экипажа японского истребителя-разведчика входил также наблюдатель лейтенант Акира Сугававра. Из экипажа «Крепости» в живых остался только сержант Гордон Мануэль.
До наступления рассвета (в 4 ч 08 мин) Кудо и Сугавара обнаружили еще один В-17, но не сумели занять выгодную для атаки позицию. Через двадцать минут Кудо нашел очередную «Крепость», атаковал и зажег В-17Е (регистрационный номер 41-9011). Сбитый самолет принадлежал 64-й бомбардировочной эскадрильи ВВС США. Чтобы сбить два четырехмоторных бомбардировщика Кудо потребовалось выпустить из пушек 178 снарядов.
На протяжении июня 1943 г. Кудо сбил пять «Летающих Крепостей», все - ночью. В ночь на 26 июня он сбил два В-17, из экипажей бомбардировщиков в живых остался только 2-й лейтенант Жозе Хоулгуин (он летал на самолете с регистрационным номером 41-2430 из состава 65-й бомбардировочной эскадрильи). Хоулгуин выпрыгнул с парашютом и попал в японский плен.
Последнюю подтвержденную ночную победу Кудо одержал 7 июля 1943 г., сбив двухмоторный бомбардировщик «Гудзон» прямо над аэродромом Буин.
Сначала американцы считали, что их ночные потери объясняются исключительно отказами в материальной части самолетов. Янки долго не хотели верить в наличие у японцев ночных истребителей. В конечном итоге ВВС США перешли от ночных атак к утренним или вечерним - для «Гекко» работы больше не стало. В феврале 1944 г. Кудо вернули в Японию, его дальнейшим местом прохождения службы стала авиагруппа Йокосука . Летчик получил ранения в инциденте, имевшим место в мае 1945 г., однако продолжал летать. Летную карьеру Кудо завершил аж в 1960 г.! Ветеран скончался в больнице, куда попал после обострения болезни раны, полученной при вынужденной посадке в далеком мае 1945 г.
Энсин Шигетоши Кудо добился девяти подтвержденных побед.