От центральной части Тихого океана к Филиппинам

 

К середине 1944 г. в войне на Тихом океане произошел перелом: американцы захватили многие опор­ные пункты периметра обороны Япо­нии и готовились к высадке на Фи­липпины. Субмарины союзников ус­троили настоящее избиение японских транспортов. Авиация наносили бомбоштурмовые удары по аэро­дромам и линиям коммуникаций.

После захвата союзниками Рабаула адмирал Нимитц направил свой флот в центральную часть Ти­хого океана. Американцы применя­ли тактику «лягушачьих прыжков», захватывая остров за островом. Сна­чала оборону японцев громила авиа­ция, затем - корабельная артиллерия, после чего высаживался десант мор­ской пехоты. Успех закрепляли ар­мейские подразделения. Именно та­ким образом к концу ноября 1943 г. янки установили контроль над остро­вами Гилберта. После захвата остро­вов на них немедленно начиналось строительство аэродромов. Острова Гилберта послужили опорой для прыжка на Маршалловы острова. Японцам крайне сложно было орга­низовать оборону огромного архипелага из сотен небольших коралловых атоллов, разбросанных на простран­стве в 400 000 квадратных миль.

ПВО Маршалловых островов с февраля 1943 г. обеспечивала 252-я авиагруппа, основные авиабазы рас­полагались на островах Рой и Уэйк. Настоящая работа у японских летчи­ков появилась только в сентябре пос­ле начала налетов тяжелых бомбар­дировщиков В-24 «Либерейтор» на Рой и Уэйк. 5 октября самолеты с авианосцев «Коупенз», «Эссекс», «Лек­сингтон» и «Йорктаун» нанесли мас­сированный удар по аэродрому и обо­ронительным сооружениям на остро­ве Рой. Армаде «Хэллкетов» проти­востояли 26 истребителей «Зеро», 18 из них на базы не вернулись.

Как только на Уэйке стало из­вестно о налете на Рой. Лейтенант Юцо Тсукамото поднял в воздух шесть «Зеро», которым предстояло прикрывать семь бомбардировщиков «Бетти». Такими силами японцы рас­считывали нанести удар по авианос­ной группировке и помочь защитни­кам острова Рой. На самом деле под­данные микадо просто предоставили возможность пилотам «Хэллкетов» потренироваться в искусстве воздуш­ной стрельбы. На Уэйк вернулось три из 13 самолетов, в числе которых был и «Зеро» Тсукамото.

Даже после такого разгрома, командование 252-й авиагруппы при­няло решение атаковать американс­кое соединение всеми уцелевшими самолетами. Радары американских кораблей заблаговременно обнару­жили приближение «Зеро» - удар не получился. Тем не менее, к декабрю на атолле Тороа все еще оставалось примерно 30 боеспособных «Зеро». Рейды американской палубной авиа­ции привели к потере большинства истребителей на земле, оставшиеся были сбиты в воздушных боях, кото­рые больше напоминали избиение японцев. Последний воздушный бой имел место 29 января.

Палубная авиация ВМС США открыла путь к массированному втор­жению на Марианские острова. После захвата Мариан союзники сосредото­чились на действиях против Филип­пин, Новой Гвинеи и непосредственно Японии. 11 июня 1944 г. начались бом­бардировки острова Гуам.

19 июня 58-я оперативная группа адмирала Митчера - 18 авиа­носцев с 475 «Хэллкэтами» - нанесла удар по авианосному соединению вице-адмирала Озавы (девять авиа­носцев, более 450 самолетов). Битва в Филиппинском море стала после­дней попыткой Императорского фло­та изменить ход войны в Тихом оке­ане. Имея достаточное количество самолетов, японцы не смогли пра­вильно организовать действия своих эскадрилий, кроме того летчики име­ли недостаточную подготовку - луч­шие кадры морская авиация Японии потеряла при Мидуэе и над Соломо­новыми островами. Летчики «Хэллкетов» в очередной раз устроили избиение японской авиации. Пилоты соединения Митчера потом называ­ли сражение в Филиппинском море «отстрелом марианских индюков». 343-я авиагруппа просто перестала существовать, 10 июля ее официаль­но расформировали.

Когда рассеялся дым после двухдневной битвы - поражение японского флота стало очевидным. Одзава лишился трех авианосцев: «Сёкаку», «Тайхо» и «Хийо» были потоплены. Значительные поврежде­ния получили «Дзюйкаку» и «Чийода». Было сбито более 300 самолетов, погибли едва ли не последние опыт­ные пилоты палубной авиации Япо­нии. Это было самое тяжелое в исто­рии японского флота поражение, по­ложившее начало повсеместному от­ступлению японцев на всем тихооке­анском театре военных действий.

Командующий соединением TF58.1 контр-адмирал Джозеф Кларк получил возможность нанести удар по Иводзиме. 15 июня над островом появились самолеты, взлетевшие с американских авианосцев - охота на марианских индюков разбудила в летчиках настоящий охотничий азарт. Иводзима представляет собой небольшой остров вулканического происхождения, однако его стратеги­ческое значение определяли отнюдь не размеры. Базировавшие здесь «Зеро» представляли угрозу для ле­тавших бомбить Японию «Сверхкре­постей».

В июне было принято решение перебросить на Иводзиму авиагруп­пу Йокосука, она появилась на ост­рове в самый разгар налетов палуб­ной авиации соединения Кларка. Первый бой летчики группы (боль­шинство из них ранее служили в 252-й и 301-й авиагруппах) провели 24 числа. Летчики «Хэллкетов» в этот день поохотились удачно: из 80 под­нявшихся в небо «Зеро» на аэродром вернулось не более половины. В воз­душных боях 3 и 4 июля авиагруппа Йокосука потеряла 22 опытнейших пилота, погиб и командир группы лейтенант Садао Ямагучи (12 побед). Немало японских самолетов было уничтожено на аэродроме артилле­рийским огнем огромных орудий американских крейсеров и линкоров. Авиагруппа Йокосука превратилась в подразделение без самолетов. Ос­татки личного состава были эвакуи­рованы в Японию, а Иводзима пре­доставлена своей судьбе.

Пока оперативное соединение Митчера продвигалось с боями через центральную область Тихого океана, японцы готовились отразить вторже­ние союзников на Филиппины. По флоту вторжения планировалось на­нести мощнейший удар силами 1-го воздушного флота. Увы, чисто было на бумаге, да забыли про овраги: в 1-м воздушном флоте уже не имелось ни опытных экипажей, ни горючего, ни достаточного количества самоле­тов. Поражение Одзавы в Филип­пинском море окончательно постави­ло крест на красивом плане.

Вторжение на Филиппины на­чалось 23 октября 1944 г. с высадки в заливе Лейте. В знаменитом морском сражении в заливе Лейте Япония ли­шилась предметов своей националь­ной гордости - суперлинкоров «Яма-то» и «Мусаси».

Японским чудо-оружием стали пилоты-самоубийцы, камикадзе. У истоков идеи камикадзе стоял коман­дующий 1-м воздушным флотом вице-адмирал Такихиро Ониси. Идея простая - на истребитель «Зеро» под­вешивалась 250-кг бомба, в кабину садился летчик, после чего самолет уходил в свой последний полет. Лет­чик не сбрасывал бомбы, сам истре­битель являлся бомбой. Немногим «Зеро»-истребителям отводилась роль прикрытия самолетов камикад­зе. «Мы никогда не позволяли себе критиковать камикадзе, мы сами хо­тели одного - достойно погибнуть в бою»,- вспоминал бывший пилот «Зеро» Масахиро Митсуда: «Мы вообще не думали принесут удары ка­микадзе пользу или нет».

Даже такой ветеран как герой Мидуэя лейтенант-коммендер Фуджита говорил: «Мы имели совсем не­много самолетов, ощущали постоян­ную нехватку топлива для обучения молодого пополнения, у нас не оста­валось другого выбора».

Не надеясь остаться в живых летчики-добровольцы стремились в полной мере использовать свой пос­ледний шанс нанести хоть какой-то урон врагу. Запись в камикадзе выз­вала в среде летного состава волну гиперпатриотизма.

Первая успешная атака ками­кадзе была проведена 25 октября: оснащенные бомбами «Зеро» из 201-й авиагруппы потопили эскортный авианосец «Сент Ло» и повредили еще шесть кораблей. Новость об ус­пешном ударе летчиков-самоубийц ураганом пронеслась по всей Японии и всколыхнула нацию.

Союзники быстро приняли эффективные контрмеры против ка­микадзе: постоянное присутствие над эскадрой воздушных патрулей: ис­пользование кораблей-радарных пи­кетов. Успехи камикадзе становились все более и более скромными. К за­вершению кампании на Филиппинах 201-я авиагруппа перестала суще­ствовать.

После высадки союзников на Лусоне началась всеобщая эвакуация подразделения морской авиации в Японию.