Энсин Минору Хонда
Юный пилот сделал блестящую карьеру, он даже «воскресал» из мертвых. Свое везение ас объяснял просто:
- не приписывай себе чужих побед;
- всегда продумывай как и когда в случае необходимости можно будет спастись.
- береги нервы, бей врага первым.
Минору Хонда родился в 1923 г. в префектуре Кумамото, затем поступил добровольцем военно-морской флот и закончил летное училище в октябре 1939 г. Оставаясь инструктором, сложно сбить хоть один самолет противника. Хонда едва не погиб, когда его самолет столкнулся с буксировочным конусом мишени.
В апреле 1942 г. летчика направили в авиагруппу Каноя. Свой первый боевой вылет он совершил над Сингапуром в составе восьмерки на перехват девятки британских «Буффало». Необстрелянный летчик, увидев противника, растерялся
- что делать сначала: сбрасывать подвесной топливный бак или жать на гашетку пушки? Хонда вспоминал: «Наш строй рассыпался, мы начали вести себя подобно дикарям, а не как боевые летчики-истребители. Сбитых не было ни у нас, ни у противника». Неофит. Имеющий всего 95 часов налета на «Зеро», пилот потерял ориентировку и вернулся на базу последним.
В сентябре Хонду перевели в Рабаул. Он принимал участие в многочисленных воздушных боях над Новой Гвинеи и Соломоновыми островами. В одном из боевых вылетов ему пришлось совершить вынужденную посадку на острове Коломбонгара. Когда Хонда увидел приближающихся к нему туземцев, он выхватил пистолет и принял угрожающую позу. К счастью для него туземцы сочувствовали японцам - через десять дней Хонда был на своей базе.
За это время летчика успели зачислить в разряд погибших и присвоить «посмертно» очередное воинское звание (точнее, «мертвый» Хонда даже «перепрыгнул» через одно звание). Хонда воскрес и его пришлось разжаловать. Летчик был оскорблен в лучших чувствах - он напрашивался на самые опасные задания в надежде погибнуть и наверняка получить вожделенный офицерский чин. Петти-офицер 1-го класса другой возможности выбиться в настоящие офицеры не видел.
В апреле 1944 г. Хонду перевели в 407-ю истребительную эскадрилью, четь позже - на Филиппины, где он занимался подготовкой камикадзе. Такая работа окончательно деморализовала пилота. Хонда, наплевав на субординацию, высказывал своему начальству все, что он думает по поводу использования людей в качестве бомб, а думал он, что это, по меньшей мере, глупость.
Вернувшись в Японию, Хонда попал служить в элитную 343-ю эскадрилью, в составе которой пытался отражать налеты «Сверхкрепостей» на южные районы страны. Пилоту удалось остаться в живых только благодаря отличной летной подготовке.
«Наша главная беда заключалась в том, что нас учили будто бы мы действительно можем выиграть войну»,- писал Хонда после капитуляции Японии: «Мы воспитывались в духе превосходства над ленивыми такими-разэтакими американцами. Как оказалось американцы - вовсе не ленивые. Их летчики отличались хорошей подготовкой и отменной храбростью. В то же время наши командиры не обладали такой гибкостью в использовании авиации, как командный состав американцев. Янки быстро учитывали свои ошибки и просчеты. Они сумели создать более совершенные, чем наши, самолеты... Мы совершили огромную ошибку».
Минору Хонда сбил не менее 17 самолетов противника, сам он оценивал свой личный боевой счет в 40-50 побед. После войны ас работал летчиком-испытателем и некоторое время даже летал в США на самолете Мицубиси MU-2.