Лейтенант Садааки Акаматцу

 

«Скандалист, эксцентричный и вспыльчивый человек», - так охарак­теризовал Сабуро Сакаи своего колле­гу Садааки Акаматцу. Темен (это имя предпочитал пилот вместо нареченно­го Саддаки) Акаматцу являлся одним из самых результативных летчиков морской авиации Японии, чье имя ос­тается легендарным до сих пор.

Акаматцу родился в префекту­ре Кочи в июле 1910 г., он пошел доб­ровольцем в военно-морской флот в июне 1928 г. и после двух лет обуче­ния в летной школе в марте 1932 г. стал летчиком-истребителем морской авиации. Все летчики, прошедшие курс обучения до начала войны, от­личались превосходной подготовкой и огромной самоуверенностью - они считали себя «королями воздуха». Привитый в мирные годы инстинкт победителя помог Акаматцу остать­ся в живых в военное время.

После окончания авиацион­ного училища Акаматцу служил в различных подразделениях, в том числе в составе авиагрупп авианос­цев «Акаги», «Kara» и «Рюйдзё». В 1937 г. с началом войны в Китае лет­чика перевели в 13-ю авиагруппу, в составе которой он принял боевое крещение.

Агрессивный летчик, полу­чившей прозвище «Матцучан» (ма­ленькая сосна) отличился на самом старте своей боевой карьеры. 25 фев­раля 1938 г. в первом же воздушном бою ад Наьчангом он сбил четыре самолета противника. В сентябре летчика перевели на авианосец «Сорю». Опыт войны в Китае позво­лил Акаматцу выработать собственный, исключительно наступатель­ный, стиль ведения боя. Он всегда стремился атаковать, не взирая даже на численное превосходство против­ника.

Из Китая Акаматцу вернулся героем. В послевоенные годы он «скромно» заявлял: «Я уничтожил в воздушных боях и на земле более 200 самолетов». Получается, что японец в одиночку расправился с ВВС Китая. «До второй мировой войны истреби­тели имели сравнительно небольшие скорости полета, определяющим в воздушном бою являлись способно­сти летчика, а не самолета. Это было время единоборств. Мы почти не ле­тали большими группами».

Самопровозглашенный «ко­роль асов» заслужил репутацию от­чаянного задиры и бабника, ни для кого не являлась секретом пристрас­тие Акаматцу к спиртным напиткам. Горькое пьянство помноженное на буйный нрав очень часто открывало перед летчиком гостеприимные две­ри гауптвахты, в которой он стал настоящим завсегдатаем. Акаматцу безразлично относился к карьерному росту, презирал субординацию по отношению к старшим по званию. Его терпели только за действитель­но выдающиеся качества воздушно­го бойца.

В первый день войны на Ти­хом океане уоррент-офицер Акамат­цу принял участие в составе 3-й авиа­группы на Кларк-Филд и Иба. В воз­душном бою ас повредил один Р-40 из 20-й эскадрильи ВВС США. Через два дня Акитцуки вместе с еще дву­мя летчиками уничтожил американ­ский самолет над Манилой.

Над голландскими колониями Акаматцу сбил еще два самолета, бравый пилот идентифицировал их как «Кертис Ньпор». История авиа­ции самолетов такого типа не зна­ла. В группе с двумя летчиками Акит­цуки сбил над Явой летающую лод­ку. В небе Бали жертвами пушки его «Зеро» стали два Р-40. . При атаке австралийского порта Дарвин Ака­матцу добавил в свою коллекцию сбитых самолетов один «Спитфайр». В мае 1942 г. аса отозвали в Японию.

В июле 1943 г. энсин Акамат­цу получил назначение в 331-ю авиа­группу, в составе которой он в воз­душном бою 5 декабря 1943 г. над Калькуттой сбил еще четыре самоле­та. В январе 1944 г. аса перевели в 302-ю авиагруппу на должность на­чальника штаба. Группа базирова­лась на аэродроме Атцуги и была вооружена истребителями Рэйден («Джек»). Новая ответственная рабо­та требовала от Акитцуки большой отдачи, которую он компенсировал традиционном сакэ в гомерических пропорциях. Новый начальник штаба прививал своим необстрелянным под­чиненным уважение к противнику:

- У американцев прекрасно на­лажена радиосвязь, тактика группо­вых действий их истребителей пре­восходна.

Когда над Токио 16 февраля 1945 г. появились палубные самоле­ты ВМС США, Акаматцу вскочил в первый попавшийся «Зеро» и взмыл в небо на встречу армаде «Хэллкетов». Два американских самолет он сбил утром и еще два - вечером. Пос­ле окончания войны пилот утверж­дал, что 16 февраля он сбил девять «Хэллкетов» (четыре достоверно, пять вероятно).

Своего легендарного статуса ас достиг, летая на истребителе J2M Рэйден. Этот истребитель разрабаты­вался для решения узкоспециализи­рованной задачи - перехвата бомбар­дировщиков. Морские летчики к Рэйдену относились с презрением, они грешили на отвратительную маневренность машины, высокую посадоч­ную скорость, частые перегревы дви­гателя. В добавок ко всему силуэтом Рэйден напоминал «Тандерболт», что послужило причиной трагических ин­цидентов. Большинство ветеранов войны на Тихом океане считало, что Рэйден никогда не сможет выжить в бою в «Мустангом» или «Хэллкетом».

Акаматцу не пугали американ­ские истребители, но и он признавал:

- Наша тактика воздушного боя была лучшей в мире, но воздуш­но-стрелковая подготовка американ­цев превосходила нашу.

Акаматцу удивил своих коллег редким сочетанием исключительного летного мастерства и храбрости, кото­рые он продемонстрировал на Рейдене 19 апреля 1945 г. в бою с «Мустангами». В одиночку «мастер Рейдена» загнал трех «Мустангов» из 45-й истре­бительной эскадрильи ВВС США на малую высоту и сбил два из них!

В бою 29 мая над Иокогамой «старик» в одиночку атаковал 75 «Мустангов» и сбил самолет 2-го лей­тенанта Рафаса Мура из все той же 45-й истребительной эскадрильи. Мур остался в живых, он потом го­ворил:

- Будь японец американцем, то за тот бой он запросто мог бы полу­чить Почетную медаль Конгресса.

Акаматцу не согласился с пе­ремирием, он жаждал продолжать борьбу. Увы, истребители авиабазы Ацуги оказались не боеспособными.

Акаматцу за свою карьеру летчика морской авиации налетал более 8000 часов. В пьяном виде ас говорил о 350 сбитых самолетов, в трезвом - о 220. Никто не верил ни пьяному, ни трезвому Акаматцу. В его летной книжке имелись отметки лишь о девяти сбитых за время вой­ны на Тихом океане «Хэллкетах», нескольких «Мустангах», одном «Либерейторе» и семи В-29 (один досто­верно и шесть предположительно). Более-менее уверенно можно гово­рить о 30 сбитых Акаматцу самоле­тах. Аса сбивали неоднократно, од­нако дуракам и пьяницам везет не только в России - за войну Акаматцу не получил ни одной царапины.

Человек с таким характером и такой биографией не мог не стать легендой еще при жизни. Акаматцу очень любил порассказывать байки о своих подвигах за ящиком-другим сакэ. Чего стоит история о том, как он вскочил в кабину «Зеро» в кимо­но и деревянных сабо! Сабуро Сакаи хорошо знал Акаматцу: «Не верти глупым историям - это все чепуха!»

Послевоенные годы стали для летчика-алкоголика большим испы­таниям. Старые боевые друзья скину­лись и купили ему небольшой само­летик Пайпер. На этой машине вете­ран многочисленных воздушных сра­жений вел поиск косяков рыбы в ин­тересах компании Кочи Фишери, не оставляя при этом своего хобби -дружбы с бутылкой. Постепенно ас спивался, все больше друзей и знако­мых отворачивались от него, нача­лись проблемы со здоровьем. Отно­сительный покой пилот обрел в качестве хозяина небольшого кафе в го­роде Кочи. Садааки Акаматцу скон­чался от пневмонии 22 февраля 1988 г. в состоянии полной депрессии.