Лейтенант Юкио Эндо

 

Юкио Эндо считался в морс­кой авиации ведущим киллером В-29, он был пионером использования ноч­ных истребителей.

Эндо родился в префектуре Ямагата в сентябре 1915 г. После окончания в 1933 г. летного учили­ща будущий «убийца Сверхкрепос­тей» получил назначение в палубную авиацию. В ходе войны с Китаем он принимал участие в штурмовках на­земных войск противника, сбитых самолетов на его счету не имелось.

По возвращению в Японию его на­правили работать инструктором. «Учительствовал» Эндо до января 1943 г., когда получил назначение в 251-ю эскадрилью.

Ночные налеты бомбардиров­щиков В-17 ВВС США, действуя из Порт-Морсби, терроризировали Ра-баул. Пилоты «Крепостей» смеялись над точностью стрельбы прикрывав­ших Рабаул зениток. Командир 251-й авиагруппы коммодор Ясуна Коцоно предложил для борьбы в «Крепо­стями» вооружить парой 20-мм авто­матических пушек двухмоторный са­молет. Многие не верили в затею Коцоно, тем не менее идея получила практическое воплощение. Лейте­нант Эндо всячески поддерживал ко­мандира и вызвался опробовать во­оруженный пушками разведчик «Гекко» («Ирвинг») в бою.

Честь сбить первый В-17 в ночном полете, однако, выпала не Эндо, а его товарищу петти-офицеру 1-го класса Шигетоши Кудо, Кудо сбил «Крепость» в ночь на 21 мая 1943г. После возвращения в Японию в марте 1944 г. Эндо направили в 302-го авиагруппу, на аэродром Атцуги. Здесь Эндо готовил экипажи пушеч­ных Гекко к отражению предстоящих ночных налетов американской авиа­ции на Японские острова.

После первого налета «Сверхкрепостей» из 20-й воздушной армии ВВС США на Японию в ночь с 15 на 16 июня 1944 г., Эндо перевели в 352-ю авиагруппу, которая базировалась на аэродроме Омура. Эндо готовил восемь экипажей к испытанию огнем, срок на­ступил в ночь на 20 августа. В эту ночь японцам удалось сбить 14 из 88 бомбив­ших Киушу «Сверхкрепостей» - едва ли не самый высокий процент потерь в од­ном налете за всю войну.

Эндо занял выгодную для стрельбы позицию в задней полусфе­ре ниже В-29. Пилот «Гекко» пушеч­ным огнем буквально вспорол брю­хо бомбардировщика, В-29 загорел­ся и потерял управление. Японский летчик повторил маневр и тяжело повредил еще одну «Сверхкрепость». Всего за один вылет Эндо достовер­но сбил два В-29, один предположи­тельно и еще два бомбардировщика повредил.

Эндо не стал чистым ночни­ком, наряду с другими пилотами он летал на отражение дневных налетов американской авиации. 14 января 1945 г. Юкио Эндо взлетел на пере­хват группы В-29, летевших бомбить Нагою. Он сбил один бомбардиров­щик, повредил второй, но потом воз­душные стрелки зажгли самолет Эндо. Наблюдатель, уоррент-офицер Осами Нишио, сумел выпрыгнуть из горящего Гекко, однако его парашют не раскрылся. Эндо до последнего пытался восстановить управление поврежденной машины и выпрыгнул с парашютом слишком низко - купол не успел наполниться.

В специальном приказе от 11 февраля 1945 г., посвященном гибе­ли Эндо и Нишио, командир военно-морской базы Йокосука адмирал Фунизо Цукахара отметил:

- Вы над Токио и Нагоя сбили восемь бомбардировщиков В-29, по­вредили не менее восьми самолетов аналогичного типа. Ваш успех спо­собствовал росту морального духа личного состава 302-й авиагруппы. Вы навсегда останетесь в списках лучших.

Посмертно Юкио Эндо было присвоено звание коммандера.