Лейтенант Ютака Мориока
Ютака Мориока родился 8 марта 1922 г., его родители занимались торговлей стрелковым оружием и боеприпасами. 11 ноября 1941 г. Мориока был зачислен на 70-й курс военно-морской академии Итояма. В академии он получил квалификацию пилота пикирующего бомбардировщика «Вэл», но на этом самолете Мириока не совершил ни одного боевого вылета. Сразу же по окончанию курса его назначили инструктором в авиагруппу Уса, аэродром Киушу.
Когда военное положение Японии стало критическим Мориоке предложили освоить «Зеро». В апреле 1944 г. летчик попал в истребительную 302-й авиагруппу, которая базировалась в Атцуги. Учиться летать на истребителе ему помогал известный ас Садааки Акаматцу. В одном из первых учебных боев над аэродромом Акаматцу за десять минут «сбил» своего ученика четыре раза! Через два месяца учитель посчитал Мориоку достойным диплома летчика-истребителя.
После завершения переучивания на «Зеро» Мориока получил назначение командиром группы. В возрасте 23 лет он стал самым молодым в морской авиации Японии командиром группы: под его началом было три эскадрильи - две, вооруженные «Рэйденами». И две - «Зеро». С ноября 1944 г. подчиненные Мориоки стали принимать участие в перехватах летавших бомбить Японию бомбардировщиков В-29.
23 января 1945 г. Мориока атаковал в районе Нагой В-29 из 73-го бомбардировочного авиакрыла ВВС США. Он повредил «Сверхкрепость», однако пуля, выпущенная хвостовым воздушным стрелком американского самолета угодила ему в левую руку. Товарищи добили, поврежденный Мориокой, В-29. Руку пришлось ампутировать. С железным протезом вместо левой руки лейтенант вернулся в строй.
3 августа 1945 г. Мориока возглавил четверку «Зеро», которая во чтобы то ни стало жаждала помешать спасти приводнившегося в Токийском заливе пилота сбитого «Мустанга» (им был кэптен Эдвард Майке). На спасение летчика янки бросили внушительные силы: B-17G из 4-й поисково-спасательной эскадрильи сбросил надувную лодку и аварийный комплект, в залив вошла подводная лодка «Эспро», прикрытие спасательной операции с воздуха осуществляли четыре Мустанга», два «Приватира» и один В-29.
В воздушном бою, который развернулся прямо над головой Майкса, Мориока сбил «Мустанг» из 457-й истребительной эскадрильи (летчик - 2-й лейтенант Джон Конифф). Тем не менее, американцам все-таки удалось вытащить сбитого летчика из-под носа у японцев. Сделали это две «Каталины» из эскадрильи VPB-121.
13 августа Мориока во главе восьмерки «Зеро» атаковал «Каталину», которая занималась спасением сбитого над Токийским заливом пилота «Хэллкета». Гидросамолету удалось взлететь, и он взял курс к выходу из Токийского залива. Впрочем, далеко «Каталина» не ушла: пули и снаряды «Зеро» нашли гидроплан над мысом Татеяма.
15 августа, за два часа до объявления перемирия, лейтенант Мориока одержал свою пятую и последнюю победу в воздушном бою. Он вновь летал во главе восьмерки «Зеро» и сошелся в схватке с шестеркой «Хэллкетов» из эскадрильи VF-88. Это был самый последний воздушный бой между «Зеро» и «Хэллкэтами» во второй мировой войне. В самой завязке боя Мориока заставил летчика одного из «Хэллкетов» превратиться в парашютиста.
Истинный джентльмен, Мориока, после войны материально поддерживал своего наставника - алкоголика Акаматцу. 4 декабря 1991 г. на симпозиуме, посвященном 50-летию нападения на Перл-Харбор,
Мориока познакомился с Эвардом Майксом. Ветераны живо вспоминали воздушный бой, произошедший над токийским заливом 46 лет назад. Расстались они лучшими друзьями. Ютака Мориока скончался в июле 1993 г.