Самолеты асов

 

01.jpg

1.  Истребитель А5М2 Тип 96 модель 2-1 петти-офицера 1-го класса Тетсузо Ивакмото, 13-я авиагруппа, Нянъджинг, Китай, февраль 1938 г. Бортовые номера всех самолетов 13-й авиагруппы в период с октября 1937 г. по ноябрь 1940 г. начинались с цифры «4». На самолете с бортовым номером «4-133» Ивамото практически ежедневно летал на бовеые задания в первые месяцы войны в Китае, а вообще - на этом истребителе летали многие летчики.

2.  Истребитель А5М2 Тип 96 модель 2-1 лейтенанта Мочифуми Нанго, 15-я авиагруппа, Анъджинъ, июль 1938 г. С июля по ноябрь 1938 г. бортовые номера истребителей 15-й авиагруппы начи­нались с белой десятки. Белая полоска-кольцо вокруг фюзеляжа имелась на са­молетах командиров звеньев. Лейтенант Нанго столкнулся на этом самолете с китайским истребителем И-15 в воздушном бою 18 июля 1938 г. над озером Поянг. Нанго погиб.

3. Истребитель A5M2 Тип 96модель 4 петти-офицера 2-го класса Хайдео Оиши, истребительная эскадрилья авианосца «Сорю», Восточно-Китайское море, ноябрь 1938 г. Буква « W» использовалась для идентификации самолетов истребительной эс­кадрильи «Сорю» с конца 1937 г. по 1940 г. Иероглифы на фюзеляже гласят, что самолет № 266 презентовал военно-морскому флоту Японии некий мистер Иваи. Подобные надписи (нечто вроде «Малый театр - фронту») в пери­од войны в Китае имелись на многих японских самолетах.

4.  Истребитель А5М2 Тип 96 модель 4 петти-офицера 1-го класса Матцуо Хагири, истребительная эскадрилья авианосца «Сорю», Япония, лето 1939 г. Истребитель тип 96 был исключительный по маневренности самолет - он зап­росто мог сделать вираж: вокруг «Зеро». Матцуо Хагири сделал в годы второй мировой войны блистательную карьеру.

5. Истребитель А6М2 модель 11 уоррент-офицера Коширо Ямашиты, 12-я авиагруппа, Ханькоу, Китай, 1940г. В период 1940-41 г.г. бортовые номе­ра самолетов 12-й авиагруппы начина­лись с цифры «3». Изображение лас­точки красного цвета, вписанное в красную окру ясность - наиболее рас­пространенная в тот период среди летчиков «Зеро» отметка о победе в воздушном бою.

02.jpg

6.  Истребитель А6М2 модель 11 командира эскадрильи лейтенанта Минору Сузуки, 12-я авиагруппа, Ханькоу, Китай, 1940 г. На этом самолете летали многие пилоты (в том числе и лейтенант Сузуки). На киле - отметки о 28 победах, одержанных в воздушных боях на этом ис­требителе разными летчиками. После окончания войны в Китае истребитель вернули в Японию и в пропагандистских целях выставили в военно-морской ака­демии. Минору Сузуки встретил конец войны на Формозе в звании лейтенант-коммандера, имея на своем счету восемь сбитых самолетов.

7.  Истребитель А6М2 модель 11 петти-офицера 2-го класса   Тцутоми Иваи, 12-я авиагруппа, Ханькоу, Китай, 13 сентября 1940 г. В ходе знаменитого воздушного боя 13 сентября 1940 г, над Ханькоу 13 пилотов «Зеро» сбили 27 китайских истребителей. В этой схватке Иваи сбил два самолета противника. Тцутоми Иваи прошел всю войну на Тихом океане, к августу 1945 г. он сбил 11 самолетов.

8. Истребитель А6М2модель 11 петти-офицера2-го класса Хайдео Оиши, 12-я авиагруппа, Ханькоу, Китай, 1941 г. Большинство истребителей «Зеро» оснащались радиостанциями, которые, однако, пилоты совершенно не использовали. В первые годы войны не было нужды снимать радиостанции для облегчения «Зеро», истребитель и так превосходил по летным характеристикам всех своих оппонентов. Оиши сбил шесть самолетов противника, прежде, чем погиб в воздушном бою нас Филиппинами 12 сентября 1941 г.

9. Истребитель А6М2модель 11 петти-офицера 1-го класса Масаяки Накаси, 12-я авиагруппа. Ханькоу, Китай, 14 марта 1941 г. В воздушном бою 14 марта 1941 г молодой летчик Масаяки Накаси сбил шесть советских самолетов И-15, (видимо, имеется в виду И-15бис) стал одним из первых в Японии «однодневных асов». Позже над Китаем Накаси сбил еще три самолета. Накаси стал также и одним из первых летчиков-истребителей японской морской авиации, погибших во второй мировой войне. Его «Зеро» был сбит зенитным огнем при штурмовке острова Целебес, предположительно «Зеро» сбил пулеметчик бронеавтомо­биля. В общей сложности Масаяки Накаси одержал 18 побед в воздушных боях.

10.  Истребитель А6М2 модель 21 летчика 1-го класса Масааки Шимакавы, авиагруппа Тайнань, Формоза, октябрь 1941 г. С октября 1941 по октябрь 1942 г.г. бортовые номера истребителей авиа­группы Тайнань начинались с латинской буквы «V», на фюзеляжах нано­сились косые полосы-кольца. На рисунке изображен «персональный» самолет Шимакавы - обратите внимание на иероглиф «Шима» в круге восходящего солнца. Многие летчики авиагруппы Тайнань изображали на бортах своих истребителей начальные иероглифы своей фамилии - так проще было опознать чей самолет сбили или идентифицировать летчика в полете.

11. Истребитель А6М2 модель 21 петти-офицера 2-го класса Йоширо Хашигучи, 3-я авиагруппа, Голландская Вест-Индия, февраль 1942 г. С латинской буквы «X» (или римской цифры «X», кому, что больше нравиться) начинались бортовые номера самолетов 3-й авиагруппы с апреля 1941 по октябрь 1942 г. На истребителе с бортовым номером «Х-183» летали разные пилоты, однако больше всего побед на этой машине одержал Хашигучи. Йоширо Хашигучи воевал над Соломоновыми островами и Филиппинами, пока не погиб 25 декабря 1944 г. На его счету числилось десять побед в воздушных боях.

03.jpg

12.  Истребитель А6М2 модель 21 петти-офицера 2-го класса Сусуми Ишиха-ры, авиагруппа Тайнань, остров Ява, февраль 1942 г. На изображенном здесь истребителе Ишихара летал в период «голландской» кампании, в этот период пилот летал, главным образом, на штурмовки назем­ных войск и патрулирование воздушного пространства. Сусуми Ишихара отличился в тяжелейших воздушных боях над Соломоновыми островами, до кон­ца войны он сбил более 30 американских самолетов.

13.  Истребитель А6М2 модель 21 петти-офицера 1-го класса Йошисуки Ариты, авиагруппа Тайнань, Бали, февраль 1942 г. На изображенном на рисунке истребителе Арита погиб в воздушном бою над Порт-Морсби 1 мая 1942 г.

14.  Истребитель А6М2 модель 21 петти-офицера 1-го класса Сабуро Сакаи, авиагруппа Тайнань, Рабаул, 7 августа 1942 г. Обратите внимание на белую полосу командира звена, нанесенную на киль истребителя Сакаи. На самолете с бортовым номером «V-128» Сакаи принимал участие в едва ли не рекордным по длине маршрута боевом вылете 7 августа 1942 г. на Гуадалканал. В воздушном бою японский ас сбил три американских самолета, но получил тяжелое ранение в голову от воздушного стрелка бом­бардировщика SBD из эскадрильи VB-6. Балансируя на грани жизни и смерти Сабуро Сакаи пять часов тянул на поврежденном «Зеро2 к своей базе в Рабауле. летчик посадил истребитель с практически сухими топливными баками. 1? Гидросамолет-разведчик F1M2 тип «Зеро» модель 11 петти-офицера 1-го класса Киюми Катцуки (летчик) и петти-офицера 2-го класса Мичио Такарады 'наблюдатель), транспорт гидросамолетов «Читозе», 4 октября 1942 г.

Эра самолетов-бипланов завершилось в японской авиации с появлением ис­требителей «Зеро», однако гидроса­молеты F1M2 («Пит») с двумя пара­ми крыльев широко применялись на протяжении всей второй мировой вой­ны. Экипаж: Киюми Катцуки и Мичио Такарады летал на самолете с бортовым номером «Y1-23» 4 октяб­ря 1942 г., когда они таранным уда­ром сбили бомбардировщик В-17 «Ле­тающая Крепость», сорвав тем са­мым удар американских самолетов по транспорту гидросамолетов «Ниссин».

16. Истребитель А6М2 модель 21 ко­мандира эскадрильи лейтенанта Хайдеки Шинго, авиагруппа авианосца «Сёкаку», битва при Санта-Круз, 26 октября 1942 г. Лейтенант Шинго возглавлял группу истребителей «Зеро» во второй вол­не японской палубной авиации, атако­вавший американские авианосцы. В воздушном бою пилоты «Зеро» сбили пять самолетов палубной авиации ВМС США. Код «EI» на киле истре­бители авиагруппы авианосца «Сёкаку» имели в период с сентября 1941 г. по октябрь 1942 г. Шинго остался в живых и после окончания войны продолжил службу в воздушных силах самообороны Японии, он летал на ре­активных истребителях.

04.jpg

17.  Истребитель А6М2 модель 21 старшего петти-офицера Тетцуро Ивамото, авиагруппа Оппама, префектура Канагава, Япония, январь 1943 г. После гибели многих опытных пилотов в битве за Мидуэй, Ивамото вместе с другими ветеранами отозвали из подразделений первой линии в Японию на ин­структорскую работу. В ноябре 1942 г. командование морской авиации Япо­нии распорядилось реорганизовать все «именные» авиагруппы берегового бази­рования в номерные. Иероглифы перед номером «101» на киле изображенной здесь машины фонетически можно прочитать как «О-Хи» - первый буквы япон­ских слов Оппама Авиация.

18.   Истребитель А6М2 модель 21 старшего петти-офицера Сабуро Сайта, авиагруппа авианосца «Дзуйкаку», Рабаул, январь 1943 г. Истребительная эскадрилья из авиагруппы авианосца «Дзуйкаку» была реорга­низована сразу же по возвращению корабля в Японию после битвы при Санта-Круз (октябрь 1942 г.). С октября 1942 по ноябрь 1943 г. идентификационный код эскадрильи был «А 1-1», ранее использовался код «Е11». Эскадрилья прикрывала эвакуацию из Гуадалканала, действовала с аэродромов Рабуала и Буйна. Сайта одержал первую победу 1 февраля 1943 г., когда он сбил «Уалдкэт» из эскадрильи VMF-112 над островом Саво. В бою над островом Лусон 24 октяб­ря 1944 г. он   был ранен, но после лечения вернулся в строй. За время войны Сабуро Суито сбил более 18 самолетов противника и налетал 2118 часов.

19.  Гидросамолет-истребитель A6M2-N лейтенанта Кейцо Ямацаки, 802-я авиагруппа, база гидропаланов на острове Шортланд, февраль 1943 г. Самолеты A6M2-N американцы называли «Руфь», «Руфь» - один из двух лучших гидросамолетов Японии времен второй мировой войны. Достоинством этой ма­шина была возможность базироваться едва ли не в любом месте морского побере­жья. 13 февраля 1945 г. на изображенном здесь истребителе лейтенант Ямацаки сбил «Аэрокобру» ВВС США. Это не единственная победа, одержанная на этой машине - обратите внимание на нанесенные на кил отметки о сбитых..

20.  Истребитель А6МЗ модель 22 старшего петти-офицера Хироюши Нишизива, 251-я авиагруппа, префек­тура Аичи, Япония, весна 1943 г. Идентификационный код «UI» перед бортовым номером самолеты 251-й авиагруппы носили до июне 1943 г. Нишизава летал на этой машине в быт­ность инструктором.

21.  Истребитель А6МЗ модель 32 петти-офицера 2-го класса Кендзи Янагия, 204-я авиагруппа, Буин, 18 апреля 1943 г. Янагия летал на истребителе с бор­товым номером «Е2-169» во время трагического полета на сопровожде­ние бомбардировщика «Бетти» с ад­миралом Ямамото. В воздушном бою Янагия предположительно сбил «Лайтнинг», однако это уже ничего не меняло. Обратите внимание - на ис­требителе нет мачты радиоантенны, пришло время экономить массу и ра­диостанции с «Зеро» стали демонти­ровать. Другая причина - плохая по­мехозащищенность радиоприемника, при работе системы зажигания дви­гателя «Зеро» (в полете система за­жигания, так же как и сам двигатель, чаще всего работала, в противном слу­чае полета не получалось) в наушни­ках стоял дикий треск. Несмотря на запрещение командования демонтиро­вать радиостанции, летчики снимали с «Зеро» рации едва ли не повсеместно.

05.jpg

22.  Истребитель А6МЗ модель 22 уоррент-офицера Мацу о Хагири. 204-я авиа­группа, Буин, лето 1943 г. За свое двухмесячное пребывание в 204-й авиагруппе Хагири сбил шесть амери­канских самолетов, прежде чем получил ранение в воздушном бою 23 сентября 1943 г. с «Корсарами» ВМС США и «Вархауками» новозеландских ВВС. Прежде чем Хагири сбили, он сам завалил два истребителя противника. Мацуо Хагири был эвакуирован в Японию на лечение.

23.  Истребитель А6МЗ модель 22 старшего петти-офицера Шоичи Сугита, 204-я авиагруппа, Рабаул, июнь 1943 г. Даже такой опытнейший пилот как Сугита не имел персонального самолета и летал на той машине, которая с требуемый момент была свободна. В течение июня 1943 г. Сугита сбил или повредил два истребителя F4F, три F4U и три самолета неустановленного типа.

24.  Истребитель А 6МЗ модель 22 старшего петти-офицера Такео Оку мура, Буин, сентябрь 1943 г. Идентификационный код «WI» на самолетах 201-й авиагруппы использовался с июня 1943 по 1944 г.г. 14 сентября 1943 г. Такео Окумура установил своеобраз­ный рекорд среди летчиков морской авиации Японии по количеству самолетов, сбитых в один день - десять штук!

25. Истребитель N1K1-J «Шинден 11», 402-я эскадрилья 341-й авиагруппы, Фи­липпины, середина 1944 г. Новые истребители «Шинден» 341-я авиагруппа должна была получить на во­оружение в 1943 г., но из-за производственных проблем первый «Шинден» появился в группе только в феврале 1944 г. Истребитель представлял собой глубокую модификацию гидросамоле­та «Рекс». В США истребители присвоили кодовое имя «Джордж». Даже после поступления истребителей это­го типа на вооружение морской авиа­ции отмечались проблемы с системой уборки/выпуска шасси и зажиганием двигателя. Герой Мидуэя, начальник штаба 402-й эскадрильи лейтенант Фуджита оценил новейший истреби­тель одним словом: «Дерьмо».

26.  Истребитель А6МЗ модель 32 старшего петти-офицера Такио Танимицу, авиагруппа Тайнань, Тайнанъ, остров Формоза, сентябрь 1944 г. Изображенный здесь самолет принад­лежал скорее тренировочному подраз­делению, а не прославленной авиагруп­пе Тайнань, летчики которой отличи­лись в воздушных сражениях над Но­вой Гвинеей в 1942 г. Танимщу использовал этот истребитель ночью 31 ав­густа 1944 г., когда он сбил бомбар­дировщик В-24 (заводской № 44-40783) из 425-й эскадрильи 308-го бом­бардировочного авиакрыла. Американ­ским бомбардировщиком командовал 1-й лейтенант Норман Клиндинен. Надпись иероглифами на фюзеляже гласит: «Ежедневно в боях. 31 августа 1944 г. принимал участие в воздуш­ном бою над Такао. № сентября - там же. На нем сбит один В-24». Летчики редко делали подобные надписи на своих самолетах (если у них вообще были персональные самолеты), в данном случае Танимщу хотел эффект­ным лозунгом подстегнуть молодых летчиков.

27.  Истребитель J2M3 «Рэйден 21» лейтенанта Садааки Акаматцу, 302-я авиагруппа, аэродром Атцуги, март 1944 - август 1945 г. г. Лейтенант Акаматцу летал на изоб­раженном здесь самолете как на тре­нировочные, так и на боевые вылеты. Обратите внимание на две отметки о сбитых на «Рейдене» самолетах.

06.jpg

28.  Истребитель N1K2-J «Шинден-Кай 21» командира 701-й эскадрильи 343-й авиагруппы лейтенанта Такаши Ошибучи, Киушу, апрель 1945 г. Литера «С» на киле истребителя говорит о его принадлежности к 701-й эскадрилье, двойные красные диагональные кольца-полосы наносили на самолеты командиров эскадрилий. 16 апреля 1945 г. Ошибучи возглавлял группу из 32-х «Джорджей» в налете на Окинаву. В воздушном боя японцы сбили 20 «Хэллкетов», потеряв девять «Шинден-Каев». Такаши Ошибучи погиб 24 июля 1945 г. на истребителе с бортовым кодом «343-С-13», его сбил над проливом Бунго лейтенант Джордж Уильяме из эскадрильи VF-49..

29.  Истребитель J1N1-S модель 21 лейтенанта Юкио Эндо (летчик) и стар­ший петти-офицер  Осами Нишио (наблюдатель), 2-я эскадрилья, 302-я авиа­группа. Аэродром Атцуги, январь 1945 г. Обратите внимание на отметки о победах, нарисованные на фюзеляже «Гекко» - пять двойных цветков вишни (достоверные победы) и девять одинарных (вероятные).Цветки сакуры - свидетельство успехов Эндо и Нишио. Экипаж погиб 14 января 1945 г. Эндо и Нишио сбили не менее восьми четырехмоторных бомбардировщиков В-29.

30.  Истребитель А6М5модель 52 энсина Тетцузо Ивамото, 311-я эскадрилья, 252-я авиагруппа, аэродром Мобара, Япония, 16 февраля 1945 г. 16 февраля 1945 г. американская палубная авиация появилась над Токио. Ивамово главе восьмерки «Зеро» вступил в бой с американскими «Корсарами». К вечеру его боевой счет пополнился семью сбитыми американскими самолетами и одним поврежденным.

31.  Истребитель А6М5 модель 52 энсина Садааки Акаматцу, 302-я авиа группа, аэродром Атцуги, Япония, 16 17 февраля 1945 г. «Зеро» модификации А 6М5 модель 5. появился на фронте осенью 1943 г. В опытных руках самолет не уступал воздушном бою американским «Хэл лкетам» и «Корсарам». За два дня на петое палубной авиации ВМС США; Акаматцу сбил четыре «Хэллкета». Hi фюзеляже изображенного здесь само пета эти победы отмечены цветкам, хризантемы. Два цветка вишни - поврежденные американские самолеты.

32.  Истребитель J2M3 «Рэйден 21 лейтенанта Йошихиро Аоки, 352-> авиагруппа, аэродром Омура, март 1945 г.

352-я авиагруппа была сформироват в августе 1944 г. для защиты от на петое американской авиации городов Сасебо и Нагасаки, района Омура Лейтенант резерва Аоки служил авиагруппе в должности начальника штаба, он неоднократно принимал участие в отражении налетов В-29. Особые отличия вроде желтых мол­ний крайне редко встречались на япон­ских, самолетах.

33.  Истребитель N1K2-J «Шинден-Кай» старшего петти-офицера Хайдео Накао, 407-я эскадрилья, 343-я авиагруппа, аэродром Матцуяма, Япония, март 1945 г. Число «20» на фоне восходящего солнца говорит о том, что изображенную на рисунке машину использовали скорее для тренировки летного состава, чем для боевых вылетов. Истребитель «Шинден-Кай» был вооружен четырьмя 20-мм автоматическими пушками тип 99 Mk 4, по две в каждой плоскости крыла. Скорострельность 20-мм пушки составляла 490 выстрелов в минуту. Боекомплект располагался в магазине, рассчитанным на 250 снарядов, у каждой пушки был свой магазин. Летчики считали, то скорострельность орудий явно недостаточна.