Ночной истребитель

 

Служивший в Королевских ВВС Лаоса лейтенант Черт Саибори, таец по национальности, в сентябре 1963 г. принимал участие в показа­тельном полете. Его полет завершил­ся для наблюдателей совершенно нео­жиданно: самолет Т-28 «Троян» неожиданно скрылся в неизвестном на­правлении. Саибори перелетел в Се­верный Вьетнам, где предложил свои услуги летчика коммунистам. Таи­ландец плохо представлял себе реа­лии социалистической демократии: пилот моментально стал военноплен­ным, а его самолет поставили на при­кол в авиаремонтных мастерских А-33 ВВС ДРВ. «Троян» провел на зем­ле шесть месяцев, прежде чем его вер­нули в пригодное к полетам состоя­ние. Этот самолет стал первым истре­бителем ВВС Северного Вьетнама.

В 1963-64 г.г. американские самолеты выполнили несколько дневных и ночных разведывательных полетов над ДРВ, помимо разведки самолеты сбрасывали листовки. Име­ются данные, что авиация также дей­ствовала в интересах подразделений специального назначения, заброшен­ных в ДРВ. За действиями американ­цев внимательно следил штаб ВВС ДРВ во главе с генерал-полковником Данг Тинем. Вьетнамцы разработа­ли план противодействия разведыва­тельным полетам, ключевая роль в котором отводилась единственному «истребителю» ВВС.

Как только инженер-механик Нгуен Туан и инженер-электрик Нгу­ен Ба Фук сумели разобраться с дви­гателем и электрооборудованием са­молета, «Троян» немедленно офици­ально включили в состав ВВС под бортовым номером «963» («9» - сен­тябрь, «63» - 1963 г., месяц и год пе­релета Саибори). Непосредственно операцию планировали Нгуен Ван и Ле Тиен Фуок, летчиком назначили пилота командира экипажа транс­портного самолета Ил-14 ВВС ДРВ капитана Хонг Нгок Транга. «Глаза­ми и ушами» операции стала 41-я ра­диолокационная рота 291-го полка ПВО.

Разработанная операция от­разилась на судьбе Черта Саибори, который из узника превратился в ин­структора, обучавшего Транга ле­тать на «Трояне». После нескольких полетов выяснилось, что двигатель нуждается в переборке и замене ряда агрегатов. К счастью примерно в это время в провинции Куаньгбинь зе­нитчики сбили «Троян», с которого были сняты все исправные детали, которые доставили на базу А-33. Борт «963» подготовили к «акции» в январе 1964 г.

Из-за отсутствия оборудова­ния для наведения самолета на нару­шителя воздушного пространства ДРВ в темное время суток, перехват можно было осуществить только при ясной луне. Долгое время у коммуни­стов не получалось наказать амери­канцев: то летчик не мог найти цель, то ошибались «глаза и уши» (цели не имелось вообще), то пилот «мазал» при атаке.

Удача улыбнулась 15 февраля 1964 г. Радиолокационная станция в 22.30 обнаружила американский са­молет в районе Сонькойнг, провин­ция Ньиань. Самолет шел вдоль тро­пы Хо Ши Мина на север в направ­лении Хоиксуаня. В 1.07 16 февраля Нгуен Ван Ба получил команду на взлет. На высоте 500 м в свете, про­бивающимся через облако луны, лет­чик обнаружил двухмоторный самолет, он дал по нему две очереди. Са­молет упал в лес недалеко от вьетна­мо-лаосской границы, им оказался транспортный С-123 «Провайдер». Из экипажа самолета уцелел только один человек (южновьетнамец). ВВС ДРВ одержали первую победу в воз­душном бою.