Годы учебы

 

Министр обороны ДРВ гене­рал Во Нгуен, начальник штаба бри­гадный генерал Хоань Ван Тай и от­вечавший за боевую подготовку Фан Фас в начале 1949 г. представили на суд Хо Ши Мина программу созда­ния военно-воздушных сил и военно-морского флота. В результате в марте 1949 г. был организован Исследо­вательский комитет ВВС (Ban Nghien Cuu Khong Quan, во главе которого Хо Ши Мин поставил Ха Донга.

Одним из первых шагов ново­го комитета стал отбор кандидатов в летчики, техники, авиационные ме­теорологи. Первая группа состояла из 29 человек, вторая - уже из 81. Методика подготовки базировалась на французских наставления, в каче­стве инструкторов привлекли нахо­дившихся в плену со времен оконча­ния второй мировой войны смыслив­ших в авиации немцев и японцев.

После прослушивания корот­кого теоретического курса «школя­ры» и их наставники приступили к сооружению взлетно-посадочной полосы размером 400 х 25 м на лугу близ города Чиемхоя. В распоряжении «авиационного училища» имелось всего два самолета - те же «Тайгер Мот» и Моран-Сольнье. Топливо на аэродром доставляли из Каобанга.

В марте 1956 г. группа из ПО человек была отправлена для обуче­ния за границу. 80 человек - в Китай, 50 из них предстояло стать летчика­ми-истребителями. 30 других курсан­тов во главе с Дао Динь Луеном дол­жны были научиться управлять бом­бардировщиками Ту-2. Уже в ходе обучения приоритеты сменились, и группа Дао Динь Луена стала гото­виться в летчики-истребители, а люди Фам Данга - пилотировать транспортные самолеты Ли-2 и вер­толеты Ми-4.

В Советский Союз отправи­лась другая группа из 30 человек под командованием Фам Динь Куонга, которым предстояло освоить самоле­ты Ил-14, Ан-2, вертолеты Ми-4 и реактивные истребители МиГ-15.

В январе 1956 г. был органи­зован Вьетнамский аэроклуб (Саи Lac Во Hang Khong Viet Nam), а че­рез несколько месяцев от аэроклуба в Чехословакию направилось 12 кур­сантов для обучения пилотированию поршневых спортивных самолетов Zlin-226 «Тренер-6».

Министерство обороны при содействии министерства гражданс­кой авиации организовало на аэро­дроме Сатби 1-е авиационное учили­ще (Truong Hang Khong So 1). Посто­янный личный состав училища вклю­чал 13 прошедших в Китае обучение пилотированию самолетов Як-18 (CJ-6) инструкторов, пять инструкторов из Чехословакии и несколько советников из КНР.

Курсанты изучали теорию по­лета, материальную часть, авиацион­ную метеорологию и связь. Училище располагало восьмью полученными из Чехословакии самолетами «Тре­нер-6» и некоторым количеством Як-18, переданными в апреле 1959 г. Ки­таем.

Авиационное училище № 2 (Truong Hang Khong So 2) в Гимламе готовило радистов и механиков. В училище имелось три самолета Аэро-45 чешского производства, ко­торые в январе 1956 г. Вьетнаму пе­редала Китайская Народная Респуб­лика.

Первая группа летчиков вер­нулась из Китая после трехлетнего обучения и сразу же стала передавать свой опыт и знания другим. В начале 1959 г. началась подготовка экипажей самолетов Ил-14, Ан-2, Ли-2 и вертолетов Ми-4. Этим экипажам предстояло стать базой для формиро­вания транспортного авиационного полка. Датой формирования 919-го авиационного транспортного полка (Trung Doan Khong Quan Van Tai 919) стало 1 мая 1959 г., спустя не­сколько месяцев были сформирова­ны 910-й учебный авиационный полк (Trung Doan Khong Quan 910) и авиа­ционное училище ВВС (Truong Doan Khong Quan Viet Nam).

На вооружении 910-го полка состояли самолеты Як-18. К 6 октяб­ря 1959 г. первые 12 курсантов само­стоятельно налетали на Яках по 20 часов, после чего их перевели в 919-й авиационный транспортный полк, где они стали осваивать самолеты Ил-14, Ли-2 и Ан-2. В 1960 г. курс обучения прошли 87 человек.

Примерно 50 курсантов имев­ших наибольший налет на Як-18 ото­брали для обучения в Китае на истре­бители МиГ-17. К этому времени на родину вернулась первая группа лет­чиков, освоивших в КНР истребите­ли МиГ-15, 31 из них вновь отправил­ся в страну Желтого дракона учить­ся летать на МиГ-17. Летчики и при­мерно 200 вьетнамских техников про­ходили подготовку на базе ВВС КНР Монгту, расположенной недалеко от границы с Вьетнамом. В случае необ­ходимости летчики и техники могли прибыть в ДРВ в самый кратчайший срок.

Первые летчики завершили курс обучения пилотированию и бо­евому применению истребителя МиГ-17 в СССР и КНР к концу 1962 г., после чего вернулись во Вьетнам. В феврале 1964 г. в Ханой из Советс­кого Союза прибыли первые реак­тивные самолеты - 36 истребителей МиГ-17 и учебно-тренировочных МиГ-15УТИ. У командования ВВС ДРВ появилась возможность сформи­ровать 921-й истребительный авиа­ционный полк «Sao Dao».

Командование вооруженных сил ДРВ планировало сформировать вертолетный полк, группа из 67 кур­сантов была направлена в Советский Союз для обучения полетам на вин­токрылых летательных аппаратах. Подготовка завершилась в 1964 г., однако такого количества вертолетов в ДРВ еще не имелось.

Известный инцидент с атакой северовьетнамскими торпедными ка­терами эсминца ВМС США «Мэддокс», произошедшим в августе 1964 г. в Тонкинском заливе, послужил поводом для начала воздушной кам­пании против ДРВ. Министерство срочно отдало команду 921-му истре­бительному авиаполку перебазиро­ваться из Китая на родину: 6 августа полк прибыл на аэродром Нойбай. За первый четыре месяца пребывания в Нойбай летчики полка налетали на МиГ-17 часов больше, чем за весь проведенный в Китае год. Полеты сочетались с наземной подготовкой на «высокотехнологичном тренаже­ре» - бамбуковом имитаторе кабины, подвешенном к деревьям.

Летом 1965 г. из Советского Союза и Китая вернулось еще 30 че­ловек, получивших свидетельства летчиков-истребителей. Вдвое возросшая численность пилотов реак­тивных самолетов позволила 7 сентября 1964 г. сформировать 923-й ис­требительный авиационный полк «Yen The». На вооружении 923-го полка находились самолеты МиГ-17, на вооружении 921-го - МиГ-17 и бо­лее современные МиГ-21.

Очередная группа, 18 человек, вьетнамских выпускников Красно­дарского высшего авиационного учи­лища летчиков прибыла в Ханой в ноябре 1966 г. Примерно 60% из этих 18 парней до конца года уже успели принять участие в воздушных боях.

В 1967 г. две трети летчиков МиГ-17 приступили к переподготов­ке на МиГ-21, количество которых в ВВС ДРВ постоянно росло. В январе 1968 г. 14 пилотов для МиГ-17 завер­шили курс обучения в 910-м учебном авиационном полку, летчиков немед­ленно направили боевые 921-й и 923-й полки.

В феврале 1969 г. министер­ством обороны было принято реше­ние приступить к формированию тре­тьего истребительного авиаполка. 925-й полк стал базироваться на аэродроме Иенбай, на вооружении находились истребители МиГ-17 и J-6 (китайская копия МиГ-19). Летный состав полка набирался из выпускни­ков Краснодарского училища, прошедших обучение полетам на МиГ-21, и местных кадров, которых на­учили пилотировать МиГ-17 в 910-м учебном авиаполку ВВС ДРВ.

Летчики отрабатывали груп­повую слетанность в составе пары, звена и группы из 12 самолетов в про­стых и сложных метеоусловиях, днем и ночью. Спустя два месяца после начала формирования подразделе­ния, девять летчиков 925-го авиапол­ка посчитали готовыми к боевому применению истребителей МиГ-19, а четырех пилотов - к использованию МиГ-17.

Количество подготовленных летчиков северовьетнамских ВВС росло, но уровень их мастерства ни шел не в какое сравнение с уровнем подготовки американских пилотов ВВС и морской авиации. Между тем, личный состав 919-го транспортного авиаполка ВВС ДРВ приступил к от­работке практического бомбомета­ния в ночное время со своих «бомбар­дировщиков».

В начале 70-х годов к двум ос­новным «поставщикам» летчиков и советников для ВВС ДРВ - Советско­му Союзу и Китаю - добавилась Куба. В 1971 г. штаб ВВС отобрал десять летчиков МиГ-17 из 923-го авиаполка для обучения тактике бомбоштурмовых ударов по наземным и надводным целям. Обучение пило­тов тактике атак кораблей военного флота США вели кубинцы. К марту 1972 г. шесть летчиков 923-го полка считались готовыми к нанесению ударов по наземным целям.

К этому времени Америка ус­тала от казавшейся нескончаемой войны в Индокитае. Президент Ник­сон решил разрубить вьетнамский узел силами Стратегического авиаци­онного командования ВВС США. В ходе операции «Лайнбэйкер II» стра­тегические бомбардировщики Боинг В-52 «Стратофортресс» выполнили более 3000 вылетов и сбросили порядка 40 000 т взрывчатки. Основные удары пришлись по системе ПВО Северного Вьетнама. За короткий промежуток времени янки почти су­мели сделать то, чего не могли выпол­нить долгие годы.

Все учебно-тренировочные самолеты ВВС ДРВ были уничтоже­ны в ходе налетов, после чего подго­товку летчиков пришлось перенести на территорию Китая, но авиацион­ные училища по-прежнему остава­лись в ведении штаба ВВС ДРВ. В конце 1973 г. процесс обучения кур­сантов удалось восстановить почти в том же масштабе, что существовал до начала операции «Лайнбэйкер II». Остро ощущалась нехватка матери­альной части: на один самолет при­ходилось до десяти курсантов. Обу­чение велось, главным образом на МиГ-17 из 923-го авиаполка, рассре­доточенным по китайским аэродро­мам Киенань, Тхоксуан, Винь и Донгхой. В 1974 г. в Китай для ускоре­ния обучения летчиков перебросили 24 истребителя МиГ-19 из 925-го авиаполка.

Согласно подписанному 22 февраля 1974 г. между КНР и ДРВ соглашению Китай обязался оказать помощь в организации во Вьетнаме Военно-воздушной академии, пост­ройке завода для ремонта самолетов МиГ-17 и расширить под нужды ака­демии авиабазу Киенань. Предпола­галось, что академия ежегодно будет готовить по 50 летчиков, в том числе 30 летчиков-истребителей, и до 300 специалистов инженерно-техничес­кой службы.