Первые воздушные бои

 

Заместитель министра оборо­ны ДРВ генерал-лейтенант Хоанг Ван Тхай подписал 3 февраля 1964 г. приказ № 18/QD о формировании 921-го истребительного авиационно­го полка «Sao Dao» (Trung Doan Khong Quan Tiem Kich 921), коман­диром полка был назначен подпол­ковник Дао -Динь Лаен. Начальник Генерального штаба бригадный гене­рал Трань Кау Хай лично вручил полку боевое знамя.

В ответ на проведение американцами операций OPLAN-34A, «De Soto», OPLAN-37-64 в марте 1964 г. войска ПВО-ВВС были приведены в состояние повышенной боевой го­товности. Проведение в январе 1964 г. операции OPLAN-34A санкциони­ровал лично президент США Линдон Джонсон, это была 12-месячная про­грамма проведения тайных операций на территории ДРВ, в частности при­влечения эсминцев ВМС США к ве­дению визуальной и радиотехничес­кой разведки прилегающих к Тон­кинскому заливу районов Северного Вьетнама (операция «De Soto»). При­крытие эсминцев возлагалось на один или два авианосца 7-го флота. К участию в американских операци­ях привлекались боевые катера ВМС Южного Вьетнама.

Хо Ши Мин в ответ на расши­рение масштабов направленной против ДРВ разведывательной деятель­ности решительно завил: «Любой нарушитель воздушного простран­ства Демократической республики Вьетнам должен быть сбит». К лету 1964 г. ситуация накалилась еще в большей степени. За первое полуго­дие было отмечено 202 случая нару­шения границ ДРВ со стороны США и Южного Вьетнама. Президент Джонсон отдал приказ усилить авиа­носное соединение 7-го флота ВМС США, действующее в Южнокитайс­ком море.

1 июня начальник Генераль­ного штаба Народной армии Вьетна­ма бригадный генерал Ван Лиен Данг объявил повышенную боевую готов­ность во всех вооруженных силах страны.

Через два месяца американс­кий эсминец «Мэддокс» подвергся атаке торпедных катеров военно-морского флота ДРВ. Эсминец нахо­дился в территориальных водах Се­верного Вьетнама, обеспечивая дей­ствиях южновьетнамских коммандос. Через два дня корабль флота США вновь подвергся атаке торпедных ка­теров. Эти два нападения послужили поводом для начала 5 августа 1964 г. операции «Pierce Arrow» - воздушной кампании против ДРВ.

Приказ о начале операции от­дал сам президент США. Первая вол­на самолетов взлетела с находивших­ся в Тонкинском заливе авианосцев CVA-14 «Тикондирога» и CVA-64 «Констеллейшн» вечером 5 августа. Авиация палубного базирования вы­полнила 67 самолето-вылетов, целью налета стали базы боевых катеров ВМФ ДРВ в Хонгай, Локчао и Куангкхе, восемь катеров были уничтожены. Налету также подверглось неф­техранилище городе Винь, в резуль­тате было выведено из стоя 90% обо­рудования нефтебазы. Потери кора­бельной авиации флота США соста­вили два самолета из авиакрыла авианосца «Констеллейшн», сбитых зенитным огнем: А-1Н BuNo 139760 из эскадрильи VA-145 (летчик лейте­нант Р.С. Сазер погиб) и А-4С из эс­кадрильи VA-144 (летчик лейтенант Иверетт попал в плен).

С началом воздушных нале­тов Генеральный штаб Народной армии Вьетнама принял решение ото­звать свои истребители из Китая. Ван Тиен Данг получил приказ присту­пить к выполнению секретного пла­на Х-1, в Китай прибыл заместитель командующего ВВС ДРВ генерал-лейтенант Нгуен Ван Тиен.

Утро 6 августа на аэродроме Монгта началось с торжественного подъема государственного флага Де­мократической Республики Вьетнам над башней управления воздушным движением. Затем техники приступи­ли к последним проверкам выстроен­ных в линейку реактивных истреби­телей, пилоты ожидали команды на вылет. Небо над аэродромом было чистым, но весь Южный Китай зак­рывала облачность. Взлет стал воз­можен только ближе к вечеру. Пер­вой в небо поднялась четверка МиГ-17 во главе с командиром полка Дао Динь Лаеном, его ведомыми были Фам Нгок Лан, Тао Минь и Лам Ван Лич. Следом за первой четверкой взлетели еще три звена. 16 истреби­телей МиГ-17 взяли курс на Вьетнам.

Перелет прошел без происшествий, сразу же после посадки все лет­чики получили благодарности с зане­сением в личные дела. 6 августа 1964 г. вошло в истории авиации Вьетна­ма, как день первой посадки на тер­ритории страны реактивного истре­бителя, тем более, что этот истреби­тель имел опознавательные знаки ВВС ДРВ.

В этот же день на боевое де­журство заступили две пары МиГ-17 (ведущий первой пары Фам Нгок Лан, ведомый - Лам Ван, ведущий второй пары - Трань Хань, ведомый - Нгуен Нхат Чиеу). Несмотря на «звуки фанфар», сопровождавшие прибытие самолетов 921-го полка на родину, командование войск ПВО-ВВС не спешило бросать полк в бой, совершенно справедливо считая, что несколько летчиков на устаревших самолетах не могут противостоять армаде современных самолетов с ве­ликолепно подготовленными амери­канскими пилотами.

Сразу по прибытии во Вьет­нам «серебряных ласточек» (вьетнам­цы назвали Миг-17 «en bac» -сереб­ряная ласточка) штаб ВВС стал раз­рабатывать планы наилучшего ис­пользования небольшого количества этих далеко не самых на тот период современных истребителей. Группе юных неопытных пилотов предстоя­ло на устаревших самолетах вступить в бой с прекрасно подготовленными летчиками самых современных ис­требителей и истребителей-бомбар­дировщиков. У вьетнамцев было одно-единственное преимущество - бой предстояло вести над своей тер­риторией.

Летчики регулярно обменива­лись друг с другом тактическими иде­ями использования МиГ-17 против американской авиации. Нашелся эн­тузиаст, предложивший уничтожать врага таранными ударами. Среди летчиков таран как метод воздушно­го боя пользовался определенной популярностью, однако в высших эшелонах командования ВВС само­убийственные атаки отвергли, что называется с порога. Требовалось добиться максимального успеха при минимальных потерях - нормальная постановка задачи.

Некто Ли Тронг Лонг, до службы в ВВС прошел подготовку в подразделении коммандос, предло­жил перенести тактику внезапных атак в стиле бойцов спецназа на дей­ствия истребителей. Грань Хань раз­рабатывал методики уклонения от атак истребителей противника, Лам Ван Лич занимался разработкой спо­собов своевременного обнаружения противника в задней полусфере, Ли Минь Хуан изучал возможности аме­риканского ракетного оружия клас­са воздух-воздух.

Усилия этих и других энтузи­астов способствовали появлению у летчиков и командования ВВС луч­шего понимания возможностей аме­риканской военной авиации. Боль­шой объем информации о тактике действий янки удалось получить в результате допросов пленных пило­тов ВВС и авиации ВМС США, доп­росы регулярно проводили предста­вители ВВС. Огромное внимание уде­лялась правильной идентификации самолетов противника, с этой целью летный состав изучал фотоснимки аме­риканских самолетов, сделанные под разными ракурсами. Сведенная воеди­но разнообразная информация поло­жила начала радикальному пересмот­ру тактики боевого применения истре­бительной авиации ВВС ДРВ.

Анализ всего спектра данных позволили найти ахиллесову пята американцев - их самолеты летали большими группами практически по одним и тем же маршрутам, а объек­ты налетов легко вычислялись с боль­шой долей вероятности. Загрузка во­оружением на внешней подвеске рез­ко снижало скоростные, разгонные и маневренные характеристики само­летов, в ряде случаев низводя их даже ниже МиГ-17.

Летчики МиГ-17 уверились в возможности вести воздушные бои с противником на равных, более того - исключительно мощное пушечное вооружение МиГов и их превосход­ная маневренность в горизонтальной плоскости сулили даже некоторые преимущества в конкретных сложив­шихся условиях. Главным считалось навязать бой на предельно малых дистанциях - классическую собачью схватку, в которой невозможно ис­пользование ракетного оружия.

В каждый боевой вылет летчи­ков тщательно отбирали. Значение наращивания личного боевого счета, «рождения асов», не отвергалось, однако приоритет получила тактика «командной игры». Очень быстро проявил себя в качестве прирожден­ного лидера капитан Трань Хань. Трань был командиром звена, его ведомым летал Фам Гиай, ведущий второй пары - Ли Минь Хуан, ведо­мый - Тан Нгуен Нам. Двое после­дних были земляками и очень тесно сдружились. Репутацию великолеп­ного летчика имел командир друго­го звена старший лейтенант Фам Нгок Лан. В целом его звено имело несколько более слабую летную под­готовку, по сравнению с звеном Ханя, однако подчиненные Лага были более дисциплинированы в воз­духе. Ведомым Лана летал Фан Ван Так, ведущим второй пары - Хо Ван Кай, ведомым Тран Минь Фуонг. Куай имел едва ли не лучшую штур­манскую подготовку среди всех севе­ровьетнамских летчиков-истребите­лей, а Фуонг прославился в кругу друзей как летчик-снайпер.

Президент ДРВ Хо Ши Мин посетил 921-й авиаполк 11 ноября 1964 г. , его сопровождали Первый секретарь ЦК местной коммунисти­ческой партии Ле Дуан и ряд других высокопоставленных официальных лиц партии, правительства и воору­женных сил. Целью визита стала не столько инспекция готовности полка к ведению боевых действий, сколько оказать моральную поддержку лет­чикам, «зарядить» их на успешные схватки с врагами. Речи «дядюшки Хо» пользовались большой популяр­ностью и всегда собирали аншлаги. Вот небольшая выдержка из спича вьетнамского коммуниста №1:

- Вьетнамский способ ведения войны иной. Даже самое простое ору­жие в руках вьетнамца становится эффективнейшим средством ведения боя. Мы не боимся врага, имеющего более современное оружие.

Все пребывали в уверенности, что все воздушные бои, начиная с самого первого, коммунисты будут только выигрывать.

С началом налетов в рамках операций «Flaming Dart I-II» и «Rolling Thander» высшее командо­вание Народной армии Вьетнама 2 апреля 1965 г. приняло решение вве­сти в бой два звена истребителей. Фам Нгок Лан вспоминал:

- Моим ведомым был Фан Ван Так, к ведущим второй пары - Хо Ван Кай, его ведомым - Тран Минь Фуонг, в другом звене летели Тран Хань и Фам Гиай.

- Утром 3 апреля над аэродромом Нойбай висел туман, видимость составляла 4-5 км, 6-10 балльная об­лачность начиналась с высоты при­мерно 300 м. В районе вероятного боя нижняя граница облачности находи­лась на высоте 700 м, а видимость составляла порядка 10 км. В 7 часов утра оператор РЛС доложил об об­наружении групповой воздушной цели над территорией ДРВ. По мне­нию командования объектом налета являлся мост в Хамранге, которые уже не раз бомбили. Генерал-полков­ник Фунг Зи Тай лично поставил нам задачу, ознакомил с ситуацией в воз­духе и отдал приказ на взлет. В 9 ч 40 мин американские самолеты атакова­ли мосты в Тао, Долен и Хамранге.

- В 9 ч 47 мин второе звено взлетело с аэродрома Нойбай. Я со своими ведомыми взлетел в 9 ч 48 мин., сразу после взлета и набора высоты лег на курс 210 град, в на­правлении провинции Тханьхоа. В 10 ч 08 мин. нас отделяла от против­ника дистанция в 45 км. Второе зве­но в это время находилось в воздуш­ном пространстве над провинцией Ниньбин. В 10 ч 09 мин. я проинфор­мировал наземный КП об установле­нии визуального контакта с против­ником, после чего отдал команду сбросить подвесные топливные баки и атаковать врага.

- Американцы наносили удар по мосту в Хамранге колонной пар и не подозревали о нашем присутствии. Мы с ведомым быстро сели на хвост одной из пар американских истреби­телей-бомбардировщиков. Когда ди­станция до самолета противника со­кратилась, я открыл огонь. «Крусейдер» взорвался в воздухе прямо передо мной. Позже я узнал, что это был первый американский самолет, сбитый летчиком-истребителем ВВС ДРВ.

- В это же время Хо Ван Кай и Тран Минь Фуонг атаковали другую пару истребителей-бомбардировщи­ков. Хо Ван Кай открыл огонь слиш­ком рано, не сблизившись на необхо­димую дистанцию, поэтому оба аме­риканских самолета смогли выйти из-под удара. Между тем, бой МиГ-17 и «Крусейдеров» над Хамронгом не закончился. В 10 ч 15 мин. мой ве­домый Фан Ван Так сообщил мне по радио, что заметил противника спра­ва от нас. Я отдал приказ атаковать, а сам занял место ведомого в паре. Фан Ван Так сблизился с американским самолетом, после чего открыл огонь. «Крусейдер» перешел в беспо­рядочное падение.

- В 10 ч 17 мин. Фан Ван Так, Хо Ван Кай и Тран Минь Фуонг по­лучили приказ идти на посадку, а у меня на подходе к аэродрому кончи­лось горючее. С земли поступил при­каз: «Катапультироваться». Однако, я считал возможным попробовать спасти самолет, который представлял для наших ВВС огромную ценность. Я сумел посадить машину на песча­ную косу реки Дуонг.

После проявки пленки кино-фотопулемета самолета Дана сомне­ний в победе вьетнамского летчика не осталось: на кадрах четко был ви­ден горящий истребитель-бомбарди­ровщик F-8. В то же время, согласно официальным данным ВМС США все четыре самолета F-8E из эскадри­льи VF-211 авиакрыла авианосца CVA-19 «Хэнкок» уцелели, хотя ис­требитель-бомбардировщик Спенса Томаса получил тяжелые поврежде­ния, из-за которых Томас был вынуж­ден совершить посадку на аэродро­ме Дананг. Единственной официаль­ной потерей авиации флота США в том боевым вылете стал самолет А-4С BuNo 148557 лейтенант-коммендера Р.А. Водина из эскадрильи VA-216, сбитый огнем зенитной артилле­рии. Водин успешно катапультировал­ся, после чего попал в плен, где оста­вался до конца войны в Индокитае.

Во Вьетнаме победу Фам Нгок Лана считают бесспорной, 3 апреля правительство страны объявило Днем ВВС, который отмечает весь прогрес­сивный вьетнамский народ.

Вечером 3 апреля 1965 г. в 921-м авиационном истребительном пол­ку состоялся митинг, посвященный успешному боевому вылету. Личный состав полка единодушно постано­вил - под руководством Партии и лично товарища Хо Ши Мина доби­ваться еще более впечатляющих ус­пехов в борьбе с врагом. Ключевым элементом тактики действий вьет­намских истребителей стала внезап­ность, перед летчикам ставилась за­дача сбивать как можно больше удар­ных самолетов. Предусматривалось концентрировать силы на атаке од­ной группы самолетов противника.

Уже первая схватка выявила основную ошибку летчиков: пилоты открывали огонь с чересчур больших дистанций (типичная ошибка нео­пытных летчиков-истребителей всех времен и народов) в расчете, что не­сколько снарядов из внушительно боекомплекта к пушкам (160 снаря­дов к 37-мм орудию, 526 - к двум 23-мм пушкам) попадет в цель.

Командование сделало вывод, что коль американцам не удалось разрушить мост в Хамранге, значит - они вернуться на следующий день. Первую линий обороны обеспечива­ла зенитная артиллерия, добившаяся успеха 3 апреля. Истребителям раз­решалось выходить в атаку только после прекращения зенитного огня. План предусматривал взлет отвлека­ющей группы самолетов 921-го пол­ка, которым после взлета следовало набрать высоту 7000 - 8000 м и взять курс на запад.

Ударному звену следовало патрулировать на малой высоте юго-восточнее аэродрома и переходить в набор высоты только при появлении самолетов противника. Руководство действиями истребителей в воздухе возложили на заместителя команди­ра 921-го полка Нгуен Ван Тиена, управление действиями авиации с земли - на Дао Нгок Нгу.

Утро 4 апреля началось с про­летов американских самолетов-раз­ведчиков над Тханьхоа, предварив­ших налеты на мост в Хамранге и электростанцию в Тханьхоа. В 10 ч 20 мин. пошло на взлет отвлекающее звено (Ли Тронг Лонг, Фан Ван Так, Хо Ван Кай и Тран Минь Фуонг). Звено набрало высоты 8000 м, после чего стало патрулировать над Вабанем и Фулай, провинция Намха, отвлекая внимание американцев от удар­ной группы. Слов Тран Ханю:

- Я был командиром ударно­го звена, моим ведомым летел Фам Гиай, ведущим второй пары - Ли Минь Хуан, ведомым второй пары -Тран Нгуен Нам. Я пошел на взлет в 10 ч 22 мин. Погода была облачной, над землей висел туман. По команде с земли мы на малой высоте взяли курс на восток, затем изменили на­правление полета на юго-восточное и вышли в район патрулирования. В 10 ч 30 мин. я установил визуальный контакт с противником - группой из четырех истребителей-бомбардиров­щиков F-105D «Тандерчиф», кото­рые как раз сбрасывали бомбы. Я дал команду ведомому прикрыть меня.

- С дистанции в 400 м я открыл огонь из всех трех пушек МиГа, один из «Тандерчифов» загорелся, после чего рухнул в море. Американцы раз­вернулись, чтобы атаковать нас, в ответ мы разошлись на пары. Я с ведомым взяли курс на юг от моста в Хамранге, пара Ли Минь Хуана по­шла на север. Ли Минь Хуан сбил второй F-105D. Бой продолжался, за счет численного превосходства про­тивник сбил самолеты Фам Гиая, Ли Минь Хуана и Тран Нгуен Нама.

- Мне удалось выкрутиться только за счет маневрирования с вы­сокими перегрузками, но в ходе ма­невров я потерял связь с наземным пунктом управления. Топливо конча­лось, следовало садиться на первой подходящей площадке. Я приземлил­ся в долине Китам, провинция Нгьеан. Едва я покинул самолет, как по­пал под арест. Мне удалось доказать, что я не американец только показав на опознавательные знаки истреби­теля. Гарнизоном провинциального центра командовал мой старый това­рищ, с которым я воевал еще с фран­цузами в составе 320-й пехотной ди­визии. После гостеприимного угоще­ния я вернулся в свой полк.

Вторая атака вьетнамских ис­требителей уже не застала американ­цев врасплох, как это случилось сут­ками раньше. Пусть нападавшие име­ли худшую подготовку и летали на устаревших самолетах, но они смог­ли доказать свою способность доби­ваться успеха в воздушном бою. Три МиГ-17 были сбиты, но и ВВС США, если верить Тран Ханю, потеряли два истребителя-бомбардировщика F-105D. Интересно, что американцы не зафиксировали побед своих летчиков в воздушном бою 4 апреля, возмож­но три погибших вьетнамских летчи­ка стали жертвами точной стрельбы «дружественной» зенитной артилле­рии. Вполне мог сработать старый принцип зенитчиков: «Сначала стре­ляй, а потом выясняй по кому», тем более, что тогда вьетнамские истре­бителя являлись ну очень большой редкостью.

ВВС США официально признали потерю двух истребителей-бомбардировщиков F-105D (59-1754 и 59-1764) из 335-го тактического авиационного крыла. Летчики, май­ор Ф. И. Беннет и капитан Дж. Э. Мэгнуссон, погибли.

4 апреля отличились и амери­канцы. Капитан Дон Килгас из 416-й тактической истребительной эскад­рильи ВВС США доложил о сбитом МиГ-17. Полной ясности в уничто­жении вьетнамского истребителя, однако, не было ни у летчика, ни у его командиров. Килгасу засчитали победу в воздушном бою как вероят­ную. Это была единственная побе­да (пусть и вероятная) в воздушном бою с МиГами, одержанная на истре­бителе F-100 «Супер Сейбр» за все время войны в Индокитае.

5 апреля министр обороны Во Нгуен Гиап и начальник Генерально­го штаба Ван Тиен Данг тщательно проанализировали первые воздуш­ные бои вьетнамских истребителей на совещании, которое проходило в расположении 921-го авиаполка. Хо Ши Мин направил в адрес ВВС телеграмму:

- Вы проявили храбрость и сбили американские аэропланы, вы достойно действовали в духе тради­ций нашего народа и армии. Я гор­жусь вами, но вместе с тем я прошу вас еще более ожесточенно отражать налеты американских агрессоров. Не заноситесь от своих побед, да пусть не остановят вас трудности избран­ного пути!

Первую официальную победу в воздушном бою «грязной войны» американцы одержали 9 апреля. Жер­твой экипажа «Фантома» (F-4B BuNo 151403, бортовой код «NG-602», лет­чик лейтенант Теренс М. Марфи, опе­ратор вооружения энсин Рональд Дж. Фигэн) из эскадрильи VF-96 с авиа­носца «Рэйнджер» стал МиГ-17, правда не вьетнамский, а китайский. Экипаж сбил МиГ ракетой AIM-7 «Спэрроу» в районе острова Хайнань.

Летом 1965 г. положение ос­ложнилось, силы истребительной авиации ВВС ДРВ быстро таяли. Причиной потерь послужили нео­пытность летчиков, противодействие противника, ошибки зенитчиков.

Уже после первых появлений в воз­духе истребителей МиГ-17 американ­цы развернули в Южном Вьетнаме самолеты дальнего радиолокацион­ного обнаружения и управления ЕС-121D «Уарнинг Стар». Летающие ра­дары патрулировали в акватории Тонкинского залива и могли предуп­реждать летчиков истребителей-бом­бардировщиков о появлении МиГов. В ВВС ДРВ сохранялся высо­кий уровня аварийности. Так, 17 июня в районе Нхокуан, провинция Ниньбинь четверка МиГ-17 сошлась в воздушном бою с двадцатью само­летами А-1Р «Скайрейдер» и F-4D «Фантом II» из авиакрыла авианос­ца CVA-41 «Мидуэй». Вьетнамцы сбили два «Фантома» (официально потери командованием авиации ВМС США не подтверждаются, од­нако есть данные, что в этот же день два F-4 потеряли ВВС США; МиГи вели бой с истребителями американ­ского флота), но и сами потеряли два истребителя от ракет AIM-7 «Спэр­роу», выпущенных парой «Фанто­мов» из эскадрильи VF-21. Третий МиГ разбился в горах, летчик погиб. Воздушный бой между парой МиГ-17 и шестеркой «Скайрейдеров» с похожим результатом имел место над Майчау, провинция Хоабинь, тремя днями позже.

Первый северо-вьетнамский МиГ-17, официально занесенный в реестр побед американской авиации, сбил экипаж «Фантома» (F-4B BuNo 151488, бортовой код «NE-101») из эскадрильи VF-21 (авиакрыло авиа­носца «Мидуэй») в составе летчика коммодера Томаса С. Пэджа и опе­ратора вооружения лейтенанта Джо­на С. Смита. Второй МиГ-17 в том же бою 17 июня второй МиГ-17 сбил экипаж F-4B BuNo 152219, бортовой код «NE-102» в составе летчика лей­тенанта Джека И. Д. Бэтсона и опе­ратора вооружения лейтенант-коммендера Роберта Б. Доуримаса.

Ведущий вьетнамской пары семь раз открывал огонь, прежде, чем доложил по радио об уничтожении американского штурмовика. Ведо­мый также рапортовал о победе, прежде чем при выходе их атаки на малой высоте столкнулся с горой и погиб. Вновь американцы потери не подтвердили: все самолеты эскадри­льи VA-25 из авиакрыла авианосца «Мидуэй» вернулись на корабль), в свою очередь янки записали на свой счет столкнувшийся с землей истре­битель противника.

20 июля летчики двух МиГ-17 успели отрапортовать о двух сбитых над Тамдао, провинция Виньпху, «Фантомах», чуть позже сами «МиГи» стали жертвами американс­ких летчиков. Потерю «Фантомов» в этот день не подтвердили ни ВВС, ни флот США, в то же американцы не занесли на свой счет и ни одного сби­того вьетнамского самолета. Вероят­но - пять «удачно» поработали зенит­чики. Не одни вьетнамцы ошибались при оценке нанесенного противнику ущерба. 10 июля о двух сбитых ракетами «Сайдуиндер» МиГ-17 доло­жили два экипажа истребителей F-4C «Фантом II» из 45-й эскадрильи 15-го тактического истребительного авиакрыла ВВС США.

Командование ВВС ДРВ с од­ной стороны было удовлетворено результативностью летчиков-истре­бителей, но с другой стороны - счи­тало уровень потерь совершенно неприемлемым, а тактику использова­ния авиации - неадекватной ситуа­ции. Штаб ВВС усиленно работал над выяснением причин высоких по­терь. Выяснилось, что вместо атак загруженных бомбами и потому ма­ломаневренных ударных самолетов, летчики МиГов вступали в бой с истребителями эскорта. Апрельские успехи вызвали у летчиков 921-го определенную эйфорию, следствием которой стало снижение дисциплины при радиообмене с землей и, как след­ствие, утрата скрытности.

В мае 1965 г. вице-премьер Ле Тхань Нгьи распорядился начать ра­боты по расширению аэродромов Хоалак, Йенбай, Тхохуан и Кип, аэродромы Риалам и Киенан следо­вало радикально перестроить. Рабо­ты на двух последних базах полнос­тью завершили до конца года.

Аэродром Кип следовало пе­реоборудовать в кратчайший срок, он предназначался для постоянного базирования вновь сформированно­го 923-го истребительного авиацион­ного полка. Сюда направили огром­ное количество местных жителей, сняли рабочих с близлежащих пред­приятий, на стройку прибыли даже солдаты армейских предприятий. На летном поле трудилось не менее 4000 человек, в день укладывалось до 700 кубов бетона и вывозилось около 500 000 кубометров грунта.

Согласно плану на работы по реконструкции аэродрома отводи­лось восемь месяцев, министерство обороны считало такой срок черес­чур большим. Военные предложил ускорить стройку, выровняв холми­стую равнину взрывами. Силами лич­ного состава 2-й саперной бригады 3-го военного округа при содействии экспертов из Технического универси­тета пробурили в окрестных холмах несколько сотен шурфов, в которые и заложили около 250 т взрывчатки, подрыв был произведен 8 июля. Рас­ширение аэродрома затронуло сис­тему ирригации окрестных крестьян­ских полей, систему каналов, прони­зывающих рисовые чеки, пришлось восстанавливать. Последние метры бетона во взлетно-посадочную поло­су были уложены в конце августа.

В эксплуатацию базу сдали 7 сентября, здесь стал базироваться новый 923-й истребительный авиаци­онный полк «Yen The» (Trung Doan Khong Quan Tiem Kich 923), которым командовал майор Нгуен Фук Трач. До конца 1965 г. завершились строи­тельные работы еще на четырех аэро­дромах. Аэродромная сеть Северно­го Вьетнама значительно расшири­лась.

В конце 1965 г. из Советского Союза прибыли истребители МиГ-21Ф-13 и МиГ-17ПФ, после чего по­явилась возможность перевести оба истребительных авиационных полка, 921-й и 923-й, на двухэскадрильную структуру. Резкому усилению ПВО Северного Вьетнама способствовала также поставка СССР радиолокаци­онных станций обнаружения воздуш­ных целей П-35 и РПВ-11.

С лета 1965 г. авиация США стала уделять первоочередное внима­ние разрушению путей сообщений, автодорог, железнодорожных линий, в районе Лангсона, Лаокая, Хайфо­на, а также на территории 4-го воен­ного округа (южные районы ДРВ).

После двухмесячной передыш­ки, в сентябре вьетнамские истребите­ли вновь появились в воздухе.

20 сентября американские ис­требители-бомбардировщики атако­вали шоссе №1 на участке между Лангсоном и Ханоем. С базы Нойбаи на перехват поднялось звено истребите­лей МиГ-17 из 921-го полка. Фам Нгок Лан вспоминает:

- Я был ведущим звена, вмес­те со мной взлетели Нгуен Ньят Чиеу, Тран Ван Три и Нгуен Нгок До. Мы обнаружили американцев на высоте 3000 м над Йенту. С земли поступи­ли команда сбросить подвесные баки и атаковать. Правым разворотом на форсаже я повел своих подчиненных на четверку «Фантомов» ВМС ГИТА

- Экипажи «Фантомов» не смогли вовремя нас заметить, их ре­акция запоздала. Два F-4 перешли в резкий набор высоты, другая пара встала в правый вираж. На вертика­лях МиГ-17 с «Фантомом» тягаться не мог, но внутри виража американ­ского самолета держался легко, по­этому я принял решение преследо­вать пары, выполнявший горизон­тальный маневр. Американцы разде­лились: ведущий вошел в облака, а ведомый стал пикировать. Мой ведо­мый, Нгуен Ньят Чиеу, находился в идеальной позиции для атаки после­днего.

- Нгуен Ньят Чиеу уверенно сидел на хвосте американца, мой то­варищ открыл огонь с дистанции 400 м из всех стволов. За «Фантомом» немедленно потянулся шлейф черно­го дыма. Экипаж F-4 не терял надеж­ды на спасение, но окончательную точку поставила вторая очередь, вы­пущенная Нгуеном из трех пушек МиГ-17-го. «Фантом» врезался в гору недалеко от населенного пункта Ньянам, провинция Хабак. Все наше зве­но благополучно вернулось на базу. Как и во многих других слу­чаях, согласно американским дан­ным, авиация ВМС США 20 сентяб­ря 1965 г. самолетов F-4B не теряла. Через 16 дней, 6 октября, экипаж «Фантома» из эскадрильи VF-151 (F-4В BuNo 150634 бортовой код «NL-107», летчик лейтенант-коммендер

Дэн Макинтайр, оператор вооруже­ния лейтенант Алан Джонсон, авиа­крыло авианосца CVA-43 «Корал Си») сбил МиГ-17 ракетой «Спэрроу», на сей раз победа не подтверж­дена северовьетнамской статистикой. 14 октября летчик МиГ-17 сбил ис­требитель-бомбардировщик F-105D из 36-й эскадрильи 6441-го тактичес­кого истребительного авиакрыла ВВС США (летчик капитан Р.Х. Шулер погиб). Интересно, что эта победа подтверждена ВВС США, но не занесена в реестр ВВС ДРВ!

Последняя в 1965 г. победа в воздушном бою подтверждена дан­ными обоих сторон: 6 ноября звено МиГ-17 (летчики Тран Хань, Нго Доан Нанг, Фам Нгок Лан и Тран Ван Фуонг) над Хоабинем перехва­тили и сбили поисково-спасательный вертолет СН-3С.

С 3 апреля по декабрь 1965 г. летчики-истребители ВВС ДРВ вы­полнили 156 вылетов на перехват и доложили о 15 сбитых американских самолетах. Воздушные бои показали, что на малых высотах в маневренном воздушном бою тяжелые американс­кие самолеты F-105 и F-4, имеющие вооружение на внешних подвесках, значительно уступают легким МиГ-17.

Существовали и другие факто­ры, способствовавшие успеху вьет­намских летчиков. Пилоты «Тандерчифов» концентрировали свое вни­мание на точном поражении назем­ных целей, порой они просто не бра­ли в голову саму возможность нали­чия в воздухе истребителей против­ника. Единственным оружием воз­душного боя самолетов «Фантом» являлись ракеты, однако первые мо­дификации УР «Спэрроу» и «Сайдуиндер» отличались низкой надежно­стью и имели жесткие ограничения на условия пуска, поэтому устаревшие МиГ-17, вооруженные старыми доб­рыми пушками, порой в ближнем бою просто охотились на безоружно­го противника.

К счастью для американцев пилоты ВВС ДРВ имели недостаточ­ную летно-тактическую подготовку, в противном случае потери янки могли быть просто ужасающими. Очень часто вьетнамцы возвращались из боевого полета не солоно хлебавши. Сначала звенья МиГ-17 ходили в бой в плотным боевом порядке: 50-100 м между самолетами в паре и 100-200 м между парами. Такой строй идеаль­но подходит для показательных по­летов, однако в бою летчику прихо­дится концентрировать внимание на поддержание своего места, а не на самолете противника. Уже после пер­вых потерь вьетнамцы стали практи­ковать разомкнутые боевые порядки звена: сначала - 600-800 м между са­молетами и 800-1200 между парами, затем ввели 2000 м между парами, причем пары стали летать на разных эшелонах с разделением 400-500 м по высоте. Вьетнамским летчикам-ис­требителям явно не хватало инициа­тивы.

Определенным признанием эффективности вьетнамских истреби­телей со стороны американцев стало нанесение камуфляжной окраски на истребители-бомбардировщики F-105 «Тандерчиф». Впервые с 1943 г. американский боевой самолет полу­чил камуфляж! «Тандерчифы» вы­полняли порядка 70% боевых выле­тов на бомбардировку расположен­ных на территории Северного Вьет­нама объектов. Именно эти самоле­ты являлись приоритетными целями для летчиков МиГ-17.