Над Ханоем и Хайфоном

 

В период сухого сезона 1966-67 г.г. американская авиация продол­жила налеты на промышленные объекты, пути сообщения, военные базы в районе Ханоя и Хайфона. Авиация ВВС и ВМС США стара­лась полностью парализовать сооб­щение между двумя крупнейшими городами Северного Вьетнама Хано­ем и Хайфоном. Ожесточенным на­летам подверглись позиции средств ПВО в провинциях Вьеттри, Тхайнгуен, Кунгнинь. Командование На­родной армии ожидало налетов авиа­ции противника на водозаборные стан­ции и плотины на Красной реке, так­же, по мнению командования, приори­тетными для американской авиации целями могли стать аэродромы истре­бительной авиации ВВС ДРВ.

С целью наилучшего исполь­зования ограниченного количество истребителей было принято решения стянуть все самолеты в район Ханоя. ВВС уже имели на вооружении не ус­тупавшие по летно-тактическим дан­ным американским самолетам истре­бители МиГ-21, но «рабочей лошад­кой» обоих истребительных полков

ВВС оставался МиГ-17. Командова­ние ВВС возлагало большие надеж­ды на совестные действия истребите­лей двух типов, которые позволили бы использовать сильные стороны самолетов обоих типов. Увы, силы МиГ-21 в первую неделю января под­верглись сокрушительному разгрому со стороны летчиков полковника Ро­бина Олдса из 8-го тактического ис­требительного авиакрыла ВВС США: в двух воздушных боях, 2 и 6 января, экипажи F-4C сбили девять истребителей МиГ-21. Временно бо­евые вылеты МиГ-21 пришлось пре­кратить.

Летчики МиГ-17 5 февраля открыли боевой счет нового 1967 года, сбив над Луонгсоном, провин­ция Хоабинь, «Фантом» (американ­скими данными эта победа не под­тверждается). 10 марта, согласно американским данным, капитан Макс С. Бристель из 354-й эскадрильи ВВС США впервые на «Тандерчифе» сбил в один день два МиГа. 26 марта лет­чики 921-го полка ВВС ДРВ завали­ли «Фантом» F-4C над Хоалоком, провинция Хатай, по мнению ВВС США самолет сбила зенитная артил­лерия. В этот же день командир 355-й тактического истребительного авиакрыла полковник Роберт Скотт доложил о сбитом им МиГ-17:

- Летчикам F-105 крайне ред­ко представлялась возможность при­нять бой с МиГами. Мы обычно хо­дили очень низко и не имели необхо­димого для ведения воздушного боя резерва топлива, поэтому старались избегать встречи с изворотливыми МиГами. Вот и в тот день запас топ­лива позволял нам долететь до цели и вернуться назад. Тем более, что «Фантомы» прикрытия из 8-го авиа­крыла Робина Олда все время «гнали» нас на форсаже. На подходе к цели, Олд с парнями просто «свалили».

- На пасху 1967 г. я вел группу из 20 «Тандерчифов» бомбить аэро­дром Хоалак. Мы видели как взлета­ют МиГи - они собирались нас ата­ковать прямо над своим аэродромом!

- Моим ведомым был майор Чарльз К. Василитис. Мы прошли Хоалак. Вдруг передо мной откуда-то вынырнул МиГ-17. Я уже готовил­ся нажать на гашетку пушки, когда обнаружил пуск зенитной ракеты. Пришлось уйти резко вправо, прямо на ракету. Таким маневром мы сры­вали «8АМ'ы» с траектории. Прием сработал и в этот раз. Мы вернулись на прежний курс, но теперь курсовой угол МиГа составлял 90 град. Я успел выпустить короткую очередь, взяв небольшое упреждение. Я не знал сколько нужно попаданий, чтобы сбить МиГ-17, но я видел, что поло­вина снарядов попало в крыло истре­бителя противника. МиГ вошел в глу­бокую спираль. Я не видел как он упал и недоумевал куда делся против­ник. К счастью экипажи «Фантомов» из 8-го авиакрыла наблюдали за моей атакой. Парни доложили о сбитом мной МиГ-17 раньше, чем я сам на­писал рапорт.

Полковник Роберт Л. Скотт сбил МиГ-17 на истребителе-бомбар­дировщике F-105D BuNo 61-0105 с бортовым кодом «АС».

Удачным для пилотов МиГ-17 выдался день 19 апреля. Над Суойратом были сбиты два самолета - F-105F и А-1Е. Истребитель-бомбар­дировщик F-105F BuNo 63-8341 при­надлежал 357-й эскадрильи 355-го тактического истребительного авиа­крыла, экипаж - майор Т. М. Мэддисон и майор Т. Дж. Стирлинг; штур­мовик А-1Е BuNo 52-133905 - 602-й эскадрильи 432-го ударного авиа­крыла, летчик - майор Дж. С. Хамильтон. Экипаж «Тандерчифа» по­пал в плен, а Хамильтона пришлось занести в списки пропавших без вес­ти. Всего 19 апреля вьетнамские ис­требители сбили два F-105F, один А-1Е и один А-1Н.

В тот же день, 19 апреля, лет­чики «Тандерчифов» сбили четыре МиГа (ранее, в марте, на F-105 было сбито только три вьетнамских истре­бителя). «Фантомы» и «Тандерчифы» продолжали наносить тяжелые поте­ри ВВС ДРВ на протяжении всего 1967 г.

За несколько недель до боев, 19 апреля из СССР и Китая были по­лучены зенитно-ракетные комплек­сы. Министр обороны Вьетнама Во Нгуен Гиап изменил структуру войск ПВО-ВВС. В состав 371-й авиацион­ной дивизии «Thang Long» (Su Doan Khong Quan 371) вошли 921-й и 923-й истребительные и 919-й транспор­тный авиационные полки. Самолеты дивизии базировалась на аэродромах Гиалам, Нойбай, Кип, Хоалак, Киенан, Тхоксуан и Винь. В составе ВВС насчитывалось 64 летчика-истреби­теля, 1685 механиков, 1024 специа­лист наземных служб наведения и управления.

Командиром дивизии стал подполковник Нгуен Ван Тиен, его заместителями - подполковники Хоанг Нгок Диеу и Дау Динь Лаен, под­полковники Тран Мань и Нгуен Фак Трач получили назначения на долж­ности заместителей командиров 921-го и 923-го истребительных полков.

Главной задачей истребителей ВВС ДРВ по-прежнему оставалась оборона столицы и системы плотин на Красной реке. Ввиду ограничен­ной численности самолетов, коман­дование ВВС не имело возможностей поднимать в воздух истребители для отражения каждого налета против­ника. Команда «Взлет» отдавалась только если американцы собирались нанести удар по ключевым объектам.

Удару американской авиации 23 апреля подвергся аэродром Киенан, расположенный в окрестностях Хайфона, были повреждены взлетно-посадочная полоса, ряд аэродромных строений. Усилиями военнослужа­щих Народной армии и местного на­селения аэродром ввели в строй уже через 36 часов.

На следующий день, 24 апре­ля, 24 американских самолета появи­лись над Ханоем, на отражения на­лета были подняты два звена МиГ-17 из 923-го полка. Летчики первого звена (Во Ван Ман, Нгуен Ба Дич, Нгуен Ван Бай, Нгуен Тхи Хон) до­ложили о двух сбитых ими «Фанто­мах», третий «Фантом» занесли на счет второго звена (Май Дак Тоай, Лаа Хай Чао, Хоанг Ван Ки). В на­лете принимали участие самолеты из авиакрыла авианосца «Китти Хок», согласно американским данным был потерян один F-4B BuNo 153000 с бортовым кодом «NH-210» из эскадрильи VF-114; янки, опять же, отнес­ли его на счет боевой работы вьет­намских зенитчиков. Самолет полу­чил повреждения, из-за которых не смог принять топливо от самолета-заправщика, а горючего в баках ма­шины, чтобы дотянуть до «Китти Хока» не хватало. Самолет рухнул в Тонкинский залив, экипаж в составе летчика лейтенанта Чарльза Соузвика и оператора вооружения энсина Джеймса Лэйнга катапультировался (их вытащил из воды поисково-спа­сательный вертолет). Соузвик и Лэйнг до того, как их «Фантом» был подбит, успели сбить ракетой AIM-9D «Сайдуиндер» МиГ-17. Еще один МиГ-17 сбил экипаж F-4B (BuNo 153037, бортовой код «NH-100») в составе летчика лейтенанта Денни Уизли и оператор вооружения Гарет Андерсон, средством поражения так­же стала ракета «Сайдуиндер».

В воздушном сражении над Ханоем 24 апреля одно из звеньев вьетнамских истребителей впервые опробовало тактику маловысотной засады. Четверка МиГ-17 (летчики Нгуен Ван Бай, Нгуен Тхи Хон, Ха Бон, Нгуен Ба Дич) взлетели с аэро­дрома Шиалам как только РЛС об­наружили приближающиеся самоле­ты противника. Камуфлированные МиГ-17 устремились навстречу американским самолетом на малой вы­соте, чтобы избежать обнаружения. Летчики МиГов соблюдали режим радиомолчания, во избежание утери фактора внезапности они даже не получили с земли команд наведения.

Обычно, как только амери­канцев засекали вьетнамские наблю­дательные посты, немедленно усили­валась активность переговоров по радио и телефонной связи. Получив предупреждение, МиГи на аэродро­мах начинали готовиться к взлету. После взлета истребители выходили в район объекта налета и маневриро­вали на малой высоте в ожидании появления противника. При появле­нии истребителей-бомбардировщи­ков противника вьетнамские самоле­ты набирали на форсаже высоту, ста­раясь зайти в хвост противнику. Пос­ле атаки, стараясь не ввязываться в бой, они на малой высоте уходили на свои базы. Обнаружить небольшие камуфлированные самолеты на фоне земли было крайне сложно.

Ханой вновь подвергся удару с воздуха 25 апреля. Звено МиГ-17 (летчики Май Дак Тоай, Ли Хай, Лаа Хай Чао и Хоанг Ван Ки) сбили прямо над Гиаламом один «Тандерчиф» - американцы традиционно занесли эту потери на счет зенитчиков. Ут­ром того же дня американцы бомби­ли Хайфон. Базировавшаяся на хай­фонском аэродроме Киенан четвер­ка МиГ-17 оставалась на земле, раз­вязав тем самым руки зенитчикам. Руки эти поработали на славу - зенит­чики доложили о десяти сбитых са­молетах противника. Днем 24 само­лета с авианосца «Бон Омм Ричард» вновь появились над Хайфоном. В 13 ч 15 мин команду «Взлет» получило звено МиГ-17 с аэродрома Киенан.

Набрав высоту 1500 м и пере­валив через гору Вой, самолеты взя­ли курс в направлении реки Ванук. Появление вьетнамских истребите­лей стало для американцев полней­шим сюрпризом: по данным развед­ки аэродром Киенан еще не вступил в строй. Летчики МиГ-17 доложили о трех победах в воздушном бою: двух сбитых штурмовиках А-4 «Скайхок» и одном истребителе F-8 «Крусейдер». Еще два «Скайхока» были сбиты непосредственно над объектом налета. Лейтенант А. Р. Кребо из эскадрильи VA-212 катапультировался после того, как его А-4Е BuNo 151102 получил попадание зенитной ракетой, а лейтенанта Чарльза Стэкхоуса из эскадрильи VA-76 принудил покинуть А-4С BuNo 147799 кто-то из пилотов чет­верки МиГ-17. Стэкхоус попал в плен.

Возбужденные победами лет­чики Мигов уже направились домой, когда вдруг обнаружили у себя на хвосте «Крусейдер». Зенитно-ракетный комплекс в районе Кимтханя сбил упорного янки, позволив всем четырем МиГам спокойно совершить посадку на аэродроме Гиалам.

Весной 1967 г. Хо Ши Мин лично наградил семь летчиков истре­бителей за отличия в воздушных боях, среди этой семерки были пило­ты МиГ-17 Нгуен Ван Бай, Лаа Хай Чао, Ли Хай, Нгуен Динь Фак.

Май начался с ударов амери­канской авиации по аэродромам, 1 мая летчики «Тандерчифов» рапор­товали о пяти уничтоженных на аэро­дроме Хоалак МиГ-17.

Ожесточенные воздушные бои над Ханоем продолжались весь май. Летчики ВВС ДРВ совершали по 30-40 самолето-вылетов на перехват ежедневно. Эффективность их рабо­ты увеличилась, так 12 мая летчики 923-го полка сбили пять самолетов противника. Над Хоалок звено в со­ставе Као Тханя Тиня, Ли Хая, Нго Дак Мая и Хоанг Ван Ки вместе с зе­нитчиками сбило три F-4C. Амери­канцы признали только одну потерю от истребителей ВВС ДРВ - F-4C 63-7614 из 390-й эскадрильи 366-го так­тического авиакрыла ВВС США, лет­чик полковник Н.С. Гэддис попал в плен, оператор вооружения 1-й лей­тенант Дж. М. Джеффесон пропал без вести.

В тот же день пара МиГ-17 (летчики Фан Тхань Тай и Нгуен Наа Диет) рапортовали о двух сбитых над Ксуанмаем, провинция Хоабинь, «Фантомах». Американские данные свидетельствуют о том, что самоле­ты F-4B BuNo 152264 из эскадрильи VF-96 (авианосец CVAN «Энтерпрайз», экипаж - летчик коммендер Р. Рич и оператор вооружения лейтенант-коммендер У. Р. Старк) и) и F-4В BuNo 153004 из эскадрильи VF-114 (авианосец «Китти Хок», экипаж - летчик лейтенант Дж. С. Пламб и оператор вооружения Г. Л. Андер­сон) стали жертвами зенитных ракет комплекса С-75. Рич пропал без вес­ти, остальные члены экипажей сби­тых «Фантомов» попали в плен.

12 мая 1967 г. «дядюшке Хо» исполнилось 77 лет, в качестве подар­ка ко дню рождения вождя летчики 923-го истребительного авиаполка до­вели суммарный боевой счет до 62 по­бед. Хо Ши Мин тепло поблагодарил летчиков в специальном послании.

В памяти командира 8-го так­тического истребительного авиакры­ла полковника Робина Олдса воздуш­ный бой 20 мая оставил очень яркие впечатления:

- Мы сопровождали «Тады» (истребители-бомбардировщики F-105D «Тандерчиф»), наносившие удар по аэродрому Кип, на котором базировались вьетнамские МиГи. ...Как только мы пересекли берего­вую черту, нам сразу же стали посту­пать предупреждения о появлении МиГов. Отметки от истребителей противника мы также наблюдали на экранах радаров собственных истре­бителей. Тем не менее, первое предуп­реждение о МиГах запоздало - они уже находились у нас в задней полу­сфере. Я вел две восьмерки «Фанто­мов», а против нас «играло» 16 Ми­Гов. «Тады» продолжили полет к цели, а мы бросились в бой с самоле­тами противника. Это была чертовс­ки хорошая схватка! На моей памя­ти таких боев было всего один или два, он продолжался около 12-13 ми­нут, а казалось - целую вечность. Во­обще, обычно все заканчивается за две-три минуты. МиГи были очень агрессивны и их было очень много.

- Они (МиГи) атаковали нас, я бросился на перехват четырех Ми­Гов. Потом я заметил еще четыре ис­требителя противника, приближав­шихся с 4 часов. Я пошел на них, од­нако вынужден был отвернуть, так как меня «подрезал» «Тад». Резко развернувшись на 270 град., я бросил «Фантом» вниз, на кучу «МиГов». Я посмотрел самолет ведомого - почти вся кабина и носовая часть фюзеля­жа его «Фантома» были объяты пла­менем. Самолет стал задирать нос, скорость падала. Вдруг от кабины отлетели стекла фонарей, а затем вверх рванулись катапультируемые кресла. Я увидел как распустились купола парашютов и понял, что парни живы. Все это произошло в тече­ние долей секунды. В это время МиГ, который, скорее всего, сбил ведомо­го, открыл огонь по моему «Фанто­му». Снаряды с визгом пролетали рядом с кабиной. Я бросил самолет резко вниз и влево, в надежде уйти из-под атаки. Я даже не видел своего противника. Миги постепенно оття­гивались в сторону аэродрома Кип, где их не представлялось возможным атаковать - все небо заполняли трас­сы и разрывы зенитных снарядов. МиГи встали в оборонительный круг, половина круга находилась над аэродромом. Весь фокус заключался в том, чтобы атаковать МиГ, когда он находился не над аэродромом. Легче сказать, чем сделать. Я выпол­нил четыре атаки, прежде чем смог запустить «Спэрроу» и попасть в один из МиГов, при этом всякий раз пара МиГов болталась у меня на хво­сте, а снаряды их пушек только, что не чиркали о фюзеляж «Фантома».

- В ходе этих атак я заметил на фоне земли одиночный МиГ-17. Он летал на сравнительно небольшой ско­рости, постоянно выписывая восьмер­ки в горизонтальной плоскости. Я ре­шил, что его пилот руководит действи­ями других истребителей. Едва кто-нибудь из наших делал попытку ата­ковать этот самолет, как тот же дру­гие МиГи пресекали атаку.

- У нас заканчивалось горю­чее. Я дал команду парням идти вниз и ложиться на курс отхода. У меня все никак не выходил из головы тот МиГ-17. Я посмотрел на показания топливомера и решил, что могу по­пробовать «снять» его. Я ушел к са­мой земле и вернулся в район боя. Высота составляла всего 40 м,

- Полет «Фантома» напоми­нал, наверное, со стороны перемеще­ния большой полосатой змеи. Я за­метил МиГ прямо по курсу, но и его пилот обнаружил мое присутствие. Летчик начал резко маневрировать по горизонту, мне пришлось сбро­сить скорость, чтобы не проскочить вперед МиГа. МиГ долетел до хол­мов, но не стал огибать их сверху, а полетел между «горками». Дистанция позволяла применить «Сайдуиндер», но я точно знал, что промахнусь - теп­ловая головка самонаведения не мог­ла «взять» цель на фоне земли. Я ста­рался занять позицию, при которой МиГ будет проецироваться на фон неба - благоприятные условия для работы головки самонаведения уп­равляемой ракеты. Мне ничего не оставалось, как нырнуть в каньон вслед за МиГом. Я крикнул своему оператору: «Стив, следи! Этот МиГ либо собирается врезаться в стену каньона, либо обогнуть ее. В любом случае МиГу крышка!» Истребитель противника долетел до откоса холма, после чего его летчику пришлось таки перевести самолет в набор вы­соты. В этот момент я пустил «Сайдуиндер». Ракета сошла с направля­ющей и попала прямо в МиГ. Взрыв! МиГ сбит!

Полковнику Олдсу засчитали один сбитый МиГ-17, Олдс провел бой на самолете F-4C BuNo 40-289 с бортовым кодом «FG».

В мае система ПВО ДРВ, со­гласно вьетнамским данным, унич­тожила 85 американских самолетов, 34 сбили расчеты ЗРК, 32 - зенитная артиллерия и 19 - истребители. По мнению американцев в воздушных боях с МиГами потери авиации США составили всего два самолета.

В период с 24 апреля по 25 мая ВВС ДРВ совершили 469 самолето­вылетов, провели 34 воздушных боя и 222 раза подвергались атакам аме­риканских самолетов.

За успех вьетнамским летчи­кам пришлось заплатить дорогой це­ной: в мае-июне в воздушных боях с самолетами ВВС и ВМС США было потеряно не менее 32 МиГов (в том числе 27 МиГ-17). Такие высокие по­тери опытных летчиков за сравни­тельно короткий период времени крайне отрицательно сказались на моральном духе молодых пилотов. К середине 1967 г. подготовленных лет­чиков-истребителей в ВВС ДРВ едва хватало для укомплектования одно­го полка.

Американская авиация посто­янно действовала по аэродромам ба­зирования вьетнамских истребите­лей: удары наносились по Нойбаю, Гиаламу, Хоалаку, Киенану, Тхоксуану и Кипу. При налете на Кип 19 мая наземный персонал не успел убрать самолеты в укрытия, несколько Ми­Гов получило повреждения от взры­вов бомб. Из-за высоких потерь в людях и технике генерал Ван Тиен Данг приказал командованию ВВС временно приостановить боевые дей­ствия истребителей, исключением стали только полеты на перехват са­молетов РЭБ ЕВ-66.

Начиная с середины июня в ВВС прошло множество совещаний, посвященных анализу недавних боев. Беспристрастный анализ позволили вскрыть новые тактические приемы американцев, в частности эшелони­рование боевых порядков по высоте. Тактика вьетнамских истребителей не менялась, многие пилоты по-пре­жнему в бою полагались только на мощь бортового оружия, не придавая большого значения маневру.

Воздушные бои возобнови­лись в июле. 11 июля звено МиГ-17 ассистировало паре МиГ-21 из 921-го полка. Самолеты прикрывали от налета вражеской авиации мосты Лайва и Фулуонг на шоссе № 5. Лет­чики заявили о сбитом штурмовике А-4 «Скайхок», данные ВМС США эту победу ВВС ДРВ не подтверждают.

Десятью днями позже вьет­намцы вновь понесли тяжелые поте­ри. В бою с «Крусейдерами» были сбиты три истребителя МиГ-17. Лет­чики эскадрильи VF-24 сбили два са­молета, эскадрилья VF-211 записала на свой счет одно победу. «Крусейдеры» с авианосца «Бон Омм Ри­чард» сопровождали штурмовики А-4 в налете на нефтехранилище Такса, расположенное в северо-западных предместьях Хайфона.

Очередной воздушный бой с участием МиГ-17 состоялся только 23 августа. В 13 ч 45 мин расчет РЛС обнаружил группу из 40 воздушных целей, державшую курс из Лаоса в направлении Ханоя. На перехват подняли пары МиГ-21 и четверку МиГ-17. Летчикам предстояло разыг­рать тактический прием «засада в воздухе». МиГи-17 должны были от­влечь внимание пилотов американс­ких самолетов, дав возможность паре МиГ-21 беспрепятственно нанести ракетный удар.

Первыми, согласно плану боя, в атаку пошли МиГ-17. Обнаружив над собой строй «Тандерчифов», пара Као Тхань Тинь - Ли Ван Фонг стала набирать высоту, одновремен­но пытаясь выйти в заднюю полусфе­ру группы американских самолетов. Летчики МиГов в полной мере ис­пользовали фактор внезапности: они вышли в хвост замыкавшей группу паре «Тандерчифов» незамеченны­ми, американцы форсаж не включа­ли. Као Тхань Тинь открыл огонь с дистанции 200-250 м. От горящего F-105 вьетнамец отвернул только ког­да до американца оставалось 50-100 м. Вторая пара, Нгуен Ван Тхо и Нгуен Хонг Диеп, также расправилась с одним «Тандерчифом».

ВВС США объявило о потере двух «Фантомов» из 8-й эскадрильи 555-го тактического авиакрыла, эс­кадрилья «Тандерчифов» потерь не имела. Более того пилот F-105 из 34-й эскадрильи 388-го тактического авиакрыла 1-й лейтенант С. Лэйн якобы сбил МиГ-17Ю, на самом деле все вьетнамские истребители благо­получно вернулись на базу.

Накал воздушных боев не­сколько ослабел; в июле, августе и сентябре вьетнамские истребители в 74 воздушных боях сбили девять са­молетов противника, собственные потери составили один МиГ-17.

Американцы решили оконча­тельно разделаться с вьетнамской авиацией на аэродромах. Нойбай, Кип, Хоалак, Киенан и Катби под­вергались постоянным налетам. 24

октября массированный удар был нанесен по Кипу, но силами персона­ла базы и местного населения, аэро­дром ввели в строй уже на следую­щий день. Отсюда 25 октября на пе­рехват группы «Тандерчифов» ушла пара МиГ-17 из 923-го полка, в воз­душном бою Нгуен Хаа Тао сбил один F-105D (американские данные победу не подтверждают).

Бомбардировки продолжа­лись весь ноябрь, мощный налет на Киенан состоялся 17-го числа. Отча­янной работой личного состава 26-й технической бригады при помощи местного населения последствия на­лета были ликвидированы всего за двое суток.

30 октября экипаж «Фантома» (F-4B BuNo 150629, бортовой код «NK-203», эскадрилья VF-142 из авиакрыла авианосца «Констеллейшн») в составе летчика лейтенант-коммендера Эжена П. Ланда и опе­ратора вооружения лейтенанта Джеймса Р. Борста сбил МиГ-17 ра­кетой «Спарроу». Вообще-то экипаж выстрелил двумя ракетами AIM-7E, но одна решила, что в гостях хоро­шо, а дома - лучше. Описав вираж, ракета влетела в сопло «Фантома». Ланд и Бост успели катапультиро­ваться, прежде, чем самолет разнес­ло на куски. Обоих членов экипаж спас вертолет ВМС США.

Утром 19 ноября четыре МиГ-17 из 923-го полка, пилотируемые Хо Ван Куаем, Ли Хаем, Нгуеном Динь Факом и Нгуеном Фи Хангом, пере­летели с аэродрома Гиалам на аэро­дром Киенан. Примерно в 10 часов утра в районе Хайфона появилась группа из 20 «Скайхоков» и «Фанто­мов» с авианосца «Корал Си». Звено МиГов немедленно пошло на взлет. В первой атаке Ли Хай сбил F-4B. Через несколько минут еще по «Фан­тому» сбили Нгуен Динь Фак и Нгу­ен Фи Ханг. Все МиГи благополуч­но вернулись в Киенан.

Американская версия воздуш­ного боя над Хайфоном 19 ноября 1967 г. выглядит так. F-4B BuNo 152304 из эскадрильи VF-151 с эки­пажем в составе летчика лейтенанта Джеймса И. Тегю и оператора воо­ружения лейтенанта Теодора Штейра летел ведомым в паре «Фанто­мов», прикрывавшей ударную груп­пу штурмовиков А-4. Когда «Скайхоки» вышли в район атаки, «Фан­томы» взяли курс на северо-восток, откуда чаще всего появлялись МиГи. Экипажи «Фантомов» с помощью бортовых радиолокаторов «ощупа­ли» воздушное пространство. Не за­метив ничего подозрительного лет­чики истребителей развернули свои F-4 курсом на юго-запад, в направ­лении ударной группы. Вскоре, в 11 ч 49 мин , ведущий обнаружил спра­ва от себя одиночный МиГ-17.

Дальнейшая информация о воздушном бое «Фантомов» с МиГ-17 крайне ограничена, никто из аме­риканцев не видел схватку. Из радио­переговоров стало известно, что ата­кованные МиГами пилоты «Фанто­мов» пытались «зажечь форсажи», и что «форсажи не зажглись». Затем в эфире прозвучал сигнал «Mayday» -«Спасите!» Летчик одного из «Скай­хоков» наблюдал над Катби на вы­соте 3000-4000 м огненный шар - взрыв «Фантома». Члены экипажа катапультировались, оба попали в плен; Тегю умер в плену. Штейра ос­вободили в марте 1973 г. Второй F-4В из эскадрильи VF-151 также, со­гласно официальным данным ВМС США, был сбит в воздушном бою с МиГами. Летчик лейтенант-коммендер С. Д. Клоуер и оператор воору­жения лейтенант У. О. Истис после катапультирования попали в плен.

С середины ноября накал воз­душных боев над Ханоем продолжал оставаться высоким, несмотря на тя­желые потери, которые несли обе сто­роны. 14 декабря кто-то из летчиков МиГ-17 сбил «Крусейдер» (данные ВМС США не подтверждают поте­ри), летчик другого «Крусейдера», лейтенант Дик Уаймен из эскадрильи VF-162, сбил в том же воздушном бою МиГ-17.

Тремя днями позже звено МИГ-17 вместе с тройкой МиГ-21 подступах к Ханою перехватило группу из 32 «Тандерчифов» и «Фан­томов». Летчики МиГ-21 занялись ударными самолетами, сбив три F-105 (ВВС США подтвердили потери толь­ко одного истребителя-бомбардиров­щика). МиГ-17 атаковали «Фантомы» прикрытия и сбили над Хахоа два са­молета. Согласно данным ВВС США в результате атаки МиГов был потерян один F-4D BuNo 66-7774 из 497-й эс­кадрильи 8-го тактического истреби­тельного авиакрыла. Летчик майор К. Р. Флинор и оператор вооружения 1-й лейтенант Т. Л. Бойер попали в плен. Через двое суток группа МиГ-17 и МиГ-21 в воздушном бою над Тамдао без потерь со своей стороны сбила че­тыре американских самолета (по дан­ным министерства обороны США американская авиация в этот день потерь не имела).

Следует отметить, что при обороне Ханоя и Хайфона от атак с воздуха вьетнамские истребители действовали с гораздо большим эф­фектом, чем ранее. Удалось хорошо отработать взаимодействие между самолетами разных типов (МиГ-17 и МиГ-21) и между авиацией и назем­ными силами ПВО, а также радиоло­кационными постами. Особенно по­ражает скорость, с которой вьетнам­цы восстанавливали поврежденные американской авиацией аэродромы.

В 1967 г. истребители ВВС ДРВ провели 129 воздушных боев и сбили 124 американских самолетов, 74 из них записали на свой счет лет­чики МиГ-17. Согласно американс­ким данным, ВВС и ВМС США по­теряли в воздушных боях 24 самоле­та. Пилоты ВВС якобы сбили 41 МиГ-17, а их коллеги из авиации фло­та - 12 истребителей этого типа.