Над Ханоем и Хайфоном
В период сухого сезона 1966-67 г.г. американская авиация продолжила налеты на промышленные объекты, пути сообщения, военные базы в районе Ханоя и Хайфона. Авиация ВВС и ВМС США старалась полностью парализовать сообщение между двумя крупнейшими городами Северного Вьетнама Ханоем и Хайфоном. Ожесточенным налетам подверглись позиции средств ПВО в провинциях Вьеттри, Тхайнгуен, Кунгнинь. Командование Народной армии ожидало налетов авиации противника на водозаборные станции и плотины на Красной реке, также, по мнению командования, приоритетными для американской авиации целями могли стать аэродромы истребительной авиации ВВС ДРВ.
С целью наилучшего использования ограниченного количество истребителей было принято решения стянуть все самолеты в район Ханоя. ВВС уже имели на вооружении не уступавшие по летно-тактическим данным американским самолетам истребители МиГ-21, но «рабочей лошадкой» обоих истребительных полков
ВВС оставался МиГ-17. Командование ВВС возлагало большие надежды на совестные действия истребителей двух типов, которые позволили бы использовать сильные стороны самолетов обоих типов. Увы, силы МиГ-21 в первую неделю января подверглись сокрушительному разгрому со стороны летчиков полковника Робина Олдса из 8-го тактического истребительного авиакрыла ВВС США: в двух воздушных боях, 2 и 6 января, экипажи F-4C сбили девять истребителей МиГ-21. Временно боевые вылеты МиГ-21 пришлось прекратить.
Летчики МиГ-17 5 февраля открыли боевой счет нового 1967 года, сбив над Луонгсоном, провинция Хоабинь, «Фантом» (американскими данными эта победа не подтверждается). 10 марта, согласно американским данным, капитан Макс С. Бристель из 354-й эскадрильи ВВС США впервые на «Тандерчифе» сбил в один день два МиГа. 26 марта летчики 921-го полка ВВС ДРВ завалили «Фантом» F-4C над Хоалоком, провинция Хатай, по мнению ВВС США самолет сбила зенитная артиллерия. В этот же день командир 355-й тактического истребительного авиакрыла полковник Роберт Скотт доложил о сбитом им МиГ-17:
- Летчикам F-105 крайне редко представлялась возможность принять бой с МиГами. Мы обычно ходили очень низко и не имели необходимого для ведения воздушного боя резерва топлива, поэтому старались избегать встречи с изворотливыми МиГами. Вот и в тот день запас топлива позволял нам долететь до цели и вернуться назад. Тем более, что «Фантомы» прикрытия из 8-го авиакрыла Робина Олда все время «гнали» нас на форсаже. На подходе к цели, Олд с парнями просто «свалили».
- На пасху 1967 г. я вел группу из 20 «Тандерчифов» бомбить аэродром Хоалак. Мы видели как взлетают МиГи - они собирались нас атаковать прямо над своим аэродромом!
- Моим ведомым был майор Чарльз К. Василитис. Мы прошли Хоалак. Вдруг передо мной откуда-то вынырнул МиГ-17. Я уже готовился нажать на гашетку пушки, когда обнаружил пуск зенитной ракеты. Пришлось уйти резко вправо, прямо на ракету. Таким маневром мы срывали «8АМ'ы» с траектории. Прием сработал и в этот раз. Мы вернулись на прежний курс, но теперь курсовой угол МиГа составлял 90 град. Я успел выпустить короткую очередь, взяв небольшое упреждение. Я не знал сколько нужно попаданий, чтобы сбить МиГ-17, но я видел, что половина снарядов попало в крыло истребителя противника. МиГ вошел в глубокую спираль. Я не видел как он упал и недоумевал куда делся противник. К счастью экипажи «Фантомов» из 8-го авиакрыла наблюдали за моей атакой. Парни доложили о сбитом мной МиГ-17 раньше, чем я сам написал рапорт.
Полковник Роберт Л. Скотт сбил МиГ-17 на истребителе-бомбардировщике F-105D BuNo 61-0105 с бортовым кодом «АС».
Удачным для пилотов МиГ-17 выдался день 19 апреля. Над Суойратом были сбиты два самолета - F-105F и А-1Е. Истребитель-бомбардировщик F-105F BuNo 63-8341 принадлежал 357-й эскадрильи 355-го тактического истребительного авиакрыла, экипаж - майор Т. М. Мэддисон и майор Т. Дж. Стирлинг; штурмовик А-1Е BuNo 52-133905 - 602-й эскадрильи 432-го ударного авиакрыла, летчик - майор Дж. С. Хамильтон. Экипаж «Тандерчифа» попал в плен, а Хамильтона пришлось занести в списки пропавших без вести. Всего 19 апреля вьетнамские истребители сбили два F-105F, один А-1Е и один А-1Н.
В тот же день, 19 апреля, летчики «Тандерчифов» сбили четыре МиГа (ранее, в марте, на F-105 было сбито только три вьетнамских истребителя). «Фантомы» и «Тандерчифы» продолжали наносить тяжелые потери ВВС ДРВ на протяжении всего 1967 г.
За несколько недель до боев, 19 апреля из СССР и Китая были получены зенитно-ракетные комплексы. Министр обороны Вьетнама Во Нгуен Гиап изменил структуру войск ПВО-ВВС. В состав 371-й авиационной дивизии «Thang Long» (Su Doan Khong Quan 371) вошли 921-й и 923-й истребительные и 919-й транспортный авиационные полки. Самолеты дивизии базировалась на аэродромах Гиалам, Нойбай, Кип, Хоалак, Киенан, Тхоксуан и Винь. В составе ВВС насчитывалось 64 летчика-истребителя, 1685 механиков, 1024 специалист наземных служб наведения и управления.
Командиром дивизии стал подполковник Нгуен Ван Тиен, его заместителями - подполковники Хоанг Нгок Диеу и Дау Динь Лаен, подполковники Тран Мань и Нгуен Фак Трач получили назначения на должности заместителей командиров 921-го и 923-го истребительных полков.
Главной задачей истребителей ВВС ДРВ по-прежнему оставалась оборона столицы и системы плотин на Красной реке. Ввиду ограниченной численности самолетов, командование ВВС не имело возможностей поднимать в воздух истребители для отражения каждого налета противника. Команда «Взлет» отдавалась только если американцы собирались нанести удар по ключевым объектам.
Удару американской авиации 23 апреля подвергся аэродром Киенан, расположенный в окрестностях Хайфона, были повреждены взлетно-посадочная полоса, ряд аэродромных строений. Усилиями военнослужащих Народной армии и местного населения аэродром ввели в строй уже через 36 часов.
На следующий день, 24 апреля, 24 американских самолета появились над Ханоем, на отражения налета были подняты два звена МиГ-17 из 923-го полка. Летчики первого звена (Во Ван Ман, Нгуен Ба Дич, Нгуен Ван Бай, Нгуен Тхи Хон) доложили о двух сбитых ими «Фантомах», третий «Фантом» занесли на счет второго звена (Май Дак Тоай, Лаа Хай Чао, Хоанг Ван Ки). В налете принимали участие самолеты из авиакрыла авианосца «Китти Хок», согласно американским данным был потерян один F-4B BuNo 153000 с бортовым кодом «NH-210» из эскадрильи VF-114; янки, опять же, отнесли его на счет боевой работы вьетнамских зенитчиков. Самолет получил повреждения, из-за которых не смог принять топливо от самолета-заправщика, а горючего в баках машины, чтобы дотянуть до «Китти Хока» не хватало. Самолет рухнул в Тонкинский залив, экипаж в составе летчика лейтенанта Чарльза Соузвика и оператора вооружения энсина Джеймса Лэйнга катапультировался (их вытащил из воды поисково-спасательный вертолет). Соузвик и Лэйнг до того, как их «Фантом» был подбит, успели сбить ракетой AIM-9D «Сайдуиндер» МиГ-17. Еще один МиГ-17 сбил экипаж F-4B (BuNo 153037, бортовой код «NH-100») в составе летчика лейтенанта Денни Уизли и оператор вооружения Гарет Андерсон, средством поражения также стала ракета «Сайдуиндер».
В воздушном сражении над Ханоем 24 апреля одно из звеньев вьетнамских истребителей впервые опробовало тактику маловысотной засады. Четверка МиГ-17 (летчики Нгуен Ван Бай, Нгуен Тхи Хон, Ха Бон, Нгуен Ба Дич) взлетели с аэродрома Шиалам как только РЛС обнаружили приближающиеся самолеты противника. Камуфлированные МиГ-17 устремились навстречу американским самолетом на малой высоте, чтобы избежать обнаружения. Летчики МиГов соблюдали режим радиомолчания, во избежание утери фактора внезапности они даже не получили с земли команд наведения.
Обычно, как только американцев засекали вьетнамские наблюдательные посты, немедленно усиливалась активность переговоров по радио и телефонной связи. Получив предупреждение, МиГи на аэродромах начинали готовиться к взлету. После взлета истребители выходили в район объекта налета и маневрировали на малой высоте в ожидании появления противника. При появлении истребителей-бомбардировщиков противника вьетнамские самолеты набирали на форсаже высоту, стараясь зайти в хвост противнику. После атаки, стараясь не ввязываться в бой, они на малой высоте уходили на свои базы. Обнаружить небольшие камуфлированные самолеты на фоне земли было крайне сложно.
Ханой вновь подвергся удару с воздуха 25 апреля. Звено МиГ-17 (летчики Май Дак Тоай, Ли Хай, Лаа Хай Чао и Хоанг Ван Ки) сбили прямо над Гиаламом один «Тандерчиф» - американцы традиционно занесли эту потери на счет зенитчиков. Утром того же дня американцы бомбили Хайфон. Базировавшаяся на хайфонском аэродроме Киенан четверка МиГ-17 оставалась на земле, развязав тем самым руки зенитчикам. Руки эти поработали на славу - зенитчики доложили о десяти сбитых самолетах противника. Днем 24 самолета с авианосца «Бон Омм Ричард» вновь появились над Хайфоном. В 13 ч 15 мин команду «Взлет» получило звено МиГ-17 с аэродрома Киенан.
Набрав высоту 1500 м и перевалив через гору Вой, самолеты взяли курс в направлении реки Ванук. Появление вьетнамских истребителей стало для американцев полнейшим сюрпризом: по данным разведки аэродром Киенан еще не вступил в строй. Летчики МиГ-17 доложили о трех победах в воздушном бою: двух сбитых штурмовиках А-4 «Скайхок» и одном истребителе F-8 «Крусейдер». Еще два «Скайхока» были сбиты непосредственно над объектом налета. Лейтенант А. Р. Кребо из эскадрильи VA-212 катапультировался после того, как его А-4Е BuNo 151102 получил попадание зенитной ракетой, а лейтенанта Чарльза Стэкхоуса из эскадрильи VA-76 принудил покинуть А-4С BuNo 147799 кто-то из пилотов четверки МиГ-17. Стэкхоус попал в плен.
Возбужденные победами летчики Мигов уже направились домой, когда вдруг обнаружили у себя на хвосте «Крусейдер». Зенитно-ракетный комплекс в районе Кимтханя сбил упорного янки, позволив всем четырем МиГам спокойно совершить посадку на аэродроме Гиалам.
Весной 1967 г. Хо Ши Мин лично наградил семь летчиков истребителей за отличия в воздушных боях, среди этой семерки были пилоты МиГ-17 Нгуен Ван Бай, Лаа Хай Чао, Ли Хай, Нгуен Динь Фак.
Май начался с ударов американской авиации по аэродромам, 1 мая летчики «Тандерчифов» рапортовали о пяти уничтоженных на аэродроме Хоалак МиГ-17.
Ожесточенные воздушные бои над Ханоем продолжались весь май. Летчики ВВС ДРВ совершали по 30-40 самолето-вылетов на перехват ежедневно. Эффективность их работы увеличилась, так 12 мая летчики 923-го полка сбили пять самолетов противника. Над Хоалок звено в составе Као Тханя Тиня, Ли Хая, Нго Дак Мая и Хоанг Ван Ки вместе с зенитчиками сбило три F-4C. Американцы признали только одну потерю от истребителей ВВС ДРВ - F-4C 63-7614 из 390-й эскадрильи 366-го тактического авиакрыла ВВС США, летчик полковник Н.С. Гэддис попал в плен, оператор вооружения 1-й лейтенант Дж. М. Джеффесон пропал без вести.
В тот же день пара МиГ-17 (летчики Фан Тхань Тай и Нгуен Наа Диет) рапортовали о двух сбитых над Ксуанмаем, провинция Хоабинь, «Фантомах». Американские данные свидетельствуют о том, что самолеты F-4B BuNo 152264 из эскадрильи VF-96 (авианосец CVAN «Энтерпрайз», экипаж - летчик коммендер Р. Рич и оператор вооружения лейтенант-коммендер У. Р. Старк) и) и F-4В BuNo 153004 из эскадрильи VF-114 (авианосец «Китти Хок», экипаж - летчик лейтенант Дж. С. Пламб и оператор вооружения Г. Л. Андерсон) стали жертвами зенитных ракет комплекса С-75. Рич пропал без вести, остальные члены экипажей сбитых «Фантомов» попали в плен.
12 мая 1967 г. «дядюшке Хо» исполнилось 77 лет, в качестве подарка ко дню рождения вождя летчики 923-го истребительного авиаполка довели суммарный боевой счет до 62 побед. Хо Ши Мин тепло поблагодарил летчиков в специальном послании.
В памяти командира 8-го тактического истребительного авиакрыла полковника Робина Олдса воздушный бой 20 мая оставил очень яркие впечатления:
- Мы сопровождали «Тады» (истребители-бомбардировщики F-105D «Тандерчиф»), наносившие удар по аэродрому Кип, на котором базировались вьетнамские МиГи. ...Как только мы пересекли береговую черту, нам сразу же стали поступать предупреждения о появлении МиГов. Отметки от истребителей противника мы также наблюдали на экранах радаров собственных истребителей. Тем не менее, первое предупреждение о МиГах запоздало - они уже находились у нас в задней полусфере. Я вел две восьмерки «Фантомов», а против нас «играло» 16 МиГов. «Тады» продолжили полет к цели, а мы бросились в бой с самолетами противника. Это была чертовски хорошая схватка! На моей памяти таких боев было всего один или два, он продолжался около 12-13 минут, а казалось - целую вечность. Вообще, обычно все заканчивается за две-три минуты. МиГи были очень агрессивны и их было очень много.
- Они (МиГи) атаковали нас, я бросился на перехват четырех МиГов. Потом я заметил еще четыре истребителя противника, приближавшихся с 4 часов. Я пошел на них, однако вынужден был отвернуть, так как меня «подрезал» «Тад». Резко развернувшись на 270 град., я бросил «Фантом» вниз, на кучу «МиГов». Я посмотрел самолет ведомого - почти вся кабина и носовая часть фюзеляжа его «Фантома» были объяты пламенем. Самолет стал задирать нос, скорость падала. Вдруг от кабины отлетели стекла фонарей, а затем вверх рванулись катапультируемые кресла. Я увидел как распустились купола парашютов и понял, что парни живы. Все это произошло в течение долей секунды. В это время МиГ, который, скорее всего, сбил ведомого, открыл огонь по моему «Фантому». Снаряды с визгом пролетали рядом с кабиной. Я бросил самолет резко вниз и влево, в надежде уйти из-под атаки. Я даже не видел своего противника. Миги постепенно оттягивались в сторону аэродрома Кип, где их не представлялось возможным атаковать - все небо заполняли трассы и разрывы зенитных снарядов. МиГи встали в оборонительный круг, половина круга находилась над аэродромом. Весь фокус заключался в том, чтобы атаковать МиГ, когда он находился не над аэродромом. Легче сказать, чем сделать. Я выполнил четыре атаки, прежде чем смог запустить «Спэрроу» и попасть в один из МиГов, при этом всякий раз пара МиГов болталась у меня на хвосте, а снаряды их пушек только, что не чиркали о фюзеляж «Фантома».
- В ходе этих атак я заметил на фоне земли одиночный МиГ-17. Он летал на сравнительно небольшой скорости, постоянно выписывая восьмерки в горизонтальной плоскости. Я решил, что его пилот руководит действиями других истребителей. Едва кто-нибудь из наших делал попытку атаковать этот самолет, как тот же другие МиГи пресекали атаку.
- У нас заканчивалось горючее. Я дал команду парням идти вниз и ложиться на курс отхода. У меня все никак не выходил из головы тот МиГ-17. Я посмотрел на показания топливомера и решил, что могу попробовать «снять» его. Я ушел к самой земле и вернулся в район боя. Высота составляла всего 40 м,
- Полет «Фантома» напоминал, наверное, со стороны перемещения большой полосатой змеи. Я заметил МиГ прямо по курсу, но и его пилот обнаружил мое присутствие. Летчик начал резко маневрировать по горизонту, мне пришлось сбросить скорость, чтобы не проскочить вперед МиГа. МиГ долетел до холмов, но не стал огибать их сверху, а полетел между «горками». Дистанция позволяла применить «Сайдуиндер», но я точно знал, что промахнусь - тепловая головка самонаведения не могла «взять» цель на фоне земли. Я старался занять позицию, при которой МиГ будет проецироваться на фон неба - благоприятные условия для работы головки самонаведения управляемой ракеты. Мне ничего не оставалось, как нырнуть в каньон вслед за МиГом. Я крикнул своему оператору: «Стив, следи! Этот МиГ либо собирается врезаться в стену каньона, либо обогнуть ее. В любом случае МиГу крышка!» Истребитель противника долетел до откоса холма, после чего его летчику пришлось таки перевести самолет в набор высоты. В этот момент я пустил «Сайдуиндер». Ракета сошла с направляющей и попала прямо в МиГ. Взрыв! МиГ сбит!
Полковнику Олдсу засчитали один сбитый МиГ-17, Олдс провел бой на самолете F-4C BuNo 40-289 с бортовым кодом «FG».
В мае система ПВО ДРВ, согласно вьетнамским данным, уничтожила 85 американских самолетов, 34 сбили расчеты ЗРК, 32 - зенитная артиллерия и 19 - истребители. По мнению американцев в воздушных боях с МиГами потери авиации США составили всего два самолета.
В период с 24 апреля по 25 мая ВВС ДРВ совершили 469 самолетовылетов, провели 34 воздушных боя и 222 раза подвергались атакам американских самолетов.
За успех вьетнамским летчикам пришлось заплатить дорогой ценой: в мае-июне в воздушных боях с самолетами ВВС и ВМС США было потеряно не менее 32 МиГов (в том числе 27 МиГ-17). Такие высокие потери опытных летчиков за сравнительно короткий период времени крайне отрицательно сказались на моральном духе молодых пилотов. К середине 1967 г. подготовленных летчиков-истребителей в ВВС ДРВ едва хватало для укомплектования одного полка.
Американская авиация постоянно действовала по аэродромам базирования вьетнамских истребителей: удары наносились по Нойбаю, Гиаламу, Хоалаку, Киенану, Тхоксуану и Кипу. При налете на Кип 19 мая наземный персонал не успел убрать самолеты в укрытия, несколько МиГов получило повреждения от взрывов бомб. Из-за высоких потерь в людях и технике генерал Ван Тиен Данг приказал командованию ВВС временно приостановить боевые действия истребителей, исключением стали только полеты на перехват самолетов РЭБ ЕВ-66.
Начиная с середины июня в ВВС прошло множество совещаний, посвященных анализу недавних боев. Беспристрастный анализ позволили вскрыть новые тактические приемы американцев, в частности эшелонирование боевых порядков по высоте. Тактика вьетнамских истребителей не менялась, многие пилоты по-прежнему в бою полагались только на мощь бортового оружия, не придавая большого значения маневру.
Воздушные бои возобновились в июле. 11 июля звено МиГ-17 ассистировало паре МиГ-21 из 921-го полка. Самолеты прикрывали от налета вражеской авиации мосты Лайва и Фулуонг на шоссе № 5. Летчики заявили о сбитом штурмовике А-4 «Скайхок», данные ВМС США эту победу ВВС ДРВ не подтверждают.
Десятью днями позже вьетнамцы вновь понесли тяжелые потери. В бою с «Крусейдерами» были сбиты три истребителя МиГ-17. Летчики эскадрильи VF-24 сбили два самолета, эскадрилья VF-211 записала на свой счет одно победу. «Крусейдеры» с авианосца «Бон Омм Ричард» сопровождали штурмовики А-4 в налете на нефтехранилище Такса, расположенное в северо-западных предместьях Хайфона.
Очередной воздушный бой с участием МиГ-17 состоялся только 23 августа. В 13 ч 45 мин расчет РЛС обнаружил группу из 40 воздушных целей, державшую курс из Лаоса в направлении Ханоя. На перехват подняли пары МиГ-21 и четверку МиГ-17. Летчикам предстояло разыграть тактический прием «засада в воздухе». МиГи-17 должны были отвлечь внимание пилотов американских самолетов, дав возможность паре МиГ-21 беспрепятственно нанести ракетный удар.
Первыми, согласно плану боя, в атаку пошли МиГ-17. Обнаружив над собой строй «Тандерчифов», пара Као Тхань Тинь - Ли Ван Фонг стала набирать высоту, одновременно пытаясь выйти в заднюю полусферу группы американских самолетов. Летчики МиГов в полной мере использовали фактор внезапности: они вышли в хвост замыкавшей группу паре «Тандерчифов» незамеченными, американцы форсаж не включали. Као Тхань Тинь открыл огонь с дистанции 200-250 м. От горящего F-105 вьетнамец отвернул только когда до американца оставалось 50-100 м. Вторая пара, Нгуен Ван Тхо и Нгуен Хонг Диеп, также расправилась с одним «Тандерчифом».
ВВС США объявило о потере двух «Фантомов» из 8-й эскадрильи 555-го тактического авиакрыла, эскадрилья «Тандерчифов» потерь не имела. Более того пилот F-105 из 34-й эскадрильи 388-го тактического авиакрыла 1-й лейтенант С. Лэйн якобы сбил МиГ-17Ю, на самом деле все вьетнамские истребители благополучно вернулись на базу.
Накал воздушных боев несколько ослабел; в июле, августе и сентябре вьетнамские истребители в 74 воздушных боях сбили девять самолетов противника, собственные потери составили один МиГ-17.
Американцы решили окончательно разделаться с вьетнамской авиацией на аэродромах. Нойбай, Кип, Хоалак, Киенан и Катби подвергались постоянным налетам. 24
октября массированный удар был нанесен по Кипу, но силами персонала базы и местного населения, аэродром ввели в строй уже на следующий день. Отсюда 25 октября на перехват группы «Тандерчифов» ушла пара МиГ-17 из 923-го полка, в воздушном бою Нгуен Хаа Тао сбил один F-105D (американские данные победу не подтверждают).
Бомбардировки продолжались весь ноябрь, мощный налет на Киенан состоялся 17-го числа. Отчаянной работой личного состава 26-й технической бригады при помощи местного населения последствия налета были ликвидированы всего за двое суток.
30 октября экипаж «Фантома» (F-4B BuNo 150629, бортовой код «NK-203», эскадрилья VF-142 из авиакрыла авианосца «Констеллейшн») в составе летчика лейтенант-коммендера Эжена П. Ланда и оператора вооружения лейтенанта Джеймса Р. Борста сбил МиГ-17 ракетой «Спарроу». Вообще-то экипаж выстрелил двумя ракетами AIM-7E, но одна решила, что в гостях хорошо, а дома - лучше. Описав вираж, ракета влетела в сопло «Фантома». Ланд и Бост успели катапультироваться, прежде, чем самолет разнесло на куски. Обоих членов экипаж спас вертолет ВМС США.
Утром 19 ноября четыре МиГ-17 из 923-го полка, пилотируемые Хо Ван Куаем, Ли Хаем, Нгуеном Динь Факом и Нгуеном Фи Хангом, перелетели с аэродрома Гиалам на аэродром Киенан. Примерно в 10 часов утра в районе Хайфона появилась группа из 20 «Скайхоков» и «Фантомов» с авианосца «Корал Си». Звено МиГов немедленно пошло на взлет. В первой атаке Ли Хай сбил F-4B. Через несколько минут еще по «Фантому» сбили Нгуен Динь Фак и Нгуен Фи Ханг. Все МиГи благополучно вернулись в Киенан.
Американская версия воздушного боя над Хайфоном 19 ноября 1967 г. выглядит так. F-4B BuNo 152304 из эскадрильи VF-151 с экипажем в составе летчика лейтенанта Джеймса И. Тегю и оператора вооружения лейтенанта Теодора Штейра летел ведомым в паре «Фантомов», прикрывавшей ударную группу штурмовиков А-4. Когда «Скайхоки» вышли в район атаки, «Фантомы» взяли курс на северо-восток, откуда чаще всего появлялись МиГи. Экипажи «Фантомов» с помощью бортовых радиолокаторов «ощупали» воздушное пространство. Не заметив ничего подозрительного летчики истребителей развернули свои F-4 курсом на юго-запад, в направлении ударной группы. Вскоре, в 11 ч 49 мин , ведущий обнаружил справа от себя одиночный МиГ-17.
Дальнейшая информация о воздушном бое «Фантомов» с МиГ-17 крайне ограничена, никто из американцев не видел схватку. Из радиопереговоров стало известно, что атакованные МиГами пилоты «Фантомов» пытались «зажечь форсажи», и что «форсажи не зажглись». Затем в эфире прозвучал сигнал «Mayday» -«Спасите!» Летчик одного из «Скайхоков» наблюдал над Катби на высоте 3000-4000 м огненный шар - взрыв «Фантома». Члены экипажа катапультировались, оба попали в плен; Тегю умер в плену. Штейра освободили в марте 1973 г. Второй F-4В из эскадрильи VF-151 также, согласно официальным данным ВМС США, был сбит в воздушном бою с МиГами. Летчик лейтенант-коммендер С. Д. Клоуер и оператор вооружения лейтенант У. О. Истис после катапультирования попали в плен.
С середины ноября накал воздушных боев над Ханоем продолжал оставаться высоким, несмотря на тяжелые потери, которые несли обе стороны. 14 декабря кто-то из летчиков МиГ-17 сбил «Крусейдер» (данные ВМС США не подтверждают потери), летчик другого «Крусейдера», лейтенант Дик Уаймен из эскадрильи VF-162, сбил в том же воздушном бою МиГ-17.
Тремя днями позже звено МИГ-17 вместе с тройкой МиГ-21 подступах к Ханою перехватило группу из 32 «Тандерчифов» и «Фантомов». Летчики МиГ-21 занялись ударными самолетами, сбив три F-105 (ВВС США подтвердили потери только одного истребителя-бомбардировщика). МиГ-17 атаковали «Фантомы» прикрытия и сбили над Хахоа два самолета. Согласно данным ВВС США в результате атаки МиГов был потерян один F-4D BuNo 66-7774 из 497-й эскадрильи 8-го тактического истребительного авиакрыла. Летчик майор К. Р. Флинор и оператор вооружения 1-й лейтенант Т. Л. Бойер попали в плен. Через двое суток группа МиГ-17 и МиГ-21 в воздушном бою над Тамдао без потерь со своей стороны сбила четыре американских самолета (по данным министерства обороны США американская авиация в этот день потерь не имела).
Следует отметить, что при обороне Ханоя и Хайфона от атак с воздуха вьетнамские истребители действовали с гораздо большим эффектом, чем ранее. Удалось хорошо отработать взаимодействие между самолетами разных типов (МиГ-17 и МиГ-21) и между авиацией и наземными силами ПВО, а также радиолокационными постами. Особенно поражает скорость, с которой вьетнамцы восстанавливали поврежденные американской авиацией аэродромы.
В 1967 г. истребители ВВС ДРВ провели 129 воздушных боев и сбили 124 американских самолетов, 74 из них записали на свой счет летчики МиГ-17. Согласно американским данным, ВВС и ВМС США потеряли в воздушных боях 24 самолета. Пилоты ВВС якобы сбили 41 МиГ-17, а их коллеги из авиации флота - 12 истребителей этого типа.