Визиты на юг

 

Утром 3 января 1968 г. вьет­намская РЛС обнаружила прибли­жавшийся с северо-западного на­правления самолет ЕВ-66С. В 7 ч 33 мин американский самолет появился над провинцией Майчау, на перехват в 7 ч 39 мин с аэродрома Гиаллам были подняты два истребителя МиГ-21 и четыре МиГ-17 из 923-го полка. Звено Миг-17 (летчики Лаа Хай Чао, Нгуен Хонг Диеп, Бай Ван Саа и Ли Хай) получили приказ следовать в направлении Тхайнгуен, но район был затянут облачностью, исключав­шей установление визуального кон­такта с самолетом противника.

Летчики, согласно команде с земли, развернулись на обратный курс, домой, но неожиданно обнару­жили в восьми километрах от себя примерно на двух часах восьмерку самолетов. Это были истребители-бомбардировщики F-4D из 8-го так­тического истребительного авиакры­ла ВВС США. МиГи вступили в бой. Американцы атаковали первыми. Самолет Нгуен Хонг Диепа получил попадания, летчику пришлось ката­пультироваться.

МиГ-17 Лаа Хай Чао, ведомо­го Диепа, также был поврежден, од­нако пилот пытался удержать само­лет в горизонтальном полете. Чао выполнял вираж, когда увидел ниже себя еще несколько «Фантомов». Вьетнамец решил не упускать свой шанс, пилот МиГа увеличил оборо­ты двигателя и неожиданно легко оказался на хвосте американского самолета. Дистанция, однако, была велика: выпущенные с расстояния 700 м снаряды прошли мимо цели. Лаа Хай Чао больше не стал иску­шать судьбу, взял курс на свой аэро­дром и благополучно сел в Нойбай.

Между тем, Бай Ван Саа ата­ковал другую пару «Фантомов», но, открыв огонь с большой дистанции, промахнулся. На выходе из атаки Саа заметил другие истребители про­тивника. С одним из них он сблизил­ся до дистанции 500 м, на сей раз пу­шечные очереди сошлись на цели. «Фантом» получил повреждения. Ли Хай обстрелял F-4 с дистанции 800 м, естественно - промазал. В последую­щие несколько минут Хай резко ма­неврировал, избегая свидания с раке­тами, выпущенными экипажами «Фантомов». Встреча с «Сайдуиндерам» не состоялась, однако, потеряв ориентировку, Хай вышел прямо на позиции зенитной артиллерии в рай­оне Виеттри. К счастью, зенитчики вовремя опознали МиГ-17 и огня не открывали. На малой высоте по до­лине Красной реки Ли Хай вышел к аэродрому Риалам.

С апреля по октябрь 1968 г. американская авиация выполнила примерно 79 000 боевых вылетов над Северным Вьетнамом. Истребители ВВС ДРВ помимо обороны Ханоя и Хайфона стали привлекаться к защи­те от налетов американцев линий коммуникаций, фронта «В» (Южный Вьетнам) и фронта «С» (Лаос).

В начале весны командующий Народной армией Нгуен Ван Тиен, начальник Генерального штаба Тран Мань, его заместитель Нгуен Фак Трач и ряд других высших офицеров посетили 4-й военный округ, где оз­накомились на месте с состоянием аэродромов.

Следствие визита на юг высо­ких гостей стало строительство но­вых аэродромов и реконструкция старой. Первым вступил в строй аэродром Тхоксуан в провинции Тханьхоа. Наладить ремонт самоле­тов на южных аэродромах не пред­ставлялось возможным, было реше­но использовать эти аэродромы для базирования на ротационной основе небольшого количества истребите­лей с северных баз.

В апреле первые два МиГ-17 приземлились на аэродроме Винь, к сожалению через несколько минут после посадки база подверглась на­лету американских истребителей-бомбардировщиков. Оба МиГа полу­чили серьезные повреждения, самоле­ты пришлось разобрать на запасные части. Исправные узлы и агрегаты на грузовиках доставили в Ханой.

Пара МиГ-17 из 923-го полка взяла курс на юг 14 июня. Лаа Хай Чао и Ли Хай взлетели с аэродрома Гиалам в 14 ч 28 мин., полет проис­ходил на высоте 500 м. МиГи шли вдоль шоссе № 15 со скоростью 650 км/ ч, после прохода Нгядана они набра­ли высоту 1000 м. В районе Тханьчоунга МиГи шли уже на высоте 1500 м. в это время с земли поступило предуп­реждение о наличии прямо по курсу на высоте 3000 м шестерки «Фантомов». Летчики МиГов увеличили скорость до 730 км/ч и набрали высоту 2000 м. В этот момент Ли Хай увидел, как са­молеты противника занимают положе­ние для атаки. Яркие вспышки под крыльями «Фантомов» не оставили сомнении в ракетной атаке.

Ли Хай сбросил топливные баки, после чего увеличил скорость до 800 км/ч и перешел в набор высо­ты. Лаа Хай Чао последовал за Хаем. Между тем, Хай свалили свой МиГ в левый вираж в попытке занять выгод­ное для атаки положение.

Ведущий группы «Фантомов» заложил крутой вираж, тогда Ли Хай переключился на его ведомого. Вьет­намец открыл огонь с дистанции 20 м, «Фантом» задымил после второй очереди. Истребитель-бомбардиров­щик упал в море (американцами по­теря «Фантома» не подтверждается). Попытка атаковать еще один «Фан­том» успеха не имела, так дистанция между самолетами была слишком большой. Ли Хай занял обычное для себя место ведомого в паре. Ведущим был Лаа Хай Чао, однако в духе «ко­мандной игры» он весь бой провел в качестве ведомого. Ли Хай изначаль­но занимал более выгодную пози­цию, поэтому командир спокойно передал инициативу подчиненному.

На заключительном этапе схватки Лаа Хай Чао (уже на своем «законном» месте ведущего) пытал­ся достать «Фантом» очередью, вы­пущенной с приличной дистанции. Безуспешно.

Со стороны Тонкинского за­лива показался еще один «Фантом». Его экипаж, видимо, пытался атако­вать самолет Ли Хая и «подставил­ся» под пушки Лаа Хай Чао. Залп из трех стволов разнес американский истребитель. Оставшиеся F-4 покину­ли район боя, а вьетнамцы взяли курс на Тхоксуан. МиГи совершили по­садку в 15 ч 00 мин. С 0 по 29 июля семь МиГ-17 из 923-го полка сбили три американских самолета, амери­канца не подтвердили ни одну из этих побед (имеются ввиду именно поте­ри ВВС или ВМС США в воздушных боях с МиГ-17).

Вплоть до сентября над Йентханем, Тханьчуонгом и Далуонгом смешанные группы МиГ-21 и МиГ-17 провели несколько воздушных боев, однако успеха не добились. В сентябре американская авиация уси­лила свою активность в районе шос­се № 1 и № 15, целями истребителей-бомбардировщиков ВВС и флота США по-прежнему оставались также радиолокаторы системы ПВО ДРВ. 26 октября над Тамки патрулирова­ли два истребителя МиГ-17. Летчи­ки не сумели установить визуальный контакт с противником, поэтому ушли из района патрулирования, не вступая в воздушный бой. Летчики двух МиГ-21 оказались более удачли­выми - они сбили один F-4 (потеря «Фантома» не подтверждается данными министерства обороны США). В начале 1968 г. президент Джонсон о приостановке бомбарди­ровок территории Северного Вьетна­ма. С 3 марта 1965 г. по 31 октября 1968 г. истребители ВВС ДРВ совер­шили 1602 боевых вылета и сбили 218 американских самолетов 19 типов. Американцы говорят о 50 сбитых за этот период МиГами своих самоле­тах. Потери ВВС ДРВ в воздушных боях США оценили не менее, чем в 87 МиГ-17, 34 МиГ-21 т двух Ан-2.

Американские летчики имели лучшую подготовку, кроме того они всегда обладали численным превос­ходством. С другой стороны, ВВС ДРВ более гибко меняли тактику, за счет чего достигли значительных ус­пехов при отражении налетов авиа­ции США на Ханой и Хайфон. Не­смотря на потери силы северо-вьетнамских ВВС росли. В начале войны в ВВС имелось 36 летчиков и 36 ис­требителей МиГ. К 1968 г. командо­вание располагало уже двумя истребительными авиационными полка­ми, количество подготовленных лет­чиков увеличилось вдвое, количество истребителей - в пять раз.