Самолеты асов

 

01.jpg

1. Shenvang J-5 (МиГ-l 7) «2614» из 921-го истребительного авиационного полка «Sao Duo», 1967 г.

Первые истребители J-5 проступили в Северный Вьетнам из Китая в 1964 г. На рисунке изображен самолет многие годы, экспонировавшийся в музее на авиа­базе Нятранг. Истребитель оснащен аэродинамическими тормозами, харак­терными для опытных Ми Г-17.

2. Shenyang J-5 (МиГ-17) «1043» из 921-го истребительного авиационного полка «Sao Dao», 1966 г.

Самолет Shenyang J-5 являлся копией советского истребителя Миг-17, од­нако некоторые внешние отличия у китайского варианта все же имелись. Так на J-5 не было антенны радиолокационного дальномера СРД-1М и неко­торых других антенн. Самолеты МиГ-17 имели аэродинамические тормоза большей, чем на МиГ-17Ф, площади, аэродинамические поверхности тормо­зов на МиГ-17 располагались ниже, чем на МиГ-ПФ. Бортовой номер само­лета начинается с цифры «1», из чего можно сделать вывод, что самолет входил в состав первой партии истребителей данного типа, полученной Вьетнамом из Китая в 1964 г.

3. МиГ-17 Ф «2019» Ле Key она Ди из 923-го истребительного авиационного пол­ка «Yen The», 19 апреля 1972 г.

4. Shenyang J-5 (МиГ-17) «1036» Ле Минь Хуана, 921-й истребительный авиа­ционный полка «Sao Dao», апрель 1965 г.

На изображенном здесь истребителе Ле Минь Хуан 4 апреля 1965 г. сбил над Хамронгом «Тандерчиф» капитана Дж. А. Магнассона (F-105D 59-1764) из 355-го тактического истребительного авиационного крыла ВВС США. В том же воздушном бою был сбит и Ле Минь Хуан, точно не известно: то ли его сбил дру­гой «Тандерчиф», то ли ракета ЗРК системы ПВО Северного Вьетнама.

5. Shenyang J-5 (МиГ-17Ф) «2011» Нго Дак Мая, 923-й истребительный авиационный полк « Yen The», 12 мая 1967 г.

На изображенном здесь истребителе Нго Дак 12 мая 1967 г. сбил над Хоа-лок «Фантом» полковника Н. К. Гаддиса и 1-го лейтенанта Дж. М. Джефферсона (F-4C 63-7614) из 390-й эскадрильи 366-го тактического ис­требительного авиакрыла ВВС США. В настоящее время самолет экспони­руется в авиационном музее в Ханое. На фюзеляже самолета нарисовано девять звездочек - возможно, что это отметках о всех победах, одержан­ных на этом МиГ-17Ф, а не индивиду­альный счет кого-то из летчиков.

6. МиГ-ПФ «2039» Лаа Хай Чао, 923-й истребительный авиационный полк «Yen The», 24 апреля 1967 г.

На истребителе с бортовым номером «2039» Лаа Хай Чао 24 апреля 1967 г. сбил над Фалаем «Фантом» (F-4B BuNo 153000, экипаж - летчик лейтенант-коммендер С. И. Саусвик, опе­ратор вооружения 1-й энсин Дж. У. Лэйнг) из эскадрильи VFR-114 авиации ВМС США. В 1966-68 г. Лаа Хай Чао в воздушных боях сбил шесть самоле­тов противника.

02.jpg

7. МиГ-ПФ «2047» Нгуена Ван Бая из 923-го истребительного авиационного полка «Yen The», 19 апреля 1972 г.

Два истребителя МиГ-17Ф были переоборудованы для нанесения бомбовых уда­ров по кораблям ВМС США. Под плоскостями крыла каждого истребителя смонтировали по одному пилону, рассчитанному на подвеску одной бомбы ФАБ-250; в корне вертикального оперения устанавливался контейнер с тормозным парашютом. 19 апреля 1972 г. пилотируемые летчиками Ли Key аи Ди и Нгуеном Ван Баем самолеты взлетели с аэродрома Гат и нанесли бомбовый удар по эсминцу «Хайгби» и крейсеру «Оклахома Сити». Впервые после окончания вто­рой мировой войны корабли 7-го флота ВМС США подверглись атаке с возду­ха. Самолет Бая с бортовым номером «2047» и отметками о семи победах в воздушных боях в настоящее время выставлен в экспозиции музея ВВС в Ханое.

8. Shenyang J-5 (МиГ-ПФ) «2050» Фам Нгок Лана, 921-й истребительный авиа­ционный полк «Sao Dao», 6 ноября 1965 г.

Фам Нгок Лан вместе с Трап Ханем, Иго Доан Хангом и Трап Ван Фуонгол, сбили 6 ноября 1965 г. поисково-спасательный вертолет ВВС США СН-3С. Это был 15-й и последний сбитый вьетнамскими истребителями в 1965 г. аме­риканский летательный аппарат.

9. МиГ-17Ф «2072» из 921-го истребительного авиационного полка «Sao Dao», 1968 г.

Истребители МиГ-17 прибывали во Вьетнам или вообще неокрашенными, или целиком покрытые светло-серой краской. Чтобы уменьшить заметность са­молетов на фоне земли вьетнамцы почти на все самолеты данного типа нано­сили камуфляж - пятна светло-коричневого цвета поверх общего темно-зеле­ного цвета.

10. МиГ-ПФ «2077», 923-й истреби­тельный авиационный полк « Yen The», 1968 г.

Изображенный на рисунке истреби­тель МиГ-17Ф доставили в конце 1965 г. на базу Кип в числе других самоле­тов второй партии, самолет имел цвет натурального металла. На аэро­дроме Кип сразу же с целью маскиров­ки под тропическую растительность окрасили в зеленый с разводами цвет.

11. Shenyang J-5 (МиГ-17Ф) «3003» Трап Ханя, 921-й истребительный авиационный полк «Sao Dao», 6 нояб­ря 1965 г.

На изображенном здесь самолете капи­тан Трап Хань 6 ноября 1965 г. сбил в районе Хоабиня вертолет СН-3С. По­беда была засчитана всему звену лет­чиков-истребителей из 921-го полка.

12. МиГ-ПФ «3020» Ли Хая, 923-й истребительный авиационный полк «Yen The», 14 июня 1968 г. На этом самолете летал известный ас Ли Хай (шесть побед, однако на фюзеляже самолета нанесены отмет­ки о семи победах). 14 июня 1968 г он на истребителе «3020» сбил над Тханьчоунгом «Фантом». Хай наблю­дал, как американский самолет рухнул в море с высоты 2000 м, однако аме­риканцы потерю F-4 в воздушном бою 14 июня не подтвердили.

03.jpg

13. МиГ-17ПФ «4721» Лам Ван Лича, 921-й истребительный авиационный полк «Sao Dao», 3 февраля 1966 г.

Истребители-перехватчики МиГ-17ПФ, оснащенные .бортовым радиолока­тором РП-1 были приняты на вооружение ВВС Советского Союза в 1952 г. Считалось, что эти самолеты способны осуществлять перехват воздушных целей днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях. На изображенном здесь самолете Лам Ван Лиц сбил 3 февраля 1966 г. над Чобином два штурмо­вика А-1Н «Скайрейдер» - это были первые ночные победы ВВС ДРВ, амери­канские данные потери двух «Скайрейдеров» не подтверждают.

14. МиГ-15УТИ «1920», 910-й учебно-тренировочный авиационный полк «Юли­ус Фучик», 1965 г.

Советский Союз в 1963 г. передал Вьетнаму 36 реактивных истребителей МиГ-17 и МиГ-15УТИ, учебно-тренировочные истребители находились на вооружении только в 910-м учебно-тренировочном авиационном полку «Юлиус Фучик».

15. Shenyang JJ-5 «1505», 910-й учебно-тренировочный авиационный полк «Юли­ус Фучик», 1967 г.

Китайский учебно-тренировочный истребитель представлял собой развитие конструкции самолета J-5, а не базировался на исходной конструкции МиГа. Обратите внимание на верхнюю «губу» воздухозаборника - обтекатель радио­прицела. Из-за установки в носу фюзеляжа радиоприцела фотокинопулемет С-13 пришлось перенести на правый борт. Вооружение самолета состояло из одной 23-мм пушки, смонтированной в нижней части фюзеляжа правее про­дольной оси планера.

16. МиГ-15УТИ «2710», 910-й учебно-тренировочный авиационный полк «Юли­ус Фучик», 1967 г.

Как и все истребители ВВС ДРВ, МиГ-15УТИ не имели какой бы то ни было индивидуальной символики лет­чиков или подразделений. Все МиГ-15УТИ на протяжении всего срока эксплуатации в ВВС ДРВ оставались неокрашенными.

17. Shenyang J-6 (МиГ-19С) «6011» Фам Ханг Сона, 925-й истребитель­ный авиационный полк, 10 мая 1972 г. На изображенном на рисунке самоле­те 10 мая 1972 г. Фам Ханг Сон сбил над Тайенкуангом «Фантом» (F-4E BuNo 67-0386, экипаж - летчик капи­тан Дж. Л. Харрис, оператор воору­жения капитан Д. И. Уилкинсон) из 58-й эскадрильи 432-го тактического истребительного авиакрыла ВВС США. Согласно вьетнамской стати­стики, сей «Фантом» оказался 3500-м самолетом, сбитым в воздушном пространстве ДРВ. Победу Сона дан­ные ВВС США не подтверждают.

18. Shenyang J-6 (МиГ-19С) «6032» Нгуен Хонг Сона, 925-й истребитель­ный авиационный полк, 8 мая 1972 г. На этом истребителе J-6 «первый Сон» принимал участие в первом воз­душном бою, проведенном летчиками 925-го полка. В этот день Нгуен Хонг Сон сбил над Йенбай «Фантом» (аме­риканские данные победы не подтвер­ждают), двумя днями позже J-6 Сона поразила ракета воздух-воздух, лет­чик катапультировался над Тайенкуаегом. Американские экипажи не док­ладывали о сбитом 10 мая 1072 г. МиГ-19, видимо Нгуен Хонг Сон стал очередной жертвой ЗРК системы ПВО Северного Вьетнама.

19. Shenyang J-6 (МиГ-19С) «6066», 925-й истребительный авиационный полк, 1972 г.

Интересный пример камуфляжной окраски: полосы темно-зеленого цве­та нанесены прямо по неокрашенной поверхности планера истребителя. Первая партия из 44 самолетов Shenyang J-6 поступила во Вьетнам из Китая в 1968-69 г.г.