Румынские Хеншели в небе Словакии

 

Первые боевые вылеты над Чехословакией румынская авиация выполнила в составе 5-й воздушной армии ВВС РККА. Штурмовики ра­ботали в интересах 27-й и 40-й совет­ских общевойсковых армий. Во вто­рой половине декабря, когда боевые действия переместились на террито­рию Словакии, в составе румынско­го авиационного корпуса имелся 161 боевой самолет, в том числе в Grupul 8 Asalt/Picaj 25 машин (16 Hs-129B и 18 летчиков-штурмовиков). Реально численность пригодных к полету са­молетов была гораздо меньше: из-за нехватки запасных частей боеготов­ность не превышала 30-40%. Самой крупной группой, которую румыны направляли на боевые задания явля­лась шестерка, но чаще летали чет­верками. Критическая ситуация, сло­жившаяся с запасными частями к тех­нике немецкого производства, заста­вила пойти на каннибализацию не­скольких исправных самолетов. Не­сколько исправных и поврежденных трофейных самолетов передали ру­мынам русские.

Несмотря на все усилия ру­мынских летчиков, они оказались не способны удовлетворить далекие от реальности требования русских. Два - три боевых вылета в день на штур­мовку позиций германо-венгерских войск представлялись непосильной задачей даже для опытных румынс­ких летчиков. Тем не менее, постоян­ные удары, которые наносили Хеншели, по укрепленным пунктам обо­роны, железнодорожным станциям, ведение разведки приносили войскам Красной Армии ощутимую пользу. Важность действий румынских лет­чиков неоднократно отмечалась бла­годарностями в приказах, некоторые пилоты получили советские боевые ордена и медали. 19 декабря десять Hs-129B двумя волнами нанесли удар по железнодорожной станции Римавска Собота, а затем атаковали колон­ну немецких войск на шоссе, ведущем из города. Согласно рапортам летчи­ков на станции был сожжен один эшелон, а на шоссе - уничтожено че­тыре грузовика. Скорее всего, это был первый боевой вылет румынской авиации над Словакией.

С первым успехом пришли и первые потери. 19 декабря пять ру­мынских Хеншелей перехватила восьмерка германских Bf. 109, один штурмовик был подбит. Получив­ший легкое ранение летчик сумел со­вершить вынужденную посадку в районе Мишкольца, при которой са­молет получил незначительные по­вреждения. 20 декабря румынские самолеты опять появились над стан­цией Римавска Собота, они атакова­ли отступавшие на запад колонны немецких войск. Другим объектом налета в этот день стала железнодо­рожная станция Филаково и распо­ложенный недалеко от нее мост. 21 декабря части 27-й и 40-й советских общевойсковых армий нанесли удар в общем направлении на Лученец. С улучшением погодных условий рос­ла активность авиации. 19 самолетов из Grupul 8 Asalt/Picaj атаковали цели, расположенные в Южной Сло­вакии и вновь появились над станци­ей Филаково. 22 декабря три Хеншеля нанесли удар по колонне войск на улице населенного пункта Зелена. Сначала самолеты сбросили бомбы, а затем - обстреляли колонну пушечно-пулеметным огнем.

Командующий 27-й общевой­сковой армии генерал-полковник Трофименко выразил благодарность в приказе румынским летчикам за их действия в период с 20 по 22 декабря 1944 г.

Румынская авиация продол­жала выполнять боевые вылеты 23 декабря. Хеншели нанесли бомбовый удар по насчитывающей 150 автома­шин колонне немецких войск под де­ревней Кялна. 15 автомобилей были подожжены. В этот же день очеред­ному налету подверглась станция Филаково. 24 декабря в группе остал­ся только один пригодный к полету штурмовик, поэтому на боевые зада­ния летали лишь пикирующие бом­бардировщики Ju-87. Летала или нет румынская авиация в день католичес­кого Рождества, 25 декабря, устано­вить не удалось. Несмотря на опять ухудшившиеся погодные условия ру­мынская авиация дважды бомбили колонну войск на шоссе Филаково-Лученец.