Новый год, новые надежды

 

Первый день последнего года второй мировой войны выдался пас­мурным. Благодаря плохой погоде летчики и техники обоих противо­борствующих сторон получили воз­можность спокойно встретить Но­вый год. 2 января подморозило, ту­ман рассеялся, и война вновь вступи­ла в свои права. Румынские Хенше­ли в этот день штурмовали автоко­лонны на дорогах в районе железно­дорожной станции Томашув и на шоссе Лучинец-Полтар. Активные боевые действия41-я эскадрилья про­должила 3 и 5 января 1945 г. Объек­тами атак Hs-129 с румынскими ко­кардами на крыльях и фюзеляжах стали железнодорожные станции Калня и Лучинец, отступающие ко­лонны немецких войск в районах Томашовца, Брезнички, Полтара. 5 ян­варя самолет адъютанта Констину Богьяна получил попадание зенит­ным снарядом, но летчик смог дове­сти поврежденную машину домой, на аэродром Мишкольц. Во всех боевых вылетах штурмовики прикрывали истребители Bf. 109G из Grupul 9 Vinatoare (9-я истребительная груп­па). Немецкой авиации в воздухе практически не наблюдалось, поэто­му румынские мессершмитты присо­единялись к штурмовикам и наноси­ли удары по наземным целям. За три дня января румынская авиация совер­шила 107 самолето-вылетов и сбро­сила 36 т бомб.

19 января началось ставшее традиционным зимнее наступление советских войск. Удар наносился с рубежа западных и северных отрогов Карпат в направлении рек Висла и Одер. Правый фланг 2-го Украинско­го фронта также принимал участие в зимней наступательной операции. Войска 2-го Украинского наступали на территории Чехословакии. В пер­вый день операции активность авиа­ции сдерживала низкая облачность и метель. На следующий день погода улучшилась, командование 1-го ру­мынского воздушного корпуса броси­ло в бой все пригодные к полетам са­молеты. Хеншели и юнкерсы румынс­ких ВВС работали непосредственно над полем боя и наносили удары по ближним тылам противника.

В течение дня Хеншели дваж­ды атаковали позиции немецкой тя­желой артиллерии под Томашевцем и железнодорожную станцию Ловинобаня. Сильнейший взрыв свиде­тельствовал о том, что сброшенные с Hs-129 угодили в состав с боепри­пасами. Девять штурмовиков нахо­дились в воздухе 10 ч 40 мин и сбро­сили на противника 2700 кг бомб. Домой вернулось только семь ма­шин. Двух субкотенентов Александ­ру Николаи и Константину Думитру объявили пропавшими без вести. Точная причина гибели летчиков (огонь зенитной артиллерии немцев или атаки истребителей) осталась неизвестной.

На следующий день, 14 февра­ля, воздушная война приняла еще более ожесточенный характер. Пя­терка Hs-129 уничтожила четыре грузовика и несколько повозок в ок­рестностях Подричан. Затем Хенше­ли совместно с пикирующими бомбардировщиками Ju-87 нанесли удар по железнодорожной станции Ловинобаня. Этот день также не обошел­ся потерь: один Хеншель разбился в Мишкольце при облете после ремон­та двигателей, летчик адъютант Василе Скрипчар погиб. Скрипчар был известен в Румынии не только в ка­честве летчика, но и как талантли­вый репортер и художник.

15 января была достигнута первая цель наступательной опера­ции - советские войска освободили Лучинец. За время наступления ру­мынская авиация выполнила 510 са­молето-вылетов, налетав 610 часов и сбросив около 200 т бомб. Летчики разбомбили девять сборных эшело­нов, три эшелона с горючим, три важ­ных моста и большое количество единиц техники. Рапорты румынских летчиков нашли отражение в опера­тивных сводках командования совет­ских 27-й общевойсковой и 5-й воз­душной армий.

После нескольких дней пере­дышки румынская авиация возобно­вила боевую работу, теперь боевые вылеты выполнялись в район города Рожнава. Советские войска вошли в Рожнаву в ночь на 22 января, гарни­зон из 1700 венгерских и немецких солдат сдался в плен. Погода не по­зволяла использовать авиацию до 15 февраля. Три недели «каникул» ру­мыны использовали для перебазиро­вания из Мишкольца в Лучинец, бли­же к фронту. 15 февраля командир 41 -и эскадрильи Лазарь Мунтятну вы­полнил два полета на разведку пого­ду (на Hs-129 с бортовыми номера­ми 336 и 331). Позже в этот же день, удар по железнодорожным станциям Зволен, Брежно и Хаяначка нанесли 26 самолетов, которые сбросили 8 т бомб. Адъютант Стефан Пушкач огнем из пушек уничтожил локомо­тив и четыре вагона. Его Хеншель получил повреждения от зенитного огня, однако Пушкач дотянул по аэродрома Лучинец, после посадке в штурмовике насчитали 14 пробоин. Всего же за войну Пушкачу пять при­шлось совершать вынужденные по­садки, причем один раз за линией фронта, при этом летчику каждый раз везло! После войны Пушкач остался в социалистической Румынии, где стал политическим функционером. На следующий день штурмо­вики Hs-129 и пикирующие бомбар­дировщики Ju-87 нанесли удары по железнодорожным станциям Кремница, Хронска Брежница и Хаяначка.