Штурмовик

 

Успех летных испытаний про­тотипа Fw-189 в варианте разведчи­ка наряду с разочарование RLM в основном конкуренте самолета фир­мы Фокке-Вульф, разведчике Арадо Аг-196, побудили руководство фир­мы приступить к разработке модифи­каций другого назначения.

К полномасштабному проек­тированию первого специализиро­ванного варианта, оптимизирован­ного для непосредственной поддерж­ки сухопутных войск, приступили в 1938 г. Спецификацию на «Schlachtflugzug» была выработана RLM в апреле 1937 г., после чего ее разослали фирмам Гамбургер Флюгцугбау, Гота и Хеншель. Требовани­ями оговаривались силовая установ­ка из двух двигателей Аргус As-410, минимальные геометрические разме­ры самолета, наличие бронезащиты экипажа и моторов, толщина лобо­вого бронестекла фонаря кабины - не менее 75 мм, экипаж из одного чело­века и фиксированное направленное вперед стрелковое вооружение. Для постройки опытных самолетов 1 ок­тября 1937 г. отобрали два проекта -фирм Хеншель и Фокке-Вульф.

Курт Танк в решил в полной мере использовать концепцию смен­ной гондолы. Гондола штурмовика представляла компактную двухмест­ную бронекапсулу с узкими смотро­выми щелями. Стрелок имел очень плохой обзор и крайне ограниченные углы обстрела пулемета MG-15. Пер­вый прототип ударного самолета получил обозначение Fw-189V-lb, его летные испытания начались в 1939 г. Результаты испытаний разо­чаровали всех - машина получилась тяжелой, а обзор из кабины не выдер­живал никакой критики. Бронекапсулу пришлось перепроектировать с целью улучшения обзора: был увели­чен скос передней части, а перед лет­чиком установили бронестекла. До­работке подверглось и «остекление» места стрелка.

Конкурент самолета Fw-189V-lb, штурмовик Хеншель Hs-129V-1, особых преимуществ не имел. Обе машины имели одинаковые про­блемы - избыточную массу при недо­статочной мощности двигателей и плохой обзор из кабины. Техничес­кие комитет, все же, отдал предпоч­тение одноместной машине фирмы Хеншель из-за меньших геометричес­ких размеров, хотя обзор из кабины у этого самолета был даже хуже, чем у Fw-189V-lb. Определенную нега­тивную роль в судьбе штурмовика Курта Танка сыграла и потеря опыт­ной машины как раз по причине плохого обзора. Летом 1939 г. в ходе демонстрации атаки наземной цели на аэродроме в Бремене летчик потерял из виду заводские строения и зацепил одно из них. Пилот сумел быстро оце­нить ситуацию и посадить поврежден­ную машину на очень высокой скоро­сти, при такой посадке самолет полу­чил тяжелые повреждения.

Третий из четырех дополни­тельных прототипов Fw-189V-6 (NA+BW) строился как эталон серий­ного штурмовика Fw-189C, первый полет он совершил в начале 1940 г. Гондола этой машины представляла собой доработанный вариант гондо­лы прототипа Fw-189V-lb, двигате­ли Аргус As-410A-l оснащались вин­тами изменяемого шага. Мощность моторов As-410A-l составляла 465 л.с. - выше, чем у предсерийных дви­гателей As-410 с винтами фиксированного шага. Самолет имел новые основные опоры шасси. Средняя часть крыла подверглась переделке - в ней смонтировали две встроенные 20-мм автоматические пушки MG-FF и четыре пулемета MG-17 калибра 7,9 мм; у заднего стрелка монтиро­вался 7,9-мм пулемет MG-81. кабина летчика была тесной, но в ней, в от­личие от самолета Хеншеля, удалось разместить все необходимые прибо­ры. Fw-189V-6 строился исключи­тельно в качестве резерва на случай неудачи с Hs-129.

Фирма Хеншель, тем време­нем, спешила завершить выпуск предсерийной партии самолетов Hs-129А-0. Когда в конце сентября 1940 г. Fw-189V-6 доставили в Рехлин, Hs-129 завершили войсковые испытания в 5./(Schlacht)/Staffel Lehrgeschwader-2. Несмотря на то, что летчики оста­лись недовольными самолетами фир­мы Хеншель, RLM в конце октября выбрало для принятия на вооружение в качестве штурмового самолета Hs-129. Не последнюю роль в принятии такого решения сыграла низкая сто­имость Hs-129 - на две трети меньше цены Fw-189C. Ударный самолет Fw-189С окончательно потерял шансы на серийное производство.