Война на Востоке

 

Сухопутные войска Венгрии выделили для участия в операция на восточном фронте экспедиционный корпус, которому было придано авиационное подразделение, укомп­лектованное наряду с другими само­летами разведчиками Не-46 и WM-21. Самолеты Не-46 и WM-21 пред­назначались не только для ведения разведки, но и для нанесения ударов по наземным целям.

Усиление активности венгер­ской армии на Украине наряду с рос­том сопротивления со стороны совет­ской авиации заставило венгров ре­организовать свою авиацию, задей­ствованную на Восточном фронте, перевооружив ее более современны­ми истребителями, бомбардировщи­ками и разведчиками немецкой кон­струкции.

В качестве самолета ближней тактической разведки был выбран самый современный на тот момент разведчик Fw-189. Летчики любили эти самолеты за простоту пилотиро­вания, надежность, высокую боевую живучесть, хорошую маневренность и отличный обзор из кабины.

Новая техника потребовала заняться переподготовкой экипажей, тем более, что экипаж Fw-189 был больше, чем экипаж любого развед­чика, состоявшего на вооружении королевских ВВС Венгрии. В каче­стве центра подготовки летного со­става венгерских Fw-189 выбрали авиационную школу люфтваффе, ко­торая разместилась в украинском го­роде Проскуров (в настоящее время - Хмельницкий). Первой в Kiralyi Honved Legiero получила самолеты Fw-189 3/1. kozelfelderito-szazad - эскадрилья ближней разведки 3/1. Эс­кадрильей командовал капитан Имре Телюиш. Личный состав 3/1. kozelfelderito-szazad прибыл в Проскуров в апреле 1943 г. и немедленно приступил к освоению разведчиков фирмы Фокке-Вульф. Первые поле­ты выполнялись на боевых Fw-189, принадлежавших Aufklarungsgruppe 31. Завершив курс подготовки, лич­ный состав перебросили в Киев, где эскадрилья получила 12 двухбалочных разведчиков. 18 мая венгерские Fw-189 приземлились на аэродроме под Харьковом.

Первый боевой вылет на но­вых самолетах венгерские летчики совершили 22 мая, а на следующий день эскадрилья понесла первую по­терю: с боевого задание не вернулась машина, в экипаж которой входили летчик 1-й лейтенант Ласло Шекли, наблюдатель капитан Кароль Ветё и стрелок-радист рядовой 1-го класса Пандор Лакович. Fw-189 подбили советские истребители над треуголь­ником Чугуев-Волчанск-Купянск. Поврежденный самолет совершил вынужденную посадку на террито­рии, контролируемой войсками Красной Армии. Оставшиеся в жи­вых летчик и стрелок попали в плен и провели в лагерях пять лет прежде чем вернулись домой в Венгрию.

23 мая в боевом вылете полу­чил прямое попадание 37-мм снаря­да Fw-189, пилотируемый 1-м лейте­нантом Иштваном Наги, который дотянул поврежденную машину до аэродрома базирования. Дырки от пуль и осколков снарядов советских зениток нашли еще в одном венгерс­ком Fw-189, летавшим в тот майский день на боевое задание.

В конце мая на этом участке фронта наступило затишье, венгерс­кие экипажи на боевые задания не летали. В ночь на 30 мая аэродромы Харьковского аэроузла подверглись массированному налету советской авиации, но венгерская эскадрилья тогда потерь не понесла.

В первом боевом вылете июня Fw-189A «F/0+57» получил несколько пулевых пробоин, повреждения само­лета оказались незначительными.

Помимо выполнения развед­ки, экипажи венгерских Fw-189A привлекались к нанесению бомбоштурмовых ударов с малых высот: бомбовую нагрузку составляли четы­ре 50-кг бомбы SC-50. Такие полеты считались чрезвычайно опасными, сбить летящий на малой высоте не защищенный броней самолет в прин­ципе можно было из любого вида стрелкового оружия. Приказ - есть приказ, и воздушные гонведы выпол­няли эти рискованные полеты. 6 июня все девять боеспособных само­летов венгерской эскадрильи ближ­ней разведки летали на нанесение ударов по наземным целям. Как ни странно - потерь не имелось.