Курская битва

 

После 20 мая экипажи венгер­ских разведчиков отметили усиление наземной группировки войск против­ника, а 5 июля 1943 г. началась Кур­ская битва.

Немецкое командование все чаще привлекало венгерскую эскадрилью к выполнению боевых зада­ний. Первые полеты проходили в от­носительно спокойной обстановке, так как в воздухе господствовали са­молеты люфтваффе, со временем си­туация в корне изменилась.

Разведчик Fw-189 вовсе не представлял собой простую мишень. Хорошая маневренность, удачная компоновка наряду с эффективным оборонительным вооружением и ма­стерством экипажей делали самолет очень трудной добычей для" истреби­телей противника. Высокие качества самолета позволили венграм избе­жать больших потерь.

В первые дни сражения немец­кое командование бросило в бой все способные подниматься в воздух са­молеты. Венгерские экипажи наноси­ли с малых высот удары по позици­ям советских войск, обычно Fw-189 несли бомбы SD-70. 7 августа 1943 г. советский истребитель Ла-5 сбил над населенным пунктом Задонецкое са­молет сержанта Элека Папа. В тот же день венгерская эскадрилья получи­ла приказ перебазироваться на запад - советские танки подошли в преде­лы прямой видимости аэродрома.

Новой базой стал располо­женный западнее аэродром Ситиковка. Первый боевой вылет с нового аэродрома летчики выполнили в се­редине августа, в ходе выполнения задания на Fw-189 «F.O+64» снаря­дом разбило приборную доску, лет­чик был ранен, но смог дотянуть до Ситиковки. На посадке самолет по­лучил тяжелые повреждения.

Подобные инциденты стали случаться все чаще. 27 августа пило­тируемый сержантом Ференцем Някашем Fw-189 был подбит, а наблю­датель 1 -и лейтенант Геза Шотцо тя­жело ранен, он скончался в госпита­ле. На следующий день массу пробо­ин получил самолет капитана Теме, на его Fw-189 вышел из строя мотор, но опытный летчик вернулся на свой аэродром на одном работающем дви­гателе.

Советские истребители стано­вились все агрессивнее. 21 сентября три самолета Як-9 атаковали развед­чик энсина Бела Цапо, однако воз­душный стрелок Fw-189 сбил один Як, а второй пытаясь повторить ма­невр Цапо столкнулся с землей. В тот же день атаке истребителей подверг­ся еще один венгерский разведчик. День выдался удачным для венгров: стрелок Fw-189 сбил два Ла-5. В ок­тябре летчики эскадрильи 3/1 преодо­лели рубеж в 1000 боевых вылетов. 1000 боевых вылетов за пять месяцев!

С мая по декабрь 1943 г. лет­чики разведывательной эскадрильи 3/1 выполнили 1100 боевых вылетов, 60 раз самолеты получали поврежде­ния от огня зенитной артиллерии и 12 раз - от атак истребителей против­ника. Потери в экипажах составили трое убитых, двое пропавших без ве­сти и несколько раненых.