На службе в ВВС Словакии

 

Устаревшая материальная часть словацких ВВС нуждалась в замене уже в первые годы второй мировой войны. Вопрос о модерни­зации неоднократно поднимали люди из DLM (Deutsche Luftwaffenmission in der Slovakei). Переговоры с RLM о возможности поставок современных самолетов вело командование ВВС Словакии. В начале 1943 г. удалось добиться вы­деления 14 разведчиков Fw-189A. Всю партию предстояло изготовить на заводе фирмы Аэро в Праге. В октябре 1943 г. немецкие летчики пе­регнали разведчики из Праги в Трен-чин. 6 октября самолеты передали авиационному полку ВВС Словакии (LP-SVZ, Letecky pluk - Slovenske vzdusne zbrane). Все машины имели стандартную «рубленную» камуф­ляжную окраску люфтваффе, словац­кие опознавательные знаки были на­несены в авиаремонтных мастерских аэродрома Тренчин.

Сразу же по завершению про­цесса передачи самолеты поступили на вооружение 1 -и разведывательной эскадрильи LP-SVZ, которой коман­довал стотник Галбавый. Согласно документам словаки получили 12 са­молетов модификации Fw-189A-2 и два специальных фоторазведыва­тельных FW-189W-2. В начале 1944 г. была заказана вторая партия разведчиков из десяти машин. До середины марта из Праги было поставлено семь Fw-189А-2 и один невооружен­ный фоторазведчик Fw-189W-2. К этому времени производство Фокке-Вульфов в Праге было уже свернуто, поэтому, поэтому, скорее всего, само­леты взяли с базы хранения или это были отремонтированные машины. Самолеты перегнали из Праги на аэродром Пештаны вместе с Fw-189А, предназначенными болгарс­ким ВВС. Восемь «пештянских» раз­ведчиков приняли участие в воздуш­ном параде над Братиславой, кото­рый состоялся 14 марта 1944 г.

Один фоторазведывательный (фотограмметрический) Fw-189W-2 был передан Фотограмметрическому институту в Братиславе, остальные поступили на вооружение 1-й разве­дывательной эскадрильи, которая базировалась на аэродроме Жилина. В Жилине проводилась переподго­товка экипажей самолетов-разведчи­ков. 13 мая 1944 г. один Fw-189A-2 получил повреждения на аэродроме Жилина из-за поломки опор шасси. Летчик, ротмистр Мячвак, отделал­ся синяками и легким испугом. Здесь же получила повреждения еще одна «рама», на сей раз по причине посад­ки с убранным шасси. Более траги­чески завершилось столкновение в окрестностях деревни Доманицы са­молета Fw-189A-2 W.Nr. 303 с дере­вом. Погиб весь экипаж: ротмистр Мадяр, надпоручник Ужчек и четник Фицек. За несколько недель, не всту­пая в бой, эскадрилья из Жилины потеряла три Fw-189A-2. Приказом по ВВС Словакии от 27 июня 1944 г. шесть оставшихся в 1-й разведыва­тельной эскадрилье самолетов Fw-189А-2передали в авиационную груп­пу майора Трнки, приданную восточ­но-словацкой армии генерала Маля­ра. Фотограмметрический Fw-189W-2, на котором летал надпоручник Коштял незадолго до начала Словацкого национального восстания перебази­ровался в Пештяны, затем самолет перелетел в Тренчин для ремонта. В это время поступил приказ экипажу оставить самолет в Тренчине и сроч­но прибыть в Братиславу поездом. Экипаж не подчинился. Летчик И. Сетвяк и механик Курпел прихватив нескольких друзей перелетели в Польшу, на территорию, освобож­денную войсками Красной Армии. Еще шесть словацких Fw-189 переле­тели к русским 31 августа 1944 г. Са­молетами управляли стотник Галбавый (W.Nr. 310), ротмистр И. Холка (W.Nr. 315), ротмистр И. Сливка (W.Nr. 316), ратник И. Видершпан (W.Nr. 327), ротмистр О. Халич (W.Nr. 328) и ратник Пиварчик (W.Nr. 340). В каждом самолете по­мимо пилота находилось еще от трех до пяти словаков. Ротмистр Сливка вскоре вернулся в Словакию: 6 сен­тября 1944 г. его Fw-189A-2 (в насто­ящее время Сляч). Сливка доставил к повстанцам советского офицера связи И.И. Скрипка- Студёнского. 11 сентября полет на аэродром Три Дуба выполнил на Fw-189A-2 стот­ник П. Кашпарович. 24 сентября в преддверии разгрома восстания этот Fw-189А улетел из Трех Дубов на тер­риторию, контролируемую Красной армией.