Уцелевший самолет

 

Чем дальше в прошлое уходит вторая мировая война, тем больше растет интерес к боевой технике того времени. Появилось целое направле­ние - «авиационная археология» Эн­тузиасты выискивают потерпевшие крушение или сбитые самолеты по лесам, болотам, на дне рек и озер. Технику вытаскивают, а потом ста­раются привести ее в «божеский» вид, по возможности максимально при­ближенный к оригиналу.

Сюрпризом для многих стала опубликованная в апрельском номе­ре за 1992 г. в британском журнале «Эйроплэн монсли» заметка о наход­ке на территории России вблизи гра­ницы с Финляндией совершивших вынужденные посадки самолетов Fw-189 и Bf.110. Немецкий разведчик удалось идентифицировать - это са­молет W.Nr. 2100 с бортовым кодом «V7+1H». Фокке-Вульф из 1.(Н) 32 был подбит советскими истребителя­ми 4 мая 1943 г. в районе Лоухи. По пробоинам в планере Fw-189 удалось определить, что самолет атаковали с задней полусферы. Летчик посадил поврежденную машину на заросшую молодым лесом местность. Из экипа­жа (наблюдатель обер-фельдфебель Курт Леберехт, летчик унтер-офицер Лотар Мозес и воздушный стрелок Гюнтер Альбрехт) удалось спастись только летчику. Мозес сумел лесами перейти линию фронта, его одиссея продолжалась две недели. Самолет пролежал на открытом воздухе в ди­кой местности почти пол века, но его окраска с характерным зимним ка­муфляжем, равно как и бортовая сим­волика, прекрасно сохранилась! При посадке машина получила значитель­ные повреждения, но за несколько десятилетий от коррозии самолет (то что от него осталось после посадки) почти не пострадал.

Останки «рамы» купил бри­танский коллекционер и реставратор боевой техники Джим Пирс из Сус­секса. Пирс организовал перевозку Fw-189 в Великобританию для вос­становления в пригодное к полетам состояние. Для сбора средств на при­ведение машины в должный вид было организовано «Общество Фокке-Вульф 189». В 1995 г. самолет демон­стрировался на ряде авиационных хэппинингов.

Джим Пирс считает, что са­мым лучшим местом для восстанов­ления Fw-189 является столица Чехии Прага, где некогда самолет был из­готовлен. Впервые эту машину ото­рвал от земли 23 июля 1941 г. заводс­кой летчик-испытатель Карел Ванек, 24 июля самолет уже сдали заказчи­ку - люфтваффе.