Зимняя война
В августе 1939 г. Германия и Советский Союз подписали пакт о ненападении, ставший большим сюрпризом для Запада. В секретных дополнительных протоколах к пакту, найденных после окончания второй мировой войны американцами и совсем недавно опубликованными в России, предусматривалась аннексия Советским Союзом стран Балтии. СССР присоединил Латвию Литву и Эстонию в 1940 г. Одной из стран невольно способствовавшей поглощению балтийских стран Союзом стала Финляндия.
Вторжение германских войск в Польшу началось 1 сентября 1939 г. Менее чем через три недели Германия установила контроль над западными районами небольшой, но очень гордой восточноевропейской страны. Как и предусматривалось пактом о ненападении, Советский Союз ввел свои войска в восточные районы Польши и одновременно добился размещения своих военных баз на территории государств Балтии.
Финляндия осталась один на один со звериным оскалом русского медведя. Красная Армия развернула свои соединения на советско-финской границе. В это время в Москве велись переговоры с финской делегацией об отводе границы от Ленинграда. Советский Союз предлагал взамен на перенос границы в районе Северной Пальмиры в глубь Финляндии большую по площади часть территории Карелии. Требоваение-просьба аргументировалось лозунгом «обеспечить безопасность города трех революций». Финны считали, что перенос границы в районе Ленинграда - это первый шаг. к установлению контроля коммунистов над всей Суоми. Недавние исследования историков показали, что у финнов имелись основания подозревать Москву в злостных намерениях. После провала переговоров Финляндия объявила всеобщую мобилизацию. 28 ноября 1939 г. СССР прервал переговоры и аннулировал договор о ненападении с Финляндией от 1932 г. Через 48 часов началась война, которую в Финляндии окрестили «зимней».
Истребители на защите Финляндии
В 1937 г. был принят пятилетний план развития финских ВВС, основное внимание уделялось закупкам истребителей-перехватчиков. Разработчики программы перевооружения совершенно справедливо считало, что любой агрессор станет широко использовать бомбардировочную авиацию, причем, скорее всего, бомбардировщики вероятного противника будут действовать без сопровождения истребителей. Имея ограниченные средства и столкнувшись с нежеланием по политическим мотивам ведущих европейских государств продавать истребители, финны были вынуждены искать альтернативные источники необходимых им самолетов.
Финляндия заключила контракт с голландской фирмой Фоккер на поставку семи истребителей Фоккер D.XXI и лицензионное производство еще 35 самолетов данного типа. На 30 ноября 1939 г. ВВС Финляндии имели 36 истребителей Фоккер D.XXI. Три эскадрильи этих самолетов состояли на вооружении в Lentolaivue (LLv)-24, две эскадрильи - Lentolaivue-26, всеми самолетами командовал капитан Густав Эрик Магнуссон из Lentolaivue-24.
Помимо более-менее современных Фоккеров парк финской истребительной авиации включал десять устаревших самолетов Бристоль «Бульдог IVA» (3-я эскадрилья в Lentolaivue-26). Оба истребительных подразделения, LLv-24 и LLv-26, входили в состав Lentorykmentti-2, которым командовал подполковник Ричард Лоренц.
Согласно советским данным на Финском фронте было развернуто 3253 самолета (с учетом Арктики и района Финского залива). Большинство самолетов советской авиации концентрировалось на Карельском перешейке - ключевом районе Зимней войны. Эта армада выполняла по 1000 самолето-вылетов ежедневно.
Тактика истребителей
Нехватку количества истребителей финны пытались компенсировать хорошей индивидуальной выучкой летчиков, которая сочеталась с современными тактическими приемами, выработанными Ричардом Лоренцем. Еще в 1934 г. майор Лоренц (он тогда служил в LLv-24) пришел к выводу о преимуществе в воздушном бою звена из двух самолетов перед звеном из трех истребителей. Пара может действовать с большей гибкостью, ударную мощь пары легко усилить за счет второго звена из двух самолетов. То есть Лоренц самостоятельно пришел к ставшему традиционному в люфтваффе Schwarm'y - звену из четырех истребителей.
Лоренц побывал на стажировках в ряде истребительных подразделений ВВС других стран, в частности он прошел трехмесячную стажировку в эскадре JG-132 «Рихтгофен». Немцы, как раз, отказались от звена из трех самолетов как основной тактической единицы в пользу боевого порядка «кончики пальцев» из четырех истребителей. Лоренц убедился в правильности своей идеи.
Недостаточное финансирование ВВС Финляндии в 30-е годы сказывалось не только на количественном составе самолетного парка, но и на уровне подготовки пилотов. Молодые летчики истребители проходили только курс первоначального обучения. Они осваивали всего два-три способа атаки воздушной цели. Считалось, что бомбардировщик можно безнаказанно атаковать несколько раз. Летчики осваивали способы атак и получали навыки воздушной стрельбы уже в строевых подразделениях.
Согласно наставлениям огонь по бомбардировщику предписывалось открывать с дистанции 150 м, но летчиков учили стрелять с дистанции не более 50 м. Риск столкновения с лихвой компенсировался сведением к минимуму вероятности промаха.
После начала войны Магнуссон приказал своим пилотам по возможности избегать воздушных боев с советскими истребителями, так как по маневренности Фоккер XXI проигрывал И-16, И-153 и И-15бис. С другой стороны Фоккер вполне годился для борьбы с бомбардировщиками. Фоккер хотя и имел недостаточную скорость горизонтального полета, но обладал неплохими разгонными характеристиками и всегда мог оторваться от преследователя пикированием.
Первые схватки
30 ноября 1939 г. стояла облачная погода, финские истребители в этот день несколько раз поднимались в воздух, но противника не обнаружили. На следующее утро армада из 250 бомбардировщиков ВВС РККА собиралась бомбить Хельсинки и другие финские порты, еще одна волна самолетов направилась к аэродромам юго-восточной Финляндии. Финские истребители патрулировали над Карельским перешейком.
Первый контакт между противниками имел место в 11 ч 45 мин., когда пару финских «Бульдогов» перехватили две тройки И-16 из 7-го истребительного авиационного полка (ИАП) ВВВС РККА. Пара «бульдогов» немедленно распалась, старший сержант Уутту на самолете с бортовым кодом «BU-64» ввязался в бой с советскими истребителями. Уутту добился нескольких попаданий в «Ишака», однако его самолет был немедленно сбит. «Бульдог»упал в районе Молаанярви. Финны считают, что Уутту также одержал одну победу в воздушном бою. «Его» И-16 считается первым самолетом, сбитым финским летчиком в воздушном пространстве Финляндии.
Вскоре после этого боя в воздух поднялась группа истребителей Фоккер D.XXI из LLv-24, ведомая капитаном Магнуссоном (Магнуссон летел на своем самолете с бортовым кодом «FR-99»). До 15 ч 00 мин. летчики LLv-24 выполнили 59 самолетовылетов. В районе Лаппиинранта-Сейвясто они сбили восемь бомбардировщиков СБ из 41-го скоростного бомбардировочного авиационного полка (СБАП) и три СБ из 24-го СБАП. Две победы одержал 1-й лейтенант Вуорила, по одному самолету сбили капитан Магнуссон, 1-й лейтенант Ахола, 1-й лейтенант Луукканен, 1-й лейтенант Ряти, 2-й лейтенант Кокко и сержанты Хейкинаро, Ниссинен, Раутакорпи, Вирта.
Плохая погода с метелью не позволили авиации действовать вплоть до 19 декабря. 19 декабря пилоты LLv-24 выполнили 58 самолето-вылетов над Карельским перешейком; с 10 ч 50 мин до 15 ч 20 мин они провели 22 воздушных боя. Потери ВВС РККА составили семь СБ (в том числе - шесть из 44-го СБАП) и пять бомбардировщиков ДБ-3. Первым победу в этот день одержал сержант Вирта (самолет с бортовым кодом «FR-84»), правда его жертвой стал не бомбардировщик, а истребитель И-16 из 25-го ИАП. Всего Вирта в одном бою сбил два самолета И-16.
Через четыре дня самолеты несчастливого 44-го СБАП снова подверглись атаке Фоккеров. Финские истребители сбили над Карельским перешейком шесть СБ. Два самолета сбил 1-й лейтенант Сарванто на истребителе D.XXI с бортовым кодом «FR-97». Финская авиация провела в этот день 21 воздушный бой. Помимо СБ были сбиты два И-16 из 7-го и 64-го истребительных авиаполков. Оба «ишака» сбил сержант Тилли на Фоккере с бортовым кодом «FR-103».
Боевой счет LLv-24 в первый месяц войны рос стремительной и достиг 54 побед в воздушных боях, собственные безвозвратные потери составили один самолет, еще один Фоккер был поврежден. В сухопутных сражениях финским войскам, несмотря на многократное численное превосходство противника, сопутствовала удача. Наступление Красной Армии удалось остановить на всем фронте.
6 января 1940 г.
Утром 6 января 17 бомбардировщиков ДБ-3 из 6-го дальнебомбардировочного авиационного полка (ДБАП) взлетели двумя волнами с расположенного в Эстонии аэродрома. Объектом налета являлся находящейся в восточной Финляндии город Куопио. Первая группа из девяти Ильюшиных вышла на цель как планировалось, но вторая волна из восьми бомбардировщиков, пересекая Финский залив, отклонилась от маршрута полета на запад в район острова Ути. В этом районе патрулировал Фоккер D.XXI («FR-92») из базировавшейся неподалеку 4/LLv-24. 1-й лейтенант Совелиус атаковал советские самолеты в 10 ч 10 мин. Бой проходил на высоте 3000 м. Совелиус первой атакой сбил один бомбардировщик, после чего строй самолетов ДБ-3 рассыпался.
Уцелевшие семь самолетов, тем не менее, продолжали держать курс на Куопио. Бомбардировщики благополучно отбомбились по цели (эффект от бомбежки, впрочем, был невелик). Русские возвращались на базу тем же маршрутом, вдоль железнодорожной линии. На перехват ДБ-3 взлетел 1-й лейтенант Сарванто. В своих послевоенных мемуарах он вспоминал о знаменитой четырехминутной схватке:
- Облачность над Утти разошлась. Выглянуло солнце, его лучи отражались от фюзеляжей и крыльев бомбардировщиков. Я насчитал семь самолетов противника. Первая тройка шла колонной, замыкающая четверка - ромбом. Строй был очень тесным, дистанция между бомбардировщиками не превышала размеров одного самолета.
- Я развернулся вправо и взял курс на юг, продолжая набор высоты. В какой-то момент я прошел точно под носовыми стрелковыми установками бомбардировщиков, но солнце помешало противнику разглядеть мой самолет. Я достиг высоты полета самолетов противника, потом поднялся еще на 500 м выше. На полном газу я атаковал крайний левый бомбардировщик. Его стрелок открыл огонь. Когда дистанция сократилась до 300 м, я оказался буквально в облаке пуль.
- Я выпустил короткую очередь с дистанции в 20 м по фюзеляжу бомбардировщика. Попадания были заметны прекрасно, воздушный стрелок замолчал. Я повторил атаку, теперь вел огонь по правым двигателям сразу двух бомбардировщиков. На обоих самолетах начался пожар. Я переключился на два правых самолета «ромба». Короткой очередью зажег двигатель одного ДБ, по второй машине пришлись две или три очереди, выпущенные мной в упор. Самолет также загорелся. Я оглянулся и увидел, что «первый правый» самолет устремился к земле, за ним тянулся шлейф дыма и вырывались языки пламени.
- Теперь я поставил перед собой цель сбить все оставшиеся бомбардировщики. Некоторые загорались после очередей моих пулеметов подобно страницам из подожженной книги. Красное январское солнце освещало дымящиеся самолеты.
- Сложнее всего оказалось сбить предпоследний самолет. Патронные ящики крыльевых пулеметов Фоккера к этому моменту, скорее всего, были уже почти пустыми. Я все же смог его зажечь, после чего атаковал последний самолет. Кормовой стрелок бомбардировщика молчал. Я подошел вплотную к противнику. Прицелился в двигатель и нажал на гашетку. Пулеметы молчали! Я жал на гашетку снова и снова - без результата! Боезапас кончился - мне не оставалось ничего другого, как возвращаться домой.
Сарванто сбил шесть ДБ-3, все самолеты упали между Утти и Тавастила, расстояние между первым и последним рухнувшими бомбардировщиками составило всего 30 км. Сарванто стал первым асом ВВС Финляндии всего за четыре минуты. Его Фоккер («FR-97») получил 23 пробоины, к счастью для финского летчика ни одна пуля не причинила серьезных повреждений. Самолет был быстро отремонтирован. Иностранная пресса проявила большой интерес к достижению Сарванто, однако в то время известность первого финского аса не вышла за пределы оккупированной Германией Европы.
Десять истребителей Фоккер D.XXI 17 января 1940 г. в 13 ч 55 мин. перехватили три группы бомбардировщиков СБ (всего 25 самолетов) из 54-го СБАП. Советские бомбардировщики возвращались домой после выполнения задания. Воздушный боя разгорелся над Карельским перешейкам. Через 25 минут ВВС Красной Армии не досчитались девяти СБ, еще несколько машин получили повреждения.
Через два дня 1-й лейтенант Нийминен на самолете с бортовым кодом «FR-78» и старший сержант Вирта на Фоккере «FR-84» сбили над Карельским перешейком по одному СБ и стали асами. После этих боев советские бомбардировщики избегали летать над юго-восточными районами Финляндии в течение двух недель. Активность советской авиации наблюдалась не только над Карельским перешейком. 20 января 1-й лейтенант Луукканен во главе группы финских истребителей перехватил бомбардировщики СБ из 21-го ДБАП севернее Ладожского озера. Финны сбили два самолета. Две машины поджег уоррент-офицер Пиятсия (на Фоккере с бортовым кодом «FR-110»), один - старший сержант Тилли (на «FR-107»); Пиятсия и Тилли стали четвертым и пятым асами ВВС Финляндии.
Flygflottilj-19
Финские летчики закрыли Карельский перешеек для советских бомбардировщиков, но чтобы противостоять советской авиации на севере у них не хватало сил. К счастью для Финляндии, Швеция заняла жесткую позицию в отношении Советского Союза. Правительство Швеции разрешило своим добровольцам отправиться на помощь финнам. 10 января авиационное подразделение Flygflottilj-19 прибыло в Кеми, на вооружении флотилии состояло 12 истребителей «Гладиаторов» и четыре «Харта». Самолета стали базироваться на льду озера в окрестностях Вейтсилуото. На первый взгляд Flygflottilj-19 представляло собой незначительную силу, однако - 12 «Гладиаторов» и четыре «Харта» составляли треть истребительного парка ВВС Швеции.
Первый боевой вылет шведы выполнили уже 12 января: «Харты» нанесли удар по базе 145-го ИАП в Мяркаярви, «Гладиаторы» прикрывали «Харты» от возможных атак истребителей противника. Удача отвернулась от волонтеров на обратном пути - два «Харта» столкнулись в воздухе, еще один был сбит советским истребителем. 2-й лейтенант Якоби на «Гладиаторе» (идентификационная литера его самолета «F») сбил один И-15бис - первая воздушная победа, одержанная шведом.
Летчики Flygflottilj-19 воевали вплоть до окончания Зимней войны. Они совершили порядка 600 боевых вылетов. Шведы сбили всего восемь самолетов противника, но их присутствие в Лапландии смогло предотвратить бомбежки городов, расположенных на севере Финляндии.
Летчики-испытатели на войне
Финский государственный авиационный завод находился в городе Тампере, расположенном на юге центральной части страны. На заводском аэродроме базировалось входившее в состав ВВС подразделение Koelentue (KoeL - испытательная эскадрилья). Пилоты из Koelentue облетывали вновь построенные и отремонтированные машины. Завод в Тампере стал объектом ударов советской авиации с первых дней войны.
Командир KoeL капитан Эрнрут 13 января 1940 г. на истребителе Фиат G.50 SA-1 открыл боевой счет своего подразделения. Он сбил СБ юго-восточнее Тампере. Через два дня капитан сбил второй СБ, на сей раз - на Фоккере, который он облетывал после ремонта. .
Как уже отмечалось выше день 20 января выдался несчастливым для ВВС Красной Армии - 35-й СБАП понес тяжелые потери. Шесть СБ из этого полка были сбиты тремя истребителями Фоккер D.XXI из LLv-24, еще четыре стали жертвами «Фоккера» (бортовой код «FR-91») 1 -го лейтенанта Итявуори. Ближе к вечеру на этом же Фоккере 1 -и лейтенант Хуханантти перехватил тройку СБ из 36-го СБАП, отставшую от основной группы. Он успел сбить два бомбардировщика прежде чем на сцене появилось пять истребителей И-153.
Последнюю победу в воздушном бою Зимней войны летчики-испытатели одержали 2 марта 1940 г., доведя суммарный счет Koelentue до девяти сбитых самолетов. 2 марта KoeL понесла свою единственную потерю: воздушный стрелок ДБ-3 сбил Фоккер с бортовым кодом «FR-84», который пилотировал уоррент-офицер Хейскала.
Помощь из-за рубежа
Помимо Фоккеров финны заказали в Италии для вооружения LLv-2625 истребители Фиат G.50. Контракт был подписан 23 октября 1939 г. Чтобы ускорить доставку самолетов в Финляндию был выбран самый короткий маршрут поперек через Швейцарию и Германию. Из Германии истребители должны были морем следовать в Швецию, где их предстояло собрать и уже потом своим ходом перегнать в Финляндию. Первые два Фиата преодолели сей маршрут в конце декабря 1939 г. В конце года в порту Штеттин находилось еще шесть самолетов, но под давлением Советского Союза Германия отправила истребители обратно в Швейцарию. Эти и другие Фиаты пришлось доставлять из Италии морем вокруг Европы. Финляндия их получила только 15 февраля 1940 г.
Вскоре после начала Зимней войны британское правительство передало Финляндии 30 истребителей Глостер «Гладиатор II», первый из них прибыл 18 января 1940 г., остальные - в течение последующих четырех недель. Временно, до 1 марта, «Гладиаторы» поступили на вооружение LLv-26, затем их передали в LLv-12 и LLv-14, входивших в состав Lentorykmentti.
В преддверии поступления «донорской» помощи 8 декабря 1939 г. было сформировано новое истребительное подразделение LLv-28. Летчики LLv-28 поначалу абсолютно не представляли на каких самолетах им предстоит летать. В начале 1940 г. Франция предоставила финнам 50 истребителей Моран-Сольнье MS.406, которые в конечном итоге и поступили на вооружение подразделения. Самолеты морем доставляли в Швецию. Здесь их собирали работавшие бок о бок шведские и финские рабочие, после чего истребители перегонялись в Финляндию. Первый Моран прибыл в Финляндию 4 февраля. До конца месяца на вооружение LLv-28 поступило примерно 30 истребителей MS.406.
В лихорадочной спешке финны заключили 16 декабря 1939г. контракт на поставку из США 44 истребителей Брюстер «модель 239». Первоначально самолеты предназначались ВМС США, однако флот предпочел более совершенные F2A-2. Маршрут поставки был тот же самый, что и в случае с французскими или английскими самолетами: морем до Швеции, сборка и перелет в Финляндию. Первые шесть «американцев» прибыли на место 13 марта незадолго до окончания Зимней войны, истребители поступили на вооружение вновь сформированной LLv-22.
Также запоздали на фронт и десять из двенадцати экс-британских «Харрикейнов I», поступивших во второй неделе марта. Франция презентовала 80 легких истребителей Кодрон-Рено CR.714 «Циклон». Шесть из них прибыли сразу после окончания войны, от остальных финны отказались из-за неудовлетворительных взлетно-посадочных характеристик «Циклонов». Полученные «Циклоны» практически сразу поставили на «прикол», как оказалось -навсегда.
Период стабилизации линии фронта окончился 1 февраля с началом второго наступления Красной Армии на Карельском перешейке. Командование РККА сконцентрировало на узком участке крупные массы войск. Бомбардировщики переключились с ударов по стратегическим целям на оказание тактической поддержки своим сухопутным войскам, крупные группы истребителей патрулировали над атакующими войсками, часто вторгаясь в воздушное пространство самой Финляндии.
В этот период количество боеспособных истребителей в ВВС Финляндии находилось на уровне 45-67 машин. Перехватом бомбардировщиков занимались Фоккеры и «Гладиаторы», но выполнять такие задания стало труднее: бомбардировщики летали в сопровождении истребителей.
После двух недель освоения «Гладиаторов» пилоты LLv-26 2 февраля 1940 г. открыли боевой счет. 1-й лейтенант Берг в воздушном бою с шестеркой И-153 сбил одну «Чайку». Советский истребитель упал недалеко от аэродрома базирования LLv-26. В этот же день старший сержант Туоминен на «Гладиаторе» с бортовым кодом «GL-258» перехватил над Финским заливом два СБ, которые сопровождали шесть И-16. Тоуминен сбил один И-16 над Коткой и еще один - в районе острова Суурсаари.
Через 11 дней шесть «Гладиаторов» перехватили севернее Ладоги девятку СБ из 39-го СБАП, летевших в сопровождении «Чаек». В атаку устремилась пара «Гладиаторов» (ведущий Лаутамаки, ведомый - сержант Туоминен). Истребители эскорта связали боем другие «Гладиаторы» из LLv-26, а эта пара без помех занималась бомбардировщиками. В коротком бою Лаутамаки и Туоминен сбили пять СБ. Туоминену засчитали 3,5 победы, он стал первым финским асом, добившимся почетного титула на «Гладиаторе». Тоуминен 13 февраля дрался на самолете с бортовым кодом «GL-255». Разгром довершили другие летчики из LLv-26. сбив еще два бомбардировщика.
Перед базировавшейся в юго-западной Финляндии LLv-28 стояла задача прикрыть от налетов авиации противника расположенные здесь порты. Летчики подразделения вступили в бой менее чем через две недели после начала освоения французских Моранов. 17 февраля они пустили «первую кровь» русским, сбив над шхерами ДБ-3. Через три дня 1-й лейтенант Берг стал вторым финским асом, завоевавшим этот титул на «Гладиаторе». На самолете с бортовым кодом «GL-280» в воздушном бою с 30 бомбардировщиками СБ из 6-го ДБАП он сбил один самолет конструкции Туполева. Бергу пришлось самому воспользоваться парашютом - его «Гладиатор» зажег воздушный стрелок советского самолета.
Воздушное сражение, разыгравшееся над Карельским перешейком 25 февраля стало самым ожесточенным за весь период Зимней войны. Тяжелые потери понесли обе стороны. Три «Гладиатора» из LLv-26 атаковали девять Р-5, которые эскортировали шесть И-153 из 13-й отдельной истребительной авиационной эскадрильи. Финны сбили четыре самолета, в свою очередь были сбиты и два «Гладиатора», а третьему вследствие повреждений, полученных от огня пулеметов «Чаек», пришлось идти на вынужденную посадку.
Бой лишний раз продемонстрировал насколько сложно драться на «Гладиаторе» с советскими истребителями И-16 и И-153. После десятидневного переучивания летчики LLv-26 пошли в бой уже на итальянских Фиатах G.50. 26 февраля 1-й лейтенант Пухакка во главе тройки Фиатов перехватил группу советских бомбардировщиков и истребителей южнее Куовалы. Пухакка сбил И-16, а его ведомый 2-й лейтенант Линнамаа - ДБ-3.
Финны понесли потери 29 числа, когда советская авиация нанесла удар по аэродромам, на которых базировались LLv-24 и LLv-26. Утром над Руоколахти И-16 из 49-го ИАП сбили «Гладиатор». Вечером были обнаружены приближавшиеся к Руоколахти «бомбардировщики», которыми на самом деле оказались шестью «Чайками» и 18-ю истребителями И-16 из 68-го ИАП. Летчикам «Гладиаторов» поступила команда взлететь на перехват самолетов противника. Советские самолеты обрушились на взлетавшие бипланы, три «Гладиатора» были немедленно сбиты. В последовавшим затем воздушном бою на малой высоте финны лишились еще двух «Гладиаторов» и одного Фоккера D.XXI. Потери нападавшей стороны составили два И-16: один был сбит, второй при маневрировании врезался в дерево.
К марту финны на Карельском перешейке уже отступали. Фронт держался только в районе Виипури (Выборг). Чтобы ускорить темп наступления части Красной Армии 2 марта обошли Выборг по льду замерзшего Финского залива.
Красной Арми удалось захватить два плацдарма западнее Выборга. Финская авиация наносила удары по колоннам войск и техники, двигавшимся по льду залива на плацдармы. На открытом льду спрятаться было некуда. Упорное сопротивление на суше наряду с поддержкой авиации позволило финнам задержать наступление противника на неделю. В воздушных боях над Финским заливом обе стороны потеряли по пять самолетов.
Ситуация на Карельском перешейке обострилась настолько, что Финляндии пришлось предложить Советскому Союзу начать переговоры о мире. Переговоры начались в Москве 8 марта. Упорное сопротивление финнов, также как и военная помощь, оказанная Финляндии, Западом удержало СССР от продолжения наступления. Зимняя война не переросла в международный конфликт. 13 марта с 11 ч 00 мин. вступило в силу соглашение о прекращении огня. Финляндии пришлось уступить Москве территорию, которую Москва пыталась получить миром в 1939 г. Советский Союз также получить возможность создать военную базу на полуострове Ханко.
Истребители Lentorykmentti-2 совершили 3486 самолето-вылетов. Финские летчики завили о 170 сбитых и 70 поврежденных самолетах противника, десять пилотов стали асами. Потери составили 23 самолета. Всего ВВС Финляндии выполнили 5693 боевых самолетов и сбили 207 самолетов, собственные потери в воздушных боях составили 53 самолета, еще 314 крылатых машины сбила советская зенитная артиллерия.
Советская авиация на финском фронте выполнила 100 970 самолето-вылетов, сталинские соколы по официальным данным советского времени сбили в воздушных боях 427 финских самолетов ценой потери 261 своих самолетов. Однако недавно опубликованные российскими историками данные существенно отличаются: потери составили 579 самолетов, что хорошо коррелирует с финскими данными о потерях ВВС РККА в Зимней войне - 521 самолет.
Асы Зимней войны |
|||
Звание |
летчик |
LLv |
число побед |
1-й лейтенант |
Сарванто, Юрма |
24 |
13 |
старший сержант |
Тоуминен, Ойва |
26 |
8 |
уоррент-офицер |
Пиютсия, Виктор |
24 |
7,5 |
1-й лейтенант |
Хухананантти, Тату |
24 |
6 |
1-й лейтенант |
Ниминен, Урхо |
26 |
6 |
1-й лейтенант |
Пухакка, Олли |
26 |
6 |
сержант |
Вирта, Келпо |
24 |
6 |
1-й лейтенант |
Совилиус, Пер-Эрик |
24 |
5,5 |
старший сержант |
Тилли, Пенти |
26 |
5 |
1-й лейтенант |
Берг, Пааво |
26 |
5 |