Финское наступление 1941-43 г.
Сразу же после окончания Зимней войны началась реорганизация ВВС Финляндии. Реорганизация была вызвана поступлением иностранной военной помощи - часть истребителей уже прибыла в Финляндию, часть - находилась в пути. 27 марта 1940 г. считается датой формирования Lentorykmentti-3 – второго истребительного авиаполка. В состав Lentorykmentti-3 вошли три эскадрильи: LLv-30 (вооружена южноафриканскими самолетами Глостер «Гантлет»), LLv-32 (бывшая LLv-22, вооружена Брюстерами, которые через три недели после формирования эскадрильи заменили Фоккерами, переданными из LLv-24) и LLv-34, на базе которой велась повышенная подготовка летчиков-истребителей.
Структура Lentorykmentti-2 не изменилась, эскадрилья LLv-24 летала на Брюстерах, LLv-26 - на Фиатах G.50 и LLv-28 - на MS.406. Строились новые аэродромы, совершенствовались программы подготовки летчиков.
Структура истребительной авиации ВВС Финляндии
Lentorykmentti-2 подполковник Р. Лоренц Пиексямяки
E/LeLv-24 майор Г. Магнуссон Весивехмяя
l/LeLv-24 капитан И. Луукканен Весивехмяя 9 Брюстер
2/LeLv-24 капитан Л. Ахола Силянпяя 8 Брюстер
3/LeLv-24 1-й лейтенант И. Кархунен Весивехмяя 8 Брюстер
4/LeLv-24 1-й лейтенант П-Э. Совелиус Весивехмяя 8 Брюстер
E/LeLv-26 майор Р. Харю-Йенти Йоройнен
l/LeLv-26 1-й лейтенант М. Линкола Йоройнен 7 Фиат G.50
2/LeLv-26 капитан И. Кивинен Йоройнен 9 Фиат G.50
3/LeLv-26 1-й лейтенант У. Ниеминен Йоройнен 10 Фиат G.50
E/LeLv-28 капитан С-И Сирин Наараярви
l/LeLv-28 капитан Т. Тансканен Наараярви 7 MS.406
2/LeLv-28 1-й лейтенант Р. Туркки Наараярви 10 MS.406
3/LeLv-28 1-й лейтенант И. Лупари Наараярви 10 MS.406
Lentorykmentti-3 подполковник И. Нуотио Пори
E/LeLv-30 капитан Л. Бремер Пори
l/LeLv-30 капитан X. Калая Холлола
2/LeLv-30 1-й лейтенант В. Кару Пори
3/LeLv-30 1-й лейтенант И. Иивескорпи Пори
E/LeLv-32 капитан И. Хейниля Хивинкяя
l/LeLv-32 капитан П. Берг Хивинкяя
2/LeLv-32 капитан К. Лахтила Хивинкяя
Lenolaivue-6 майор К. Иянко Турку
3/LeLv-6 капитан Л. Карялайнен Турку
После оккупации Германией в апреле 1940 г. Дании и Норвегии, последовавшего затем захвата стран Бенилюкса и Франции, Финляндия оказалась в геополитической изоляции. Страна представляла собой некую «прокладку» между Советским Союзом на востоке и Германией на западе. В Хельсинки не смогли или не захотели в августе 1940 г. отказать Германии в просьбе наладить транзит частей вермахта через финскую территорию в северные районы Норвегии.
В свою очередь Германия обязалась поставить Финляндии 25 захваченных во Франции истребителей MS.406 и 29 экс-французских и экс-норвежских самолетов Кертисс «Хок-75А». Большинство из этих самолетов финны успели получить до начала новой войны с Советским Союзом. Государственный авиационный завод в Тампере изготовил 50 оснащенных двигателями Твин Уосп «Юниор» истребителей Фоккер D.XXI и отремонтировал несколько захваченных в ходе Зимней войны истребителей. Трофеев набралось для комплектования одной эскадрильи.
Прелюдия к войне
О предстоящем внезапном нападении Германии на Советский Союз, операции «Барбаросса», финские лидеры были поставлены в известность за четыре недели до 22 июня. За четыре дня до 22 июня в Финляндии началась всеобщая мобилизация.
Сразу же после начала войны советская разведка обнаружила на финской территории аэродромы, на которых базировались самолеты люфтваффе. Отсюда немецкая авиация летала бомбить Ленинград. На финском фронте, протянувшимся от Арктики на севере до Финского залива на юге, Красная Армия по данным на утро 25 июня 1941 г. имела 224 истребителя и 263 бомбардировщика. В этот день примерно 150 советских бомбардировщиков атаковали аэродромы, расположенные в южной части Финляндии. Началась «Продолжительная война».
25 июня 1941 г.
Большая группа бомбардировщиков противника, которая держала курс на южную Финляндию, была обнаружена в 7 часов утра. Новость быстро достигла аэродрома в Силянпяя. Майор Магнуссон немедленно отдал приказ подняться на перехват самолетам из 2/LeLv-24. В 7 ч 10 мин. в воздух поднялись два Брюстера: сержант Киннунен на самолете «BW-352» и капрал Лампи на «BW-354». Первым добился победы Лампи:
- Через пять минут после взлета я обнаружил большую группу самолетов противника. Я атаковал крайний правый в строю самолет и зажег его с первой очереди. Самолет перешел в отвесное пикирование, он упал в лес. Затем я атаковал два бомбардировщика, летевших с правого фланга строя пеленга звена. Обе машины после моей атаки задымили. Я перенес огонь на третий самолет этого же звена. Он также задымил, снизился к самой земле, но не упал. Скорость бомбардировщика упала, что позволила мне подойти к нему на предельно короткую дистанцию. В этот момент кормовой воздушный стрелок бомбардировщика попал в мой самолет.
- Я ушел от трассы, развернулся сзади бомбардировщика, после чего ударил короткой очередью по правой части фюзеляжа. Самолет противника загорелся и он упал в воду. Я видел как сержант Киннунен тоже сбил в этом бою два бомбардировщика.
В 15 ч 00 мин финские истребители на подступах к Хейнола перехватили группу из 27 СБ, принадлежавших 201-му СБАП. Русские в завязавшемся воздушном бою потеряли пять самолетов. Киннунену и Лампи засчитали в этот день по 2,5 победы. Лампи стал асом, на его счету со времен Зимней войны уже имелось 3,5 победы.
Очередной воздушный бой имел место тем же утром. Пилоты Брюстеров атаковали не менее пяти СБ; уоррент-офицер Туркка (на «BW-351») сбил два самолета и также стал асом (в Зимнюю войну ему засчитали 4,5 победы). Еще два самолета сбил Киннунен, доведя свой личный счет до 4,5 побед.
Недавние исследования установили, что десять СБ (три из 2-го СБАП, шесть из 201-го СБАП и один из 202-го СБАП) были сбиты 25 июня 1941 г. летчиками LeLv-24. В этот день воздушный бой провели и летчики LeLv-32, которая базировалась в Хивинкяя. Четверка Фоккеров D.XXI во главе с 1-м лейтенантом Ивиненом в 8 ч 00 мин. атаковала бомбардировщики ДБ-3, которые возвращались домой после бомбежки Хельсинки. Финны сбили два бомбардировщика. На самом деле жертвами звена Ивинена стали два СБ из 4-й смешанной авиационной дивизии.
Третьим подразделением финских ВВС, принявшим бой 25 июня, стала LeLv-26. Самолеты этого подразделения патрулировали свою зону ответственности все утро. Летчики 2/ LeLv-26 едва успели приземлиться на своем аэродроме, как в 11 ч 45 мин Йоройнен атаковали 15 бомбардировщиков СБ из 72-го СБАП. Несмотря на малый остаток топлива в баках, два Фиата пошли на взлет прямо под градом падающих бомб. Финны сбили три СБ прямо над своим аэродромом.
Между тем по радио была вызвана помощь - патруль из шести G.50 из 3/LeLv-26; шестеркой командовал 1-й лейтенант Ниеминен. В 11 ч 55 мин Фиаты, используя преимущество в высоте, обрушились на советские бомбардировщики. За двадцать минут группа Ниеминена сбила десять СБ. Ниеминен писал в рапорте:
- Мы атаковали группу из 15-20 бомбардировщиков СБ над Тууксярви. Я поразил два крайних в строю самолета противника, на обоих загорелись двигатели. Над островом Керисало мне удалось занять позицию, удобную для атаки третьего СБ. После выпущенной мной очереди на вражеском самолете взорвался топливный бак. Я продолжал атаковать противника до полного израсходования боеприпасов. К этому моменту в воздухе осталось только 4-5 СБ, причем за одним бомбардировщиком тянулся шлейф черного дыма. Ниеминену было засчитано три победы (он летал на самолете с бортовым кодом «FA-11»), в этом воздушном бою стал асом сержант Порвари (он летал на самолете «FA-20»). Согласно советским источникам бомбардировщики атаковали «12 истребителей Bf.109», девять СБ получили повреждения, три были сбиты.
Налеты советской авиации 25 июня фокусировались на восточной части Финляндии, поэтому в боях приняли участие практически все базировавшиеся здесь финские истребители. Примерно в 13 ч 00 мин. сержант Тани из l/LeLv-28 на MS.405 («MS-311») сбил одиночный СБ (вероятно бомбардировщик принадлежал 10-му СБАП, а его экипаж заблудился).
В первый день Продолжительной войны финские истребители записали на свой счет 26 (23 подтвержденных) сбитых советских бомбардировщиков. В то же время первые налеты выявили неэффективность системы обнаружения и оповещения. Не лучшим образом зарекомендовала себя и система управления истребителей. Из 125 самолетов, принявших участие в отражении налетов советской авиации, не менее пяти было потеряно.
Согласно советским данным, самолеты ВВС РККА в период с 25 июня по 1 июля 1941 г. нанесли удары по 39 расположенным на территории Финляндии аэродромам, на которых базировались финские и немецкие самолеты. В результате налетов на земле якобы было уничтожено 130 самолетов. Германские источники ничего не говорят о столь крупных потерях, что же касается финнов, то легкие повреждения в результате бомбежек получили только два истребителя. С другой стороны, финны завили о 34 сбитых за этот период в воздушных боях советских бомбардировщиках.
Сержант Тоуминен на истребителе G.50 («FA-3») в 10 часов утра 4 июля взлетел на перехват самолетов из 72-го СБАП, которые шли бомбить Йонсуу:
- Я обнаружил самолет противника уже после того, как он освободились от бомб. Бомбардировщик был поврежден огнем зенитной артиллерии. Я поймал в прицел левый двигатель бомбардировщика, с дистанции 50 м открыл огонь. Самолет противника загорелся.
- Потом я атаковал и поджег второй бомбардировщик. Затем я заметил еще три самолета, два из них мне удалось поджечь. В этот момент на моем самолете был пробит топливный бак. Я быстро расправился с воздушным стрелком, поразившим мою машину. Бомбардировщик противника скрылся в облаке, волоча за собой шлейф дыма.
- По моему самолету вел огонь стрелок с другого бомбардировщика, дистанция составляла примерно 30-100 м. Истребитель получил еще одно попадание в топливный бак, был поврежден руль направления. Весь бой у меня оставался исправным только один пулемет, на других пулеметах заклинило ленты после первой выпущенной очереди.
Тоуминен сбил три СБ, позже была подтверждена и четвертая победа. Выдающийся результат, особенно если учесть, что все бомбардировщики удалось сбить единственным пулеметом Бреда калибра 12,7 мм.
Наступление в Карелии
Успешное начало операции «Барбаросса» побудило финнов начать в конце июня собственное наступление. Два удара планировалось нанести в Карелии и один - на Карельском перешейке. Командование финской армии не ставило глобальных целей, задачей являлось вернуть территории, утерянные Финляндией после Зимней войны.
Для действий севернее Ладожского озера была сформирована Карельская армия, действия которой с воздуха предстояло прикрывать всем трем эскадрильям Lentorykmentti-2. Кроме того армии придавались для ведения разведки и нанесения ударов по войскам противника LeLv-12 и LeLv-16. В случае необходимости в интересах соединений Карельской армии могли работать «Бленхеймы» из LeR-4.
Советской разведке удалось вскрыть концентрацию финских войск в преддверии проведения наступательной операции. 8 июля авиация ВВС РККА нанесла удары по занявшим исходные позиции финским войскам. Отражая налеты, истребители Брюстер в трех воздушных боях сбили три бомбардировщика и шесть истребителей. Через сутки финские летчики добились очередного успеха. Ведомые майором Магнуссоном 12 Брюстеров из 3 и 4/LeLv-24 взлетели в 4 часа утра на патрулирование воздушного пространства. Через 70 минут девять самолетов из- группы Магнуссона перехватили над Лахдинпохья 15 «Чаек». Уоррент-офицер Юуутилайнен (летал на самолете с бортовым кодом «BW-364») вспоминал:
- Я услышал, как 1-й лейтенант Кокко с ведомым атаковали группу истребителей И-153. Я вместе с капралом Хуотари присоединился к паре Кокко. С короткой дистанции мы обстреляли несколько самолетов противника, добившись попаданий во вражеские истребители. Возвращаясь к Лахдинпохья я заметил идущий на малой высоте И-153. Я спикировал и открыл огонь с дистанции 50 м. Высота над кронами деревьев составляла всего 10м, «Чайка» после моей очереди упала на лес между Мииналой и Лахдинпохья.
- Набрав высоту, я обнаружил два И-153, которые не принимали участия в только что произошедшем воздушном бою. Они держали курс в направлении острова Сорола, я последовал за ними. Выждав удобный момент, открыл огонь по ведущей «Чайке». Я выпустил всего по шесть патронов из фюзеляжных пулеметов (установленные в крыле пулеметы не работали на протяжении всего полета). Истребитель противника сначала завалился на крыло, а потом рухнул в воды Ладожского озера. В этот момент двигатель моего истребителя стал работать с перебоями, так что одержать третью победу мне не удалось.
В течение десяти минут русские лишились восьми истребителей И-153, еще четыре «Чайки» получили повреждения. Победы одержали шестеро финских летчиков, кроме Юуутилайнена два самолета сбил сержант Ниссинен (на Брюстере «BW-353»). Истребитель «Брюстер» имел большую, чем И-153, скорость полета, поэтому финны смогли навязать противнику свою тактику ведения боя. В ближайшие два года финны будут почти во всех случаях иметь превосходство в воздухе.
Карельская армия перешла в наступление 10 июля, на шестой день войска Маннергейма вышли к северному побережью Ладожского озера. Двумя неделями позже армия выполнила промежуточную задачу - достигла реки Тулоса. Маршал Маннергейм отдал приказ приостановить наступление.
Наступление на Карельском перешейке началось 31 июля. С воздуха финские войска прикрывали «Харрикейны» и «Хоки» из LeLv-32, Брюстеры из 3/LeLv-24. Армия обошла с востока Выборг, после чего устремилась в Ладожскому озеру. Почти все поставленные маршалом Маннергеймом задачи были выполнены к 15 августа, но взять Выборг удалось только 30 августа. Красная Армия сумела остановить финские части на старой советско-финской границе; до Ленинграда оставалось всего 30 км.
Шестерка Брюстеров под командованием капитана Кархунена 12 августа провела воздушный бой с группой истребителей И-153, насчитывавшей примерно 20 самолетов. Бой над Карельским перешейком начался в час дня и продолжался около 30 минут. Финны сбили девять «Чаек»без потерь со своей стороны. Отличились все пилоты Брюстеров, причем Юуутилайнен сбил три истребителя, а Катаяйнен - два.
На следующий день истребители из LeLv-26 эскортировали самолет-корректировщик. Маршрут полета пролегал вдоль берега Ладоги к реке Тулоса. Примерно в 14 ч 00 мин. Группу истребителей 1-го лейтенанта Хямяляйнена атаковала девятка «Чаек» из 195-го и 197-го истребительных авиационных полков ВВС РККА. Бой продолжался пять минут, в течение которых восьмерка Фиатов сбила все «Чайки». Два советских истребителя записал на свой счет Пухакка, летчик летал на самолете Фиат G.50 с бортовым кодом «FA-1».
Оккупация Олонца и Карелии
3 сентября Карельская армия сделала четырехдневную передышку на рубеже реки Свирь. Восстановив силы, финские войска устремились с севера и с востока в направлении на Петрозаводск. В первый день нового наступления звено Фиатов из LeLv-26 в ходе патрулирования завязало бой с тремя «Чайками» из 65-го штурмового авиационного полка (ШАП) и двумя И-16 из 155-го ИАП. Все советские самолеты были сбиты.
Семерка «Хоков» капитана Берга из LeLv-32 3 сентября провела 15-минутный воздушный бой с истребителями И-153 из 5-й авиационной дивизии. Каждый финн сбил по одной «Чайке».
9 сентября четверка истребителей из 2/LeLv-28 перехватила над рекой Свирь девять «Чаек» и шесть И-16 из 155-го ИВП. Шесть советских истребителей было сбито. На обратном пути летчики Моранов встретили три бомбардировщика противника, летевших под прикрытием пяти истребителей. Русские потеряли еще две «Чайки»: отличились 2-й лейтенант Инхимо (MS.406 «MS-623») и сержант Лихтоваара (MS.406 «MS-304»).
Передовые части Карельской армии достигли Петрозаводска, с воздуха их прикрывали самолеты LeLv-24. 23 сентября капитан Кархунен во главе восьмерки Брюстеров атаковал звено И-16 из 155-го ИАП. Советские самолеты штурмовали наступавшие финские войска. Пилоты Брюстеров быстро разделались со всеми тремя «ишачками». Возвращаясь на базу, Кархунен заметил еще одну группу из шести И-16, которые также наносили удар по наземным целям. Ноги унес только один «ишак».
Через три дня Кархунен со своими парнями расправился с шестью «Чайками». На обратном пути финским летчикам вновь подвернулись советские самолеты. Три И-16, три И-15бис и три И-153 из 65-го ШАП штурмовали финские войска. Три самолета противника финны сбили, остальные прервали штурмовку и ушли домой. В этом вылете три победы записал на свой счет Юуутилайнен на «BW-364», две - Кархунен на «BW-366».
Петрозаводск и Олонец были захвачены финскими войсками к 1 октября 1941 г. Карельская армия медленно продвигалась на север вдоль западного берега Онежского озера. 5-6 декабря финны взяли расположенные на северной оконечности Онеги города Кархумаки и Повенец. На этом финское наступление завершилось. В данном районе линия фронта стабилизировалась на два с половиной года.
В течение 1941 г. летчики LeLv-24 записали насчет своего подразделения 135 побед в воздушных боях, потеряв один Брюстер. Пилоты LeLv-26 сбили на Фиатах 52 советских самолета без потерь со своей стороны. Летчики LeLv-28 сбили 70 самолетов, собственные потери составили пять Моранов. На счету LeLv-32 к январю 1942 г. значилось 52 победы, подразделение потеряло в воздушных боях пять собственных «Хоков».
Внизу приведен список асов Продолжительной войны по состоянию на конец 1941 г.
LeLv количество побед |
|||
Уоррент-офицер |
Туоминен, Оива |
26 |
13 |
Уоррент-офицер |
Юуутилайнен, Илмари |
24 |
13 |
Сержант |
Ниссинен, Лаури |
24 |
13 |
1-й лейтенант |
Кокко, Пекка |
24 |
10 |
сержант |
Лихтоваара, Урхо |
28 |
10 |
капитан |
Кархунен, Йорма |
24 |
8,5 |
2-й лейтенант |
Инехмо, Мартти |
28 |
7 |
сержант |
Киннунен Ииро |
24 |
6,5 |
сержант |
Томминен, Тойво |
28 |
6,5 |
капитан |
Ниеминен, Урхо |
26 |
6 |
1-й лейтенант |
Пухакка, Олли |
26 |
6 |
сержант |
Катаяйнен, Нильс |
24 |
6 |
капитан |
Луукканен, Эйно |
24 |
5,5 |
капитан |
Совелиус, Пер-Эрик |
24 |
5 |
2-й лейтенант |
Кархила, Киёсти |
32 |
5 |
сержант |
Тани, Антти |
28 |
5 |
сержант |
Киряонин, Мауно |
32 |
5 |
|
Крест Маннергейма
В конце Зимней войны, 16 декабря 1940 г., был учрежден статут креста Маннергейма. Крест Маннергейма имел две степени, им награждались на отвагу в бою или проявление выдающихся командирских качеств. Представление к кресту никак не увязывалось с воинским званием отличившегося.
Кавалером креста №1 стал 22 июля 1941 г. командир танкового подразделения полковник Эрнст Лагус. Первым в ВВС крест Маннергейма (№6) получил 18 августа 1941 г. уоррент-офицер Оива Туоминен за 20 сбитых самолетов противника, восемь из них он сбил в период Зимней войны.
Крест Маннергейма примерно соответствует Звезде Героя России, британскому кресту Виктории или американской Медали почета. Крест являлся высшей военной наградой Финляндии. Всего им был награжден 191 человек, только четверо удостоились креста дважды: летчики-истребители капитан Ханс Винд и уоррент-офицер Илмари Юуутилайнен; генерал-майор Ааро Пяари и полковник Мартти Ахо.
Крест Маннергейма 1-го класса вручался всего два раза: маршалу Финляндии Карлу Густаву Эмилю Маннергейму 17 октября 1941 г. И начальнику Генерального штаба генералу Акселю Хейнричу 31 декабря 1944 г. Хейнрич был награжден крестом 2-го класса (№48) 5 февраля 1942 г. Награждение крестом Маннергейма сопровождалось вручением денежной премии в размере 5000 финских марок (годовая зарплата 1-го лейтенанта финской армии).
В боях с самолетами ленд-лиза
В августе 1941 г. начались поставки в Советский Союз по ленд-лизу из Великобритании истребителей «Харрикейн». Самолеты прибывали морским путем в порты Мурманск и Архангельск. После сборки и облета первые «Харрикейны» использовались, главным образом, против люфтваффе в районах Мурманска и Кандалакши. По мере увеличения поставок, «Харрикейны» стали появляться на других участках Восточного фронта, в том числе и на финском.
Первая встреча в воздухе финских летчиков с краснозвездными «Харрикейнами» отмечена 17 декабря 1941 г. в районе Беломорска. В воздушном бою четверка капитана Кархунена сбила один «Харрикейн» из 152-го ИАП и четыре И-153 из 65-го ШАП.
Недавние исследования установили, что на самом деле первая встреча финнов с «Харрикейнами» произошла на 11 дней раньше. Сержант Тойво Томминен (6,5 побед) из 3/LeLv-28 над Кархумаки вступил в бой с «Харрикейном» старшего лейтенанта Н.Ф. Репникова из 152-го ИАП. Финский MS.406 («MS-329») и советский «Харрикейн» столкнулись в воздухе, оба пилота погибли. «Харрикейн» был ошибочно идентифицирован финнами как МиГ-3.
После появления «Харрикейнов» южнее Мурманска, пилоты Фоккеров D.XXI из LeLv-14 (LeLv-14 базировалась на самом северном финском аэродроме в Тииксярви, 200 км от Беломорска) убедились в неспособности своих истребителей противостоять в бою самолету британской конструкции.
8 января в Тииксярви были переброшены восемь Брюстеров из 2/ LeLv-24, через две недели сюда прибыли еще четыре самолета аналогичного типа. Через сутки после их появления в Тииксярви, аэродром подвергся налету шести «Харрикейнов» На перехват советских самолетов взлетела четверка Фоккеров. В завязавшемся воздушном бою будущий ас с 11 победами сержант Хеммо Лийно сбил свой первый самолет (Лийно летал на Фоккере D.XXI с бортовым кодом «FR-146»).
24 января летчики 2/LeLv-24 одержали первые победы в новом для них районе боевых действий. Пятерка Брюстеров над Рукаярви перехватила десять И-15бис и И-153 из 65-го ШАП, финны сбили четыре самолета противника. Всего русские потеряли пять самолетов: старший лейтенант В.А. Книжник таранил на И-153 истребитель сержанта П. Коскила («BW-372»). «Чайка» совершила вынужденную посадку, а Брюстер смог дотянуть до своего аэродрома. Интересно, что победы засчитали и Книжнику, и Каскилу.
В феврале Брюстеры провели два воздушных боя с «Харрикейнами» и сбили два истребителя. В марте 1942 г. наступило затишье, это было затишье перед бурей: вскоре русские предприняли решительные действия с целью вывести полностью из строя базу в Тииксярви.
Суурсаарская операция
Остров Суурсаари лежит в центральной части Финского залива южнее острова Котка. Советские войска находились на Суурсаари до начала декабря 1941 г. , когда размещавшиеся здесь части эвакуировали перед угрозой финского вторжения. Однако, важное стратегическое положение острова заставило советское командование вернуть 2 января 1942 г. войска на Суурсаари. Данная акция побудила финнов также озаботиться судьбой острова. Финны выждали пока окрепнет лед, чтобы без помех подвести свои части к острову.
Движение отряда численностью 3500 человек к Суурсаари началось 27 марта. С воздуха колонну прикрывали 57 самолетов: пять трофейных бомбардировщиков СБ и шесть также трофейных истребителей И-153 из LeLv-б, шесть Брюстеров из LeLv-24, 16 Фоккеров D.XXI из LeLv-30, 13 истребителей Кертисс «Хок» из LeLv-32 и 11 бомбардировщиков «Бленхейм» из LeLv-42.
27 числа финские самолеты сбили четыре советских истребителя, патрулировавших над Суурсаари. На следующий день в небе над островом произошло два крупных воздушных боя. В 8 часов утра 1-й лейтенант Кауппинен во главе звена Брюстеров атаковал десятку И-153 из 71-го ИАП. Финны сбили примерно половину «Чаек». Ближе к вечеру Суурсаари был захвачен финскими войсками. В 17 ч 40 мин. 12 «Хоков», ведомых 1-м лейтенантом Нурминеном вступили в бой с тремя группами (29 самолетов) советских истребителей из 11-го и 71-го ИАП. Бой продолжался 20 минут. Летчики «Хоков» рапортовали о десяти сбитых И-153 и пяти И-16. Ни один «Хок» не был сбит. Советские данные о потерях в этом бою выглядят более скромно - один И-15бис, один И-16 и шесть И-153.
Восточнее Тииксярви
29 марта семь советских «Харрикейнов» штурмовали аэродром Тииксярви. На следующий лень в ответ восемь Брюстеров во главе с 1-м лейтенантом Пикури полетели на разведку в район Сигиши. Финские летчики завязали бой с 12 «Харрикейнами» из 152-го ИАП и сбили шесть самолетов противника.
Через восемь дней советская авиация нанесла давно планируемый удар по Тииксярви. Целью удара являлось уничтожить как можно больше финских самолетов на земле и в воздухе. В налете на Тииксярви должны были принять участие восемь пикирующих бомбардировщиков Пе-2 из 608-го ПБАП, семь СБ из 80-го БАП, девять «Харрикейнов» из 161-го ИАП, три истребителя ЛаГГ-3 и восемь «Харрикейнов» из 767-го ИАП. Налет первоначально планировался на 5 апреля, но ухудшение погодных условий заставило русских отложить удар. Затем задержка на несколько часов последовала из-за того, что истребители прикрытия не смогли встретиться в воздухе с бомбардировщиками.
В конечном итоге, ближе к вечеру курс на Тииксярви взяли семь бомбардировщиков и 18 истребителей. Большую группу советских самолетов быстро обнаружила финская радиоразведка. Команды наведения с земли поступили патрулировавшему в воздухе 1-му лейтенанту Пикури из 2/LeLv-24. Финские истребители перехватили группу всего в нескольких минутах полета от аэродрома Тииксярви. Восемь летчиков Брюстеров лейтенанта Пикури сбили три бомбардировщика ДБ-3 (на самом деле - СБ из 80-го БАП) и 12 «Харрикейнов» без потерь со своей стороны. Бой продолжался 25 минут, с 15.25 по 15.50. Самым результативным оказался 2-й лейтенант Лаури Ниссинен (он летал на самолете с бортовым кодом «BW-384»), сбивший три самолета:
- Я летел во главе замыкающего звена. Нас вернули из разведывательного полета к Беломорску, передав, что к базе приближается 25 русских самолетов, мы набрали высоту и взяли курс на противника, вскоре завязался жесткий бой с истребителями эскорта. Я обстрелял несколько самолетов, но все время мазал.
- В один «Харрикейнов» я попал, самолет противника перевернулся через крыло, после чего стал терять высоту. Я его нагнал, после короткой очереди «Харрикейн» перешел в отвесное пикирование. Истребитель упал в лес и взорвался. Бой длился десять минут, затем уцелевшие русские самолеты повернули домой. Я заметил летевший на высоте 500 м над озером Рюкаярви одиночный самолет противника. Огонь по нему я открыл с дистанции 50 м. Самолет взорвался. Все произошло так быстро, что я не успел отвернуть - по капоту мотора моего истребителя застучали обломки взорвавшегося «Харрикейна».
- Затем я пристроился к самолетам 1-го лейтенанта Пикури и сержанта Корхонена. Вместе мы атаковали два русских «Харрикейна». После выпущенной мной короткой очереди один из «Харрикейнов» рухнул в лес. Второму удалось увернуться от Пикури. Имея численное преимущество, русские ничего не смогли противопоставить нашим атакам. Мой самолет не получил ни одного попадания, однако выхлопная система двигателя основательно пострадала от кусков «Харрикейна».
Лейтенант Пикури также сбил в том бою на Брюстере «BW-372» три самолета противника:
- Мы встретили противника в 20 км от аэродрома, я атаковал истребители сопровождения, а пара Брюстеров - бомбардировщики. Первый истребитель противника я сбил примерно в пяти километрах от аэродрома, самолет сначала загорелся, а потом упал на землю. Второму вражескому истребителю я попал в двигатель и водорадиатор. Самолет упал в 800 м от Онтросеваара, его обломки потом нашли.
- Уже перед посадкой я сбил третий «Харрикейн». Он упал в полукилометре южнее озера Рюкаярви. Раненый летчик этого «Харрикейна» попал в плен. Допрос показал, что у советского пилота не было никаких шансов - на его истребителе кончился боекомплект ко всем 12 пулеметам.
Одним из добившихся 6 апреля успеха финских летчиков был 22-летний сержант Эйно Петрола, сбивший два «Харрикейна». Петрола повторил свой успех, достигнутый 30 марта в налете на Сигишу. Петрола писал в рапорте:
- Я летел в составе звена 1-го лейтенанта Пикури ведущим второй пары. Нам передали по радио об обнаружении группы самолетов противника в составе семи бомбардировщиков и 18 истребителей. Мы нашли их быстро. После первой атаки я видел как загорелся от выпущенной меной очереди один «Харрикейн». Этот самолет совершил вынужденную посадку в 15 км южнее Тииксярви.
- Второму «Харрикейну» я попал по кабине. Истребитель противника перешел в вертикальное пикирование, при столкновении с землей самолет взорвался. Место падения находится севернее Рикаярви.
До своей гибели 2 апреля 1944 г. Эйно Петрола в более чем 200 боевых вылетах одержал 10,5 побед, 7,5 - на Брюстере, остальные - на Bf.109.
Если пилоты «Харрикейнов» почти не оказали сопротивления летчикам Брюстеров, то бомбардировщики оказались для двух атаковавших их финнов упрямыми оппонентами. Самолет 1-го лейтенанта Килпинена (Брюстер «BW-394») получил повреждения, а сам лейтенант был ранен воздушным стрелком одного из СБ. Килпинен сбил обидчика со второго захода.
Официальные советские данные об этом бое выглядят следующим образом: потеряны один СБ из 80-го БАП, два «Харрикейна» из 609-го ИАП и четыре «Харрикейна» из 767-го ИАП. Сталинские соколы рапортовали о семи Брюстерах, сбитых в воздушном бою, и о четырех самолетах, уничтоженных на аэродроме. После неудачного рейда на Тииксярви советская авиация не появлялась в этом районе до 8 июня. 8 июня шесть Брюстеров во главе с 1-м лейтенантом Пикури перехватили 13 «Харрикейнов» из 152-го ИАП. Финны сбили шесть истребителей противника, потеряв один Брюстер.
Крупный воздушный бой имел место 25 июня северо-восточнее озера Сиисярви: самолеты из 2/LeLv-24 и 3/LeLv-24 схлестнулись с 15 «Харрикейнами» из 609-го ИАП. Финны претендовали на четыре победы в воздушном бою, русские - на три сбитых финских истребителя. В данном случае русские не сильно ошиблись - было сбито два Брюстера, обоим летчикам удалось спастись.
В течение шести месяцев финские истребители сбили примерно 45 «Харрикейнов». Работа была выполнена, летчики Брюстеров, базировавшихся в Тииксярви практически не вели воздушных боев вплоть до ноября 1942 г.
После последних схваток июня на фронте установилось затишье, продолжавшееся почти полгода. Это время командование финских ВВС использовало для реорганизации подразделений и совершенствования системы ПВО. Фронтовики не разделяли предложенной штабистами новой стратегии, полагая, что истребительные подразделения могут утратить тактическую гибкость - ключ к успеху финской авиации в боях против ВВС РККА.
Не взирая на возражения фронтовых летчиков, приказом от 3 мая 1942 г. весь фронт разделили на три сектора, за оборону воздушного пространства над каждым сектором отвечал один истребительный полк. Район Онежского озера достался LeR-2 в составе LeLv-16, LeLv-24 и ЬеЬу-28.Олонец прикрывали LeR-1, в который входили LeLv-12 и LeLv-32, Карельский перешеек - LeR-З в составе LeLv-26 и LeLv-ЗО. Северный фланг закрывали летчики LeLv-14, южный - LeLv-б. Бомбардировочный полк LeR-4 работал по всему советско-финскому фронту.
Дальнейшее развитие новая организационная система получила 18 июля 1942 г., когда LeLv-24 перевели в LeR-3, 16 ноября 1942 г. был сформирован морской разведывательный полк LeR-5 в составе LeLv-6 и LeLv-30. Наконец, 23 января 1943 г. в LeR-3 включили LeLv-34.
Финский залив
Когда в мае 1942 г. Финский залив очистился ото льда, субмарины Краснознаменного Балтийского флота начали выходить из военно-морской базы Кронштадт на позиции в Балтийском море. Подводные лодки представляли серьезную угрозу для германского и финского судоходства в центральной части Балтики и Ботническом заливе. В начале лета возросло количество самолетов составе ВВС КБФ. Перед авиацией Балтийского флота была поставлена задача прикрыть с воздуха боевые корабли, в первую очередь - подводные лодки на маршрутах следования из базы и в базу.
Чтобы нейтрализовать возросшую активность советской морской авиации, в состав LeR-3 18 июля были включены 3/LeLv-24 и 4/LeLv-24, которые прибыли на аэродром Рюмпютти 1 августа. Неделей позже здесь приземлились самолеты l/LeLv-24. Перед истребителями LeLv-24 поставили задачу закрыть для советских самолетов западную часть Финского залива. Однако последние действовали под защитой зенитной артиллерии, которая была особенно сильной на Ораниенбаумском плацдарме, поэтому крупных воздушных боев не произошло. Тем не менее, отдельные схватки в воздухе имели место. Первая произошла 6 августа: истребители из l/LeLv-24 сбили два И-16 в районе острова Сескар. Через шесть дней летчики 4/LeLv-24 над Толли сбили один штурмовик Ил-2 и один истребитель И-16.Вечером того же дня командир 3/LeLv-26 1-й лейтенант Пухакка повел группу истребителей Фиат G.50 в рейд на Кронштадт. Над главной базой Балтийского флота финны встретили четверку И-16. Все советские истребители были сбиты. Вскоре LeLv-26 перебросили в восточную часть карельского перешейка.
Активность самолетов LeLv-24 определялась деятельностью наблюдательного поста на острове Ино, откуда был хорошо виден взлет советских самолетов с аэродромов Кронштадт и Ораниенбаум. Работа поста определила новую тактику финских истребителей: теперь они старались подловить самолеты противника при возвращении с боевого задания. 14 августа в двух воздушных боях Брюстеры сбили девять «Харрикейнов». Через две суток - группа истребителей из 3/LeLv-24 взлетела на перехват поздним вечером. Атаку возглавил капитан Кархунен на самолете с бортовым кодом «BW-388»: - Я повел в бой группу из шести Брюстеров. Южнее Сескара мы обнаружили восемь бомбардировщиков СБ, летевших на высоте 200 м под прикрытием трех МиГ-3 и 16 И-16. Первыми мы атаковали истребителей эскорта. Я сбил И-16, летевший в строю крайним с левого фланга. Самолет упал в море. Второй И-16 также загорелся и упал в море. Третий И-16 я сбил в момент, когда его летчик уже открыл огонь по Брюстеру. Я выпустил несколько очередей, прежде чем И-16 загорелся. Всего мне пришлось выполнить 12 атак.
- Истребители эскорта летели на одной высоте с бомбардировщиками СБ. Летчики И-16 сражались отчаянно, однако не имея преимущества в высоте им не помогло даже численное превосходство.
Летчики Брюстеров сбили 11 И-16 из 4-го гвардейского истребительного авиационного полка (ГИ АП) ВВС КБФ. «МиГи» на самом деле были не МиГами, а штурмовиками Ил-2 из 57-го авиаполка ВВС КБФ.
Крупнейший воздушный бой лета 1942 г. состоялся 18 августа. С наблюдательного поста поступила информация о появлении восточнее Титярсаари десяти истребителей И-16. 1-й лейтенант Ханс Винд поднял в небо восьмерку Брюстеров. Финские самолеты набрали высоту 2000 м, после чего взяли курс к Сескару. Когда финны визуально обнаружили противника, выяснилось, что в группе из «десяти И-16» на самом деле насчитывается порядка 60 самолетов. На перехват немедленно взлетели две дополнительные группы истребителей под командованием капитана Кархунена и 1-го лейтенанта Ламме. Винд летал на самолете с бортовым кодом «BW-393»:
- Я во главе восьмерки Брюстеров перехватил четыре «Харрикейна». После двух выпущенных мной очередей один объятый пламенем истребитель противника упал в лес. Затем на сцене появилось порядка 60 истребителей И-16. Я успел поджечь один И-16, прежде чем снаряд, выпущенный из пушки другого ишака, пробил правую плоскость крыла моего истребителя. Мне повезло - снаряд прошел всего в двух дюймах от топливного бака. Я хорошо видел, как зажженный мною И-16 упал в воды Балтики. Я несколько раз атаковал еще один И-16, но успеха не добился.
- Ближе к концу схватки мне удалось занять удачную позицию для стрельбы. От огня пулеметов моего Брюстера третий в этом бою самолет противника загорелся, после чего упал в море.
Ценой потери одного самолета и одного летчика, финны сбили два пикирующих бомбардировщика Пе-2, один истребитель «Харрикейн» и 13 И-16. Винд, Кархунен и Юуутилайнен одержали по три победы. Согласно советским данным потери ВВС КБФ составили по одному истребителю Як-1 и ЛаГГ-3 из 21-го ИАП плюс два И-16 из 71-го ИАП.
На других фронтах
В конце мая 1942 г. под Олонец на аэродром Нурмойла была переведена LeLv-32. Здесь финские «Хоки» часто вели воздушные бои с более современными, чем И-16 или СБ самолетами - пикирующими бомбардировщиками Пе-2, истребителями МиГ-3 и ЛаГГ-3. Все эти советские самолеты имели большую максимальную скорость горизонтального полета нежели явно устаревший истребитель американской конструкции.
Один из таких боев имел место 5 сентября, когда уоррент-офицер Коскинен (на самолете с бортовым кодом «SCU-551») вместе с ведомым обнаружил необычно большую группу советских самолетов - 35-40 машин - над рекой Свирь в районе Лотинанпельто. Коскинен запросил по радио помощи. В воздух поднялось звено капитана Бремер. Воздушный продолжался почти час. Финны сбили четыре истребителя ЛаГГ-3, четыре И-16 (из 524-го ИАП), два МиГ-3 и один Пе-2 без потерь со своей стороны (не иначе им Бэтман помогал!!!).
За первые девять месяцев боев в районе Олонца летчики «Хоков» уничтожили в воздушных боях 65 советских самолетов, потеряв лишь один свой истребитель. С наступлением зимы на фронте установилось затишье. Авиация с обоих сторон действовало только в случае крайней необходимости и только в ясную погоду.
Крестом Маннергейма награждали асов, сбивших 20 и более самолетов противника, в 1943 г. нижняя планка была повышена до 30 побед. На конец 1942 г. список самых результативных летчиков-истребителей выглядел следующим образом:
LeLv количество побед |
|||
Уоррент-офицер |
Юуутилайнен, Илмари |
24 |
34 |
Уоррент-офицер |
Туоминен, Ойва |
26 |
23 |
Капитан |
Кархунен, Йорма |
24 |
22,5 |
2-й лейтенант |
Ниссинен, Лаури |
24 |
20,5 |
Уоррент-офицер |
Киннунен, Ииро |
24 |
15,5 |
1 -и лейтенант |
Терво, Калеви |
32 |
15 |
Майор |
Луукканен, Эйно |
24 |
14,5 |
1-й лейтенант |
Винд, Ханс |
24 |
14,5 |
Сержант |
Катаяйнен, Нильс |
24 |
13 |
1-й лейтенант |
Пикури, Лаури |
24 |
12,5 |
Капитан |
Пухакка, Олли |
26 |
11 |
Уоррент-офицер |
Коскинен, Эйно |
32 |
11 |
Сержант |
Лихтоваара, Урхо |
28 |
11 |
1 -и лейтенант |
Кокко, Пекка |
24 |
10 |
В воздушных боях с советскими самолетами лучше всего показали себя истребители Брюстер. Фиат и Моран не могли развить скорость более 350 км/ч, показатели «Хока» были не лучше.
Финляндия с самого начала войны пыталась получить из Германии Мессершмитты, мечта осуществилась только в конце 1942 г., когда Берлин разрешил продать своему союзнику 30 истребителей Bf. 109G-2 для оснащения одной эскадрильи (LeLv), но контракт подписали лишь 1 февраля 1943 г.
За неделю до подписания контракта на поставку Мессершмиттов, 23 января 1943 г., на аэродроме Иммола началось формирование LeLv-34. Командовать LeLv-34 назначили теперь уже бывшего командира LeLv-32 майора Эрнрута. Командующий ВВС генерал-майор Люндквист дал Эрнруту карт-бланш на отбор любых летчиков во вновь формируемое подразделение. Данному указанию резко воспротивились командиры других эскадрилий - кому же хочется отдавать лучших бойцов? Протесты не возымели никакого действия, новая эскадрилья была сформирована.
Отобранные Эрнрутом летчики отправились осваивать новую для себя технику в Германию. Инструкторы люфтваффе быстро убедились в высокой квалификации финнов, после чего сочли возможным сократить программу обучения полетам на Bf.109G. Первые 16 истребителей Bf. 109G-2 прибыли в Финляндию 9 марта 1943 г. , вторая партия из 14 самолетов прибыла 10 мая.
Боевой дебют финских мессершмиттов (и LeLv-34) состоялся 24 марта. В этот день капитан Эрви и уоррент-офицер Юуутилайнен из 1/ LeLv-34 перехватили разведчик Пе-2, возвращавшийся с задания по фотосъемки акватории Финского залива. В 14 ч 30 мин Юуутилайнен на Bf. 109G-2 с бортовым кодом «МТ-212» сбил Пе-2 в районе Суурсаари.
Восточно-карельский эпизод
Финская разведка в Тииксярви в начале 1943 г. обнаружила в Иелярви базу подготовки снабжения партизан. База находилась примерно в 50 км от линии фронта. Финское командование в преддверии летних операций решило уничтожить партизанский тренировочный центр. Батальон лыжников скрытно двинулся в район базы. С воздуха батальон прикрывали базировавшиеся в Тииксярви истребители MS.406 из LeLv-14.
Финны атаковали базу в Иелярви 16 марта. Атаку лыжников прикрывала шестерка Моранов из 1/ LeLv-14 во главе с капитаном Тайнио. Десять И-15бис из 839-го ИАП пытались штурмовать атакующих. Советским летчикам помешали пилоты Моранов. В первом заходе финны сбили пять И-15бис, во втором -еще два. Будущий ас сержант Хемо Лейно (на MS.406 Z»MS-319) уничтожил два биплана. База по подготовке партизан была разгромлена.
Наступление Балтийского флота
В преддверии грядущего весной 1943 г. прорыва советских подводных лодок из Финского залива в Балтику, всю зиму немцы оборудовали заградительные рубежи. Первый рубеж представляли собой протянутые от финской Порккалы до эстонского Найссаари два ряда противолодочных сетей, второй рубеж - два ряда мин между Коткой и Нарвой. Личный состав и мелкие корабли, прикрывающие заграждение базировались на мелких островах Финского залива, основной оперативной базой являлась Котка. Именно эти базы стали первоочередными целями для бомбардировщиков и штурмовиков ВВС Краснознаменного Балтийского флота. Зимой 1942-43 г.г. ВВС КБФ качественно усилились: на смену истребителям И-153 и И-16 пришли современные Ла-5, Як-1, Як-7, появились пикирующие бомбардировщики Пе-2, штурмовики Ил-2. Самолеты с высокими летно-тактическими характеристиками, наряду с улучшением подготовки экипажей сделало русских гораздо более опасными, чем в начальный период войны, противниками.
Советское наступление началось как только Финский залив освободился ото льда. 18 апреля произошел первый крупный воздушный бой. Восемь Брюстеров 1-го лейтенанта Лумми (он летал на Брюстере с бортовым кодом «BW-370») и еще одна восьмерка ведомая 1-го лейтенанта Савонена («BW-375») взлетела с аэродрома базирования в пять часов вечера; обе группы истребителей принадлежали LeLv-24. Западнее Кронштадта финны повстречали большую группу советских самолетов: восемь штурмовиков Ил-2 из 7-го ГШАП ВВС КБФ и 50 истребителей из 21-го ИАП ВВВС КБФ (в этот период штатная численность советского истребительного полка была гораздо меньше, чем 50 самолетов!). В получасовом воздушном бою горячие финские парни по их докладам достигли фантастической результативности, сбив два штурмовика и 18 (!) истребителей.
21 апреля все три подразделения LeLv-24 перехватили в районе Сескар-Кронштадт 35 истребителей Як-1. ЛаГГ-3 и Ла-5. Ценой потери двух Брюстеров (один в воздушном бою, второй - от огня зениток с Ораниенбаумского «пятачка») финны уничтожили 19 самолетов из 4-го ГИАП и 21-го ИАП ВВС КБФ. Нехитрые арифметические операции показывают, что в воздушных боях 18 и 21 апреля пилоты LeLv-24 сбили ВСЕ (или чуть больше) самолеты 21-го ИАП! Чего только на войне не бывает.
Воздушные сражения продолжились в мае. В последний весенний месяц пилоты устаревших Брюстеров вновь показали себя настоящими мастерами арифметики - они доложили о 81 сбитом советском самолете, собственные потери составили три истребителя.
21 мая в двух воздушных боях приняли участие финские Bf. 109G. Мессершмитт с бортовым кодом «МТ-228» столкнулся в воздухе с «Чайкой» из 71-го ИАП ВВС КБФ. Финский летчик 1-й лейтенант Т. Сааласти погиб, пилот И-153 лейтенант В. Ситвинков выпрыгнул с парашютом. Второй бой имел место примерно в 18 ч 45 мин.: майор Луукканен во главе 11 мессершмиттов перехватил в районе Сескар-Лавенсаари четверку Ил-2 из 7-го ГШАП ВВС КБФ и 17 истребителей (Як-1, ЛаГГ-3 из 13-го ИАП ВВС КБФ) эскорта. Согласно финским отчетам группа Луукканена сбила два штурмовика и два истребителя; советские данные в этом случае показывают, что финны занизили свой успех: было потеряно три Ил-2 и три истребителя.
1 августа 1943 г. самолеты LeLv-34 перебазировались на аэродром Кими, севернее Котки. В зону ответственности LeLv-34 попадал район восточнее линии Выборг-Ораниенбаум. Последний до наступления зимы крупный воздушный бой над восточной частью Финского залива произошел 23 сентября 1943 г. В 13 ч 30 мин четыре Брюстера из 3/LeLv-24 и четыре Bf.l09G из l/LeLv-34 в районе Шепелевского маяка перехватили 20 истребителей из 4-го ГИАП КБФ. Финны сбили три Яка и пять Лавочкиных. Через два с половиной часа семерка
Брюстеров, ведомая 1-м лейтенантом Виндом атаковала 15 советских самолетов, возвращавшихся с боевого задания на аэродром Сескара. В воздушном бою был сбит один штурмовик Ил-2 и шесть истребителей Ла-5.
Ниже приведен список самых результативных летчиков-истребителей ВВС Финляндии по состоянию на 31 декабря 1943 г.
LeLv количество побед |
|||
Уоррент-офицер |
Юуутилайнен, Илмари |
34 |
53 |
Капитан |
Винд, Ханс |
24 |
38 |
Уоррент-офицер |
Туоминен, Ойва |
34 |
31 |
Майор |
Луукканен, Эйно |
34 |
26,5 |
Майор |
Кархунен, Йорма |
24 |
26,5 |
Сержант |
Лихтоваара, Урхо |
34 |
23,5 |
1-й лейтенант |
Тирво, Калеви |
34 |
23 |
1-й лейтенант |
Ниссинен, Лаури |
24 |
22,5 |
Капитан |
Пухакка, Олли |
34 |
22 |
1-й лейтенант |
Кархила, Киясти |
34 |
19 |
Уоррент-офицер |
Киннунен, Ииро |
24 |
19 |
14 февраля 1944 г. изменилось наименование финский авиационных подразделений. Вместо Lentolaivues (авиационная эскадрилья) ввели термин Havittajalentolaivues (истребительная авиационная эскадрилья).
LeLv-24 стала HLeLv-24 (LeR-3)
LeLv-26 стала HLeLv-26 (LeR-3)
LeLv-28 стала HLeLv-28 (LeR-2)
LeLv-30 стала HLeLv-30 (LeR-5)
LeLv-32 стала HLeLv-32 (LeR-1)
LeLv-34 стала HLeLv-34 (LeR-3)
Удары авиации Балтийского флота по Котке
В начале 1944 г. авиация Краснознаменного Балтийского флота перенесла свои усилия с противолодочных позиций в Финском заливе на порты Котка и расположенную в 20 км восточнее Котки Хамину. Советская авиация старалась помешать снабжения финского фронта морем.
Первый массированный налет на Котку состоялся 6 марта. На перехват советских самолетов в 13 ч 45 мин взлетела пятерка Bf. 109G майора Луукканена (Луукканен летал на самолете с бортовым кодом «МТ-201»). Финские истребители перехватили группу из 40 самолетов противника над Нарви; группа Луукканена сбила пять пикирующих бомбардировщиков Пе-2 из 12-го ГПБАП (гвардейского пикирующего бомбардировочного авиационного полка) ВВС КБФ и два истребителя Ла-5. Двумя с половиной часами позже пятерка мессершмиттов во главе с 1-м лейтенантом Миллиля (лейтенант летал на Bf. 109G с бортовым кодом «МТ-216») в воздушном бою с относительно небольшой группой советских самолетов сбила южнее Котки четыре машины.
В апреле ВВС Финляндии получили из Германии истребители Bf. 109G-6, что позволило перевооружить на новую технику HLeLv-30 и HLeLv-34, последняя предала уцелевший Bf.l09G-2 в HLeLv-24.
Утром 17 мая новенькие истребители HLeLv-34 отражали налеты самолетов авиации Балтийского флота на Котку и Хамину. Летчики мессершмиттов применили новую тактику: теперь они не набирали высоту, чтобы свалиться на противника сверху, а атаковали «под брюхо».
Новые тактические приемы стали сюрпризом для русских. Одиннадцать истребителей майора Луукканена сбили восемь (всего в налете принимало участие 27) пикирующих бомбардировщиков Пе-2 раньше, чем 15 истребителей сопровождения смогли что-нибудь предпринять. В завязавшемся потом бою с истребителями финны сбили три Яка, потеряв один Bf. 109G-6. В этом воздушном бою отличился летавший на самолете с бортовым кодом «МТ-419» капитан Пухакка:
- После взлета я увидел бомбардировщики противника примерно на десяти часах, ударную группу прикрывало порядка двадцати истребителей. Самолеты шли курсом на Котку. У меня не было возможности забраться выше вражеских истребителей, поэтому я принял решение атаковать бомбардировщики из нижней полусферы. Тактика сработала. Я атаковал бомбардировщики на выходе из пикирования, после того как они отбомбились по целям в порту.
- Первый самолет, в который я всадил очередь, упал в море недалеко от Хамины. Используя преимущество в скорости, я пристроился ко второму бомбардировщику. Очередь - самолет загорелся, после чего перешел в отвесное пикирование. Я не видел как он упал, но от самолета в разные стороны полетели детали конструкции, включая фонарь кабины. Я наблюдал как один из членов экипажа выпрыгнул из бомбардировщика, однако купол парашюта в небе так и не появился.
- Затем я атаковал третий бомбардировщик. От него опять полетели какие-то куски, самолет перешел в пологое пикирование, после чего упал в море между двух небольших островов. Я опять не наблюдал ни одного раскрывшегося парашюта.
19 мая девятка Bf.l09G-6 1-го лейтенанта Миллиля («МТ-406») перехватила над Коткой 20 пикирующих бомбардировщиков Пе-2 из 12-го ГПБАП, которые шли в сопровождении 15 Як-9. Финны сбили два бомбардировщика и четыре истребителя, после чего благополучно вернулись на аэродром Лавансаари. Этим налетом завершились рейды на Котку. Генералиссимус Сталин собирал силы для «четвертого сталинского удара» - наступления на Карельском перешейке.