Советское наступление 1944 г.

 

После успехов 1943-44 г.г. на центральном и южном участках со­ветско-германского фронта Красная Армия нанесла в Карелии четвертый из десяти знаменитых «Сталинских» ударов. Этот четвертый удар стал единственным, который не достиг по­ставленной цели.

В конце мая - начале июня 1944 г. советские войска концентрировались северо-западнее Ленингра­да. Финские разведывательные само­леты отмечали увеличение количе­ства танков, артиллерии.

«Великое наступление», как его называют в Финляндии, готовилось на фронте шириной 20 км. Авиационное обеспечение возлагалось на 13-ю воз­душную армию, насчитывавшую не менее 1300 самолетов. К этой авиаци­онной группировке необходимо доба­вить еще действовавшие на левом фланге 220 самолетов авиации Красно­знаменного Балтийского флота.

Армаде советских самолетов, сосредоточенных на Карельском пе­решейке противостояло всего 14 BF.109G-2 из HLeLv-24, 16 Bf.l09G-6 из HLeLv-34 и 18 Брюстеров из HLeLv-26. Все финские самолеты входили в состав Lenorykmentti-3.

Красная Армия нанесла чет­вертый сталинский удар 9 июня. Бы­стро прорвав первую линию оборо­ны финнов на Карельском перешей­ке, наступающие войска натолкну­лись на упорное сопротивление. За десять дней наступления русским уда­лось прорваться к предместьям Вы­борга. На одиннадцатый день опера­ции Выборг пал. Однако, наступа­тельный порыв уже выдохся. Войска Красной Армии остановились. В пер­вый день наступления советская авиация совершила 1150 самолето­вылетов, на второй - 800. Во второй день операции финские истребители одержали первые победы в воздуш­ных боях, сбив в общей сложности 16 самолетов противника. 14 июня финны пополнили свой боевой счет еще на 18 сбитых в семи воздушных боях самолетов. Через три дня бое­вой счет возрос на 21 самолет.

19 июня из Германии поступи­ла еще одна партия истребителей Bf. 109G-6, что позволило восполнить потери в истребителях, а численность HLeLv-24 и HLeLv-34 довести до штатного состава в 25 самолетов. Ближе к вечеру этого же дня про­изошло два воздушных боя, в которых финны сбили шесть советских самолетов. Уже в 20 ч 00 мин. восемь истребителей из 3/HLeLv-34, ведомые капитаном Пухакка и десять мессершмиттов из 3/HLeLv-24 капитана Винда перехватили под Выборгом армаду самолетов противника - не­сколько авиационных полков. Фин­ны сбили шесть Пе-2 из 58-го БАП, три «Аэрокобры» из 196-го ИАП, два Ил-4 из 836-го БАП и два Ла-5 из 410-го ИАП, без потерь со своей сторо­ны, естественно. Уоррент-офицер Лихтоваара (летал на Bf. 109G-6 с бортовым кодом «МТ-406») вспоми­нал об этом сражении, достойным

финского народного эпоса, в кото­ром он одержал четыре победы:

- Я в составе группы должен был выполнять задание по разведке района Ваммелсуу-Хаапакангас-Киирёля. Вскоре после взлета я заметил над Сяккиярви около 30 самолетов противника, летевших курсом на се­вер. Через мгновенье я обнаружил еще одну группу из 20 самолетов. Другие группы приближались с юго-востока. Сержант Нуорала и я устре­мились в атаку над водами выборгс­кого залива.

- Я занял выгодную позицию для удара снизу сзади по двум «Аэро­кобрам». Один из истребителей пос­ле моей атаки упал в примерно 4 км западнее Койвисто, второй - в 8 км юго-восточнее Койвисто. Обстоя­тельства сложились так, что выпол­нить разведывательный полет я уже не мог, поэтому пришлось напра­виться к аэродрому базирования. Южнее Виипури (Выборг) я обнару­жил два пикирующих бомбардиров­щика Пе-2, летевших в строе пелен­га. Я зажег оба самолета. Первый упал в 2 км южнее Кямяря, второй - в нескольких километрах от первого.

Война в воздухе достигла сво­его пика 20 июня, в этот день части Красной Армии вели ожесточенные уличные бои в Выборге. Действия наземных войск поддерживала авиа­ция. К полудню финские мессершмитты провели три воздушных боя, сбив 35 самолетов противника. До конца дня в воздухе состоялось еще пять схваток, в которых финны одер­жали еще 16 побед. Таким образом, 20 числа финские истребителя сбили в районе Выборга 51 самолет: 31 по­беда пришлась на долю HLeLv-24, остальные - на долю HLeLv-34. Наи­более тяжелые потери понесли воо­руженный истребителями Як-9 14-й ГИАП, летавший на Ла-5 159-й ИАП, оснащенный «Аэрокобрами» 196-й И АП, а также вооруженные штурмо­виками Ил-2 943-й и 35-й ШАП.

На следующий день финские истребители сбили десять советских самолетов; 22-го июня - 14; 23-го - 28; 26-го -20; 28-го - 44 и 29-го июня - 12. Завершил экстраординарный по успе­хам в воздушных боях месяц уоррент-офицер Юуутилайнен, ставший вто­рым финским «однодневным» асом:

- Мы патрулировали над Тали восьмеркой, когда обнаружили истре­бителей противника. Я сбил одну «Аэрокобру», атаковав ее сверху сза­ди. Самолет упал на один из выборгс­ких парков. Бой сместился из района парка Торкелли в район Сяйнье, над которым я сбил вторую «Аэрокобру». - Затем я перехватил группу из более чем 50 бомбардировщиков, шедших под эскортом истребителей. Самолеты приближались к Виипури с востока. Я собрал свое звено над Юуусила и Тали, после чего атако­вал противника, используя преиму­щество в высоте. Над Юуусила я сбил Як-9, почти сразу мне удалось зажечь второй Як-9.

- Затем мы сопровождали не­мецкие «Штуки» и вновь вступили в контакт с русскими самолетами. Я сосредоточил свое внимание на груп­пе штурмовиков Ил-2. Штурмовики шли под прикрытием истребителей. Я спикировал на Ил-2, отсекая эс­корт. Быстрым маневром я зашел в хвост штурмовика, который после выпущенной мной очереди упал на полуостров Юуусила. Тут на меня навалились истребители Ла-5. Я кру­тил с ними карусель примерно пять минут и сбил один самолет. Лавоч­кин упал примерно в паре километ­ров от места падения сбитого мною штурмовика.

- У меня закончился боекомплект - пришлось выйти из боя. Горючего ос­тавалось на десять минут полета.

Юуутилайнен рапортовал о шести сбитых самолетах, две победы ему засчитали как индивидуальные, остальные четыре - как групповые. В этом боевом вылете, продолжавшем­ся с 10 ч 45 мин. до 12 ч 00 мин., во­семь Bf. 109G из HLeLv-34 и семь мессершмиттов из НЬеЬу-24сбили 15 самолетов из 404-го ИАП (Як-9), 403-го ИАП (Р-39 «Аэрокобра») и из 872-го ШАП (Ил-2). Всего в налете при­нимало участие от 200 до 300 советс­ких самолетов.

 

Удары по аэродромам

 

Оба аэродрома, Лаппиинранта (здесь базировались самолеты HLeLv-24) и Тайпалсаари (база HLeLv-34), привлекли внимание со­ветской авиации в июне. Не остался в стороне также аэродром люфтваф­фе в Иммола. Вечером 2 июня 35 пи­кирующих бомбардировщиков Пе-2 и 40 штурмовиков Ил-2 под прикры­тием 20 истребителей атаковали Лаппиинранта. Командование HLeLv-24 своевременно получили предупреж­дение о приближающей к базе арма­де. Команду на взлет получили лет­чики 11 мессершмиттов, которые ус­пели заправить горючим и снарядить боекомплектом. Слишком поздно: финские истребители не успели на­брать необходимой высоты. Два Bf. 109G были сбиты на взлете, четы­ре - получили повреждения. На зем­ле русским удалось сжечь два трофей­ный финских Пе-2 из разведыватель­ного подразделения HLeLv-48.

Поднятая на отражение нале­та с аэродрома Тайпалсаари восьмер­ка мессершмиттов прибыла к месту события через пять минут после взле­та. Финны набросились на считавши­еся легкой добычей штурмовики Ил-2. Вместе с коллегами из HLeLv-24 летчики HLeLv-34 сбили 11 самоле­тов из 448-го, 703-го и 872-го ШАП (все три полка входили в состав 281-й штурмовой авиационной дивизии). Кроме штурмовиков жертвами фин­нов стали четыре Пе-2 и один Як-9.

Нельзя сказать, что налеты на аэродромы Лаппиинранта, Тайпалсаари и Имола были успешными, ак­тивность финской авиации после этих рейдов не уменьшилась.

Менее чем через сутки после удара по Лаппиинранта пилоты фин­ских мессершмиттов рапортовали о 21 сбитом в воздушных боях советс­ком самолете. 5 июня финны сбили еще 14 самолетов, 9-го - десять, 10-июня - 13. 15 числа мессершмитты с голубой свастикой на борту сбили в пяти воздушных боях 12 самолетов ВВС Красной Армии. 15 июня финс­кие истребители сопровождали бом­бардировщики из LeR-4 в боевом вылете над Карельским перешейком. Все ударные самолеты вернулись на аэродром базирования.

Финские войска медленно от­ступали до рубежа Вуосалми-Яйряпяя, где заняли прочную оборону. Сталин 12 июня отдал приказ о пре­кращении наступления, но жестокие бои на суше продолжались еще шесть дней. Упорное сопротивление финс­кой армии наряду с высадкой союз­ников в Нормандии заставило Хозя­ина сфокусировать усилия на дости­жении главной цели взятии Берлина (видимо, ранее Сталин мечтал завер­шить войну в Хельсинки...).

Атаки на второстепенном Олонецком направлении продолжа­лись еще 12 дней. Окончательно на­ступательная операция в этом райо­не завершилась 17 июля; русским здесь также не удалось выполнить поставленные задачи.

За 38 дней «Великого наступ­ления» летчики Bf. 109G сбили в воз­душных боях не менее 425 советских самолетов и повредили еще 78. Всего финские истребители провели 355 воздушных боев, выполнили 2168 боевых вылетов. Потери составили десять мессершмиттов, сбитых в воз­душных боях, о судьбе трех Bf. 109G ничего не известно до сих пор, три самолета сбили зенитки, еще два «мессера» были уничтожены на аэро­дроме. Погибло восемь пилотов, три летчика попали в плен. Летчики дей­ствовавшей в этом районе II группы 54-й истребительной эскадры люфт­ваффе сбили в 179 воздушных боях 126 самолетов противника, немецкие пилоты совершили 984 боевых выле­та. Советские потери действительно оказались очень тяжелыми: на момент окончания наступления в соста­ве 13-й воздушной армии имелось не более 800 боеспособных самолетов. Ниже приведен список наибо­лее результативных летчиков-истре­бителей ВВС Финляндии периода летнего наступления 1944 г.

 

HLeLv количество побед

Уоррент-офицер

Юуутилайнен, Илмари

34

34

Капитан

Винд, Ханс

24

33

1-й лейтенант

Пуро, Олави

24

28,5

Майор

Луукканен, Эйно

34

22

Сержант

Виса, Эмиль

24

20

Сержант

Ярви, Тапио

24

19

1-й лейтенант

Сааринен, Йорма

24

18

Сержант

Катаяйнен, Нильс

24

18

1-й лейтенант

Сухонен, Вяйно

24

16

Сержант

Халонин, Ииро

24

16

Уоррент-офицер

Лихтоваара, Урхо

34

15

Сержант

Алакоски, Клаус

34

14

1-й лейтенант

Кархила, Куёсти

24

13

Капитан

Пухокка, Олли

34

11

1-й лейтенант

Миллиля, Пааво

34

10

1-й лейтенант

Риихикаллио, Ииро

24

10

1-й лейтенант

Тиромаа Эрик

26-24

10

 

Перемирие

 

Остановив наступление Крас­ной Армии, Финляндия стала искать возможность заключить мир с Совет­ским Союзом. Соглашение о переми­рии вступило в силу в середине сен­тября 1944 г., оно предусматривало отвод германских войск из северных районов Финляндии. Немцы отнюдь не горели желанием самостоятельно покидать территорию недавней союзницы Рейха, поэтому финнам пришлось им «помочь». В Лапландии произошла серия коротких боев меж­ду финскими и германскими войска­ми. Окончательный договор подпи­сали в Париже в 1947 г., этот дого­вор определил отношения между дву­мя странами на несколько десятиле­тий вперед. Финляндии пришлось вернуться к границам 1940 г. и, кро­ме того, передать СССР район Петсамо (Печенги).

В течение Зимней и Продол­жительной войн ВВС Финляндии по официальным данным сбили в воз­душных боях 1807 самолетов, всего финны уничтожили 3313 самолетов противника. Зенитная артиллерия сби­ла 1333 самолетов, остальные - уничто­жены или кораблями финских ВМС или разбиты на аэродромах. Кроме того, финская авиация уничтожила 28 наблюдательных аэростатов.

Боевые потери ВВС Финлян­дии составили 257 самолетов, небое­вые - 215, еще 100 машин разбилось в тренировочных полетах. Потери в летном составе - 353 человек в боях, 86 - в катастрофах.

Согласно российским иссле­дованиям ВВС РККА потеряли в воз­душных боях с финскими истребите­лями 1855 самолетов, 77% процентов от этого числа приходится на долю асов ВВС Финляндии.