Советское наступление 1944 г.
После успехов 1943-44 г.г. на центральном и южном участках советско-германского фронта Красная Армия нанесла в Карелии четвертый из десяти знаменитых «Сталинских» ударов. Этот четвертый удар стал единственным, который не достиг поставленной цели.
В конце мая - начале июня 1944 г. советские войска концентрировались северо-западнее Ленинграда. Финские разведывательные самолеты отмечали увеличение количества танков, артиллерии.
«Великое наступление», как его называют в Финляндии, готовилось на фронте шириной 20 км. Авиационное обеспечение возлагалось на 13-ю воздушную армию, насчитывавшую не менее 1300 самолетов. К этой авиационной группировке необходимо добавить еще действовавшие на левом фланге 220 самолетов авиации Краснознаменного Балтийского флота.
Армаде советских самолетов, сосредоточенных на Карельском перешейке противостояло всего 14 BF.109G-2 из HLeLv-24, 16 Bf.l09G-6 из HLeLv-34 и 18 Брюстеров из HLeLv-26. Все финские самолеты входили в состав Lenorykmentti-3.
Красная Армия нанесла четвертый сталинский удар 9 июня. Быстро прорвав первую линию обороны финнов на Карельском перешейке, наступающие войска натолкнулись на упорное сопротивление. За десять дней наступления русским удалось прорваться к предместьям Выборга. На одиннадцатый день операции Выборг пал. Однако, наступательный порыв уже выдохся. Войска Красной Армии остановились. В первый день наступления советская авиация совершила 1150 самолетовылетов, на второй - 800. Во второй день операции финские истребители одержали первые победы в воздушных боях, сбив в общей сложности 16 самолетов противника. 14 июня финны пополнили свой боевой счет еще на 18 сбитых в семи воздушных боях самолетов. Через три дня боевой счет возрос на 21 самолет.
19 июня из Германии поступила еще одна партия истребителей Bf. 109G-6, что позволило восполнить потери в истребителях, а численность HLeLv-24 и HLeLv-34 довести до штатного состава в 25 самолетов. Ближе к вечеру этого же дня произошло два воздушных боя, в которых финны сбили шесть советских самолетов. Уже в 20 ч 00 мин. восемь истребителей из 3/HLeLv-34, ведомые капитаном Пухакка и десять мессершмиттов из 3/HLeLv-24 капитана Винда перехватили под Выборгом армаду самолетов противника - несколько авиационных полков. Финны сбили шесть Пе-2 из 58-го БАП, три «Аэрокобры» из 196-го ИАП, два Ил-4 из 836-го БАП и два Ла-5 из 410-го ИАП, без потерь со своей стороны, естественно. Уоррент-офицер Лихтоваара (летал на Bf. 109G-6 с бортовым кодом «МТ-406») вспоминал об этом сражении, достойным
финского народного эпоса, в котором он одержал четыре победы:
- Я в составе группы должен был выполнять задание по разведке района Ваммелсуу-Хаапакангас-Киирёля. Вскоре после взлета я заметил над Сяккиярви около 30 самолетов противника, летевших курсом на север. Через мгновенье я обнаружил еще одну группу из 20 самолетов. Другие группы приближались с юго-востока. Сержант Нуорала и я устремились в атаку над водами выборгского залива.
- Я занял выгодную позицию для удара снизу сзади по двум «Аэрокобрам». Один из истребителей после моей атаки упал в примерно 4 км западнее Койвисто, второй - в 8 км юго-восточнее Койвисто. Обстоятельства сложились так, что выполнить разведывательный полет я уже не мог, поэтому пришлось направиться к аэродрому базирования. Южнее Виипури (Выборг) я обнаружил два пикирующих бомбардировщика Пе-2, летевших в строе пеленга. Я зажег оба самолета. Первый упал в 2 км южнее Кямяря, второй - в нескольких километрах от первого.
Война в воздухе достигла своего пика 20 июня, в этот день части Красной Армии вели ожесточенные уличные бои в Выборге. Действия наземных войск поддерживала авиация. К полудню финские мессершмитты провели три воздушных боя, сбив 35 самолетов противника. До конца дня в воздухе состоялось еще пять схваток, в которых финны одержали еще 16 побед. Таким образом, 20 числа финские истребителя сбили в районе Выборга 51 самолет: 31 победа пришлась на долю HLeLv-24, остальные - на долю HLeLv-34. Наиболее тяжелые потери понесли вооруженный истребителями Як-9 14-й ГИАП, летавший на Ла-5 159-й ИАП, оснащенный «Аэрокобрами» 196-й И АП, а также вооруженные штурмовиками Ил-2 943-й и 35-й ШАП.
На следующий день финские истребители сбили десять советских самолетов; 22-го июня - 14; 23-го - 28; 26-го -20; 28-го - 44 и 29-го июня - 12. Завершил экстраординарный по успехам в воздушных боях месяц уоррент-офицер Юуутилайнен, ставший вторым финским «однодневным» асом:
- Мы патрулировали над Тали восьмеркой, когда обнаружили истребителей противника. Я сбил одну «Аэрокобру», атаковав ее сверху сзади. Самолет упал на один из выборгских парков. Бой сместился из района парка Торкелли в район Сяйнье, над которым я сбил вторую «Аэрокобру». - Затем я перехватил группу из более чем 50 бомбардировщиков, шедших под эскортом истребителей. Самолеты приближались к Виипури с востока. Я собрал свое звено над Юуусила и Тали, после чего атаковал противника, используя преимущество в высоте. Над Юуусила я сбил Як-9, почти сразу мне удалось зажечь второй Як-9.
- Затем мы сопровождали немецкие «Штуки» и вновь вступили в контакт с русскими самолетами. Я сосредоточил свое внимание на группе штурмовиков Ил-2. Штурмовики шли под прикрытием истребителей. Я спикировал на Ил-2, отсекая эскорт. Быстрым маневром я зашел в хвост штурмовика, который после выпущенной мной очереди упал на полуостров Юуусила. Тут на меня навалились истребители Ла-5. Я крутил с ними карусель примерно пять минут и сбил один самолет. Лавочкин упал примерно в паре километров от места падения сбитого мною штурмовика.
- У меня закончился боекомплект - пришлось выйти из боя. Горючего оставалось на десять минут полета.
Юуутилайнен рапортовал о шести сбитых самолетах, две победы ему засчитали как индивидуальные, остальные четыре - как групповые. В этом боевом вылете, продолжавшемся с 10 ч 45 мин. до 12 ч 00 мин., восемь Bf. 109G из HLeLv-34 и семь мессершмиттов из НЬеЬу-24сбили 15 самолетов из 404-го ИАП (Як-9), 403-го ИАП (Р-39 «Аэрокобра») и из 872-го ШАП (Ил-2). Всего в налете принимало участие от 200 до 300 советских самолетов.
Удары по аэродромам
Оба аэродрома, Лаппиинранта (здесь базировались самолеты HLeLv-24) и Тайпалсаари (база HLeLv-34), привлекли внимание советской авиации в июне. Не остался в стороне также аэродром люфтваффе в Иммола. Вечером 2 июня 35 пикирующих бомбардировщиков Пе-2 и 40 штурмовиков Ил-2 под прикрытием 20 истребителей атаковали Лаппиинранта. Командование HLeLv-24 своевременно получили предупреждение о приближающей к базе армаде. Команду на взлет получили летчики 11 мессершмиттов, которые успели заправить горючим и снарядить боекомплектом. Слишком поздно: финские истребители не успели набрать необходимой высоты. Два Bf. 109G были сбиты на взлете, четыре - получили повреждения. На земле русским удалось сжечь два трофейный финских Пе-2 из разведывательного подразделения HLeLv-48.
Поднятая на отражение налета с аэродрома Тайпалсаари восьмерка мессершмиттов прибыла к месту события через пять минут после взлета. Финны набросились на считавшиеся легкой добычей штурмовики Ил-2. Вместе с коллегами из HLeLv-24 летчики HLeLv-34 сбили 11 самолетов из 448-го, 703-го и 872-го ШАП (все три полка входили в состав 281-й штурмовой авиационной дивизии). Кроме штурмовиков жертвами финнов стали четыре Пе-2 и один Як-9.
Нельзя сказать, что налеты на аэродромы Лаппиинранта, Тайпалсаари и Имола были успешными, активность финской авиации после этих рейдов не уменьшилась.
Менее чем через сутки после удара по Лаппиинранта пилоты финских мессершмиттов рапортовали о 21 сбитом в воздушных боях советском самолете. 5 июня финны сбили еще 14 самолетов, 9-го - десять, 10-июня - 13. 15 числа мессершмитты с голубой свастикой на борту сбили в пяти воздушных боях 12 самолетов ВВС Красной Армии. 15 июня финские истребители сопровождали бомбардировщики из LeR-4 в боевом вылете над Карельским перешейком. Все ударные самолеты вернулись на аэродром базирования.
Финские войска медленно отступали до рубежа Вуосалми-Яйряпяя, где заняли прочную оборону. Сталин 12 июня отдал приказ о прекращении наступления, но жестокие бои на суше продолжались еще шесть дней. Упорное сопротивление финской армии наряду с высадкой союзников в Нормандии заставило Хозяина сфокусировать усилия на достижении главной цели взятии Берлина (видимо, ранее Сталин мечтал завершить войну в Хельсинки...).
Атаки на второстепенном Олонецком направлении продолжались еще 12 дней. Окончательно наступательная операция в этом районе завершилась 17 июля; русским здесь также не удалось выполнить поставленные задачи.
За 38 дней «Великого наступления» летчики Bf. 109G сбили в воздушных боях не менее 425 советских самолетов и повредили еще 78. Всего финские истребители провели 355 воздушных боев, выполнили 2168 боевых вылетов. Потери составили десять мессершмиттов, сбитых в воздушных боях, о судьбе трех Bf. 109G ничего не известно до сих пор, три самолета сбили зенитки, еще два «мессера» были уничтожены на аэродроме. Погибло восемь пилотов, три летчика попали в плен. Летчики действовавшей в этом районе II группы 54-й истребительной эскадры люфтваффе сбили в 179 воздушных боях 126 самолетов противника, немецкие пилоты совершили 984 боевых вылета. Советские потери действительно оказались очень тяжелыми: на момент окончания наступления в составе 13-й воздушной армии имелось не более 800 боеспособных самолетов. Ниже приведен список наиболее результативных летчиков-истребителей ВВС Финляндии периода летнего наступления 1944 г.
HLeLv количество побед |
|||
Уоррент-офицер |
Юуутилайнен, Илмари |
34 |
34 |
Капитан |
Винд, Ханс |
24 |
33 |
1-й лейтенант |
Пуро, Олави |
24 |
28,5 |
Майор |
Луукканен, Эйно |
34 |
22 |
Сержант |
Виса, Эмиль |
24 |
20 |
Сержант |
Ярви, Тапио |
24 |
19 |
1-й лейтенант |
Сааринен, Йорма |
24 |
18 |
Сержант |
Катаяйнен, Нильс |
24 |
18 |
1-й лейтенант |
Сухонен, Вяйно |
24 |
16 |
Сержант |
Халонин, Ииро |
24 |
16 |
Уоррент-офицер |
Лихтоваара, Урхо |
34 |
15 |
Сержант |
Алакоски, Клаус |
34 |
14 |
1-й лейтенант |
Кархила, Куёсти |
24 |
13 |
Капитан |
Пухокка, Олли |
34 |
11 |
1-й лейтенант |
Миллиля, Пааво |
34 |
10 |
1-й лейтенант |
Риихикаллио, Ииро |
24 |
10 |
1-й лейтенант |
Тиромаа Эрик |
26-24 |
10 |
Перемирие
Остановив наступление Красной Армии, Финляндия стала искать возможность заключить мир с Советским Союзом. Соглашение о перемирии вступило в силу в середине сентября 1944 г., оно предусматривало отвод германских войск из северных районов Финляндии. Немцы отнюдь не горели желанием самостоятельно покидать территорию недавней союзницы Рейха, поэтому финнам пришлось им «помочь». В Лапландии произошла серия коротких боев между финскими и германскими войсками. Окончательный договор подписали в Париже в 1947 г., этот договор определил отношения между двумя странами на несколько десятилетий вперед. Финляндии пришлось вернуться к границам 1940 г. и, кроме того, передать СССР район Петсамо (Печенги).
В течение Зимней и Продолжительной войн ВВС Финляндии по официальным данным сбили в воздушных боях 1807 самолетов, всего финны уничтожили 3313 самолетов противника. Зенитная артиллерия сбила 1333 самолетов, остальные - уничтожены или кораблями финских ВМС или разбиты на аэродромах. Кроме того, финская авиация уничтожила 28 наблюдательных аэростатов.
Боевые потери ВВС Финляндии составили 257 самолетов, небоевые - 215, еще 100 машин разбилось в тренировочных полетах. Потери в летном составе - 353 человек в боях, 86 - в катастрофах.
Согласно российским исследованиям ВВС РККА потеряли в воздушных боях с финскими истребителями 1855 самолетов, 77% процентов от этого числа приходится на долю асов ВВС Финляндии.