Самолеты асов

 

01.jpg

1. Истребитель «Бульдог IVA» BU-68 сержанта Валио Порвари, LLv-26, Хейнюки, декабрь 1939 г. Боковые и верхние поверхности - зеленые, нижние - свет­ло-голубые.

В период проходивших в октябре 1939 г. учений на изображенном здесь самоле­те летал сержант Порвари. Менее чем через два месяца, 1 декабря, в своем первом воздушном бот с советскими самолетами на этой же машине Порвари сбил бомбардировщик С Б (победу засчитали как вероятную). В день католи­ческого Рождества Порвари сбил над Карельским перешейком И-16, на сей раз победа была подтверждена. «Большим днем» для Валтсу Порвари стало 25 июня 1941 <>., когда на его личный счет занесли 3,5 победы, одержанных на ис­требителе Фиат G.50 с бортовым кодом «FA-20». Через месяц Порвари было присвоено воинское звание уоррент-офицер. Порвари всю войну прошел в LeLv-26, в 251 боевом вылете он одержал 7,5 побед.

2.  Истребитель «Гладиатор II» GL-256 капрала Илмари Юпсуу, 2/LL.V-26, Руоколахти, февраль 1940 г. Верхние и боковые поверхности покрыты пятнами зеленого, темно и светло-коричневых цветов.

«Питкя-Джим» (Длинный Джим) Юнсуу пришел в LLv-26 26 января 1940 г., а менее чем через месяц на его счету уже числилось четыре подтвержденные победы, все четыре он одержал на изображенном на данном рисунке «Гладиа­торе». Асом Юнсуу стал 13 августа 1941 г., сбив на Фиате G.50 с бортовым кодом «FA-35» советскую «Чайку». Затем летчик поступил в кадетский кор­пус. Летом 1944 г. Илмари Юнсуу служил в вооруженной мессершмиттами HLeLv-34.

3.  Истребитель Фиат G.50 (ММ-4738) SA-1 командира KoeL капитана Олави Эрнрута, Тампере, январь 1940 г. Мелкие зеленые пятна на светло-коричне­вом фоне, свастика - синяя.

Самолет с бортовым кодом «SA-1» (позже изменен на «FA-1») стал первым Фиатом G.50, доставленным 18 декабри 1939 г. в Финляндию. Некоторое время самолет оставалась в испытатель­ном отряде ВВС (Koelentue) па Госу­дарственном авиационном заводе в Тампере. На этой машине командир KoeL капитан Олави Эрнрут совер­шил несколько вылетов на перехват советских бомбардировщиков, в кото­рых он сбил два СБ. С 12 июля 1941 г. Эрнрут командовал вооруженной «Хоками» эскадрильей LeLv-32, 28 марта 1942 г. он одержал свою пятую и последнюю победу в воздушном бою. 19 января Эрнрута назначили первым командиром формировавшейся LeLv-34. 27 марта Олави Эрнрут разбился в результате авиакатастрофы.

4.   Моран-Солнье MS.406 MS-318/ желтая «3» 2-го лейтенанта Паули Массинена, 3/LLv-28, Сякиля, февраль 1940 г. Пятна серого, зеленого и тем­но-коричневого цветов. Кок винта -черный.

Массинен служил в LLv-28 с момен­та формирования эскадрильи 8 декаб­ря 1939 г. 2 марта летчик сбил совет­ский дальний бомбардировщик ДБ-3М, звездочка на руле направления его ис­требителя - отметка об этой побе­де. Продолжительную войну Масси­нен встретил в звании 1-го лейтенан­та. Пятую победу в воздушном бою он одержал на Моране «MS-314» 21 августа 1941 г. 7 ноября 1941 г. Мас­синена перевели инструктором в учеб­но-тренировочное подразделение, где он прослужил до окончания войны.

5.  Фоккер D.XXI (c/n III/11) FR-110/ голубая «7» уоррент-офицера Викто­ра Пиятсия, 3/LLv-24, Йоройнен, ап­рель 1940 г. Верхние и боковые повер­хности - темно-зеленые.

В составе 3/LLv-24 Пиятсия в тече­ние Зимней войны одержал в воздуш­ных боях 7,5 побед на самолете FR-110, в том числе - по две победы в боях 27 декабря 1939 г. и 20 января 1940 г. Самолет с бортовым кодом «FR-110» - один из двух известных истребите­лей, на которых в период Зимней вой­ны наносились отметки о победах в воздушных боях. «Isa-Vikki» (папа Викки) был один из ветеранов LLv-24, он прошел в составе всю Зимнюю и Продолжительную войны. Пиятсия одерживал победы на истребителях Фоккер D.XXI, Брюстер, B/.109G. Всего в 437 боевых вылетах ас одер­жал 19,5 побед: по количеству боевых вылетов он стал вторым в ВВС Фин­ляндии. 3 июля 1944 г. его мессершмитт с бортовым кодом «МТ-235» был сбит, однако летчик удачно вос­пользовался парашютом.

02.jpg

6.  Фоккер D.XXI (c/n III/1) FR-97/белая «2» 1-го лейтенанта Йорма Сарванто, 4/LLv-24, Иммола, декабрь 1939г.

Йорма Сарванто стал первым финским летчиком, ставшим асом в течение одного пятиминутного воздушного боя. В воздушном бою южнее Утти б янва­ря 1940 г. Сарванто сбил шесть бомбардировщиков ДБ-3М из 6-го ДБАП. Бой получил широкое освещение в прессе. За период Зимней войны «Замба» Сарван­то одержал 13 побед в воздушных боях. Позже к этому счету он добавил еще четыре победы. Все самолеты противника Сарванто сбил в период службы в LLv-24. Выполнив 251 боевой вылет, в заключительные месяцы Продолжитель­ной войны Сарванто был переведен на инструкторскую работу.

7.  Фоккер D.XXI (c/n III/13) FR-112/черная «7» 1-го лейтенанта Йорма Кар­хунена, l/LLv-24, Иммола, декабрь 1939г.

«Йоппе» Кархунен летал на самолете FR-112 в течение пяти недель в быт­ность заместителя командира l/LLv-24. За это время он записал на свой счет три подтвержденных и две вероятных победы в воздушных боях. Истреби­тель с бортовым кодом «FR-112» был поврежден 3 января 1940 г. при столкно­вении с другим Фоккером на рулежке по аэродрому Вяртсила. Истребитель отремонтировали. 30января Кархунена назначили командиром 2/LLv-24, окон­чание Зимней войны он встретил в Швеции, облетывая собранные истребители Брюстер.

8.  Фоккер D.XXI (c/n III/3) FR-99/черпая «1» командира LLv-24 майора Густа­ва Магнуссона, Юутсино, январь 1940г.

«Эка» Магнуссон принял командование LLv-24 за год до начала Зимней войны. Магнуссон ввел в своем подразделение боевой порядок пара-четыре самолета, что впоследствии дало его подчиненным значительное преимущество в воздуш­ных боях с советскими самолетами. В период Зимней войны Магнуссон сбил, четыре бомбардировщика, пятый самолет (ДБ-3М) он сбил 8 июля 1941 г. на Брюстере с бортовым кодом «BW-380». С мая 1943 г. Магнуссон командовал LeR-3. 26 июня Густав Магнуссон был удостоен креста Маннергейма.

9.   Моран-Солнье MS.406 (No 674) MS-622/ красная «2» командира 2/TLeLv-14 капитан Мартти Калима, Тииксярви, июнь 1944г.

«Маса» Калима принял командование 2/TLeLv-14 25 октября 1943 г. На изображенном на рисунке истребите­ле Калима одержал последние четыре их своих 10,5 побед в воздушных боях. Всего Калима совершил 285 боевых вы­летов. В начале Продолжительной войны Калима летал на истребителе Фоккер D.XXI в составе LeLv-ЗО и LeLv-Ю, на Фоккере будущий ас сбил четыре советских самолета. 1 авгус­та 1942 г. Калиму перевели в 1/LeLv-14, где он пересел на самолет MS. 406 с бортовым кодом «MS-326», прежде чем получил истребитель «MS-622». 16 июня Мартти Калима был направ­лен в Германию для прохождения кур­са обучения на ночного летчика-ис­требителя. Сразу .же после выхода Финляндии из войны 4 сентября 1944 г., он вернулся на родину.

10.   Фиат G.50 (ММ-3614) FA-25/ «желтая 1» командира 3/LeLv-26 ка­питана Олли Пухакка, Каилпасилта, декабрь 1942 г.

Начало Продолжительной войны Олли Пухакка встретил заместите­лем командира 3/LeLv-26, в этой дол­жности он на истребителе Фиат С.50 с бортовым кодом «FA-I» одер­жал шесть побед в воздушных боях. Командиром 3/LeLv-26 Пухакка был назначен 10 июня 1942 г. На Фиате с бортовым кодом «FA-25» капитан сбил еще пять советских самолетов. В феврале 1943 г. Пухакка сменил Фиат на истребитель Мессершмитт В/. 109G, к этому времени на счету аса числилось 13 побед в воздушных боях (все на ФиатеС.50).

03.jpg

11. Фиат G.50 (MM-4736) FA-15/«желтая 5» сержанта Клауса Алакоски, 3/ LeLv-26, Каилпасилта, ноябрь 1942 г.

«Саптту» Алакоски служил в 3/LeLv-26 с 7июля 1941 г.; 13 августа 1941 г. on одержал свою первую победу в воздушном бою. 7 ноября 1942 г. Алакоски полу­чил истребитель Фиат G.50 FА-15/ «желтая 5». 16 апреля 1943 г.. летчика перевели в 3/LeLv-34, вооруженное истребителями Мессершмитт BJ.109G. Всего Клаус Алакоски в 239 боевых вылетах сбил 26 самолетов противника.

12.  Поликарпов И-153 IT-18/ «серая 8» 2-го лейтенанта Олави Пуро, 3/LeLv-6, Рюмшотти, ноябрь 1942 г.

25 сентября 1942 г. «Олли» Пуро получил назначение в 3/LeLv-6, где стал ле­тать на трофейном истребителе-биплане И-153 «Чайка». 4 октября 1942 г. Пуро в воздушном бою сбил на «Чайке» советский истребитель аналогичного типа, 12 ноября его жертвой стал пикирующий бомбардировщик Пе-2. 4 апре­ля Олави Пуро перевели в 2/LeLv-24, где он, летая на Брюстере, одержал еще 5 побед в воздушных боях. Продолжительную войну ас завершил на B/.109G, па счету Пуро числилось 36 побед (из них 28,5 - на мессершмитте).

13.  Моран-Солнье MS. 406 MS-329/ «белая 9» стафф-сержанта Урхо Лихтоваара, 2/LeLv-28, Впитана, ноябрь 1941 г.

Одержав 15 побед на истребителе MS. 406 «Пикку-Ятти» (маленький гигант) Урхо Лихтоваара стал самым результативным в финских ВВС пилотом Мо-рана. Свою карьеру Лихтоваара начала в феврале 1940 г. в составе LeLv-28. Первые месяцы Продолжительной войны Лихтоваара летал на истребителе с бортовым кодом «MS-327», этот самолет сгорел 23 декабря. 28марта 1943 г. аса перевели в вооруженную истребителями мессершмитт Bf.l09G 3/LeLv-34. Лихтоваара был удостоен креста Маннергейма 9 июля 1944 г. после того, как одержал 40-ю победу в воздушном бою.

14.  Моран-Солнье MS.406 MS-317/ «черная 2» 1-го лейтенанта Пааво Миллиля, l/LeLv-28, Яянислинна, июля 1942 г.

За время Зимней войны Миллиля успел повоевать в составе LLv-26 и LLv-28 (в последней - с б февраля 1940 г.). 1 сентября 1941 г. ветеран получил ис­требитель Моран-Солнье MS.406 с бортовым кодом «MS-317». На этой машине до своего перевода 9 февраля 1943 г. в 3/LeLv-34 «Пампса» Миллиля одержал в воздушных боях 1,5 по­беды. За две войны Миллиля совершил 420 боевых вылетов и сбил 21 самолет противника. Обратите внимание на белые полоски, нанесенные на пере­днюю кромку киля Морана - это от­метки о всех (3,5) победах, одержан­ных асом на данном самолете.

15. Фиат G.50 (MM-4743) FA-26/«бе­лая 5» уоррент-офицера Ойва Туоминена, l/LeLv-26, Килпасилта, октябрь 1942 г.

«Ойппа» Туоминен, ас с восемью по­бедами времен Зимней войны, счита­ется самым результативным летчи­ком ВВС Финляндии, летавшем на в период Продолжительной войны на истребителе Фиат G.50. На самоле­те с бортовым кодом «FA-26» Туоми­нен летал до 8 февраля 1943 г., пока его перевели в LeLv-34. На Фиате G. 50 с бортовым кодом «FA -26» лет­чик сбил 13 самолетов противника; всего же на Фиатах Туоминен одер­жал 23 победы в воздушных боях. 18 августа 1941 г. Ойва Туоминен первым в ВВС получил крест Маннергейма за 20 сбитых самолетов противника. Всего за две войны ас совершил более 400 боевых вылетов и сбил 44 самоле­та противника (последние 13 - на Bf.109G).

04.jpg

16.  Фоккер D.XXI (c/n IV/12) FR-129/ «красная 1» командира 2/LeLv-30 капи­тана Вайкко Кару, Суулаярчи, ноябрь 1941 г.

В период Зимней войны Кару одержал три победы, летчик прославился в первые месяцы Продолжительной войны как непревзойденный мастер ударов по ко­раблям и судам русских. Кару летал на изображенном на рисунке истребителе Фоккер D.XXI FR-129/«красная 1» ;руль направления самолета богато декори­рован отметками о нанесенном противнику ущербе: четыре сбитых гидроса­молета, 17 судов небольшого водоизмещения, б ноября 1942 г. Вейкко Кару был награжден крестом Маннергейма. 22 мая 1944 г. Кару получил назначение на должность командира вооруженной мессершмиттами HLeLv-30; с ноября 1942 г. по май 1944 г. Кару служил на штабных должностях. Всего летчик одер­жал десять побед в воздушных боях; все - на Фоккере, до б ноября 1942 г.

17.  Брюстер «модель 239» BW-384/ «оранжевая 3» 2-го лейтенанта Лаури Ниссинена, 2/LeLv-24, Тииксярви, май 1942 г.

Изображенный па рисунке истребитель «Лапра» Ниссинен получил 12 августа 1941 г., тогда летчик служил в 3/LeLv-24. 28 января 1942 г. Ниссинена переве­ли в 2/LeLv-24. Звено действовало в районе Мурманска, основными противни­ками финнов стали советские пилоты, летавшие на полученных из Великобри­тании по ленд-лизу «Харрикейнах». 8 июня 1942 г. Ниссинен одержал свою 20-ю за время Продолжительной войны победу в воздушном бою. 5 июля 1942 г. Лаури Ниссинен был удостоен креста Маннергейма.

18.  Брюстер «модель 239» В W-352/ «белая 2» сержанта Ииро Киннунена, 2/ LeLv-24, сентябрь 1942 г.

«Ликкири» Киннунен в период Зимней войны на Фоккере D.XXI с бортовым ко­дом «FR-109» одержал 3,5 победы. Персональным истребителем Киннунена перед началом Продолжительной войны являлся самолет Брюстер «модель 239» с бортовым кодом «BW-352». На нем 25 июня 1941 г. в одном из первых воз­душных боев Продолжительной войны он сбил вместе с капитаном Хеймо Лампи бомбардировщик СБ. В двух последу­ющих боевых вылетах Киннунен сбил еще два СБ. Ииро Киннунен летал на истребителе с бортовым кодом «ВW-352» на протяжении всей своей ка­рьеры в Продолжительной войне: сна­чала в составе 2, с 11 февраля 1943 г. -в составе 3/LeLv-24. 21 апреля 1943 г. уоррент-офицер Ииро Киннунен был сбит над Ораниенбаумским плацдар­мом огнем зенитной артиллерии. На счету летчика к этому времени зна­чилось 22,5 победы в воздушных боях. Ииро Киннунен погиб.

19.  Брюстер «модель 239» BW-393/ «белая 7» командира l/LeLv-24 1-го лейтенанта Ханса Винда, Суулаярви, январь 1943 г.

Юный 1-й лейтенант «Хасси» Винд пришел в 4/LeLv-24 1 августа 1941 г., через восемь месяцев он стал асом: свою пятую подтвержденную победу Винд одержал на Брюстере с борто­вым кодом «BW-378» 29 марта 1942 г. В августе 1942 г. летчика перевели в l/LeLv-24, после чего его личный счет стал быстро расти. В этот пе­риод Винд летал на Брюстере с бор­товым кодом «BW-393». 10 ноября того же года ас стал командиром 1-гозвена24-йэскадрильи, с27мая 1943 г. Винд командовал 3/LeLv-24.

20.  Брюстер «модель 239» BW-377/ «черная 1» стафф-сержанта Тапио Ярей, 4/LeLv-24, Рюмпютти, ок­тябрь 1942 г.

«Таппи» (коротышка) Ярей служил в 4/LeLv-24 с 11 августа 1941 г. до конца войны. 11 февраля его звено по­лучило новое обозначение - 2/LeLv-24. В период наступления советских войск летом 1944 г. Ярей на «пятито­чечном» Bf. 109G-6/R-6 с бортовым кодом «МТ-450» сбил десять штур­мовиков Ил-2. 16 июля 1944 г. ас полу­чил звание мастер-сержанта. Всего Тапио Ярей совершил 247 боевых вы­летов и одержал 28,5 побед в воздуш­ных боях.

05.jpg

21.  Брюстер «модель 239» BW-390/«белый 0» 2-го лейтенанта Кая Митсолы, I/LeLv-24, Нурмойли, октябрь 1941 г.

Метцола всю Продолжительную войну прослужил в I/LeLv-24. На Брюстере с бортовым кодом «BW-390» он летал в первые военные месяцы и сбил на нем три самолета противника. 2 февраля 1942 г. Митсола стал 1-м лейтенантом - высшее воинское звание для летчика запаса, не окончившего кадетский кор­пус. С апреля 1944 г. пилот летал на Мессершмиттах Bf. 109G (чаще всего на самолете с бортовым кодом «МТ-231»). В 296 боевых вылетах Кай Митсола одержал 10,5 побед.

22.  Брюстер «модель 239» BW-364/ «оранжевая 4» уоррент-офицера Илмари Юуутилайпена, 3/LeLv-24, Суулаярви, декабрь 1942г.

На истребителе с бортовым кодом «BW-364» «Иллу» Юуутилайнен делал в составе 3/LeLv-24 с июня 1941 г. по февраль 1943 г., за это время летчик сбил 28 самолетов противника. На киле изображенного на рисунке Брюстера от­метки о 36 победах: две одержаны на Фоккере D.XXI, остальные - на Брюсте­ре. 26 апреля 1942 г. Илмари Юуутилайнен был награжден крестом Маннергейма за 20 сбитых в период Продолжительной войны самолетов. 8 февраля 1943 г. аса перевели в 1-е звено вновь формируемой эскадрильи LeLv-34, на воо­ружение которой поступили истребители B/.I09G.

23.  Брюстер «модель 239» BW-393/«оранжевая 9» командира 3/LeLv-24 капи­тана Ханса Винда, Суулаярви, апрель 1944 г.

Винд принял командование 3/LeLv-24 27мая 1943 г., в это время его персональ­ным самолетом являлся Брюстер с бортовым кодом «В W-393» и тактическим номером «9» оранжевого цвета. 31 июля 1943 г. он был награжден крестом Маннергейма. На этом истребителе Винд сбил 26 самолетов противника; все­го на Брюстерах он одержал 39 побед. В апреле 1944 г. LeLv-24 перевооружили мессершмиттами. Чаще всего Винд летал на Bf. 109G с бортовыми кодами «МТ-201» и «МТ-439»; на мессершмиттах он увеличил, свой личный счет еще на 36 побед, причем 25 самолетов ас сбил всего за десять дней. Всего Ханс Винд совершил 302 боевых вылета и сбил 75 самолетов противника. 20 июня ас был ранен, уже в госпитале Винд узнал о награждении крестом Маннергейма.

24.  Брюстер «модель 239» BW-370/ «черная 4» 1-го лейтенанта Аулиса Лумми, 4/LeLv-24, Рюмпютти, ок­тябрь 1942 г.

Лумми стал одним из летчиков запа­са, призванных на действительную военную службу с началом Продолжи­тельной войны; он получил назначение в 4/LeLv-24. Дважды Аулису Лумми временно командовал 2/LeLv-24 - на периоды поиска замены погибшим в боях кадровым командирам 2-го звена 24-й эскадрильи. Лумме летал на Брюстере с бортовым кодом «BW-370» в течение двух лет, сначала - в составе 4/LeLv-24, а с 11 февраля 1943 г. - в со­ставе 2/LeLv-24. На этом истребите­ле летчик одержал в воздушных боях 4,5 победы. До конца войны Аулис Лумми совершил 287 боевых вылетов, на его личный счет было занесено 16,5 под­твержденных побед в воздушных боях.

25. «Харрикейн I» (N2394) НС452/«чер­ная 2» стафф-сержанта Лаури Ютила, LeLv-32, Суулаярви, май 1942 г. Летчики Lentolaivue-32 использовали «Харрикейны» в течение 12 месяцев, сбив на них шесть самолетов против­ника. Ютила в числе других пилотов летал на «Харрикейне» с бортовым кодом «НС452», он не одержал на нем ни одной победы... Все из своих 7,5 по­бед Ютила добился, летая сначала на «Хоке-75», а затем - на мессершмитте (уже в составе  LeLv-34). Само­лет Лаури (Bf.l09G с бортовым ко­дом «МТ-214») был сбит воздушным стрелком бомбардировщика Ил-4 17 июня 1943 г. Ютила погиб, но финн до своей гибели успел нанести Ильюши­ну тяжелые повреждения - Ил-4 так­же упал.

06.jpg

26.  Кертисс «Хок-75А-6» (с/п 13644) CUw-560/«желтый 0» 2-го лейтенанта Киюсти Кархилы, l/LeLv-32, Лаппиинранта, сентябрь 1941 г.

Часть пилотов l/LeLv-32 в начале Продолжительной войны летала на истре­бителях «Хок-75А-6», в их числе был и Киюсти Кархила. На самолете с борто­вым кодом «CUw-560» (литера «w» указывает па тип двигателя - «Твин Уосп») Кархила одержал в воздушных боях 8 побед. К моменту перевода 20 апрели 1943 г. в LeLv-34 па счету аса числилось 13 побед.

27.  Кертисс «Хок-75А-3» (с/п 13747) СU-552/«белая 2» 2-го лейтенанта Калеви Тирво, 2/LeLv-32, Нурмойла, июнь 1942г.

Тирво стал самым результативным пилотом «Хока-75» в финских ВВС - па истребителях этого типа он одержал /5,5 побед в воздушных боях. После ко­роткого пребывания в LeLv-24 «Кали» Тирво 8 апреля 1942 г. перевели в 2/LeLv-32, где он чаще всего летал на самолете с бортовым кодом «CU-552» и сбил шесть самолетов противника. 11 февраля 1943г. в числе лучших летчиков Тир­во получил назначение в l/LeLv-34. 20 августа 1943 г. мессершмитт с борто­вым кодом «МТ-219», в кабине которого находился Тирво, был сбит зенитной батареей над островом Лавенсаари. Всего Тирво сбил 23 самолета противни­ка, шесть из них - на Bf.109G-2.

28.  Кертисс «Хок-75А-2» (No 170) CU-581/ «голубая 1» командира 3/HLeLv-32 капитана Вейкко Ивинена, Нурмойла, март 1944 г.

Ивинен принял командование 3/HLeLv-32 20 февраля 1944 г.. 24 июня на истре­бителе с бортовым кодом «CU-581» он возглавил в боевом вылете звено. Само­лет Ивинена получил попадания от зенитного огня с кораблей Ладожской во­енной флотилии и разбился в районе Туулосы. Ивинен скончался от полученных ран на следующий день. Вейкко Ивинен сбил пять самолетов противника па истребителях Фоккер D.XX1 в составе LeLv-32 и Bf. 109G к составе LeLv-34.

29. B/.109G-2 (Wk-Nr I4718) МТ-201/ «белая 1» командира LeLv-34 майора Эйно Луукканена, Утти, июнь 1943 г. К моменту вступления в должность командира LeLv-34 29 марта 1943 г. на счету «Эйкка» Луукканена числи­лось 2,5 победы, одержанных на Фоккере D.XXI в период Зимней войны в бытность командиром 3/LLv-24, и 14,5 на Брюстере в должности коман­дира l/LeLv-24. За год на B/.109G с бортовым кодом «МТ-201» Луукканен сбил девять самолетов противни­ка. Его личный счет стал быстро ра­сти летом 1944 г. с началом наступ­ления Красной Армии: на истребите­лях «МТ-417» и «МТ-415» Луукканен сбил 25 самолетов за несколько недель. 5 августа 1944 г. «Эйкка» сбил над Финским заливом Як-9 - это была его 56-я и последняя победа в воздушном бою. Эйно Луукканен в рейтинге фин­ских асов занял почетную третью строку, а по количеству боевых выле­тов (441) он был первым.

30.  Bf.W9G-2 (Wk-Nr 14753) МТ-212/ «красная 2» уоррент-офицера Илмари Юуутилайиена, l/LeLv-34, Утти, май 1943 г.

Самолет с бортовым кодом «МТ-212» Юуутилайнен получил 13 марта 1943 л. а через 11 дней он первым в ВВС Финляндии добился победы в воз­душном бою па истребителе Bf. 109G-2 (сбилПе-2). Юуутилайнен летал на мессершмиттах с бортовыми номера­ми «МТ-222», «МТ-426» и «МТ-457», войну он завершил самым результа­тивным финским пилотом мессершмитта - 58 побед! 28 июня 1944 г. ас вторично был удостоен креста Маннергейма, став одним из четырех че­ловек, получивших высшую награду Финляндии дважды. «Иллу» Юуути­лайнен выполнил 437 боевых вылетов и сбил 94 самолета противника - луч­ший результат среди ВВС стран (кроме Германии), воевавших на Ев­ропейском театре военных действий.

31.   B/.109G-6/R-6 (Wk-Nr 165249) МТ-477/ «желтая 7» 1-го лейтенан­та Микко Пасилы, l/HLeLv-24, Лап­пиинранта, июль 1944г. Самолет с бортовым кодом «МТ-477» был одним из  14 «Канонен-boot 'ов», полученных финнами. Само­леты данной модификации помимо ус­тановленного в носовой части фюзе­ляжа стандартного вооружения из одной 20-мм пушки и двух пулеметов калибра 13 мм, имели по две крылье­вых 20-мм пушки. «Стандартный» вариант финны считали более подхо­дящим к условиям воздушной войны па северном участке Восточного фрон­та, поэтому большинство 14 «Kanonenboot'ов» крыльевых пушек лишились. Самолет «МТ-477» - не ис­ключение. Пасила летал на этой ма­шине в последние два месяца Продол­жительной войны. Свою карьеру бо­евого летчика Микко Пасила начал 17 декабря 1941 г. в составе l/LeLv-24, до конца войны он сбил десять само­летов противника: пять на Брюстере и пять - на мессершмитте. На изображенном здесь самолете Паси­ла не одержал ни одной победы.

32. B/.109G-6 (Wk-Nr 165001) МТ-460/ «желтая 8» стафф-сержанта Эмиля Виса, 3/HLeLv-24, Лаппиинранта, июль 1944 г.

Виса служил в 3/LeLv-24 с 9 декабря 1941 г. до окончания войны. Прежде чем в апреле 1944 г. пересесть на мессершмитт, Виса одержал 9,5 побед, летая на Брюстере. На самолете с бортовым кодом «МТ-438» летчик 28 июня 1944 г. совершил вынужденную посадку после полученных с бою повреж­дений. Впоследствии Виса летал на мес­сершмитте с бортовым кодом «МТ-438». В период с 30 июня по 19 июля 1944 г. Эмиль Виса сбил на Bf. 109G-6 восемь самолетов противника. Всего же ас выполнил за войну 198 боевых вылетов и одержал 29,5 побед.

07.jpg

33.  Bf. 109G-2 (Wk-Nr 13577) MT-225/«желтая 5» командира l/HLeLv-24 1-го лейтенанта Лаури Ниссинена, Суулаярви. май 1944 г.

После окончания кадетского корпуса «Лапра» Ниссинен стал с 8 июля 1943 г. командиром l/LcLv-24. истребитель с бортовом кодом «MT-225» on получил 4 апреля 1944г., но не успел одержать па чем ни одной победы до того, как истреби­тель разбил 7 июня /944 г. на вынужденной посадке раненый в бою стафф-сержант Вийо Кауппинен (9,5 побед). Нисссенен на мессершмитте «МТ-229» во время боя с советскими самолетами столкнулся с B/.109G «МТ-227», который пилотировал 1-й лейтенант Урхо Сарьямо (12,5 побед). Оба финских летчиков погибли. Ниссинен стал единственным погибшим в бою летчиком, удостоенным креста Маннергейма. На момент гибели на счету аса числилось 32,5 победы.

34.  B/.109G-6 (Wk-Nr 412122) МТ-423/ «белая 3» стафф-сержанта Хеммо Лейно, l/HLeLv-34, Куми, июнь 1944г.

На истребителях Фоккер D.XX1а составе 3/LeLv-30, MS. 406 в составе I/LeLv-14 и на BJ.I09G-6 в составе l/HLeLv-34 Хеммо Лейно сбил 11 самолетов противника. В l/HLeLv-34 летчик служил с 19 апреля 1943 г. Годом позже Лейно стал летать на мессершмитте с бортовым кодом «МТ-423», поступившим в эскадрилью непосредственно с завода. На руле направления истребителя изоб­ражена эмблема подразделения, идею которой подал командир. Такие эмблемы появились на самолетах в мае 1944 г.

35.  Bf.l09G-6/R-6 (Wk-Nr 165342) МТ-461/«желтая 6» командира 3/HLeLr-24 1-го лейтенанта Киюсти Кархилы, Лаппиинрапта, июль 1944 г.

После двух лет службы в составе LeLv-32 «Кюсси» Кархилу 20 апреля 1943 г. перевели в вооруженную истребителями BJ.109G 2/LeLv-24. Будучи офицером резерва Кархила 28 июня 1944 г. временно был назначен вместо раненого Винда командиром 3/HLeLv-24. Кархила летал па «пятиточечном» мессершмит­те с бортовым кодом «МТ-461», при­чем он предпочел оставить на само­лете крыльевые пушки. На «ганботе» летчик сбил восемь советских самоле­тов. Свою последнюю, 32-ю победу, Кархила одержал 18 июля 1944 г. Он за годы войны выполнил 304 боевых вылета.

36.  B/.109G-6 (Wk-Nr 411901) МТ-428/«белая 8» мастер-сержанта Антти Тани, l/HLeLv-34, Лаппиинранта, июль 1944 г.

Тани начал службу в составе 1/LLv-28 13 февраля 1940 г. и быстро стал ведущим асом, сбив на MS. 406 семь со­ветских самолетов. 15 апреля 1943 г. его перевели в вооруженную мессершмиттами 3/LeLv-34. 6 марта 1944 г. в одном боевом вылете на истреби­теле с бортовым кодом «МТ-209» Тани сбил сразу три самолета про­тивника. Тремя месяцами позже Тани перевели в I/HLeLv-34, где он стал летать на BJ.109G-6 с бортовым ко­дом «МТ-428», на этой машине он одержал еще две победы. 1 июля Тани вновь сбил три самолета в одном бое­вом вылете (па В/. 109G-6/R-6 «МТ-453»). Антти Тани совершил 272 бо­евых вылета и одержал в воздушных боях 21,5 победы.

37.  BJ.109G-2 (Wk-Nr 14754) МТ-213/ «белая 3» 1-го лейтенанта Ииро Риихикаллио, 2/ HLeLv-24, Суулаярви, май 1944 г.

Риихикаллио получил направление в 2/ LeLv-24 незадолго до Рождества 1941 г., ему потребовалось 11 месяцев, что­бы сбить первый самолет - «Томагавк» (23 ноября 1942 г. на Брюстере с бор­товым кодом «BW-377»). Менее чем за шесть месяцев он довел свой личный счет до 6,5 побед. Летом 1944 г. Рии­хикаллио летит на мессершмитте с бортовым кодом «МТ-213» и тактическим номером «3» (новую систему маркиров­ки самолетов ввели 22 мая 1944 г.). Ииро Риихикаллио совершил 110 боевых вылетов и одержал в воздушных боях 16,5 побед (три на B/.109G-2 с борто­вым кодом «МТ-213»).

38.  В/ 109G-6 (Wk-Nr 166007) МТ-487/«желтая 7»   Мауно Фрянтилля, 2/HLeLV30, Куми, Август 1944г. Истребитель с бортовым кодом «МТ-487» был доставлен в Финляндию 23-го июля 1944 г., его передали в 2/HLeLV-30. Две недели спустя машину получил «Many» Фрянтилля. Свою первую победу Фрянтилля одержал еще в период Зимней войны па Фоккере D.XXI, тогда он служил в LLv 24. Еще 1,5 победы он записал на свой счет в 1942 г., летая на «Хоке» в составе   LeLv 32. 9 февраля 1943 г. летчика перевели в оснащенную мессершмиттами эскадрилью LeLv-34. 20 августа 1943 г. пилоту пришлось воспользоваться парашютом - Фрянтилля выпрыгнул из горящего Bf.109G с бор­товым кодом «МТ-224». Mayно Фрянтилля выполнил 380 боевых вылетов и записал па свой боевой счет 5,5 побед: три из них он одержал на Bf 109G, но пи одной - на самолете с бортовым ко­дом «МТ-487».

39.  BJ.1090G-6 (Wk-Nr 164943) МТ-433/«желтая 3» командира 3/HLeLv-34 капитана Олли Пухакка, Тайпалсаари, август 1944 г.

Олли Пухакка принял командование 3/ НLeLv-34 9 февраля 1943 г., месяцем позже он получил B/.1090G-2 с борто­вым кодом «МТ-204». Он летал на этом истребителе почти год, пока эскадри­лью не перевооружили на B/.I090G-6, Пухакке достался самолет с бортовым кодом «МТ-419». 17 июня 1944 г. мессершмитт получил повреждения в воз­душном бою, после чего Пухакке при­шлось идти на вынужденную посадку. Через два дня ас получил мессершмитт с бортовым кодом «МТ-433». За свою карьеру Олли Пухакка сбил 42 самоле­та (в том числе два на «МТ-433»: Р-39 («Эйркобра» 28 июня 1944 г. и Пе-2 30 июля 1944 г.), совершил 402 боевых вы­чета. Крестом Маннергейма аса награ­дили 21 декабря 1944г. - уже после окон­чания Продолжительной войны.

40.  B/.1090G-6 (Wk-Nr 165461) МТ-476/ «желтая 7» мастер-сержанта Чильса Катаяйнена, 3/HLeLv-24, Лапншнранта, июль 1944г.

Асом Нильс Катаийнен стал в составе 3/LeLv-24 12 августа 1941 г. К момен­ту получения истребителя BJ-109G в апреле 1944г. на счету Катаяйнепа чис­лилось 17,5 побед. 5 июля 1943 г. Катаяйнен был ранен в воздушном бою с со­ветскими самолетами, после того, как сбил Як-9. Финский летчик сумел при­вести поврежденный мессершмитт с юртовым кодом «МТ-476» на аэродром Паппиинранта. Нильс Катаяйнен выполнил 196 боевых вылетов и одержал в воздушных боях 35,5 побед. 21 декабри 1944 г. он был удостоен креста Маннергейма.