|
1. Истребитель «Бульдог IVA»
BU-68 сержанта Валио Порвари, LLv-26,
Хейнюки, декабрь 1939 г. Боковые и верхние поверхности - зеленые, нижние -
светло-голубые.
В период проходивших в октябре 1939 г. учений на изображенном здесь
самолете летал сержант Порвари. Менее чем через два месяца, 1 декабря, в
своем первом воздушном бот с советскими самолетами на этой же машине
Порвари сбил бомбардировщик С Б (победу засчитали как вероятную). В день
католического Рождества Порвари сбил над Карельским перешейком И-16, на
сей раз победа была подтверждена. «Большим днем» для Валтсу Порвари стало
25 июня 1941 <>., когда на его личный счет занесли 3,5 победы, одержанных
на истребителе Фиат G.50 с бортовым кодом «FA-20».
Через месяц Порвари было присвоено воинское звание уоррент-офицер. Порвари
всю войну прошел в LeLv-26, в 251 боевом вылете
он одержал 7,5 побед.
2. Истребитель «Гладиатор II»
GL-256 капрала Илмари Юпсуу, 2/LL.V-26,
Руоколахти, февраль 1940 г. Верхние и боковые поверхности покрыты пятнами
зеленого, темно и светло-коричневых цветов.
«Питкя-Джим» (Длинный Джим) Юнсуу пришел в LLv-26
26 января 1940 г., а менее чем через месяц на его счету уже числилось
четыре подтвержденные победы, все четыре он одержал на изображенном на
данном рисунке «Гладиаторе». Асом Юнсуу стал 13 августа 1941 г., сбив на
Фиате G.50 с бортовым кодом «FA-35»
советскую «Чайку». Затем летчик поступил в кадетский корпус. Летом 1944
г. Илмари Юнсуу служил в вооруженной мессершмиттами
HLeLv-34.
3. Истребитель Фиат G.50 (ММ-4738)
SA-1 командира KoeL
капитана Олави Эрнрута, Тампере, январь 1940 г. Мелкие зеленые пятна на
светло-коричневом фоне, свастика - синяя.
Самолет с бортовым кодом «SA-1» (позже изменен
на «FA-1») стал первым Фиатом
G.50, доставленным 18 декабри 1939 г. в Финляндию. Некоторое время
самолет оставалась в испытательном отряде ВВС (Koelentue)
па Государственном авиационном заводе в Тампере. На этой машине командир
KoeL капитан Олави Эрнрут совершил несколько
вылетов на перехват советских бомбардировщиков, в которых он сбил два СБ.
С 12 июля 1941 г. Эрнрут командовал вооруженной «Хоками» эскадрильей
LeLv-32, 28 марта 1942 г. он одержал свою пятую
и последнюю победу в воздушном бою. 19 января Эрнрута назначили первым
командиром формировавшейся LeLv-34. 27 марта
Олави Эрнрут разбился в результате авиакатастрофы.
4. Моран-Солнье MS.406 MS-318/
желтая «3» 2-го лейтенанта Паули Массинена, 3/LLv-28,
Сякиля, февраль 1940 г. Пятна серого, зеленого и темно-коричневого
цветов. Кок винта -черный.
Массинен служил в LLv-28 с момента формирования
эскадрильи 8 декабря 1939 г. 2 марта летчик сбил советский дальний
бомбардировщик ДБ-3М, звездочка на руле направления его истребителя -
отметка об этой победе. Продолжительную войну Массинен встретил в звании
1-го лейтенанта. Пятую победу в воздушном бою он одержал на Моране «MS-314»
21 августа 1941 г. 7 ноября 1941 г. Массинена перевели инструктором в
учебно-тренировочное подразделение, где он прослужил до окончания войны.
5. Фоккер D.XXI (c/n
III/11) FR-110/ голубая «7»
уоррент-офицера Виктора Пиятсия, 3/LLv-24,
Йоройнен, апрель 1940 г. Верхние и боковые поверхности - темно-зеленые.
В составе 3/LLv-24 Пиятсия в течение Зимней
войны одержал в воздушных боях 7,5 побед на самолете
FR-110, в том числе - по две победы в боях 27 декабря 1939 г. и 20
января 1940 г. Самолет с бортовым кодом «FR-110»
- один из двух известных истребителей, на которых в период Зимней войны
наносились отметки о победах в воздушных боях. «Isa-Vikki»
(папа Викки) был один из ветеранов LLv-24, он
прошел в составе всю Зимнюю и Продолжительную войны. Пиятсия одерживал
победы на истребителях Фоккер D.XXI,
Брюстер, B/.109G.
Всего в 437 боевых вылетах ас одержал 19,5 побед: по количеству боевых
вылетов он стал вторым в ВВС Финляндии. 3 июля 1944 г. его мессершмитт с
бортовым кодом «МТ-235» был сбит, однако летчик удачно воспользовался
парашютом. |
|
6. Фоккер D.XXI
(c/n III/1)
FR-97/белая «2» 1-го лейтенанта Йорма Сарванто,
4/LLv-24, Иммола, декабрь 1939г.
Йорма Сарванто стал первым финским летчиком, ставшим асом в течение одного
пятиминутного воздушного боя. В воздушном бою южнее Утти б января 1940 г.
Сарванто сбил шесть бомбардировщиков ДБ-3М из 6-го ДБАП. Бой получил
широкое освещение в прессе. За период Зимней войны «Замба» Сарванто
одержал 13 побед в воздушных боях. Позже к этому счету он добавил еще
четыре победы. Все самолеты противника Сарванто сбил в период службы в
LLv-24. Выполнив 251 боевой вылет, в
заключительные месяцы Продолжительной войны Сарванто был переведен на
инструкторскую работу.
7. Фоккер D.XXI (c/n
III/13) FR-112/черная «7» 1-го лейтенанта
Йорма Кархунена, l/LLv-24,
Иммола, декабрь 1939г.
«Йоппе» Кархунен летал на самолете FR-112 в
течение пяти недель в бытность заместителя командира l/LLv-24.
За это время он записал на свой счет три подтвержденных и две вероятных
победы в воздушных боях. Истребитель с бортовым кодом «FR-112»
был поврежден 3 января 1940 г. при столкновении с другим Фоккером на
рулежке по аэродрому Вяртсила. Истребитель отремонтировали. 30января
Кархунена назначили командиром 2/LLv-24,
окончание Зимней войны он встретил в Швеции, облетывая собранные
истребители Брюстер.
8. Фоккер D.XXI (c/n
III/3) FR-99/черпая «1» командира
LLv-24 майора Густава Магнуссона, Юутсино,
январь 1940г.
«Эка» Магнуссон принял командование LLv-24 за
год до начала Зимней войны. Магнуссон ввел в своем подразделение боевой
порядок пара-четыре самолета, что впоследствии дало его подчиненным
значительное преимущество в воздушных боях с советскими самолетами. В
период Зимней войны Магнуссон сбил, четыре бомбардировщика, пятый самолет
(ДБ-3М) он сбил 8 июля 1941 г. на Брюстере с бортовым кодом «BW-380».
С мая 1943 г. Магнуссон командовал LeR-3. 26
июня Густав Магнуссон был удостоен креста Маннергейма.
9. Моран-Солнье MS.406 (No
674) MS-622/ красная «2» командира 2/TLeLv-14
капитан Мартти Калима, Тииксярви, июнь 1944г.
«Маса» Калима принял командование 2/TLeLv-14 25
октября 1943 г. На изображенном на рисунке истребителе Калима одержал
последние четыре их своих 10,5 побед в воздушных боях. Всего Калима
совершил 285 боевых вылетов. В начале Продолжительной войны Калима летал
на истребителе Фоккер D.XXI
в составе LeLv-ЗО и
LeLv-Ю, на Фоккере будущий ас сбил четыре советских самолета. 1
августа 1942 г. Калиму перевели в 1/LeLv-14,
где он пересел на самолет MS. 406 с бортовым
кодом «MS-326», прежде чем получил истребитель «MS-622».
16 июня Мартти Калима был направлен в Германию для прохождения курса
обучения на ночного летчика-истребителя. Сразу .же после выхода Финляндии
из войны 4 сентября 1944 г., он вернулся на родину.
10. Фиат G.50 (ММ-3614) FA-25/
«желтая 1» командира 3/LeLv-26 капитана Олли
Пухакка, Каилпасилта, декабрь 1942 г.
Начало Продолжительной войны Олли Пухакка встретил заместителем командира
3/LeLv-26, в этой должности он на истребителе
Фиат С.50 с бортовым кодом «FA-I»
одержал шесть побед в воздушных боях. Командиром 3/LeLv-26
Пухакка был назначен 10 июня 1942 г. На Фиате с бортовым кодом «FA-25»
капитан сбил еще пять советских самолетов. В феврале 1943 г. Пухакка
сменил Фиат на истребитель Мессершмитт В/. 109G,
к этому времени на счету аса числилось 13 побед в воздушных боях (все на
ФиатеС.50). |
|
11. Фиат G.50 (MM-4736)
FA-15/«желтая 5» сержанта Клауса Алакоски, 3/
LeLv-26, Каилпасилта, ноябрь 1942 г.
«Саптту» Алакоски служил в 3/LeLv-26 с 7июля
1941 г.; 13 августа 1941 г. on одержал свою
первую победу в воздушном бою. 7 ноября 1942 г. Алакоски получил
истребитель Фиат G.50 FА-15/
«желтая 5». 16 апреля 1943 г.. летчика перевели в 3/LeLv-34,
вооруженное истребителями Мессершмитт BJ.109G.
Всего Клаус Алакоски в 239 боевых вылетах сбил 26 самолетов противника.
12. Поликарпов И-153 IT-18/ «серая 8» 2-го
лейтенанта Олави Пуро, 3/LeLv-6, Рюмшотти,
ноябрь 1942 г.
25 сентября 1942 г. «Олли» Пуро получил назначение в 3/LeLv-6,
где стал летать на трофейном истребителе-биплане И-153 «Чайка». 4 октября
1942 г. Пуро в воздушном бою сбил на «Чайке» советский истребитель
аналогичного типа, 12 ноября его жертвой стал пикирующий бомбардировщик
Пе-2. 4 апреля Олави Пуро перевели в 2/LeLv-24,
где он, летая на Брюстере, одержал еще 5 побед в воздушных боях.
Продолжительную войну ас завершил на B/.109G,
па счету Пуро числилось 36 побед (из них 28,5 - на мессершмитте).
13. Моран-Солнье MS. 406 MS-329/
«белая 9» стафф-сержанта Урхо Лихтоваара, 2/LeLv-28,
Впитана, ноябрь 1941 г.
Одержав 15 побед на истребителе MS. 406 «Пикку-Ятти»
(маленький гигант) Урхо Лихтоваара стал самым результативным в финских ВВС
пилотом Мо-рана. Свою карьеру Лихтоваара начала в феврале 1940 г. в
составе LeLv-28. Первые месяцы Продолжительной
войны Лихтоваара летал на истребителе с бортовым кодом «MS-327»,
этот самолет сгорел 23 декабря. 28марта 1943 г. аса перевели в вооруженную
истребителями мессершмитт Bf.l09G
3/LeLv-34. Лихтоваара был удостоен креста
Маннергейма 9 июля 1944 г. после того, как одержал 40-ю победу в воздушном
бою.
14. Моран-Солнье MS.406 MS-317/
«черная 2» 1-го лейтенанта Пааво Миллиля, l/LeLv-28,
Яянислинна, июля 1942 г.
За время Зимней войны Миллиля успел повоевать в составе
LLv-26 и LLv-28 (в последней - с б
февраля 1940 г.). 1 сентября 1941 г. ветеран получил истребитель
Моран-Солнье MS.406 с бортовым кодом «MS-317».
На этой машине до своего перевода 9 февраля 1943 г. в 3/LeLv-34
«Пампса» Миллиля одержал в воздушных боях 1,5 победы. За две войны
Миллиля совершил 420 боевых вылетов и сбил 21 самолет противника. Обратите
внимание на белые полоски, нанесенные на переднюю кромку киля Морана -
это отметки о всех (3,5) победах, одержанных асом на данном самолете.
15. Фиат G.50 (MM-4743)
FA-26/«белая 5» уоррент-офицера Ойва Туоминена,
l/LeLv-26, Килпасилта,
октябрь 1942 г.
«Ойппа» Туоминен, ас с восемью победами времен Зимней войны, считается
самым результативным летчиком ВВС Финляндии, летавшем на в период
Продолжительной войны на истребителе Фиат G.50.
На самолете с бортовым кодом «FA-26» Туоминен
летал до 8 февраля 1943 г., пока его перевели в LeLv-34.
На Фиате G. 50 с бортовым кодом «FA
-26» летчик сбил 13 самолетов противника; всего же на Фиатах
Туоминен одержал 23 победы в воздушных боях. 18 августа 1941 г. Ойва
Туоминен первым в ВВС получил крест Маннергейма за 20 сбитых самолетов
противника. Всего за две войны ас совершил более 400 боевых вылетов и сбил
44 самолета противника (последние 13 - на Bf.109G). |
|
16. Фоккер D.XXI (c/n
IV/12) FR-129/ «красная 1» командира 2/LeLv-30
капитана Вайкко Кару, Суулаярчи, ноябрь 1941 г.
В период Зимней войны Кару одержал три победы, летчик прославился в первые
месяцы Продолжительной войны как непревзойденный мастер ударов по
кораблям и судам русских. Кару летал на изображенном на рисунке
истребителе Фоккер D.XXI FR-129/«красная
1» ;руль направления самолета богато декорирован отметками о нанесенном
противнику ущербе: четыре сбитых гидросамолета, 17 судов небольшого
водоизмещения, б ноября 1942 г. Вейкко Кару был награжден крестом
Маннергейма. 22 мая 1944 г. Кару получил назначение на должность командира
вооруженной мессершмиттами HLeLv-30; с ноября
1942 г. по май 1944 г. Кару служил на штабных должностях. Всего летчик
одержал десять побед в воздушных боях; все - на Фоккере, до б ноября 1942
г.
17. Брюстер «модель 239» BW-384/ «оранжевая 3»
2-го лейтенанта Лаури Ниссинена, 2/LeLv-24,
Тииксярви, май 1942 г.
Изображенный па рисунке истребитель «Лапра» Ниссинен получил 12 августа
1941 г., тогда летчик служил в 3/LeLv-24. 28
января 1942 г. Ниссинена перевели в 2/LeLv-24.
Звено действовало в районе Мурманска, основными противниками финнов стали
советские пилоты, летавшие на полученных из Великобритании по ленд-лизу «Харрикейнах».
8 июня 1942 г. Ниссинен одержал свою 20-ю за время Продолжительной войны
победу в воздушном бою. 5 июля 1942 г. Лаури Ниссинен был удостоен креста
Маннергейма.
18. Брюстер «модель 239» В W-352/ «белая 2»
сержанта Ииро Киннунена, 2/ LeLv-24, сентябрь
1942 г.
«Ликкири» Киннунен в период Зимней войны на Фоккере D.XXI
с бортовым кодом «FR-109» одержал 3,5
победы. Персональным истребителем Киннунена перед началом Продолжительной
войны являлся самолет Брюстер «модель 239» с бортовым кодом «BW-352».
На нем 25 июня 1941 г. в одном из первых воздушных боев Продолжительной
войны он сбил вместе с капитаном Хеймо Лампи бомбардировщик СБ. В двух
последующих боевых вылетах Киннунен сбил еще два СБ. Ииро Киннунен летал
на истребителе с бортовым кодом «ВW-352» на
протяжении всей своей карьеры в Продолжительной войне: сначала в составе
2, с 11 февраля 1943 г. -в составе 3/LeLv-24. 21
апреля 1943 г. уоррент-офицер Ииро Киннунен был сбит над Ораниенбаумским
плацдармом огнем зенитной артиллерии. На счету летчика к этому времени
значилось 22,5 победы в воздушных боях. Ииро Киннунен погиб.
19. Брюстер «модель 239» BW-393/ «белая 7»
командира l/LeLv-24
1-го лейтенанта Ханса Винда, Суулаярви, январь 1943 г.
Юный 1-й лейтенант «Хасси» Винд пришел в 4/LeLv-24
1 августа 1941 г., через восемь месяцев он стал асом: свою пятую
подтвержденную победу Винд одержал на Брюстере с бортовым кодом «BW-378»
29 марта 1942 г. В августе 1942 г. летчика перевели в l/LeLv-24,
после чего его личный счет стал быстро расти. В этот период Винд летал на
Брюстере с бортовым кодом «BW-393». 10 ноября
того же года ас стал командиром 1-гозвена24-йэскадрильи, с27мая 1943 г.
Винд командовал 3/LeLv-24.
20. Брюстер «модель 239» BW-377/ «черная 1»
стафф-сержанта Тапио Ярей, 4/LeLv-24, Рюмпютти,
октябрь 1942 г.
«Таппи» (коротышка) Ярей служил в 4/LeLv-24 с 11
августа 1941 г. до конца войны. 11 февраля его звено получило новое
обозначение - 2/LeLv-24. В период наступления
советских войск летом 1944 г. Ярей на «пятиточечном»
Bf. 109G-6/R-6
с бортовым кодом «МТ-450» сбил десять штурмовиков Ил-2. 16 июля 1944 г.
ас получил звание мастер-сержанта. Всего Тапио Ярей совершил 247 боевых
вылетов и одержал 28,5 побед в воздушных боях. |
|
21. Брюстер «модель 239» BW-390/«белый 0» 2-го
лейтенанта Кая Митсолы, I/LeLv-24,
Нурмойли, октябрь 1941 г.
Метцола всю Продолжительную войну прослужил в I/LeLv-24.
На Брюстере с бортовым кодом «BW-390» он летал в
первые военные месяцы и сбил на нем три самолета противника. 2 февраля
1942 г. Митсола стал 1-м лейтенантом - высшее воинское звание для летчика
запаса, не окончившего кадетский корпус. С апреля 1944 г. пилот летал на
Мессершмиттах Bf. 109G
(чаще всего на самолете с бортовым кодом «МТ-231»). В 296 боевых вылетах
Кай Митсола одержал 10,5 побед.
22. Брюстер «модель 239» BW-364/ «оранжевая 4»
уоррент-офицера Илмари Юуутилайпена, 3/LeLv-24,
Суулаярви, декабрь 1942г.
На истребителе с бортовым кодом «BW-364» «Иллу»
Юуутилайнен делал в составе 3/LeLv-24 с июня
1941 г. по февраль 1943 г., за это время летчик сбил 28 самолетов
противника. На киле изображенного на рисунке Брюстера отметки о 36
победах: две одержаны на Фоккере D.XXI,
остальные - на Брюстере. 26 апреля 1942 г. Илмари Юуутилайнен был
награжден крестом Маннергейма за 20 сбитых в период Продолжительной войны
самолетов. 8 февраля 1943 г. аса перевели в 1-е звено вновь формируемой
эскадрильи LeLv-34, на вооружение которой
поступили истребители B/.I09G.
23. Брюстер «модель 239» BW-393/«оранжевая 9»
командира 3/LeLv-24 капитана Ханса Винда,
Суулаярви, апрель 1944 г.
Винд принял командование 3/LeLv-24 27мая 1943
г., в это время его персональным самолетом являлся Брюстер с бортовым
кодом «В W-393» и тактическим номером «9»
оранжевого цвета. 31 июля 1943 г. он был награжден крестом Маннергейма. На
этом истребителе Винд сбил 26 самолетов противника; всего на Брюстерах он
одержал 39 побед. В апреле 1944 г. LeLv-24
перевооружили мессершмиттами. Чаще всего Винд летал на
Bf. 109G с бортовыми кодами «МТ-201» и
«МТ-439»; на мессершмиттах он увеличил, свой личный счет еще на 36 побед,
причем 25 самолетов ас сбил всего за десять дней. Всего Ханс Винд совершил
302 боевых вылета и сбил 75 самолетов противника. 20 июня ас был ранен,
уже в госпитале Винд узнал о награждении крестом Маннергейма.
24. Брюстер «модель 239» BW-370/ «черная 4»
1-го лейтенанта Аулиса Лумми, 4/LeLv-24,
Рюмпютти, октябрь 1942 г.
Лумми стал одним из летчиков запаса, призванных на действительную военную
службу с началом Продолжительной войны; он получил назначение в 4/LeLv-24.
Дважды Аулису Лумми временно командовал 2/LeLv-24
- на периоды поиска замены погибшим в боях кадровым командирам 2-го звена
24-й эскадрильи. Лумме летал на Брюстере с бортовым кодом «BW-370»
в течение двух лет, сначала - в составе 4/LeLv-24,
а с 11 февраля 1943 г. - в составе 2/LeLv-24.
На этом истребителе летчик одержал в воздушных боях 4,5 победы. До конца
войны Аулис Лумми совершил 287 боевых вылетов, на его личный счет было
занесено 16,5 подтвержденных побед в воздушных боях.
25. «Харрикейн I» (N2394) НС452/«черная 2»
стафф-сержанта Лаури Ютила, LeLv-32, Суулаярви,
май 1942 г. Летчики Lentolaivue-32 использовали
«Харрикейны» в течение 12 месяцев, сбив на них шесть самолетов
противника. Ютила в числе других пилотов летал на «Харрикейне» с бортовым
кодом «НС452», он не одержал на нем ни одной победы... Все из своих 7,5
побед Ютила добился, летая сначала на «Хоке-75», а затем - на
мессершмитте (уже в составе LeLv-34). Самолет
Лаури (Bf.l09G
с бортовым кодом «МТ-214») был сбит воздушным стрелком
бомбардировщика Ил-4 17 июня 1943 г. Ютила погиб, но финн до своей гибели
успел нанести Ильюшину тяжелые повреждения - Ил-4 также упал. |
|
26. Кертисс «Хок-75А-6» (с/п 13644) CUw-560/«желтый
0» 2-го лейтенанта Киюсти Кархилы, l/LeLv-32,
Лаппиинранта, сентябрь 1941 г.
Часть пилотов l/LeLv-32
в начале Продолжительной войны летала на истребителях «Хок-75А-6», в их
числе был и Киюсти Кархила. На самолете с бортовым кодом «CUw-560»
(литера «w» указывает па тип двигателя - «Твин
Уосп») Кархила одержал в воздушных боях 8 побед. К моменту перевода 20
апрели 1943 г. в LeLv-34 па счету аса числилось
13 побед.
27. Кертисс «Хок-75А-3» (с/п 13747) СU-552/«белая
2» 2-го лейтенанта Калеви Тирво, 2/LeLv-32,
Нурмойла, июнь 1942г.
Тирво стал самым результативным пилотом «Хока-75» в финских ВВС - па
истребителях этого типа он одержал /5,5 побед в воздушных боях. После
короткого пребывания в LeLv-24 «Кали» Тирво 8
апреля 1942 г. перевели в 2/LeLv-32, где он чаще
всего летал на самолете с бортовым кодом «CU-552»
и сбил шесть самолетов противника. 11 февраля 1943г. в числе лучших
летчиков Тирво получил назначение в l/LeLv-34.
20 августа 1943 г. мессершмитт с бортовым кодом «МТ-219», в кабине
которого находился Тирво, был сбит зенитной батареей над островом
Лавенсаари. Всего Тирво сбил 23 самолета противника, шесть из них - на
Bf.109G-2.
28. Кертисс «Хок-75А-2» (No 170)
CU-581/ «голубая 1» командира 3/HLeLv-32
капитана Вейкко Ивинена, Нурмойла, март 1944 г.
Ивинен принял командование 3/HLeLv-32 20 февраля
1944 г.. 24 июня на истребителе с бортовым кодом «CU-581»
он возглавил в боевом вылете звено. Самолет Ивинена получил попадания от
зенитного огня с кораблей Ладожской военной флотилии и разбился в районе
Туулосы. Ивинен скончался от полученных ран на следующий день. Вейкко
Ивинен сбил пять самолетов противника па истребителях Фоккер
D.XX1 в составе
LeLv-32 и Bf. 109G
к составе LeLv-34.
29. B/.109G-2 (Wk-Nr
I4718) МТ-201/ «белая 1» командира LeLv-34
майора Эйно Луукканена, Утти, июнь 1943 г. К моменту вступления в
должность командира LeLv-34 29 марта 1943 г. на
счету «Эйкка» Луукканена числилось 2,5 победы, одержанных на Фоккере
D.XXI в период Зимней
войны в бытность командиром 3/LLv-24, и 14,5 на
Брюстере в должности командира l/LeLv-24.
За год на B/.109G с
бортовым кодом «МТ-201» Луукканен сбил девять самолетов противника. Его
личный счет стал быстро расти летом 1944 г. с началом наступления
Красной Армии: на истребителях «МТ-417» и «МТ-415» Луукканен сбил 25
самолетов за несколько недель. 5 августа 1944 г. «Эйкка» сбил над Финским
заливом Як-9 - это была его 56-я и последняя победа в воздушном бою. Эйно
Луукканен в рейтинге финских асов занял почетную третью строку, а по
количеству боевых вылетов (441) он был первым.
30. Bf.W9G-2
(Wk-Nr 14753) МТ-212/
«красная 2» уоррент-офицера Илмари Юуутилайиена, l/LeLv-34,
Утти, май 1943 г.
Самолет с бортовым кодом «МТ-212» Юуутилайнен получил 13 марта 1943 л. а
через 11 дней он первым в ВВС Финляндии добился победы в воздушном бою па
истребителе Bf. 109G-2
(сбилПе-2). Юуутилайнен летал на мессершмиттах с бортовыми номерами
«МТ-222», «МТ-426» и «МТ-457», войну он завершил самым результативным
финским пилотом мессершмитта - 58 побед! 28 июня 1944 г. ас вторично был
удостоен креста Маннергейма, став одним из четырех человек, получивших
высшую награду Финляндии дважды. «Иллу» Юуутилайнен выполнил 437 боевых
вылетов и сбил 94 самолета противника - лучший результат среди ВВС стран
(кроме Германии), воевавших на Европейском театре военных действий.
31. B/.109G-6/R-6
(Wk-Nr 165249) МТ-477/
«желтая 7» 1-го лейтенанта Микко Пасилы, l/HLeLv-24,
Лаппиинранта, июль 1944г. Самолет с бортовым кодом «МТ-477» был одним из
14 «Канонен-boot 'ов», полученных финнами.
Самолеты данной модификации помимо установленного в носовой части
фюзеляжа стандартного вооружения из одной 20-мм пушки и двух пулеметов
калибра 13 мм, имели по две крыльевых 20-мм пушки. «Стандартный» вариант
финны считали более подходящим к условиям воздушной войны па северном
участке Восточного фронта, поэтому большинство 14 «Kanonenboot'ов»
крыльевых пушек лишились. Самолет «МТ-477» - не исключение. Пасила летал
на этой машине в последние два месяца Продолжительной войны. Свою
карьеру боевого летчика Микко Пасила начал 17 декабря 1941 г. в составе
l/LeLv-24, до конца
войны он сбил десять самолетов противника: пять на Брюстере и пять - на
мессершмитте. На изображенном здесь самолете Пасила не одержал ни одной
победы.
32. B/.109G-6 (Wk-Nr
165001) МТ-460/ «желтая 8» стафф-сержанта Эмиля Виса, 3/HLeLv-24,
Лаппиинранта, июль 1944 г.
Виса служил в 3/LeLv-24 с 9 декабря 1941 г. до
окончания войны. Прежде чем в апреле 1944 г. пересесть на мессершмитт,
Виса одержал 9,5 побед, летая на Брюстере. На самолете с бортовым кодом
«МТ-438» летчик 28 июня 1944 г. совершил вынужденную посадку после
полученных с бою повреждений. Впоследствии Виса летал на мессершмитте с
бортовым кодом «МТ-438». В период с 30 июня по 19 июля 1944 г. Эмиль Виса
сбил на Bf. 109G-6
восемь самолетов противника. Всего же ас выполнил за войну 198 боевых
вылетов и одержал 29,5 побед. |
|
33. Bf. 109G-2 (Wk-Nr
13577) MT-225/«желтая 5» командира
l/HLeLv-24 1-го
лейтенанта Лаури Ниссинена, Суулаярви. май 1944 г.
После окончания кадетского корпуса «Лапра» Ниссинен стал с 8 июля 1943 г.
командиром l/LcLv-24.
истребитель с бортовом кодом «MT-225»
on получил 4 апреля 1944г., но не успел одержать
па чем ни одной победы до того, как истребитель разбил 7 июня /944 г. на
вынужденной посадке раненый в бою стафф-сержант Вийо Кауппинен (9,5
побед). Нисссенен на мессершмитте «МТ-229» во время боя с советскими
самолетами столкнулся с B/.109G
«МТ-227», который пилотировал 1-й лейтенант Урхо Сарьямо (12,5
побед). Оба финских летчиков погибли. Ниссинен стал единственным погибшим
в бою летчиком, удостоенным креста Маннергейма. На момент гибели на счету
аса числилось 32,5 победы.
34. B/.109G-6 (Wk-Nr
412122) МТ-423/ «белая 3» стафф-сержанта Хеммо Лейно,
l/HLeLv-34, Куми, июнь
1944г.
На истребителях Фоккер D.XX1а
составе 3/LeLv-30, MS.
406 в составе I/LeLv-14
и на BJ.I09G-6
в составе l/HLeLv-34
Хеммо Лейно сбил 11 самолетов противника. В l/HLeLv-34
летчик служил с 19 апреля 1943 г. Годом позже Лейно стал летать на
мессершмитте с бортовым кодом «МТ-423», поступившим в эскадрилью
непосредственно с завода. На руле направления истребителя изображена
эмблема подразделения, идею которой подал командир. Такие эмблемы
появились на самолетах в мае 1944 г.
35. Bf.l09G-6/R-6
(Wk-Nr 165342)
МТ-461/«желтая 6» командира 3/HLeLr-24 1-го
лейтенанта Киюсти Кархилы, Лаппиинрапта, июль 1944 г.
После двух лет службы в составе LeLv-32 «Кюсси»
Кархилу 20 апреля 1943 г. перевели в вооруженную истребителями
BJ.109G 2/LeLv-24.
Будучи офицером резерва Кархила 28 июня 1944 г. временно был назначен
вместо раненого Винда командиром 3/HLeLv-24.
Кархила летал па «пятиточечном» мессершмитте с бортовым кодом «МТ-461»,
причем он предпочел оставить на самолете крыльевые пушки. На «ганботе»
летчик сбил восемь советских самолетов. Свою последнюю, 32-ю победу,
Кархила одержал 18 июля 1944 г. Он за годы войны выполнил 304 боевых
вылета.
36. B/.109G-6 (Wk-Nr
411901) МТ-428/«белая 8» мастер-сержанта Антти Тани,
l/HLeLv-34,
Лаппиинранта, июль 1944 г.
Тани начал службу в составе 1/LLv-28 13 февраля
1940 г. и быстро стал ведущим асом, сбив на MS.
406 семь советских самолетов. 15 апреля 1943 г. его перевели в
вооруженную мессершмиттами 3/LeLv-34. 6 марта
1944 г. в одном боевом вылете на истребителе с бортовым кодом «МТ-209»
Тани сбил сразу три самолета противника. Тремя месяцами позже Тани
перевели в I/HLeLv-34,
где он стал летать на BJ.109G-6
с бортовым кодом «МТ-428», на этой машине он одержал еще две победы. 1
июля Тани вновь сбил три самолета в одном боевом вылете (па В/. 109G-6/R-6
«МТ-453»). Антти Тани совершил 272 боевых вылета и одержал в воздушных
боях 21,5 победы.
37. BJ.109G-2 (Wk-Nr
14754) МТ-213/ «белая 3» 1-го лейтенанта Ииро Риихикаллио, 2/
HLeLv-24, Суулаярви, май 1944 г.
Риихикаллио получил направление в 2/ LeLv-24
незадолго до Рождества 1941 г., ему потребовалось 11 месяцев, чтобы сбить
первый самолет - «Томагавк» (23 ноября 1942 г. на Брюстере с бортовым
кодом «BW-377»). Менее чем за шесть месяцев он
довел свой личный счет до 6,5 побед. Летом 1944 г. Риихикаллио летит на
мессершмитте с бортовым кодом «МТ-213» и тактическим номером «3» (новую
систему маркировки самолетов ввели 22 мая 1944 г.). Ииро Риихикаллио
совершил 110 боевых вылетов и одержал в воздушных боях 16,5 побед (три на
B/.109G-2 с бортовым
кодом «МТ-213»).
38. В/ 109G-6 (Wk-Nr
166007) МТ-487/«желтая 7» Мауно Фрянтилля, 2/HLeLV30,
Куми, Август 1944г. Истребитель с бортовым кодом «МТ-487» был доставлен в
Финляндию 23-го июля 1944 г., его передали в 2/HLeLV-30.
Две недели спустя машину получил «Many»
Фрянтилля. Свою первую победу Фрянтилля одержал еще в период Зимней войны
па Фоккере D.XXI,
тогда он служил в LLv 24. Еще 1,5 победы он
записал на свой счет в 1942 г., летая на «Хоке» в составе
LeLv 32. 9 февраля 1943 г. летчика перевели в
оснащенную мессершмиттами эскадрилью LeLv-34. 20
августа 1943 г. пилоту пришлось воспользоваться парашютом - Фрянтилля
выпрыгнул из горящего Bf.109G
с бортовым кодом «МТ-224». Mayно
Фрянтилля выполнил 380 боевых вылетов и записал па свой боевой счет 5,5
побед: три из них он одержал на Bf 109G,
но пи одной - на самолете с бортовым кодом «МТ-487».
39. BJ.1090G-6 (Wk-Nr
164943) МТ-433/«желтая 3» командира 3/HLeLv-34
капитана Олли Пухакка, Тайпалсаари, август 1944 г.
Олли Пухакка принял командование 3/ НLeLv-34 9
февраля 1943 г., месяцем позже он получил B/.1090G-2
с бортовым кодом «МТ-204». Он летал на этом истребителе почти год, пока
эскадрилью не перевооружили на B/.I090G-6,
Пухакке достался самолет с бортовым кодом «МТ-419». 17 июня 1944 г.
мессершмитт получил повреждения в воздушном бою, после чего Пухакке
пришлось идти на вынужденную посадку. Через два дня ас получил
мессершмитт с бортовым кодом «МТ-433». За свою карьеру Олли Пухакка сбил
42 самолета (в том числе два на «МТ-433»: Р-39 («Эйркобра» 28 июня 1944
г. и Пе-2 30 июля 1944 г.), совершил 402 боевых вычета. Крестом
Маннергейма аса наградили 21 декабря 1944г. - уже после окончания
Продолжительной войны.
40. B/.1090G-6 (Wk-Nr
165461) МТ-476/ «желтая 7» мастер-сержанта Чильса Катаяйнена, 3/HLeLv-24,
Лапншнранта, июль 1944г.
Асом Нильс Катаийнен стал в составе 3/LeLv-24 12
августа 1941 г. К моменту получения истребителя BJ-109G
в апреле 1944г. на счету Катаяйнепа числилось 17,5 побед. 5 июля
1943 г. Катаяйнен был ранен в воздушном бою с советскими самолетами,
после того, как сбил Як-9. Финский летчик сумел привести поврежденный
мессершмитт с юртовым кодом «МТ-476» на аэродром Паппиинранта. Нильс
Катаяйнен выполнил 196 боевых вылетов и одержал в воздушных боях 35,5
побед. 21 декабри 1944 г. он был удостоен креста Маннергейма. |