Кульминация
К началу 1972 г. все летчики 921-го ИАП переучились на более современный МиГ-21МФ («изделие 96»), дополнительное количество пилотов получило квалификацию, позволявшую управлять самолетом в сложных метеоусловиях и ночью. Штаб полка был переведен в Бачмай, в то время как самолеты базировались на аэродроме Чуонгмай в провинции Хатай. Теперь каждый полк ВВС ДРВ должен был иметь резервный командный пункт, который находился бы в постоянной готовности взять управление воздушным боем на себя.
Год 1972 стал тяжелым испытанием для истребительной авиации ВВС ДРВ, которой пришлось принять участие едва ли не в самым крупном воздушном сражении со времен второй мировой войны - отражении американских налетов в рамках операции «Лайнбекер II».
Вьетнамская армия готовилась к очередному весеннему наступлению; грузопоток по тропе Хо Ши Мина резко возрос. Руководители партии и правительства страны считали, что настал час нанести решительный удар по врагу, после чего водрузить Красное знамя мира и социализма в самом логове противника - Сайгоне. Вьетнам должен стать единым, социалистическим естественно.
Подготовка наступления не ускользнула от внимания американцев: полеты самолетов-разведчиков участились. Дальше события развивались по принципу домино: чаще летают разведчики - чаще на перехват поднимаются МиГи, разведчиков начинают сопровождать истребители - интенсивность воздушных боев нарастает еще больше.
Будущий ас морской авиации лейтенант Рэнди Кэннигхэм (кстати - единственный американский ас времен Вьетнамской войны) и его оператор БРЭО лейтенант Вилли Дрисколл впервые с марта 1970 г. сбили 12 января 1972 г. вьетнамский истребитель - МиГ-21. В воздушных боях 21 февраля, 1 и 30 марта, 16 апреля экипажи «Фантомов» ВВС США сбили еще шесть истребителей МиГ-21. В этот период над демилитаризованной зоной в районе 20-й параллели действовало не менее 30 истребителей (десять МиГ-21, шесть МиГ-19, 14 МиГ-17). Вьетнамские самолеты пытались прикрыть автоколонны на тропе Хо Ши Мина и вблизи границы с Южным Вьетнамом. Потеря нескольких самолетов, включая трех МиГ-21, заставило командование ВВС ДРВ ограничить южный рубеж действия своей авиации 20-й параллелью. Истребителям разрешалось вступать в бой только при наличии четкого радиолокационного поля и под контролем наземного командного пункта.
Все самолеты 921-го полка продолжали действовать в воздушном пространстве 4-го военного округа, но в любой момент его могли перенацелить на оборону Ханоя и Хайфона.
Эскалация воздушной войны совпала с формированием второго вооруженного МиГ-21 истребительного авиационного полка ВВС ДРВ - 927-го ИАП «Лам Сон» («Lam Son»). На вооружение части поступили самолеты модификации «ПФМ» (изделие 94"). Полк должен был действовать совместно с 921-м ИАП севернее 20-й параллели. В командование 921-м ИАП вступил Нгуен Хонг Ньи, имевший к этому времени на своем счету восемь побед в воздушных боях.
За счет использования «Фантомов» новых модификаций и пересмотра тактики, пилоты ВВС США сбили за первые четыре месяца 1972 г. семь МиГ-21 без потерь со своей стороны. Ситуация изменилась 27 апреля.
Летчики Хоанг Куок Данг и Као Сон Кьяо взлетели с аэродрома Нойбай, взяв курс на Вабан. Вскоре после взлета она обнаружили в шести километрах прямо по курсу пару F-4B. Летчики МиГов быстро сократили дистанцию до трех километров, после чего Хоанг Куок Данг произвел пуск ракеты по одному из «Фантомов». Истребитель-бомбардировщик F-4B BuNo 153025 из эскадрильи VF-51 (авиакрыло авианосца «Корал Си») был сбит. Один из членов экипажа этого «Фантома», оператор БРЭО лейтенант-коммендер Джеймс Б. Содер, вспоминал:
- Я был сбит в своем 335-м боевым вылетом во Вьетнаме, это была моя третья командировка в Индокитай. Мне исполнился 31 год и я имел звание лейтенант-коммендера с общем налетом на F-4 более 1000 часов. В том полете первое кресло «Фантома» занимал совсем «зеленый» летчик - лейтенант Эл Молинэр.
- Наш самолет был вторым в паре. Планировалось, что мы нанесем бомбовый удар по объекту в районе Ханоя, однако над столицей ДРВ висела плотная облачность, она простиралась и на 100 километров южнее. В результате мы взяли курс на запасную цель - мост севернее Виня. Каждый «Фантом» нес по четыре кассетные бомбы, ракеты «Сайдуиндер» и «Спэрроу» класса воздух-воздух. На маршруте, по ходу дела, мы нанесли удар по обнаруженной на шоссе №1 автоколонне.
- Через несколько минут после атаки грузовиков оператор наведения передал: «Курс 360, удаление 85». С аэродрома Фукйен взлетел одиночный МиГ-21, наша РЛС его засекла сразу после взлета. Командир отозвался: «Роджер», - понял, дескать.
- Ниже на высоте примерно 900 метров висела плотная облачность. Я предполагал, что где-то там находится МиГ, но не мог его обнаружить. Внезапно я заметил какой-то отблеск на лобовом стекле: «Эл, тебе не кажется, что «зайчик» на горизонте - это истребитель?»
- Пилот отозвался: «Похоже, что эта штуковина действительно зовется истребителем. Он правее нас». Я уже побывал в сходной ситуации пятью месяцами ранее. Тогда у меня был прекрасный самолет, стояла прекрасная погода, а внизу была прекрасная местность. Тогда - обошлось. Теперь же мы летели на F-4B, не имевшем импульсно-доплеровской РЛС, способной обнаруживать цели на фоне земли.
- В наушниках раздавался голос офицера наведения: «360 на 75...360 на 70». МиГ приближался.
- «360...65». Я интуитивно ощущал, что одному из «Фантомов» не суждено вернуться на «Корал Си». Самолет противника все еще оставался слишком далеко, чтобы я мог «зацепить» его бортовым радаром. У меня оставалось время поразмышлять на тему успеем ли мы дотянуть до Большой воды, откуда нас в случае чего смогут вытащить вертолеты.
- «360...60». Я вспомнил как командир рассказывал нам, что вьетнамские истребители будут иметь преимущество в случае атаки F-4B из-под облаков, получая целеуказание от наземной РЛС. Вьетнамские летчики часто использовали подобные тактические приемы в воздушных боях 1966 и 1967 г.г.
- «360...45»... «360...40, скорость 360». Я почему-то думал, что в кабине МиГа сидел или новичок, или опытнейший ветеран. Только абсолютный идиот или опытнейший ас мог в одиночку атаковать группу «Фантомов». С другой стороны, он летел на родной землей, среди родных облаков, ему помогали товарищи с земли, само небо помогало ему!
- «360...30». Самое время включить радар. МиГ-21 - аэроплан не из крупных, с небольшой радиолокационной сигнатурой. Мы летели на высоте 2400 метров.
- «360...25». Я попросил пилота скинуть тысячу футов высоты.
- Мы шли в обычном боевом порядке левого пеленга примерно на милю сзади самолета ведущего. Я никак не мог найти МиГ на экране радара. Командир летел на высоте 8000 футов (2400 м) со скоростью 420 миль/ч (680 км/ч), за его «Фантомом» тянулся шлейф дыма размером с поезд. Очень хотелось уйти еще левее или правее, но задача ведомого - держаться хвоста ведущего, не зависимо от ситуации.
- «360...20». Я ломал глаза, но найти засветку от МиГа на экране РЛС никак не мог.
- «360...15». На учениях нам постоянно твердили о необходимости контроля за выхлопом двигателей. Мне казалось, что я попал в 1962 г. - самолет дымил похлеще паровоза, стаи паровозов. Обнаружить растянувшийся на добрых пять миль дымный шлейф для пилота МиГа труда не составляло. Скорее всего, он уже держал нас в прицеле. Уменьшить шлейф можно было перейдя с крейсерского режима на режим минимального форсажа.
- Надо выходить на минимальный форсаж, но у нас нет для этого топлива! В это время наша пара находилась чуть восточнее аэродрома Байтхуонг, на котором базировались МиГи.
- «360... 10». Я пытался разглядеть хоть что-нибудь сквозь облака. Я понимал, что найти объект удара длиной в три четверти мили не удастся.
- «360...4». На дистанции менее пяти миль засветки от самолетов на экране РЛС сливаются - я выключил ставший бесполезным радар. Теперь вся надежда на зрение: я сканировал глазами заднюю полусферу самолета ведущего - ничего другого, как просматривать воздушное пространство меж двух «Фантомов», просто не оставалось.
- Я мог сказать, я уверен, что сказал Элу: «На шести часах чисто». Возможно летчик подумал, будто бы у НАС на хвосте никого нет. Я как раз смотрел назад, когда в наушниках прозвучало: «Парень, ты спишь что ли. Проверь 220 ...4».
- Я немедленно развернул свою репу на семь часов - БАМ! Это не МиГ - это ракета с МиГа. «Фантом» начал медленно проваливаться вниз. Ракета вывела из строя оба двигателя. Я схватился за держатель катапульты, оставалось только ждать когда скорость упадет ниже одного Маха. Пока же предоставилась возможность пообщаться по УКВ с командиром - предупредить его, что нас сбили.
- Я второй. В нас попали, мы падаем».
- Я опять оглянулся, но истребителя противника не увидел. Перевел взгляд вправо. Боже - узкая яркая полоска не оставляла сомнений: в направлении самолета ведущего нашей пары несется ракета воздух-воздух.
- Истребителя противника я опять не увидел. Мозг отказывался понимать происходящее. Я выполнил 334 боевых вылета, из которых всегда возвращался без царапины; все полеты были достаточны простыми и вот - на тебе, появился МиГ!
- Я заорал пилоту: «Эл, крути влево, к горам! Что с движками?» Эл отозвался: «Левый тянет на 30%, РУД заклинило. Правый молчит, зато его РУД болтается как дерьмо в проруби, чего-то оторвалось, наверное».
- На нашем «Фантоме» имелось зеркало заднего обзора, укрепленное на переплете фонаря прямо передо мной. Я долго не мог понять на кой черт оно нужно - увидеть в него летевший за нами самолет все равно не удавалось. В этот раз зеркало помогло разглядеть, что творится с нашей машиной. Я видел - вся хвостовая часть истребителя охвачена пламенем.
- «Эл, мы горим как грешники в аду, но время пока есть!» Я постоянно изучал бюллетени о сбитых «Фантомах», поэтому знал - самолет горит, но взрывается крайне редко и уж тем более не взрывается от попадания одной ракеты. Нам требовалось уйти как можно дальше. Эл согласился со мной: «О'Кей».
- Эл ввел машину в вираж, но это был ПРАВЫЙ вираж. Я же просил его взять влево, чтобы добраться до относительно безопасных гор. В горах легче, чем на равнине спрятаться в ожидании прибытия спасательного вертолета.
- «Эл, что ты творишь?!» Он ответил: «Пытаюсь достать до воды».
- Появился правый крен в 30 град. «Как с давлением в гидросистеме?» «На нуле». Теперь если Эл потянет ручку, дабы сменить направление виража с правого на левый, остатки рабочей жидкости гидросистемы выльются, а самолет полностью лишится управления. Тогда надо будет катапультироваться не где хочется, а где придется.
- Самолет по-прежнему шел в правом вираже с небольшим скольжением. Я стал готовится к катапультированию. В это время Эл сказал: «Вон он, вон - МиГ».
- «Где?» Я быстро включил радар. «Сукин сын сбил нас, но мы можем успеть сбить его. Где он!!!» Я переключил РЛС в режим широкого луча, однако экран был чистым, сколько я не всматривался в него. Эл подсказал: «МиГ на трех часах, за пределами сектора обзора антенны РЛС. Вьетнамец держал курс на север».
- Я усиленно всматривался в небо, но не видел противника - глаза не могли отойти от мерцания экрана радара. Я выключил РЛС, понимая насколько мизерны шансы подловить «здоровый» МиГ на горящем «Фантоме».
- «Фантом» был разбит вдрызг, однако генераторы работали, давая энергию электронным блока системы управления оружия. Если бы МиГ попал в «захват» радара можно было попытаться, используя остатки рабочей жидкости в гидросистеме, вздернуть нос истребителя и пустить ракету.
- Нам оставалось только катапультироваться. Мне всегда везло с прыжками, повезло и тогда. Парашют раскрылся на высоте примерно 1500 футов, ветра не было. Я осмотрел воздушное пространство: подо мной наш «Фантом» превратился в огромный огненный шар, слева - на стропах болтался Эл. В последующие 11 месяцев плена я много раз задавал себе один вопрос: «Почему этот парень с МиГа атаковал мой «Фантом», а не самолет ведущего?»
Армия Северного Вьетнама начала весеннее наступление 30 марта. В ответ американская авиация приступила к проведению операции «Фридом Трэйн». В первые дни зона нанесения ударов определялась как «южнее 19 параллели», но 10 мая началась операция «Лэйнбэкер I» - налеты на объекты, расположенные севернее 20-й параллели. Вся территория ДРВ стала объектом ударов.
На момент начала операции истребители МиГ-21 ВВС ДРВ концентрировались на аэродромах Кип, Йенбай и Хоалак; МиГи, которые ранее сидели в Аньсоне находились в процессе перебазирования в Миеумон. Технический персонал авиабаз Винь и Аньсон обслуживал самолеты как 921-го, так и 927-го полков. 45-я радиолокационная рота обеспечивала информационное поля штабу 921-го ИАП, 43-я радиолокационная рота работала в интересах 927-го ИАП. Личный состав только что сформированной 26-й радиолокационной роты находился на пунктах управления обоих вооруженных МиГ-21 истребительных авиаполков.
За четыре дня до начала операции «Лэйнбэкер I» два МиГ-21 были сбиты парой «Фантомов» из эскадрильи VF-114 авиакрыла авианосца CVA-63 «Китти Хок». 8 мая пилоты 927-го ИАП вступили в воздушной бой прямо над Йенбаем. Пара находившихся в воздухе МиГ-21 (летчики Фам Фа Тхай и Во Си Гиап) из 921-го полка получила приказ перехватить «Фантомы», которые шли к Туенкуангу.
МиГи заходили в атаку на группу F-4D из 432-го авиакрыла, когда самолет Гиапа получил попадание ракеты, выпущенной с истребителя F-4D (заводской номер 65-0784, экипаж - летчик майор Роберт Лодж, оператор БРЭО Роберт Лочер) из эскадрильи 555-й эскадрильи. Парочка Лодж-Лочер уже записала на свой счет один МиГ-21, сбитый ими 21 февраля 1972 г. Третий МиГ они собьют 10 мая за несколько минут до того, как сами станут добычей пилота МиГ-19. Лочер катапультируется и будет спасен, а Лодж погибнет.
Вернемся, однако, к бою 8 мая. Во Си Гиап мог катапультироваться, но не стал - внизу находилась густонаселенная местность. Летчик решил попробовать совершить вынужденную посадку. Гиап заметил подходящее место в районе города Тхуангтрунг. В последний момент пилот увидел, что самолет несется прямо на школу из которой в панике разбегались дети. Летчик отвернул в сторону. Самолет взорвался вместе с летчиком.
На следующий день МиГи из 921-го и 927-го полков прикрывали железнодорожный мост между Ханоем и Лангсоном,. а также мосты на шоссе №5 в Лайву и Фулоунге.
Штаб ВВС ДРВ уяснил в начале 1972 г., что противник изучил слабые и сильные стороны истребителя МиГ-21, смог выработать тактические приемы борьбы с истребителями советской конструкции. К примеру, «Фантомы» стремились вести бой с МиГами на виражах, всячески избегая перевода его на вертикаль. Правда выяснилось, что в горизонтальном маневре «Фантом» превосходит противника только на малых высотах, на средних и больших преимущество оставалось за Мигом. Летчикам рекомендовалось при атаке МиГа сначала постараться уйти к земле, а уже потом крутить виражи. Были увеличены интервалы в парах американских истребителей до 900 м, что позволяло экипажам лучше контролировать воздушное пространство вокруг своих самолетов. Насколько новая тактика лучше старой, пилоты ВМС США смогли убедится 10 мая 1972 г.
Утром 10 мая американская авиация атаковала Хайфон, Вакнинь, Фалай, Сондонг и Лукнган; Туки и Ниньгианг удара избежали, поскольку над этими городами патрулировали МиГи. Поднятую с аэродрома Кип на перехват американцев пару МиГ-21 (летчики Данг Нгок Нга и Нгуен Ван Нгай) уже на взлете атаковали «Фантомы» из 4232-го авиакрыла. Самолет Нгуен Ван Нгая был сбит сразу, но опытный Данг Нгок Нга (Нга его счету числилось семь побед в воздушных боях) избежал попадания ракеты. Он набрал высоту 1000 м, предупредив руливших на взлет Ле Тханя Дао и By Дак Хопа об опасности.
Прямо перед собой вьетнамский ас обнаружил пару «Фантомов». Данг Нгок Нга сбросил топливный бак, при отделении бак повредил рулевые поверхности МиГа. Тем не менее, летчик не отказался от атаки - увеличил скорость с 900 до 1100 км/ч. Противник заметил опасность. «Фантомы» разошлись: один пошел в набор высоты, второй заложил вираж в горизонтальной плоскости. МиГ-21 устремился за последним.
На дистанции 1200 м головка самонаведения ракеты К-13 захватила цель, Нга надавил кнопку пуска. Ас - он и есть ас: ВВС США потеряли самолет F-4E BuNo 67-0386 из 58-й эскадрильи 432-го авиакрыла, оба члена экипажа погибли. Пилоту МиГа одного сбитого «Фантома» показалось мало, летчик пошел вверх за вторым. Экипажу «Фантома» следует благодарить судьбы - вторая ракета из-за отказа пускового устройства не сошла с пилона МиГа. В 9 ч 12 мин ветеран воздушной войны посадил свой истребитель на аэродром Нойбай.
Пока ударные самолеты наносили удары по целям севернее Ханоя, блокирующие группы «Фантомов» «пасли» аэродромы Нойбай, Хоалок и Кип, на которых базировались МиГи. Едва ли не самоубийственный в сложившейся обстановке взлет с аэродрома Нойбай выполнили пара МиГ-21 из 921-го ИАП. МиГи перехватили над Туенкуангом шестерку «Фантомов», летевших в колонне пар. Ведомый вьетнамской пары сбил один F-4, но и сам был сбит запущенной по ошибке зенитной ракетой. Американские данные потери «Фантома» не подтверждают.
Ведущий пары МиГов словил 16 снарядов калибра 20 мм, выпущенных из шестиствольной пушки «Вулкан» американского истребителя F-4Е. Летчик с большой осторожностью, свидетельствующей о хорошем уровне летной подготовки, перевалил через горный хребет, после чего благополучно посадил поврежденную машину на аэродром Нойбай.
10 мая летчики 927-го ИАП впервые после переучивания на МиГ-21ПФМ почувствовали вкус победы. Наземный пункт управления информировал Ле Тхань Дао и By Дак Хопа о наличии самолетов противника в 35 км западнее Хайдуонга, американцы летели на высоте 3500 м. Ле Тхань Дао приказал ведомому сбросить топливный бак, после чего дать форсаж. Сам командир проделал то же самое. Через минуту-другую вьетнамские летчики визуально обнаружили дымные шлейфы двигателей «Фантомов».
Пара F-4J, как всегда в случае атаки МиГов, распалась. Один левым виражом проскочил прямо перед носом истребителя Дао, второй - перешел в набор высоты. МиГи стали преследовать второй. By Дак Хоп выпустил первую ракету с дистанции 1500 м, через несколько секунд - вторую. Хоп видел, что обе ракеты поразил цель. «Порядок!»- прокричал в эфир пилот, закладывая левый вираж.
Первый «Фантом»попал под сильнейший обстрел зенитной артиллерией. Хоп видел работу товарищей по оружию, испытывая при этом смешанные чувства: сбитый зенитной артиллерией «Фантом» - это здорово, но «сбитым «Фантомом» может оказаться и его МиГ-21. Летчик попросил пункт наведения в Кипе предостеречь зенитчиков от излишнего рвения.
Между тем, Ле Тхань Дао увязался за недобитым зенитками «Фантомом». Пущенная с дистанции 1500 м ракета превратила F-4 в огненный шар. Дао и Хоп благополучно вернулись на базу. Жертвами вьетнамцев стали F-4J их эскадрильи VF-96 авиакрыла авианосца «Констеллейшн». Дао сбил свежеиспеченного аса авиации флота США Рэнди Каннигхэма. Американцы отнесли один потерянный «Фантом» на счет зенитной артиллерии, второй - зенитно-ракетного комплекса. По их мнению, один МиГ-21 в том воздушном бою был сбит экипажем «Фантома».
В день 10 мая имели место едва ли не самые ожесточенные бои за весь период войны в Индокитае. Экипажи ВВС США претендуют на три сбитых 10 мая истребителя МиГ-21, экипажи авиации флота США - на семь МиГ-17 и один МиГ-21. Летчики МиГ-21 рапортовали о четырех сбитых «Фантомах», американцы признали потерю двух машин в воздушных боях: F-4D от огня бортового оружия МиГ-19 и F-4E от ракеты, выпущенной с МиГ-21.
В ответ на новую тактику американских истребителей, командование ВВС ДРВ разработало новые боевые порядки пар МиГов-21-х. В бой следовало вводить две пары. Ударная пара патрулировала на высотах 300-800 со скоростью 900 км/ч, прикрывающая - на высоте 8000-10 000 м со скоростью 1100 км/ч. Интервал между парами - 10-15 км. Действиями истребителей управлял наземный командный пункт.
Ни одна из сторон не взяла после схваток 10 мая тайм-аут. Менее чем через 24 часа летчикам 927-го пришлось опять вступить в бой. В 14 ч 30 мин. 26 самолетов ВВС США появились в районе аэродрома Бак-май. Восемь самолетов из этой группы наносили удар по позициям прикрывающих аэродром зенитно-ракетных комплексов, два звена по четыре самолета в каждом, блокировали аэродромы Нойбай, Бави, Хоалак.
Взлетевшие с аэродрома Ной-бай МиГи пилотов Нго Ван Фу и Нго Дай Тха набрали высоту 500 м, после чего летчики взяли курс на юг, чтобы перехватить приближающуюся к Ханою группу самолетов противника.
На третьей минуте полета Нго Дай Тха обнаружил на удалении пяти километров одиночный американский самолет. С наземного КП поступила команда на сброс топливных баков. МиГи увеличили скорость, в этот момент ведущий обнаружил на удалении 15 км и высоте 7000 м четверку самолетов противника. В плотном строю вьетнамские самолеты выполнили правый разворот на сближение с американцами. Противниками оказались «Тандерчифы». С дистанции 1200 м Нго Дай Тха поразил ракетой один F-105G из 17-й эскадрильи противорадиолокационной борьбы 388-го тактического истребительного авиакрыла.
Пилот этого «Тада» (F-105G BuNo 62-4424) майор Уильям X. Талли вспоминал:
- Я развернулся курсом на юго-запад, до Ханоя оставалось примерно 25 миль, когда мой самолет получил попадание ракетой, выпущенной летчиком истребителя МиГ-21. После катапультирования я приземлился на склон горы, мне оставалась лишь ждать прибытия поисково-спасательной партии. Спасатели могли появиться только утром (меня сбили вечером). Прежде чем они появились в районе падения «Тада» я уже был в плену. Тем не менее, вертолет пытался вытащить хотя бы моего оператора БРЭО, однако его отогнали МиГи. Оператора также пленили, освободили нас 28 марта 1973 г.
Из атаки Нго Дай Тха вышел крутым правым виражом прямо на другой «Тад», но дистанция была слишком мала для пуска ракеты (менее 600 м). С КП поступила команда выходить из боя и следовать на аэродром Нойбай.
Тем временем, ведущий пары МиГов Нго Ван Фу атаковал группу прикрытия «Тандерчифов» - звено «Фантомов» из 555-й эскадрильи 432-го авиакрыла. Вьетнамец выпустил сразу две ракеты с дистанции в 1,5 километра. Оба управляемых реактивных снаряда попали в F-4D BuNo 66-0230. Члены экипажа «Фантома» катапультировались, после приземления их взяли в плен. Летчик, подполковник Джозеф У. Киттинджер имел на своем счету один сбитый 1 марта 1972 г. МиГ-21.
Оставшаяся тройка «Фантомов» набросилась на одиночный МиГ. Вьетнамцу не удалось избежать попадания ракеты. Нго Ван Фу благополучно катапультировался. Сбитый МиГ не занесли в реестр официальных индивидуальных побед ВВС США, поскольку по нему пустили ракеты экипажи всех трех «Фантомов», установить какой именно ракетой был сбит МиГ не представлялось возможным.
Анализ воздушных боев 8-11 мая наряду с опросом пленных привел командование в ВВС ДРВ к выводу, что американцам почти удалось парализовать действия истребительной авиации Северного Вьетнама.
Американцы старались атаковать вьетнамские истребители сразу после взлета, блокировали аэродромы. Причиной потерь стало также плохое взаимодействие летчиков и наземных служб наведения. Кроме того, значительное количество пилотов истребителей МиГ-21 впервые вступили в бой. Несмотря на то, что истребителями МиГ-21 были вооружены два полка, координация их действий практически отсутствовала -каждый дрался сам по себе.
Обсуждение причин высоких потерь вышло на самый высокий государственный уровень. Корнем зла посчитали неадекватное взаимодействие авиации, наземных служб управления, расчетов радиолокационных станций и наземной системы ПВО.
В середине 1972 г. основные силы истребительной авиации ВВС ДРВ действовали севернее 20-й параллели. Стремление сохранить силы вылилось к уменьшению наряда дежурных сил с 32-34 самолетов до 12-16.
Совещания на высшем уровне не могли отменить воздушных боев. 18 мая в отражении налета на аэродром Кип принимали участие четверка МиГ-17 из 923-го полка, пара МиГ-19 из 925-го полка и пара МиГ-21 из 927-го ИАП. Ведущим пары МиГ-21 являлся в недавнем прошлом летчик 921-го ИАП Нгуен Нхо Ньи. Над Кипом Ньи одержал свою восьмую и последнюю победу в воздушном бою - сбил «Фантом» (американцы потери не подтверждают).
Через два дня пара МиГ-21 из 921 ИАП после взлета с Нойбая атаковала группу из 12 F-4D, американские самолеты принадлежали 555-й эскадрильи 432-го авиакрыла. Ведомый До Ван Лань двумя ракетами сбил «Фантом» (BuNo 65-0600), оба члена экипажа американского самолета катапультировались. Летчики этого F-4D 1-й лейтенант Джон Д. Мэркли в одном из воздушных боев 10 мая сбил МиГ-21.
23 мая в воздушных боях принимали участие самолеты двух вооруженных истребителями МиГ-21 авиаполков. Летчик из 921-го ИАП рапортовал об одном сбитом им «Фантоме», ВВС США причиной потери F-4D посчитали зенитную ракету. Экипаж F-4E из 35-й эскадрильи 366-го авиакрыла заявил об уничтожении МиГ-21. Переведенный в 927-й полк ас Нгуен Дак Соат доложил о сбитым им штурмовике А-7В; флот, как и ВВС, также списал A-7D BuNo 154405 из эскадрильи VA-93 авиакрыла авианосца «Мидуэй» на зенитную ракету.
На следующие сутки летчики 921-го ИАП вновь пошли в бой. Влетело две пары МиГов. Первая пара взяла курс на северо-запад в направлении Тхайнгуена. Летчики выпустили все свои ракеты, но по неопытности промазали. Вторая пара ушла на юг, к Вабану. Ведущий отстрелялся неудачно - обе ракеты ушли «за молоком». На обратном пути у ведомого кончилось горючее. До Ван Лань решил попробовать сохранить дорогой истребитель, и ему это удалось. С выключенным двигателем летчик планировал (точнее управлял самолетом в падении) 45 километров, прежде чем колеса МиГа коснулись бетонки аэродрома Нойбай.
Согласно вьетнамским данным истребительная авиация ДРВ не одержала побед в воздушных боях 24 мая, но флот США списал на потерю от МиГов истребитель F-8J BuNo 150311 из эскадрильи VF-24 авиакрыла авианосца «Хэнкок».
В последний день мая по одному МиГ-21 сбили экипажи F-4D и F-4E 432-го авиакрыла. Одним из победителей стал летчик 555-й эскадрильи капитан Пол Ритчи, сбивший свой второй МиГ.
Потери не снижались, поэтому штаб ВВС ДРВ провел в конце мая очередное совещание с участием командования вооруженных МиГами истребительных авиаполков. Через две недели после совещания был подготовлен отчет, в котором анализировалась тактика действий американской авиации, приводились типовые маневры, используемые пилотами «Фантомов» и давались рекомендации по использованию собственных истребителей. Содержание отчета немедленно довели до сведения летного состава истребительных авиаполков. Увы, вторая половина 1972 г. ознаменовалась еще более тяжелыми потерями обоих вооруженных истребителями МиГ-21 полков в воздушных боях с американской авиацией.
Июнь начался для пилотов 921-го ИАП удачно: 1 числа пара МиГов перехватила 12 «Фантомов» между Суойрат и Виеттри. Ведущий пары Фам Фу Тхай так резко начал преследования, что «приложил» самолет на 9,5G при максимально допустимой перегрузке в 7G! Тхай умудрился не разложить истребитель на винтики-гаечки, сбить «Фантом» и благополучно вернуться на свою базу. Американцы посчитали, F-4 был сбит зенитной ракетой.
10 июня пара МиГ-21 сбила самолет неустановленного типа, американские данные этой информации не подтверждают. Через трое суток над Виньфу в воздушном бою с группой «Фантомов» из 308-й эскадрильи 432-го авиакрыла сошлась четверка МиГ-21 из 921-го ИАП. Отличился командир звена вьетнамских истребителей Фам Фу Тхай, сбивший один F-4 (BuNo 77-0365), оба члена экипажа которого погибли. Ведущий второй пары МиГов также заявил о победе, но американцы признали потерю 13 июня только одного самолета.
21 июня До Ван Лань в качестве ведущего пары МиГов из 921-го ИАП сбил F-4E BuNo 69-0282 из 334-й эскадрильи 8-го авиакрыла. В двух других воздушных боях, имевших место 21-го числа, вьетнамцы сбили еще по «Фантому» (F-4E из 469-й эскадрильи 388-го авиакрыла ВВС США и F-4J из эскадрильи VF-31 авиакрыла авианосца CVA-60 «Сара-тога».
Больших успехов пилоты МиГ-21 добились 24 июня. Пара истребителей из 927-го полка была поднята на перехват приближавшейся к Тханьсону с северо-запада группы самолетов противника. Команда на взлет запоздала, поэтому уже через несколько минут МиГи нарвались на «Фантом». Ведущий вьетнамской пары не мог поддерживать радиосвязь с ведомым. Командир атаковал «Фантом» в одиночку, но промахнулся.
Радиолокатор обнаружил приближение других групп американских самолетов. Противник атаковал индустриальный район Тхайнгуен, ряд объектов на шоссе №1 между Ханоем и Лангсоном. Командование решило поднять в воздух дополнительное количество истребителей МиГ-21 МФ из 927-го ИАП. В 15 ч 12 мин взлетели Нгуен Дак Пью и Ха Винь Тхань.
Одна пара «Фантомов» отделилась от группы, когда американские самолеты достигли Футхо. Перед этой парой стояла задача перехватить МиГи. К этому времени в воздухе уже находилась и пара Нго Дай Тха/Нгуен Дак Соат. Нгуен Дак Соат опередил американских охотников за МиГами: выпущенная им ракета сбила F-4E BuNo 68-0315 из 421-й эскадрильи 366-го авиакрыла. Это была вторая из шести побед Соата.
Вьетнамец попробовал достать ведущий «Фантом», самолет противника оказался слишком близко - ближе минимально допустимой дистанции пуска ракеты. Пилот «Фантома» сбрасывал скорость, одновременно закладывая правый вираж в надежде затянуть МиГ в бой на горизонтали. Нгуен Дак Соат знал этот тактический прием, поэтому не купился на него. Летчик вышел из боя, а спустя несколько минут благополучно приземлился в Нойбае.
В это время Нго Дай Тха атаковал «Фантом» из другой группы и сбил его (потерю американские источники не подтверждают). Вьетнамец вышел из атаки свечкой, с разворота он устремился на самолет ведущего американской группы. Слишком высокая скорость и большой угол атаки истребителя сорвали захват головки самонаведения - ракета сошла с траектории. Тха также как и Соат благополучно вернулся в Нойбай.
В 15 ч 42 взлетела пара Нгуен Ван Нгья/Нгуен Ван Тоан, вновь сразу же после взлета МиГи перехватили «Фантомы». Тоан выпустил ракету, но промахнулся. Ведущий оказался более удачливым, его ракета поразила F-4D BuNo 66-7636 из 25-й эскадрильи 8-го тактического истребительного авиакрыла.
Очередной налет на Ханой состоялся 27 июня, в нем приняло участие 44 самолета ВВС США. Удары наносились по нескольким объектам, в число которых попали аэродромы Нойбай и Гиалам. Двенадцать «Фантомов» пытались отсечь МиГи от вооруженных противорадиолокационными ракетами «Тандерчифов». Целями «Тадов» служили РЛС наведения истребителей и радары обзора воздушного пространства зенитно-ракетных комплексов.
Первой вступила в бой пара Нгуен Дак Нха/Ха Вин Тхань, пилоты МиГ-21 сбили один F-4E; американцы считают, что этот самолет был сбит зенитной ракетой.
Через несколько минут на арене появилось дополнительные силы американских истребителей, шедших парами и четверками на высоте 5000-6000 м. После обнаружения группы в воздух поднялась пара МиГ-21, летчики - Нгуен Дак Соат и Нго Дай Тха.
В районе Хоабиня Соат и Тха обнаружили прямо перед собой четверку «Фантомов», еще одно звено F-4 приближалось с запада, со стороны Лаоса. Вьетнамцы не стали атаковать «подставу», они развернулись, чтобы набрать высоту для атаки второго звена. МиГи забрались на 5000 м, «Фантомы» шли на 3000 метрах.
С дистанции 1500 м Нгуен Дак Соат произвел пуск ракеты, которая поразила истребитель-бомбардировщик F-4E BuNo 67-0248 из 308-й эскадрильи 432-го авиакрыла. За «Фантомом» потянулся густой шлейф черного дыма, но языков пламени не наблюдалось. Пламя появилось после попадания второй ракеты - на этом «Фантоме» Соат поставил жирную точку. Вьетнамец израсходовал все ракеты, после чего немедленно пошел на посадку.
Внимание Нго Дай Тха привлекла замыкающая строй пара «Фантомов». Летчик также выпустил две ракеты по одному из американских истребителей. Согласно рапорту Тха F-4 был сбит, с рапортом не согласны американцы: «Фантом» вернулся на базу. В горячке боя Нго Дай Тха забил о необходимости контролировать запас топлива, за что едва не поплатился: летчик приткнул МиГ с сухими баками на поле в окрестностях города Хоалак.
Над Нгьяло пара Фам Фу Тхай/Бай Тхань Лием перехватила четверку «Фантомов». Американцы ушли от атаковавших их МиГов в облака. Несколькими минутами позже Тхай заметил «Фантом» слева от себя, пару - справа, а еще один завершал левый вираж. Тхай приказал ведомому отслеживать действия «левых» самолетов противника. После того как вьетнамцы убедились в том, что им никто не помешает, они пошли на сближение. С дистанции 1300 м Фам Фу Тхай выпустил ракету; ракету с дистанции 1500 м запустил и Бай Тхань Лием. Обе ракеты поразили цели - были сбиты истребители-бомбардировщики F-4E BuNo 69-7271 и BuNo 69-7296 из 366-го тактического истребительного авиакрыла.
«Целью» для Фам Фу Тхая стал оператор БРЭО «Фантома» 69-7271 капитан Томас Дж. Хэнтон с позывным «Вэлинг 04»:
- Три звена нашего авиакрыла утром 27 июня представляли собой ударную группу, целью удара которой являлись вьетнамские РЛС, четвертое звено выполняло функции боевого воздушного патруля. Все звенья состояли из четырех самолетов F-4E.
- Мы построились в боевой порядок над центральными районами Лаоса, боевой порядок мы прозвали «гориллой». Дальнее патрулирование над лаосско-вьетнамской границей вело звено из братской 421 -и эскадрильи, еще одно звено шло сзади и левее ударной группы.
- Еще одна эскадрилья нашего крыла (4-я тактическая истребительная эскадрилья) выделила два звена, которые взяли ударную группу в «коробочку». Командир всей группы возглавлял два звена, шедших левее загруженных бомбами «Фантомов». Атак МиГов мы ожидали, в первую очередь, именно с левого фланга.
- Три наших звена уже вышли на цель, когда мы обнаружили пару МиГов. Первый их них уже сбросил топливный бак, но элемент внезапности был утерян, и он отказался от атаки. Мы не могли поддерживать с ним визуальный контакт - МиГи находились на удалении 40 км, однако на экране радара они наблюдались уверенно. Мы прочесали район между Ханоем и Хайфоном, после чего 12 «Фантомов» направились в точку рандеву с самолетом-заправщиком.
- Пока мы «сосали» танкер, наземный пункт управления координировал поисково-спасательную операцию по эвакуации экипажей двух сбитых утром «Фантомов». Мы находились северо-восточнее Ханоя, прикрывая самолет передового авиационного наведения.
- В роли одиночного скоростного самолета передового авиационного наведения выступал F-4E, который пилотировал опытный экипаж. Работа таких экипажей в воздушном пространстве Северного Вьетнама считалась исключительно опасной. Нам следовало прикрывать «Фантом» и поисково-спасательную группу.
- Нам поступила информация о приближении со стороны Ханоя «голубых бандитов» - истребителей МиГ-21.
- Командир звена немедленно приказал сбросить топливные баки. Мы развернулись в направлении Ханоя, чтобы визуально обнаружить противника. Погоня закончилась безрезультатно. Бросок на высокой скорости и сброшенные баки заставили нас снова искать встречи с танкером.
- После очередной, третьей по счету, дозаправки мы опять вернулись в воздушное пространство Северного Вьетнама. Запас топлива во внутренних баках позволял описать только один большой вираж в районе работы самолета передового авиационного наведения, после чего вернуться на ближайшую таиландскую базу Удорн. Стояло ясная погода, опасности заблудиться не было, иначе топлива не хватило бы и на один круг.
- Мы вернулись в район патрулирования. Командир передал: «Мы здесь, нас четверо, «Вэлинт». Я же поинтересовался у своего летчика Линна Эйкмана насчет остатка горючего. Эйкман ответил не переговорному устройству, а по рации «Я «Вэлинт четыре», у меня - ноль!» Командир звена никак не отреагировал, в общем-то это было не удивительно: мы старались свести радиообмен к минимуму. Мы продолжали «рулить» в сторону Ханоя.
- Ввиду угрозы со стороны системы ПВО Северного Вьетнама, нам приходилось постоянно маневрировать с высокими перегрузками, что не могло не отразится на количество керосина в баках нашего «Фантома».
- Запас горючего быстро приближался к аварийному остатку, позволявшему только дотянуть до Удорна и сесть с первого захода. С таким запасом мы не могли даже принять топлива от самолета-заправщика - его не хватало для выхода в точку встречи и маневров сближения с танкером. Тем не менее, командир звена продолжал нас тащить на восток.
- В случае встречи с МиГами малый запас топлива не позволил бы выполнить даже простейшего маневра. Линн снова предупредил ведущего о малом остатке горючего. Линн старался всеми способами экономить горючее. В этот момент поступила информация о появлении МиГов. До них оставалось пока 25 км - непосредственной угрозы истребители не представляли.
- Линн для экономии топлива использовал энергию поля притяжения Земли: он переводил «Фантом» в пикирование, набирал скорость, а потом за счет возросшей на пикировании скорости вскидывал машину вверх. При таком маневрировании три других «Фантома» нашего звена практически все время находились выше. Мы сильно надеялись на удачу.
- Зря, как оказалось. По самолету словно ударили молотом: в «Фантом» попала ракета, запущенная с МиГ-21.
- Я толком не мог понять что же произошло. Самолет потерял управление, левый двигатель горел, была поврежденная гидросистема, с помощью которой работали приводы управляющих поверхностей. Я изготовился к катапультированию, взгляд не отрывался от альтиметра.
- Как мы договорились перед полетом, в случае снижения до высоты менее 450 м, следовало катапультироваться. Высоты катапультирования мы достигли неправдоподобно быстро.
- Я взялся правой рукой за расположенную между ног держку катапульты. Активизировал обе катапульты летчик. У нас не работало переговорное устройство, поэтому он не смог предупредить меня о катапультировании, к счастью я успел скорректировать свое положение в кресле.
- Последующие девять месяцев я провел в плену, в знаменитом лагере «Ханой Хилтон». Меня освободили 27 марта 1973 г.
Несмотря на тяжелые бои первой половины 1972 г. ВВС ДРВ продолжало подготовку кадров. Для переучивания на МиГ-21 МФ была отобрана группа пилотов, летавших на МиГ-17.
Важную роль в ходе налетов, выполнявшихся в рамках операции «Лайнбэкер», играли стратегические бомбардировщики В-52. Некоторые «Стратофортрессы» наносили удары ночью. Истребители МиГ-17 и МиГ-19 не имели шансов перехватить летевшие в стратосфере гигантские бомбардировщики. Единственным самолет, представлявшим для В-52 угрозу, являлся МиГ-21. В середине 1972 г. в штабе ВВС был разработан план отражения налетов В-52, для прохождения специальной тактики борьбы с «крепостями» отобрали 12 летчиков, восьмерых из них ориентировали на выполнение ночных перехватов.
Тренировочные полеты выполнялись на МиГ-21, не взирая на метеоусловия, днем и ночью, с бетонных взлетно-посадочных полос стационарных аэродромов и с ограниченных по длине грунтовых площадок аэродромов подскока. К концу года все 12 летчиков были готовы к перехвату стратосферных крепостей.
Параллельно с подготовкой к перехвату стратегических бомбардировщиков велось постоянное совершенствование тактики борьбы с истребителями-бомбардировщиками ВВС и ВМС США. К этому времени из-за совершенствования применяемых американцами средств радиоэлектронной борьбы сильно осложнилась работа расчетов вьетнамских РЛС обнаружения воздушных целей. Подвергалась критике тактика ввода в бой и подготовки к боевому вылету летчиков-истребителей. Пилотам настоятельно рекомендовалось тщательно изучать боевой опыт, стараться предвосхищать свои действия в боевом вылете.
Сигналом правильности подхода стал сбитый 5 июля «Фантом» - первый после 27 июня. Нгуен Тиен Сам и Ха Винь Тхань из 927-го ИАП перехватили над Хабаком пару F-4E из 34-й эскадрильи 388-й авиакрыла. Пуск первой ракеты Сам произвел с дистанции 2000 м, по неизвестном причинам самоликвидатор У Р сработал сразу после схода ракеты с пилона. К счастью МиГ Нгуена Тиена Сама повреждений не получил. Летчик пустил вторую ракету с дистанции 1000 м. F-4E BuNo 67-0296 взорвался в воздухе. Через несколько секунд Ха Винь Тхань двумя ракетами сбил F-4E BuNo 67-0339.
8 июля свою восьмую и последнюю победу одержал ас Данг Нгок Нга, он сбил F-4E BuNo 69-7563 из 4-й эскадрильи 366-го тактического истребительного авиакрыла. Экипаж был после катапультирования эвакуирован поисково-спасательным вертолетом. 29 июля парни рассчитались с вьетнамцам - сбили МиГ-21!
Победа Данга Нгока Нга стала единственным светлым пятном на темном фоне того дня: экипажи «Фантомов» из 366-го и 432-го авиакрыльев сбили три истребителя МиГ-21, причем два сбил экипаж из 432-го авиакрыла в который входил капитан Стив Ритчи - единственный летчик ВВС США, одержавший пять побед в воздушных боях над Вьетнамом.
Один из МиГов «Фантомы» атаковали при заходе вьетнамского самолета на посадку в Нойбае, самолет принадлежал 921-му полку. Вьетнамский летчик получил команду следовать в Кип, но почему-то полетел на аэродром Хоалак. В воздухе над Хоалаком находилось еще больше «Фантомов», чем на Нойбаем. Летчик взял курс на Гиалам, однако его решение явно запоздало: «Фантомы» вцепились в добычу мертвой хваткой. МиГ был сбит.
Летчики МиГов отыгрались 10-го июля, сбив F-4J BuNo 155803 из эскадрильи VF-103 авиакрыла авианосца «Саратога». 19 июля звено F-4D из 13-й эскадрильи 432-го авиакрыла сбило МиГ-21 из 921-го полка. Летчик катапультировался, однако приземлился на деревья, получил тяжелые ранения и умер в госпитале через несколько дней.
Нгуен Тиен Сам и Ха Винь Тхань 24 июля рапортовали о сбитом юго-западнее Ханоя американском истребителе. ВВС США потеряли в этот день F-4E BuNo 66-0369 из 421-й эскадрильи 366-го авиакрыла. Самолет был сбит ракетой, выпущенной Нгуеном Тиен Самом. Уже на посадке самолет ведущего вьетнамской пары атаковал «Фантом». Дистанция оказалась слишком мала для пуска ракеты по «Фантому», поэтому Ха Винь Тхан принял решение имитировать таран. Летчик перевел двигатель на форсаж - самолет стремительно понесся прямо на истребитель противника. Нервы американского летчика не выдержали - F-4 отвернул. Оба МиГа благополучно приземлились на аэродроме Нойбай.
В тот же день еще один воздушный бой южнее Ханоя провели Ле Тхань Дао и Труонг Тон. Дао и Тон доложили о двух сбитых «Фантомах» (по одному на брата), но американские данные их рапорты не подтверждают. На посадке в Кипе летчиков едва не сбило другое звено «Фантомов» - американцев отогнали зенитчики. К этому времени артиллеристы научились отличать «Фантомы» от МиГов!
Конец июля ознаменовался большим количество воздушных боев. 29 июля истребители F-4D из 13-й эскадрильи 432-го авиакрыла и F-4E из 4-й эскадрильи 366-го авиакрыла сбили по одному МиГ-21. В тот же день уже имевший титул аса Нгуен Тиен Сам сбил F-4E BuNo 66-0367 из 4-й эскадрильи 366-го авиакрыла. 30 июля отличился другой вьетнамский ас: жертвой Нгуена Дак Соата стал F-4D BuNo 66-7597 из 523-й эскадрильи 432-го авиакрыла.
Август начался с побед американцев. 10-го числа экипаж F-4J BuNo 157299 из эскадрильи VF-103 сбил МиГ-21. Через два дня F-4E из 58-го эскадрильи 432-го авиакрыла сбил еще один МиГ-21. «Фантом» принадлежал ВВС США, но победу засчитали морской авиации, так как в кабине сидели проходившие стажировку в ВВС военнослужащие летчик кэптен корпуса морской пехоты США Лоуренс Ричард и оператор БРЭО из авиации ВМС США лейтенант-коммендер Мичел Эттил.
Очередной воздушный бой имел место 15 августа. Пара МиГов, ведущим которой являлся ас Данг Нгок Нга (семь побед) получила предупреждение от наземной РЛС о наличии в опасной близости самолетов противника. Предупреждение запоздало: в районе аэродрома Хоабинь «Фантомы» из 366-й эскадрильи 8-го тактического истребительного авиакрыла сбили оба МиГа, летчики погибли. Интересно, что ВВС США подтверждают только одну победу.
Через четыре дня жертвой F-4Е из 4-й эскадрильи 366-го тактического истребительного авиакрыла стал еще один МиГ-21. 28 августа экипаж «Фантома» в составе летчика капитана Стива Ритчи и оператора БРЭО капитана Чарлза Де Белльвю сбил пятый за август истребитель МиГ-21.
Пилоты МиГов в августе дробились успеха только в воздушном бою 26-го числа, когда Нгуен Дак Соат сбил F-4J BuNo 155811 из эскадрильи VMFA-232 корпуса морской пехоты США - единственный «Фантом» корпуса морской пехоты, потерянный в воздушном бою с МиГами за весь период войны в Индокитае.
Летчики Мигов проявили себя гораздо лучше в воздушных боях сентября-месяца. 9-го числа F-4E сбил До Ван Лань из 921-го ИАП (ВВС США отнесли эту потерю на счет зенитно-ракетных комплексов). В свою очередь один МиГ-21 (и два МиГ-19) были сбиты экипажами «Фантомов» из 555-й эскадрильи 432-го авиакрыла.
11 сентября известный ас Ле Грань Дао (шесть побед в воздушных боях) сбил F-4E BuNo 69-0288 из 355-й эскадрильи 8-го авиакрыла, а экипаж F-4J BuNo 155526 из эскадрильи VMFA-333, которая базировалась на борту авианосца «Америка», поразил ракетой МиГ-21. Этот сбитый МиГ стал единственным вьетнамским истребителем, сбитым экипажем «Фантома» авиации корпуса морской пехоты США. Сам «Фантом» через несколько минут после победы уничтожила зенитная ракета.
Еще один вьетнамский ас Нгуен Тиен Сам отличился 12 сентября -его жертвой оказался F-4E BuNo 69-7266 из 335-й эскадрильи 8-го авиакрыла. Американцы не остались в накладе: экипажи 388-го авиакрыла сбили 21-го числа три МиГ-21. Последний «сентябрьский» МиГ-21 был уничтожен в воздушном бою 16 сентября - экипаж 555-й эскадрильи 432-го авиакрыла занес на счет своего подразделения 34 с начала войны победу.
Октябрь начался не очень удачно для американцев. 5 и 6 октября ВВС США потеряли два «Фантома»: F-4D BuNo 66-8738 из 8-го авиакрыла сбил Нгуен Тин Сам, F-4E BuNo 69-7573 из 307-й эскадрильи 432-го авиакрыла уничтожил Нгуен Ван Нгья. В свою очередь 5 октября «Фантом» из 34-й эскадрильи 388-го авиакрыла сбил МиГ-21, 6 октября экипаж F-4 из 35-й эскадрильи 388-го авиакрыла уничтожил МиГ-19.
12 октября Нгуенн Дак Соат сбил F-4E BuNo9 69-0276 из 34-й эскадрильи, это была шестая и последняя победа аса. Больше в октябре американских самолетов пилотам МиГ-21 сбить не удалось. Янки же уничтожили еще пять истребителей ВВС ДРВ (все МиГ-21). Четыре МиГа (12 и 13 сентября - по одному, 15 сентября - два) сбили экипажи «Фантомов» из 432-го авиакрыла, пятый МиГ сбил 15 сентября экипаж F-4 из 34-й эскадрильи 388-го авиакрыла.
Президент США Ричард Никсон объявил 22 октября о приостановке налетов на территорию Северного Вьетнама. Одновременно резко возрос объем американской помощи Сайгону. Новые операции планировалось вести на территории, соизмеримой по площади с территорией ДРВ. Бомбардировщики В-52 продолжали бороться с автоперевозками в зоне ответственности 4-го военного округа. Севернее 20-й параллели постоянно летали стратегические «трехмаховые» разведчики SR-71. В этот период летчикам истребителей МиГ-21 удалось сбить лишь три беспилотных разведчика «Файрби».
Тревогу командования ВВС ДРВ вызывала неспособность истребителей бороться с В-52. В очередной раз был проведен анализ тактики действий американской стратегической авиации с целью выработки эффективных мер противодействия со стороны истребительной авиации. Увы, результат оставался прежним - никаким.
Так 13 апреля 1973 г. янки нанесли удар по аэродрому Тхоксуан. В воздух был поднят истребитель МиГ-21, летчик которого не сумел обнаружить бомбардировщики из-за ограниченной видимости. Погода ухудшилась настолько, что пилоту МиГа пришлось катапультироваться после нескольких неудачных заходов на посадку. Неделей позже вьетнамцы «купились» на подставу. Плотная группа «Фантомов» имитировала профиль полета стратегического бомбардировщика. Расчет РЛС обнаружения воздушных целей идентифицировал истребители как бомбардировщик - чего американцы и добивались. На перехват «В-52» подняли истребители МиГ-21, один из которых был сбит превратившимися в «Фантомы» бомбардировщиком.
Несколько месяцев отработки тактики борьбы с бомбардировщиками В-52 оформились в конкретные рекомендации в конце 1972 г.
14 декабря 1972 г. президент Никсон одобрил план бомбардировок Ханоя и Хайфона, массированными налетами глава США надеялся усадить руководство ДРВ за стол переговоров. Операция «Лайнбэкер II» началась тремя днями позже. По своим масштабам история авиации не знала ничего подобного со времен бомбежек авиацией союзников германских городов в годы второй мировой войны. Ударам бомбардировщиков предшествовала интенсивная воздушная разведка вьетнамских аэродромов, позиций зенитно-ракетных дивизионов и зенитной артиллерии.
В 19 ч 40 мин. 18 декабря стратегические бомбардировщики В-52 вместе с истребителями-бомбардировщиками обрушились на аэродромы Кип, Нойбай, Гиалэм, Хоалак и Йенбай, на промышленные центры Донгань, Йенвиен, Дакгианг, на радиопередающий центр Митри. Одновременно налету подвергся крупнейший морской порт Северного Вьетнама Хайфон.
Удар по аэродромам наносили истребители-бомбардировщики с изменяемой стреловидностью крыла F-111, в то время как «Фантомы» подавляли наземную систему ПВО. Бомбардировщики В-52 вышли к Ханою со стороны Тамдао. «Стратокрепости» сопровождало порядка сотни «Фантомов», четверка F-105G «Wild Weasel» атаковала вьетнамские РЛС.
Дежурные пары истребителей МиГ-21 МФ находились в круглосуточной готовности к взлеты на аэродромах Нойбай, Кип и Хоалак с утра 18 декабря. Время реакции на команду «взлет» составляло шесть минут днем и семь - ночью.
Расчет радиолокатора, установленного в районе Куангбиня примерно в 18 ч доложил о появлении интенсивных помехах в диапазоне частот, на которых работала станция. В 18 ч 30 мин аналогичный доклад поступил из штаба 45-й радиолокационной роты, зетам - из 16-й радиолокационной роты. Тем не менее, радиометристы сумели засечь большую группу бомбардировщиков В-52. В 19 ч 25 г. над Нойбаем появилась тройка F-111. Американские самолеты не сумели вывести из строя взлетно-посадочную полосу. На взлет пошел МиГ-21МФ, в кабине которого находился Фам Ту аи:
- Пролетая на Хоабинем, я обнаружил большое количество самолетов противника, державших курс на Ханой. Чтобы не столкнуться, летчики американских самолетов включили аэронавигационные огни. Я вывел двигатель на форсаж, изготовил ракеты к пуску. Я также включил радиолокационный прицел РП-21, однако экран был весь забит помехами, бортовой локатор в таких условиях помочь мне ничем не мог. Мое присутствие не осталось незамеченным: В-52 увеличили скорость.
Той ночью в воздух поднимались еще и МиГи с аэродрома Хоалак, но летчики не сумели обнаружить противника. Воздушный стрелок В-52 из 307-го бомбардировочного авиакрыла стратегического авиационного командования ВВС США заявил об одном сбитом истребителе МиГ-21. Согласно вьетнамским данным ВВС ДРВ потерь не понесли. На сбитые американские самолеты никто из вьетнамских летчиков-истребителей не претендовал.
На следующую ночь «Стратокрепости» опять бомбили Ханой и Хайфон. Вскоре вьетнамцы приспособились к тактике противника. Так, 23 числа истребители ВВС ДРВ сбили четыре «Фантома», потеряв один МиГ-21. В декабре ВВС США претендовали еще на три сбитых МиГ-21: 21 и 22 числа (оба сбиты экипажами «Фантомов» из 555-й эскадрильи 432-го авиакрыла), 25 декабря МиГ сбил воздушный стрелок В-52 из 307-го бомбардировочного авиакрыла.
Сбить В-52 вьетнамским летчикам-истребителям никак не удавалось. Командование ВВС ДРВ даже приказало в случае невозможности сбить «Стратокрепость» ракетами воздух-воздух идти на таран.
Несмотря на десятидневные бомбардировки, все аэродромы, за исключением Нойбая и Кипа, оставались в пригодном к полетам состоянии. 27 декабря на перехват В-52 поднялось несколько истребителей МиГ-21, в числе которых находился и самолет Фам Туана:
- В 22 ч 00 мин я получил команду на взлет. На высоте 200-300 м я вошел в плотную облачность. Меня информировали о приближении к Мокчау группы бомбардировщиков В-52. Операторы станций наведения в Соела и Мокчау постоянно передавали дистанцию до противника: 60 километров, 50, 40... Как планировалось полетным заданием на высоте 7000 м я сбросил топливный бак. Радиолокационные станции отслеживали маршрут полета вражеских бомбардировщиков, меня предупредили о наличии в воздухе «Фантомов» эскорта.
- Впереди я увидел пульсирующую желтую точку - выхлоп реактивного двигателя. Увеличив скорость до 1200 км/ч, поднялся на 10 000 м, на этой высоте летели «Стратокрепости». Я передал по радио: «Обнаружил противника. Прошу разрешить атаку». Получил ответ: «Запусти обе ракеты, после чего быстро выходи из боя».
- Американцы шли разомкнутым строем, дистанция между В-52 составляла два-три километра. Я произвел последнюю предпусковую проверку ракет, когда поравнялся с третьим в строю В-52. Я принял решение стрелять одновременно двумя ракетами по второму бомбардировщику. Пуск произвел с дистанции два километра. Вражеский самолет загорелся. Выходил из атаки пикированием до высоты 2000 м, после чего взял курс на Нойбай, где благополучно приземлился. Уцелевшие бомбардировщики немедленно сбросили свой груз, после чего развернулись на обратный курс. Все члены экипажа сбитого мною В-52 погибли.
Американцы до сих пор упорно отрицают факт потери стратегического бомбардировщика в результате атаки МиГа, причиной потери самолета ВВС США считают зенитную ракету. В то же время данные US Air Force подтверждают потерю в воздушных боях двух F-4E (BuNo 67-0292 и BuNo 67-0234) из 432-го авиакрыла. «Фантомы» сбил один летчик - Тран Виет из 921-го ИАП, он также доложил о третьем сбитом им в эту ночь «Фантоме». Тран Виет стал последним пилотом МиГ-21 сбившим F-4 в небе Вьетнама.
Аэродромы Нойбай, Кип, Йенбай и Гиалэм подвергались постоянному воздействию со стороны авиации противника, поэтому командование ВВС ДРВ в тайне перебросило все истребители МиГ-21 но новую базу Камтхай, расположенную в провинции Тханьхоа. 29 декабря экипаж F-4D из 555-й эскадрильи 432-го авиакрыла ВВС США и экипаж F-4J из эскадрильи VF-142 авиакрыла авианосца «Энтерпрайз» сбили по одному МиГ-21. Моряки одержали последнюю за войну победу в воздушном бою.
Авиация ВМС США также понесла 29 декабря утрату - согласно американским данным выпущенной летчиком МиГа ракетой был сбит разведчик RA-5C BuNo 156633 из эскадрильи RVAH-13 авиакрыла авианосца «Энтерпрайз». Данные ВВС ДРВ о сбитом «Виджиленте» умалчивают. Тем не менее, RA-5C вошел в официальный реестр потерь американской авиации за время войны в Индокитае, как последний самолет, сбитый МиГом.
С аэродрома Камтхай в 21 ч 41 мин на перехват В-52 взлетел Ва Ксуан Тхиеу. По командам станции наведения Тхиеу обнаружил группу самолетов противника над Сонла. Вьетнамец подошел к «Стратокрепости» на предельную дистанцию, но, в нарушение инструкций, произвел пуск ракеты. От подрыва боевой части ракеты сдетонировал боекомплект В-52. Сила взрыва была столь велика, а дистанция минимально настолько, что у Ва Ксуан Тхиеу не имелось возможности удержать МиГ в управляемом полете. Утром крестьяне нашли перемешанные обломки МиГа-21 и В-52, самолеты упали в одном месте. Этот бомбардировщик также занесли в число удач вьетнамских ракетчиков.
Бомбардировочная кампания, которую США вели против ДРВ, завершилась 30 декабря. Стороны вернулись к круглому столу Парижских переговоров.
Действую с аэродрома Нойбай, истребители МиГ-21 совершили в период с 18 по 30 декабря всего 27 боевых вылетов. Скромные результаты противоборства со стратегическими бомбардировщиками отчасти объясняются недостаточным количеством подготовленных для перехвата Боингов пилотов: всего 13 из 194 летчиков-истребителей ВВС ДРВ могли уверенно летать в темное время суток.
Генерал Фесенко, бывший в 1972 г. главным советником ВВС ДРВ предоставил следующие данные боевой работы истребительной авиации ВВС США. В течение 1972 г. летчики истребительных авиаполков совершили в общей сложности 823 боевых вылета (540 на МиГ-21, 207 на МиГ-17 и 76 на МиГ-19), провели 201 воздушный бой, сбив 89 самолетов противника ценой потери 52 истребителей (34 МиГ-15, девяти МиГ-17 и девяти МиГ-19).
Половина летчиков МиГов налетало не менее 450 часов. Из 187 имевшихся на вооружении ВВС ДРВ, осенью 1972 боеспособными являлись всего 47 (31 МиГ-21 и 16 МиГ-17). Неизвестно сколько самолетов оставалось исправными после завершения операции «Лайнбэкер II». После массированных налетов американской авиации на аэродромы, все истребители, кроме дежурных пар стали укрывать в бетонных или естественных каменных бункерах.
Последнюю потерю в воздушном бою ВВС ДРВ понесли 7 января 1973 г.: экипаж F-4D из 4-й эскадрильи 432-го авиакрыла сбил МиГ-21.