Продажа квартиры в москве в цао или обменять, продать нежвижимость. | Купить мебель купить стол для переговоровв офис от магазина EasyOffice.ru

Кульминация

 

К началу 1972 г. все летчики 921-го ИАП переучились на более современный МиГ-21МФ («изделие 96»), дополнительное количество пи­лотов получило квалификацию, по­зволявшую управлять самолетом в сложных метеоусловиях и ночью. Штаб полка был переведен в Бачмай, в то время как самолеты базирова­лись на аэродроме Чуонгмай в про­винции Хатай. Теперь каждый полк ВВС ДРВ должен был иметь резерв­ный командный пункт, который на­ходился бы в постоянной готовнос­ти взять управление воздушным боем на себя.

Год 1972 стал тяжелым испы­танием для истребительной авиации ВВС ДРВ, которой пришлось при­нять участие едва ли не в самым круп­ном воздушном сражении со времен второй мировой войны - отражении американских налетов в рамках опе­рации «Лайнбекер II».

Вьетнамская армия готовилась к очередному весеннему наступлению; грузопоток по тропе Хо Ши Мина рез­ко возрос. Руководители партии и пра­вительства страны считали, что настал час нанести решительный удар по вра­гу, после чего водрузить Красное зна­мя мира и социализма в самом логове противника - Сайгоне. Вьетнам дол­жен стать единым, социалистическим естественно.

Подготовка наступления не ускользнула от внимания американ­цев: полеты самолетов-разведчиков участились. Дальше события разви­вались по принципу домино: чаще летают разведчики - чаще на пере­хват поднимаются МиГи, разведчи­ков начинают сопровождать истре­бители - интенсивность воздушных боев нарастает еще больше.

Будущий ас морской авиации лейтенант Рэнди Кэннигхэм (кстати - единственный американский ас вре­мен Вьетнамской войны) и его опе­ратор БРЭО лейтенант Вилли Дрисколл впервые с марта 1970 г. сбили 12 января 1972 г. вьетнамский истре­битель - МиГ-21. В воздушных боях 21 февраля, 1 и 30 марта, 16 апреля экипажи «Фантомов» ВВС США сби­ли еще шесть истребителей МиГ-21. В этот период над демилитаризован­ной зоной в районе 20-й параллели действовало не менее 30 истребите­лей (десять МиГ-21, шесть МиГ-19, 14 МиГ-17). Вьетнамские самолеты пы­тались прикрыть автоколонны на тропе Хо Ши Мина и вблизи грани­цы с Южным Вьетнамом. Потеря нескольких самолетов, включая трех МиГ-21, заставило командование ВВС ДРВ ограничить южный рубеж действия своей авиации 20-й парал­лелью. Истребителям разрешалось вступать в бой только при наличии четкого радиолокационного поля и под контролем наземного командно­го пункта.

Все самолеты 921-го полка продолжали действовать в воздуш­ном пространстве 4-го военного ок­руга, но в любой момент его могли перенацелить на оборону Ханоя и Хайфона.

Эскалация воздушной войны совпала с формированием второго вооруженного МиГ-21 истребитель­ного авиационного полка ВВС ДРВ - 927-го ИАП «Лам Сон» («Lam Son»). На вооружение части поступи­ли самолеты модификации «ПФМ» (изделие 94"). Полк должен был дей­ствовать совместно с 921-м ИАП се­вернее 20-й параллели. В командова­ние 921-м ИАП вступил Нгуен Хонг Ньи, имевший к этому времени на своем счету восемь побед в воздуш­ных боях.

За счет использования «Фан­томов» новых модификаций и пересмотра тактики, пилоты ВВС США сбили за первые четыре месяца 1972 г. семь МиГ-21 без потерь со своей стороны. Ситуация изменилась 27 апреля.

Летчики Хоанг Куок Данг и Као Сон Кьяо взлетели с аэродрома Нойбай, взяв курс на Вабан. Вскоре после взлета она обнаружили в шес­ти километрах прямо по курсу пару F-4B. Летчики МиГов быстро сокра­тили дистанцию до трех километров, после чего Хоанг Куок Данг произ­вел пуск ракеты по одному из «Фан­томов». Истребитель-бомбардиров­щик F-4B BuNo 153025 из эскадрильи VF-51 (авиакрыло авианосца «Корал Си») был сбит. Один из членов эки­пажа этого «Фантома», оператор БРЭО лейтенант-коммендер Джеймс Б. Содер, вспоминал:

- Я был сбит в своем 335-м бо­евым вылетом во Вьетнаме, это была моя третья командировка в Индоки­тай. Мне исполнился 31 год и я имел звание лейтенант-коммендера с общем налетом на F-4 более 1000 часов. В том полете первое кресло «Фанто­ма» занимал совсем «зеленый» лет­чик - лейтенант Эл Молинэр.

- Наш самолет был вторым в паре. Планировалось, что мы нане­сем бомбовый удар по объекту в рай­оне Ханоя, однако над столицей ДРВ висела плотная облачность, она про­стиралась и на 100 километров юж­нее. В результате мы взяли курс на запасную цель - мост севернее Виня. Каждый «Фантом» нес по четыре кас­сетные бомбы, ракеты «Сайдуиндер» и «Спэрроу» класса воздух-воздух. На маршруте, по ходу дела, мы на­несли удар по обнаруженной на шос­се №1 автоколонне.

- Через несколько минут после атаки грузовиков оператор наведения передал: «Курс 360, удаление 85». С аэродрома Фукйен взлетел одиночный МиГ-21, наша РЛС его засекла сразу после взлета. Командир отозвался: «Роджер», - понял, дескать.

- Ниже на высоте примерно 900 метров висела плотная облач­ность. Я предполагал, что где-то там находится МиГ, но не мог его обна­ружить. Внезапно я заметил какой-то отблеск на лобовом стекле: «Эл, тебе не кажется, что «зайчик» на горизон­те - это истребитель?»

- Пилот отозвался: «Похоже, что эта штуковина действительно зовется истребителем. Он правее нас». Я уже побывал в сходной ситу­ации пятью месяцами ранее. Тогда у меня был прекрасный самолет, сто­яла прекрасная погода, а внизу была прекрасная местность. Тогда - обо­шлось. Теперь же мы летели на F-4B, не имевшем импульсно-доплеровской РЛС, способной обнаруживать цели на фоне земли.

- В наушниках раздавался голос офицера наведения: «360 на 75...360 на 70». МиГ приближался.

- «360...65». Я интуитивно ощущал, что одному из «Фантомов» не суждено вернуться на «Корал Си». Самолет противника все еще оставал­ся слишком далеко, чтобы я мог «за­цепить» его бортовым радаром. У меня оставалось время поразмыш­лять на тему успеем ли мы дотянуть до Большой воды, откуда нас в слу­чае чего смогут вытащить вертолеты.

- «360...60». Я вспомнил как командир рассказывал нам, что вьет­намские истребители будут иметь преимущество в случае атаки F-4B из-под облаков, получая целеуказа­ние от наземной РЛС. Вьетнамские летчики часто использовали подоб­ные тактические приемы в воздуш­ных боях 1966 и 1967 г.г.

- «360...45»... «360...40, ско­рость 360». Я почему-то думал, что в кабине МиГа сидел или новичок, или опытнейший ветеран. Только абсо­лютный идиот или опытнейший ас мог в одиночку атаковать группу «Фантомов». С другой стороны, он летел на родной землей, среди род­ных облаков, ему помогали товари­щи с земли, само небо помогало ему!

- «360...30». Самое время включить радар. МиГ-21 - аэроплан не из крупных, с небольшой радио­локационной сигнатурой. Мы лете­ли на высоте 2400 метров.

- «360...25». Я попросил пило­та скинуть тысячу футов высоты.

- Мы шли в обычном боевом порядке левого пеленга примерно на милю сзади самолета ведущего. Я никак не мог найти МиГ на экране радара. Командир летел на высоте 8000 футов (2400 м) со скоростью 420 миль/ч (680 км/ч), за его «Фантомом» тянулся шлейф дыма размером с по­езд. Очень хотелось уйти еще левее или правее, но задача ведомого - дер­жаться хвоста ведущего, не зависимо от ситуации.

- «360...20». Я ломал глаза, но найти засветку от МиГа на экране РЛС никак не мог.

- «360...15». На учениях нам постоянно твердили о необходимос­ти контроля за выхлопом двигателей. Мне казалось, что я попал в 1962 г. - самолет дымил похлеще паровоза, стаи паровозов. Обнаружить растя­нувшийся на добрых пять миль дым­ный шлейф для пилота МиГа труда не составляло. Скорее всего, он уже держал нас в прицеле. Уменьшить шлейф можно было перейдя с крей­серского режима на режим мини­мального форсажа.

- Надо выходить на мини­мальный форсаж, но у нас нет для этого топлива! В это время наша пара находилась чуть восточнее аэродро­ма Байтхуонг, на котором базирова­лись МиГи.

- «360... 10». Я пытался разгля­деть хоть что-нибудь сквозь облака. Я понимал, что найти объект удара дли­ной в три четверти мили не удастся.

- «360...4». На дистанции ме­нее пяти миль засветки от самолетов на экране РЛС сливаются - я выклю­чил ставший бесполезным радар. Те­перь вся надежда на зрение: я скани­ровал глазами заднюю полусферу самолета ведущего - ничего другого, как просматривать воздушное про­странство меж двух «Фантомов», просто не оставалось.

- Я мог сказать, я уверен, что сказал Элу: «На шести часах чисто». Возможно летчик подумал, будто бы у НАС на хвосте никого нет. Я как раз смотрел назад, когда в наушни­ках прозвучало: «Парень, ты спишь что ли. Проверь 220 ...4».

- Я немедленно развернул свою репу на семь часов - БАМ! Это не МиГ - это ракета с МиГа. «Фан­том» начал медленно проваливаться вниз. Ракета вывела из строя оба дви­гателя. Я схватился за держатель катапульты, оставалось только ждать когда скорость упадет ниже одного Маха. Пока же предоставилась воз­можность пообщаться по УКВ с ко­мандиром - предупредить его, что нас сбили.

- Я второй. В нас попали, мы падаем».

- Я опять оглянулся, но истре­бителя противника не увидел. Перевел взгляд вправо. Боже - узкая яркая по­лоска не оставляла сомнений: в направ­лении самолета ведущего нашей пары несется ракета воздух-воздух.

- Истребителя противника я опять не увидел. Мозг отказывался понимать происходящее. Я выполнил 334 боевых вылета, из которых все­гда возвращался без царапины; все полеты были достаточны простыми и вот - на тебе, появился МиГ!

- Я заорал пилоту: «Эл, крути влево, к горам! Что с движками?» Эл отозвался: «Левый тянет на 30%, РУД заклинило. Правый молчит, зато его РУД болтается как дерьмо в прору­би, чего-то оторвалось, наверное».

- На нашем «Фантоме» име­лось зеркало заднего обзора, укреп­ленное на переплете фонаря прямо передо мной. Я долго не мог понять на кой черт оно нужно - увидеть в него летевший за нами самолет все равно не удавалось. В этот раз зер­кало помогло разглядеть, что творит­ся с нашей машиной. Я видел - вся хвостовая часть истребителя охваче­на пламенем.

- «Эл, мы горим как грешни­ки в аду, но время пока есть!» Я по­стоянно изучал бюллетени о сбитых «Фантомах», поэтому знал - самолет горит, но взрывается крайне редко и уж тем более не взрывается от попа­дания одной ракеты. Нам требова­лось уйти как можно дальше. Эл со­гласился со мной: «О'Кей».

- Эл ввел машину в вираж, но это был ПРАВЫЙ вираж. Я же про­сил его взять влево, чтобы добраться до относительно безопасных гор. В горах легче, чем на равнине спрятать­ся в ожидании прибытия спасатель­ного вертолета.

- «Эл, что ты творишь?!» Он ответил: «Пытаюсь достать до воды».

- Появился правый крен в 30 град. «Как с давлением в гидросис­теме?» «На нуле». Теперь если Эл потянет ручку, дабы сменить направ­ление виража с правого на левый, остатки рабочей жидкости гидроси­стемы выльются, а самолет полнос­тью лишится управления. Тогда надо будет катапультироваться не где хочется, а где придется.

- Самолет по-прежнему шел в правом вираже с небольшим сколь­жением. Я стал готовится к катапуль­тированию. В это время Эл сказал: «Вон он, вон - МиГ».

- «Где?» Я быстро включил радар. «Сукин сын сбил нас, но мы можем успеть сбить его. Где он!!!» Я переключил РЛС в режим широкого луча, однако экран был чистым, сколь­ко я не всматривался в него. Эл под­сказал: «МиГ на трех часах, за преде­лами сектора обзора антенны РЛС. Вьетнамец держал курс на север».

- Я усиленно всматривался в небо, но не видел противника - глаза не могли отойти от мерцания экрана радара. Я выключил РЛС, понимая насколько мизерны шансы подло­вить «здоровый» МиГ на горящем «Фантоме».

- «Фантом» был разбит вдрызг, однако генераторы работа­ли, давая энергию электронным бло­ка системы управления оружия. Если бы МиГ попал в «захват» радара можно было попытаться, используя остатки рабочей жидкости в гидро­системе, вздернуть нос истребителя и пустить ракету.

- Нам оставалось только ката­пультироваться. Мне всегда везло с прыжками, повезло и тогда. Пара­шют раскрылся на высоте примерно 1500 футов, ветра не было. Я осмот­рел воздушное пространство: подо мной наш «Фантом» превратился в огромный огненный шар, слева - на стропах болтался Эл. В последующие 11 месяцев плена я много раз задавал себе один вопрос: «Почему этот па­рень с МиГа атаковал мой «Фантом», а не самолет ведущего?»

Армия Северного Вьетнама начала весеннее наступление 30 мар­та. В ответ американская авиация приступила к проведению операции «Фридом Трэйн». В первые дни зона нанесения ударов определялась как «южнее 19 параллели», но 10 мая на­чалась операция «Лэйнбэкер I» - на­леты на объекты, расположенные се­вернее 20-й параллели. Вся террито­рия ДРВ стала объектом ударов.

На момент начала операции истребители МиГ-21 ВВС ДРВ кон­центрировались на аэродромах Кип, Йенбай и Хоалак; МиГи, которые ранее сидели в Аньсоне находились в процессе перебазирования в Миеумон. Технический персонал авиабаз Винь и Аньсон обслуживал самоле­ты как 921-го, так и 927-го полков. 45-я радиолокационная рота обес­печивала информационное поля шта­бу 921-го ИАП, 43-я радиолокаци­онная рота работала в интересах 927-го ИАП. Личный состав только что сформированной 26-й радиолокаци­онной роты находился на пунктах управления обоих вооруженных МиГ-21 истребительных авиаполков.

За четыре дня до начала опе­рации «Лэйнбэкер I» два МиГ-21 были сбиты парой «Фантомов» из эс­кадрильи VF-114 авиакрыла авианос­ца CVA-63 «Китти Хок». 8 мая пило­ты 927-го ИАП вступили в воздуш­ной бой прямо над Йенбаем. Пара находившихся в воздухе МиГ-21 (лет­чики Фам Фа Тхай и Во Си Гиап) из 921-го полка получила приказ пере­хватить «Фантомы», которые шли к Туенкуангу.

МиГи заходили в атаку на группу F-4D из 432-го авиакрыла, когда самолет Гиапа получил попа­дание ракеты, выпущенной с истребителя F-4D (заводской номер 65-0784, экипаж - летчик майор Роберт Лодж, оператор БРЭО Роберт Лочер) из эскадрильи 555-й эскадрильи. Па­рочка Лодж-Лочер уже записала на свой счет один МиГ-21, сбитый ими 21 февраля 1972 г. Третий МиГ они собьют 10 мая за несколько минут до того, как сами станут добычей пило­та МиГ-19. Лочер катапультируется и будет спасен, а Лодж погибнет.

Вернемся, однако, к бою 8 мая. Во Си Гиап мог катапультиро­ваться, но не стал - внизу находилась густонаселенная местность. Летчик решил попробовать совершить вы­нужденную посадку. Гиап заметил подходящее место в районе города Тхуангтрунг. В последний момент пилот увидел, что самолет несется прямо на школу из которой в панике разбегались дети. Летчик отвернул в сторону. Самолет взорвался вместе с летчиком.

На следующий день МиГи из 921-го и 927-го полков прикрывали железнодорожный мост между Хано­ем и Лангсоном,. а также мосты на шоссе №5 в Лайву и Фулоунге.

Штаб ВВС ДРВ уяснил в на­чале 1972 г., что противник изучил слабые и сильные стороны истреби­теля МиГ-21, смог выработать такти­ческие приемы борьбы с истребите­лями советской конструкции. К при­меру, «Фантомы» стремились вести бой с МиГами на виражах, всячески избегая перевода его на вертикаль. Правда выяснилось, что в горизон­тальном маневре «Фантом» превосходит противника только на малых высотах, на средних и больших пре­имущество оставалось за Мигом. Летчикам рекомендовалось при ата­ке МиГа сначала постараться уйти к земле, а уже потом крутить виражи. Были увеличены интервалы в парах американских истребителей до 900 м, что позволяло экипажам лучше кон­тролировать воздушное пространство вокруг своих самолетов. На­сколько новая тактика лучше старой, пилоты ВМС США смогли убедится 10 мая 1972 г.

Утром 10 мая американская авиация атаковала Хайфон, Вакнинь, Фалай, Сондонг и Лукнган; Туки и Ниньгианг удара избежали, посколь­ку над этими городами патрулирова­ли МиГи. Поднятую с аэродрома Кип на перехват американцев пару МиГ-21 (летчики Данг Нгок Нга и Нгуен Ван Нгай) уже на взлете ата­ковали «Фантомы» из 4232-го авиа­крыла. Самолет Нгуен Ван Нгая был сбит сразу, но опытный Данг Нгок Нга (Нга его счету числилось семь побед в воздушных боях) избежал попадания ракеты. Он набрал высо­ту 1000 м, предупредив руливших на взлет Ле Тханя Дао и By Дак Хопа об опасности.

Прямо перед собой вьетнамс­кий ас обнаружил пару «Фантомов». Данг Нгок Нга сбросил топливный бак, при отделении бак повредил ру­левые поверхности МиГа. Тем не ме­нее, летчик не отказался от атаки - увеличил скорость с 900 до 1100 км/ч. Противник заметил опасность. «Фантомы» разошлись: один пошел в набор высоты, второй заложил ви­раж в горизонтальной плоскости. МиГ-21 устремился за последним.

На дистанции 1200 м головка самонаведения ракеты К-13 захвати­ла цель, Нга надавил кнопку пуска. Ас - он и есть ас: ВВС США потеря­ли самолет F-4E BuNo 67-0386 из 58-й эскадрильи 432-го авиакрыла, оба члена экипажа погибли. Пилоту МиГа одного сбитого «Фантома» показалось мало, летчик пошел вверх за вторым. Экипажу «Фантома» сле­дует благодарить судьбы - вторая ракета из-за отказа пускового уст­ройства не сошла с пилона МиГа. В 9 ч 12 мин ветеран воздушной войны посадил свой истребитель на аэро­дром Нойбай.

Пока ударные самолеты наносили удары по целям севернее Ханоя, блокирующие группы «Фантомов» «пасли» аэродромы Нойбай, Хоалок и Кип, на которых базировались МиГи. Едва ли не самоубийственный в сложившейся обстановке взлет с аэродрома Нойбай выполнили пара МиГ-21 из 921-го ИАП. МиГи пере­хватили над Туенкуангом шестерку «Фантомов», летевших в колонне пар. Ведомый вьетнамской пары сбил один F-4, но и сам был сбит за­пущенной по ошибке зенитной раке­той. Американские данные потери «Фантома» не подтверждают.

Ведущий пары МиГов словил 16 снарядов калибра 20 мм, выпущен­ных из шестиствольной пушки «Вул­кан» американского истребителя F-4Е. Летчик с большой осторожнос­тью, свидетельствующей о хорошем уровне летной подготовки, перева­лил через горный хребет, после чего благополучно посадил поврежден­ную машину на аэродром Нойбай.

10 мая летчики 927-го ИАП впервые после переучивания на МиГ-21ПФМ почувствовали вкус победы. Наземный пункт управления инфор­мировал Ле Тхань Дао и By Дак Хопа о наличии самолетов противника в 35 км западнее Хайдуонга, американцы летели на высоте 3500 м. Ле Тхань Дао приказал ведомому сбросить топлив­ный бак, после чего дать форсаж. Сам командир проделал то же самое. Че­рез минуту-другую вьетнамские лет­чики визуально обнаружили дымные шлейфы двигателей «Фантомов».

Пара F-4J, как всегда в случае атаки МиГов, распалась. Один левым виражом проскочил прямо перед но­сом истребителя Дао, второй - пере­шел в набор высоты. МиГи стали преследовать второй. By Дак Хоп вы­пустил первую ракету с дистанции 1500 м, через несколько секунд - вторую. Хоп видел, что обе ракеты поразил цель. «Порядок!»- прокричал в эфир пилот, закладывая левый вираж.

Первый «Фантом»попал под сильнейший обстрел зенитной артил­лерией. Хоп видел работу товарищей по оружию, испытывая при этом сме­шанные чувства: сбитый зенитной ар­тиллерией «Фантом» - это здорово, но «сбитым «Фантомом» может оказать­ся и его МиГ-21. Летчик попросил пункт наведения в Кипе предостеречь зенитчиков от излишнего рвения.

Между тем, Ле Тхань Дао увя­зался за недобитым зенитками «Фан­томом». Пущенная с дистанции 1500 м ракета превратила F-4 в огненный шар. Дао и Хоп благополучно верну­лись на базу. Жертвами вьетнамцев стали F-4J их эскадрильи VF-96 авиакрыла авианосца «Констеллейшн». Дао сбил свежеиспеченного аса авиа­ции флота США Рэнди Каннигхэма. Американцы отнесли один потерян­ный «Фантом» на счет зенитной ар­тиллерии, второй - зенитно-ракетного комплекса. По их мнению, один МиГ-21 в том воздушном бою был сбит экипажем «Фантома».

В день 10 мая имели место едва ли не самые ожесточенные бои за весь период войны в Индокитае. Экипажи ВВС США претендуют на три сбитых 10 мая истребителя МиГ-21, экипажи авиации флота США - на семь МиГ-17 и один МиГ-21. Летчи­ки МиГ-21 рапортовали о четырех сбитых «Фантомах», американцы признали потерю двух машин в воз­душных боях: F-4D от огня бортово­го оружия МиГ-19 и F-4E от ракеты, выпущенной с МиГ-21.

В ответ на новую тактику аме­риканских истребителей, командова­ние ВВС ДРВ разработало новые бо­евые порядки пар МиГов-21-х. В бой следовало вводить две пары. Ударная пара патрулировала на высотах 300-800 со скоростью 900 км/ч, прикры­вающая - на высоте 8000-10 000 м со скоростью 1100 км/ч. Интервал меж­ду парами - 10-15 км. Действиями ис­требителей управлял наземный ко­мандный пункт.

Ни одна из сторон не взяла после схваток 10 мая тайм-аут. Ме­нее чем через 24 часа летчикам 927-го пришлось опять вступить в бой. В 14 ч 30 мин. 26 самолетов ВВС США появились в районе аэродрома Бак-май. Восемь самолетов из этой груп­пы наносили удар по позициям при­крывающих аэродром зенитно-ракетных комплексов, два звена по четыре самолета в каждом, блокирова­ли аэродромы Нойбай, Бави, Хоалак.

Взлетевшие с аэродрома Ной-бай МиГи пилотов Нго Ван Фу и Нго Дай Тха набрали высоту 500 м, после чего летчики взяли курс на юг, чтобы перехватить приближающуюся к Ха­ною группу самолетов противника.

На третьей минуте полета Нго Дай Тха обнаружил на удалении пяти километров одиночный американс­кий самолет. С наземного КП посту­пила команда на сброс топливных баков. МиГи увеличили скорость, в этот момент ведущий обнаружил на удалении 15 км и высоте 7000 м чет­верку самолетов противника. В плот­ном строю вьетнамские самолеты выполнили правый разворот на сбли­жение с американцами. Противника­ми оказались «Тандерчифы». С дис­танции 1200 м Нго Дай Тха поразил ракетой один F-105G из 17-й эскад­рильи противорадиолокационной борьбы 388-го тактического истреби­тельного авиакрыла.

Пилот этого «Тада» (F-105G BuNo 62-4424) майор Уильям X. Талли вспоминал:

- Я развернулся курсом на юго-запад, до Ханоя оставалось при­мерно 25 миль, когда мой самолет получил попадание ракетой, выпу­щенной летчиком истребителя МиГ-21. После катапультирования я при­землился на склон горы, мне остава­лась лишь ждать прибытия поиско­во-спасательной партии. Спасатели могли появиться только утром (меня сбили вечером). Прежде чем они по­явились в районе падения «Тада» я уже был в плену. Тем не менее, вертолет пытался вытащить хотя бы моего опе­ратора БРЭО, однако его отогнали МиГи. Оператора также пленили, ос­вободили нас 28 марта 1973 г.

Из атаки Нго Дай Тха вышел крутым правым виражом прямо на другой «Тад», но дистанция была слишком мала для пуска ракеты (ме­нее 600 м). С КП поступила команда выходить из боя и следовать на аэро­дром Нойбай.

Тем временем, ведущий пары МиГов Нго Ван Фу атаковал группу прикрытия «Тандерчифов» - звено «Фантомов» из 555-й эскадрильи 432-го авиакрыла. Вьетнамец выпустил сразу две ракеты с дистанции в 1,5 километра. Оба управляемых реак­тивных снаряда попали в F-4D BuNo 66-0230. Члены экипажа «Фантома» катапультировались, после призем­ления их взяли в плен. Летчик, под­полковник Джозеф У. Киттинджер имел на своем счету один сбитый 1 марта 1972 г. МиГ-21.

Оставшаяся тройка «Фанто­мов» набросилась на одиночный МиГ. Вьетнамцу не удалось избежать попадания ракеты. Нго Ван Фу бла­гополучно катапультировался. Сби­тый МиГ не занесли в реестр офици­альных индивидуальных побед ВВС США, поскольку по нему пустили ракеты экипажи всех трех «Фанто­мов», установить какой именно раке­той был сбит МиГ не представлялось возможным.

Анализ воздушных боев 8-11 мая наряду с опросом пленных при­вел командование в ВВС ДРВ к выво­ду, что американцам почти удалось парализовать действия истребитель­ной авиации Северного Вьетнама.

Американцы старались атако­вать вьетнамские истребители сразу после взлета, блокировали аэродро­мы. Причиной потерь стало также плохое взаимодействие летчиков и наземных служб наведения. Кроме того, значительное количество пило­тов истребителей МиГ-21 впервые вступили в бой. Несмотря на то, что истребителями МиГ-21 были воору­жены два полка, координация их дей­ствий практически отсутствовала -каждый дрался сам по себе.

Обсуждение причин высоких потерь вышло на самый высокий го­сударственный уровень. Корнем зла посчитали неадекватное взаимодей­ствие авиации, наземных служб управ­ления, расчетов радиолокационных станций и наземной системы ПВО.

В середине 1972 г. основные силы истребительной авиации ВВС ДРВ действовали севернее 20-й парал­лели. Стремление сохранить силы вы­лилось к уменьшению наряда дежур­ных сил с 32-34 самолетов до 12-16.

Совещания на высшем уровне не могли отменить воздушных боев. 18 мая в отражении налета на аэродром Кип принимали участие четвер­ка МиГ-17 из 923-го полка, пара МиГ-19 из 925-го полка и пара МиГ-21 из 927-го ИАП. Ведущим пары МиГ-21 являлся в недавнем прошлом летчик 921-го ИАП Нгуен Нхо Ньи. Над Кипом Ньи одержал свою восьмую и последнюю победу в воз­душном бою - сбил «Фантом» (аме­риканцы потери не подтверждают).

Через два дня пара МиГ-21 из 921 ИАП после взлета с Нойбая ата­ковала группу из 12 F-4D, американ­ские самолеты принадлежали 555-й эскадрильи 432-го авиакрыла. Ведо­мый До Ван Лань двумя ракетами сбил «Фантом» (BuNo 65-0600), оба члена экипажа американского само­лета катапультировались. Летчики этого F-4D 1-й лейтенант Джон Д. Мэркли в одном из воздушных боев 10 мая сбил МиГ-21.

23 мая в воздушных боях при­нимали участие самолеты двух воо­руженных истребителями МиГ-21 авиаполков. Летчик из 921-го ИАП рапортовал об одном сбитом им «Фантоме», ВВС США причиной потери F-4D посчитали зенитную ракету. Экипаж F-4E из 35-й эскад­рильи 366-го авиакрыла заявил об уничтожении МиГ-21. Переведенный в 927-й полк ас Нгуен Дак Соат до­ложил о сбитым им штурмовике А-7В; флот, как и ВВС, также списал A-7D BuNo 154405 из эскадрильи VA-93 авиакрыла авианосца «Миду­эй» на зенитную ракету.

На следующие сутки летчики 921-го ИАП вновь пошли в бой. Вле­тело две пары МиГов. Первая пара взяла курс на северо-запад в направ­лении Тхайнгуена. Летчики выпусти­ли все свои ракеты, но по неопытно­сти промазали. Вторая пара ушла на юг, к Вабану. Ведущий отстрелялся неудачно - обе ракеты ушли «за мо­локом». На обратном пути у ведомо­го кончилось горючее. До Ван Лань решил попробовать сохранить доро­гой истребитель, и ему это удалось. С выключенным двигателем летчик планировал (точнее управлял самоле­том в падении) 45 километров, преж­де чем колеса МиГа коснулись бетон­ки аэродрома Нойбай.

Согласно вьетнамским дан­ным истребительная авиация ДРВ не одержала побед в воздушных боях 24 мая, но флот США списал на потерю от МиГов истребитель F-8J BuNo 150311 из эскадрильи VF-24 авиакры­ла авианосца «Хэнкок».

В последний день мая по од­ному МиГ-21 сбили экипажи F-4D и F-4E 432-го авиакрыла. Одним из победителей стал летчик 555-й эскад­рильи капитан Пол Ритчи, сбивший свой второй МиГ.

Потери не снижались, поэто­му штаб ВВС ДРВ провел в конце мая очередное совещание с участием ко­мандования вооруженных МиГами истребительных авиаполков. Через две недели после совещания был под­готовлен отчет, в котором анализи­ровалась тактика действий амери­канской авиации, приводились типо­вые маневры, используемые пилота­ми «Фантомов» и давались рекомен­дации по использованию собствен­ных истребителей. Содержание отче­та немедленно довели до сведения летного состава истребительных авиаполков. Увы, вторая половина 1972 г. ознаменовалась еще более тя­желыми потерями обоих вооружен­ных истребителями МиГ-21 полков в воздушных боях с американской авиацией.

Июнь начался для пилотов 921-го ИАП удачно: 1 числа пара МиГов перехватила 12 «Фантомов» между Суойрат и Виеттри. Ведущий пары Фам Фу Тхай так резко начал преследования, что «приложил» са­молет на 9,5G при максимально до­пустимой перегрузке в 7G! Тхай умудрился не разложить истребитель на винтики-гаечки, сбить «Фантом» и благополучно вернуться на свою базу. Американцы посчитали, F-4 был сбит зенитной ракетой.

10 июня пара МиГ-21 сбила самолет неустановленного типа, аме­риканские данные этой информации не подтверждают. Через трое суток над Виньфу в воздушном бою с груп­пой «Фантомов» из 308-й эскадрильи 432-го авиакрыла сошлась четверка МиГ-21 из 921-го ИАП. Отличился командир звена вьетнамских истребителей Фам Фу Тхай, сбивший один F-4 (BuNo 77-0365), оба члена экипа­жа которого погибли. Ведущий вто­рой пары МиГов также заявил о по­беде, но американцы признали поте­рю 13 июня только одного самолета.

21 июня До Ван Лань в каче­стве ведущего пары МиГов из 921-го ИАП сбил F-4E BuNo 69-0282 из 334-й эскадрильи 8-го авиакрыла. В двух других воздушных боях, имевших место 21-го числа, вьетнамцы сбили еще по «Фантому» (F-4E из 469-й эс­кадрильи 388-го авиакрыла ВВС США и F-4J из эскадрильи VF-31 авиакрыла авианосца CVA-60 «Сара-тога».

Больших успехов пилоты МиГ-21 добились 24 июня. Пара ис­требителей из 927-го полка была под­нята на перехват приближавшейся к Тханьсону с северо-запада группы самолетов противника. Команда на взлет запоздала, поэтому уже через не­сколько минут МиГи нарвались на «Фантом». Ведущий вьетнамской пары не мог поддерживать радиосвязь с ведомым. Командир атаковал «Фан­том» в одиночку, но промахнулся.

Радиолокатор обнаружил приближение других групп амери­канских самолетов. Противник ата­ковал индустриальный район Тхайнгуен, ряд объектов на шоссе №1 между Ханоем и Лангсоном. Коман­дование решило поднять в воздух дополнительное количество истреби­телей МиГ-21 МФ из 927-го ИАП. В 15 ч 12 мин взлетели Нгуен Дак Пью и Ха Винь Тхань.

Одна пара «Фантомов» отде­лилась от группы, когда американс­кие самолеты достигли Футхо. Перед этой парой стояла задача перехва­тить МиГи. К этому времени в воз­духе уже находилась и пара Нго Дай Тха/Нгуен Дак Соат. Нгуен Дак Соат опередил американских охотников за МиГами: выпущенная им ракета сби­ла F-4E BuNo 68-0315 из 421-й эскад­рильи 366-го авиакрыла. Это была вторая из шести побед Соата.

Вьетнамец попробовал дос­тать ведущий «Фантом», самолет противника оказался слишком близ­ко - ближе минимально допустимой дистанции пуска ракеты. Пилот «Фантома» сбрасывал скорость, од­новременно закладывая правый ви­раж в надежде затянуть МиГ в бой на горизонтали. Нгуен Дак Соат знал этот тактический прием, поэтому не купился на него. Летчик вышел из боя, а спустя несколько минут благо­получно приземлился в Нойбае.

В это время Нго Дай Тха ата­ковал «Фантом» из другой группы и сбил его (потерю американские ис­точники не подтверждают). Вьетна­мец вышел из атаки свечкой, с раз­ворота он устремился на самолет ве­дущего американской группы. Слиш­ком высокая скорость и большой угол атаки истребителя сорвали захват го­ловки самонаведения - ракета сошла с траектории. Тха также как и Соат бла­гополучно вернулся в Нойбай.

В 15 ч 42 взлетела пара Нгуен Ван Нгья/Нгуен Ван Тоан, вновь сра­зу же после взлета МиГи перехвати­ли «Фантомы». Тоан выпустил раке­ту, но промахнулся. Ведущий оказал­ся более удачливым, его ракета по­разила F-4D BuNo 66-7636 из 25-й эскадрильи 8-го тактического истре­бительного авиакрыла.

Очередной налет на Ханой состоялся 27 июня, в нем приняло участие 44 самолета ВВС США. Уда­ры наносились по нескольким объек­там, в число которых попали аэро­дромы Нойбай и Гиалам. Двенадцать «Фантомов» пытались отсечь МиГи от вооруженных противорадиолокационными ракетами «Тандерчифов». Целями «Тадов» служили РЛС наве­дения истребителей и радары обзора воздушного пространства зенитно-ракетных комплексов.

Первой вступила в бой пара Нгуен Дак Нха/Ха Вин Тхань, пило­ты МиГ-21 сбили один F-4E; амери­канцы считают, что этот самолет был сбит зенитной ракетой.

Через несколько минут на аре­не появилось дополнительные силы американских истребителей, шедших парами и четверками на высоте 5000-6000 м. После обнаружения группы в воздух поднялась пара МиГ-21, летчи­ки - Нгуен Дак Соат и Нго Дай Тха.

В районе Хоабиня Соат и Тха обнаружили прямо перед собой четвер­ку «Фантомов», еще одно звено F-4 приближалось с запада, со стороны Лаоса. Вьетнамцы не стали атаковать «подставу», они развернулись, чтобы набрать высоту для атаки второго зве­на. МиГи забрались на 5000 м, «Фан­томы» шли на 3000 метрах.

С дистанции 1500 м Нгуен Дак Соат произвел пуск ракеты, которая поразила истребитель-бомбардиров­щик F-4E BuNo 67-0248 из 308-й эс­кадрильи 432-го авиакрыла. За «Фан­томом» потянулся густой шлейф чер­ного дыма, но языков пламени не наблюдалось. Пламя появилось после попадания второй ракеты - на этом «Фантоме» Соат поставил жирную точку. Вьетнамец израсходовал все ракеты, после чего немедленно пошел на посадку.

Внимание Нго Дай Тха при­влекла замыкающая строй пара «Фантомов». Летчик также выпустил две ракеты по одному из американс­ких истребителей. Согласно рапорту Тха F-4 был сбит, с рапортом не со­гласны американцы: «Фантом» вер­нулся на базу. В горячке боя Нго Дай Тха забил о необходимости контро­лировать запас топлива, за что едва не поплатился: летчик приткнул МиГ с сухими баками на поле в окрестно­стях города Хоалак.

Над Нгьяло пара Фам Фу Тхай/Бай Тхань Лием перехватила четверку «Фантомов». Американцы ушли от атаковавших их МиГов в облака. Несколькими минутами поз­же Тхай заметил «Фантом» слева от себя, пару - справа, а еще один завер­шал левый вираж. Тхай приказал ве­домому отслеживать действия «ле­вых» самолетов противника. После того как вьетнамцы убедились в том, что им никто не помешает, они по­шли на сближение. С дистанции 1300 м Фам Фу Тхай выпустил ракету; ра­кету с дистанции 1500 м запустил и Бай Тхань Лием. Обе ракеты порази­ли цели - были сбиты истребители-бом­бардировщики F-4E BuNo 69-7271 и BuNo 69-7296 из 366-го тактического истребительного авиакрыла.

«Целью» для Фам Фу Тхая стал оператор БРЭО «Фантома» 69-7271 капитан Томас Дж. Хэнтон с позывным «Вэлинг 04»:

- Три звена нашего авиакрыла утром 27 июня представляли собой ударную группу, целью удара которой являлись вьетнамские РЛС, четвертое звено выполняло функции боевого воз­душного патруля. Все звенья состояли из четырех самолетов F-4E.

- Мы построились в боевой порядок над центральными района­ми Лаоса, боевой порядок мы прозва­ли «гориллой». Дальнее патрулиро­вание над лаосско-вьетнамской гра­ницей вело звено из братской 421 -и эскадрильи, еще одно звено шло сза­ди и левее ударной группы.

- Еще одна эскадрилья наше­го крыла (4-я тактическая истреби­тельная эскадрилья) выделила два звена, которые взяли ударную груп­пу в «коробочку». Командир всей группы возглавлял два звена, шед­ших левее загруженных бомбами «Фантомов». Атак МиГов мы ожи­дали, в первую очередь, именно с ле­вого фланга.

- Три наших звена уже вышли на цель, когда мы обнаружили пару МиГов. Первый их них уже сбросил топливный бак, но элемент внезапно­сти был утерян, и он отказался от ата­ки. Мы не могли поддерживать с ним визуальный контакт - МиГи находи­лись на удалении 40 км, однако на экране радара они наблюдались уве­ренно. Мы прочесали район между Ханоем и Хайфоном, после чего 12 «Фантомов» направились в точку рандеву с самолетом-заправщиком.

- Пока мы «сосали» танкер, наземный пункт управления коорди­нировал поисково-спасательную опе­рацию по эвакуации экипажей двух сбитых утром «Фантомов». Мы на­ходились северо-восточнее Ханоя, прикрывая самолет передового авиа­ционного наведения.

- В роли одиночного скоростного самолета передового авиацион­ного наведения выступал F-4E, кото­рый пилотировал опытный экипаж. Работа таких экипажей в воздушном пространстве Северного Вьетнама счи­талась исключительно опасной. Нам следовало прикрывать «Фантом» и поисково-спасательную группу.

- Нам поступила информация о приближении со стороны Ханоя «голубых бандитов» - истребителей МиГ-21.

- Командир звена немедленно приказал сбросить топливные баки. Мы развернулись в направлении Ха­ноя, чтобы визуально обнаружить про­тивника. Погоня закончилась безре­зультатно. Бросок на высокой скорос­ти и сброшенные баки заставили нас снова искать встречи с танкером.

- После очередной, третьей по счету, дозаправки мы опять вернулись в воздушное пространство Се­верного Вьетнама. Запас топлива во внутренних баках позволял описать только один большой вираж в райо­не работы самолета передового авиа­ционного наведения, после чего вернуться на ближайшую таиландскую базу Удорн. Стояло ясная погода, опас­ности заблудиться не было, иначе топ­лива не хватило бы и на один круг.

- Мы вернулись в район пат­рулирования. Командир передал: «Мы здесь, нас четверо, «Вэлинт». Я же поинтересовался у своего летчи­ка Линна Эйкмана насчет остатка горючего. Эйкман ответил не перего­ворному устройству, а по рации «Я «Вэлинт четыре», у меня - ноль!» Ко­мандир звена никак не отреагировал, в общем-то это было не удивитель­но: мы старались свести радиообмен к минимуму. Мы продолжали «ру­лить» в сторону Ханоя.

- Ввиду угрозы со стороны си­стемы ПВО Северного Вьетнама, нам приходилось постоянно маневриро­вать с высокими перегрузками, что не могло не отразится на количество керосина в баках нашего «Фантома».

- Запас горючего быстро при­ближался к аварийному остатку, по­зволявшему только дотянуть до Удорна и сесть с первого захода. С таким запасом мы не могли даже принять топлива от самолета-заправщика - его не хватало для выхода в точку встречи и маневров сближения с танкером. Тем не менее, командир звена продолжал нас тащить на восток.

- В случае встречи с МиГами малый запас топлива не позволил бы выполнить даже простейшего манев­ра. Линн снова предупредил ведуще­го о малом остатке горючего. Линн старался всеми способами экономить горючее. В этот момент поступила информация о появлении МиГов. До них оставалось пока 25 км - непосред­ственной угрозы истребители не представляли.

- Линн для экономии топлива использовал энергию поля притяже­ния Земли: он переводил «Фантом» в пикирование, набирал скорость, а потом за счет возросшей на пикиро­вании скорости вскидывал машину вверх. При таком маневрировании три других «Фантома» нашего звена прак­тически все время находились выше. Мы сильно надеялись на удачу.

- Зря, как оказалось. По само­лету словно ударили молотом: в «Фантом» попала ракета, запущен­ная с МиГ-21.

- Я толком не мог понять что же произошло. Самолет потерял уп­равление, левый двигатель горел, была поврежденная гидросистема, с помощью которой работали приво­ды управляющих поверхностей. Я изготовился к катапультированию, взгляд не отрывался от альтиметра.

- Как мы договорились перед полетом, в случае снижения до высо­ты менее 450 м, следовало катапуль­тироваться. Высоты катапультирова­ния мы достигли неправдоподобно быстро.

- Я взялся правой рукой за рас­положенную между ног держку ката­пульты. Активизировал обе ката­пульты летчик. У нас не работало переговорное устройство, поэтому он не смог предупредить меня о ка­тапультировании, к счастью я успел скорректировать свое положение в кресле.

- Последующие девять меся­цев я провел в плену, в знаменитом лагере «Ханой Хилтон». Меня осво­бодили 27 марта 1973 г.

Несмотря на тяжелые бои пер­вой половины 1972 г. ВВС ДРВ про­должало подготовку кадров. Для пе­реучивания на МиГ-21 МФ была ото­брана группа пилотов, летавших на МиГ-17.

Важную роль в ходе налетов, выполнявшихся в рамках операции «Лайнбэкер», играли стратегические бомбардировщики В-52. Некоторые «Стратофортрессы» наносили уда­ры ночью. Истребители МиГ-17 и МиГ-19 не имели шансов перехватить летевшие в стратосфере гигантские бомбардировщики. Единственным самолет, представлявшим для В-52 угрозу, являлся МиГ-21. В середине 1972 г. в штабе ВВС был разработан план отражения налетов В-52, для прохождения специальной тактики борьбы с «крепостями» отобрали 12 летчиков, восьмерых из них ориенти­ровали на выполнение ночных пере­хватов.

Тренировочные полеты вы­полнялись на МиГ-21, не взирая на метеоусловия, днем и ночью, с бетон­ных взлетно-посадочных полос ста­ционарных аэродромов и с ограни­ченных по длине грунтовых площа­док аэродромов подскока. К концу года все 12 летчиков были готовы к перехвату стратосферных крепостей.

Параллельно с подготовкой к перехвату стратегических бомбарди­ровщиков велось постоянное совер­шенствование тактики борьбы с истребителями-бомбардировщиками ВВС и ВМС США. К этому времени из-за совершенствования применяе­мых американцами средств радио­электронной борьбы сильно ослож­нилась работа расчетов вьетнамских РЛС обнаружения воздушных целей. Подвергалась критике тактика вво­да в бой и подготовки к боевому вы­лету летчиков-истребителей. Пило­там настоятельно рекомендовалось тщательно изучать боевой опыт, ста­раться предвосхищать свои действия в боевом вылете.

Сигналом правильности под­хода стал сбитый 5 июля «Фантом» - первый после 27 июня. Нгуен Тиен Сам и Ха Винь Тхань из 927-го ИАП перехватили над Хабаком пару F-4E из 34-й эскадрильи 388-й авиакрыла. Пуск первой ракеты Сам произвел с дистанции 2000 м, по неизвестном причинам самоликвидатор У Р срабо­тал сразу после схода ракеты с пило­на. К счастью МиГ Нгуена Тиена Сама повреждений не получил. Лет­чик пустил вторую ракету с дистан­ции 1000 м. F-4E BuNo 67-0296 взор­вался в воздухе. Через несколько се­кунд Ха Винь Тхань двумя ракетами сбил F-4E BuNo 67-0339.

8 июля свою восьмую и пос­леднюю победу одержал ас Данг Нгок Нга, он сбил F-4E BuNo 69-7563 из 4-й эскадрильи 366-го тактическо­го истребительного авиакрыла. Эки­паж был после катапультирования эвакуирован поисково-спасательным вертолетом. 29 июля парни рассчита­лись с вьетнамцам - сбили МиГ-21!

Победа Данга Нгока Нга ста­ла единственным светлым пятном на темном фоне того дня: экипажи «Фантомов» из 366-го и 432-го авиакрыльев сбили три истребителя МиГ-21, причем два сбил экипаж из 432-го авиакрыла в который входил ка­питан Стив Ритчи - единственный лет­чик ВВС США, одержавший пять по­бед в воздушных боях над Вьетнамом.

Один из МиГов «Фантомы» атаковали при заходе вьетнамского самолета на посадку в Нойбае, само­лет принадлежал 921-му полку. Вьет­намский летчик получил команду следовать в Кип, но почему-то поле­тел на аэродром Хоалак. В воздухе над Хоалаком находилось еще боль­ше «Фантомов», чем на Нойбаем. Летчик взял курс на Гиалам, однако его решение явно запоздало: «Фантомы» вцепились в добычу мертвой хваткой. МиГ был сбит.

Летчики МиГов отыгрались 10-го июля, сбив F-4J BuNo 155803 из эскадрильи VF-103 авиакрыла авиа­носца «Саратога». 19 июля звено F-4D из 13-й эскадрильи 432-го авиа­крыла сбило МиГ-21 из 921-го пол­ка. Летчик катапультировался, одна­ко приземлился на деревья, получил тяжелые ранения и умер в госпитале через несколько дней.

Нгуен Тиен Сам и Ха Винь Тхань 24 июля рапортовали о сбитом юго-западнее Ханоя американском истребителе. ВВС США потеряли в этот день F-4E BuNo 66-0369 из 421-й эскадрильи 366-го авиакрыла. Са­молет был сбит ракетой, выпущенной Нгуеном Тиен Самом. Уже на посад­ке самолет ведущего вьетнамской пары атаковал «Фантом». Дистанция оказалась слишком мала для пуска ракеты по «Фантому», поэтому Ха Винь Тхан принял решение имитиро­вать таран. Летчик перевел двигатель на форсаж - самолет стремительно понесся прямо на истребитель про­тивника. Нервы американского лет­чика не выдержали - F-4 отвернул. Оба МиГа благополучно приземли­лись на аэродроме Нойбай.

В тот же день еще один воз­душный бой южнее Ханоя провели Ле Тхань Дао и Труонг Тон. Дао и Тон доложили о двух сбитых «Фан­томах» (по одному на брата), но аме­риканские данные их рапорты не под­тверждают. На посадке в Кипе лет­чиков едва не сбило другое звено «Фантомов» - американцев отогнали зенитчики. К этому времени артил­леристы научились отличать «Фанто­мы» от МиГов!

Конец июля ознаменовался большим количество воздушных боев. 29 июля истребители F-4D из 13-й эскадрильи 432-го авиакрыла и F-4E из 4-й эскадрильи 366-го авиа­крыла сбили по одному МиГ-21. В тот же день уже имевший титул аса Нгуен Тиен Сам сбил F-4E BuNo 66-0367 из 4-й эскадрильи 366-го авиа­крыла. 30 июля отличился другой вьетнамский ас: жертвой Нгуена Дак Соата стал F-4D BuNo 66-7597 из 523-й эскадрильи 432-го авиакрыла.

Август начался с побед амери­канцев. 10-го числа экипаж F-4J BuNo 157299 из эскадрильи VF-103 сбил МиГ-21. Через два дня F-4E из 58-го эскадрильи 432-го авиакрыла сбил еще один МиГ-21. «Фантом» принадлежал ВВС США, но победу засчитали морской авиации, так как в кабине сидели проходившие стажировку в ВВС военнослужащие лет­чик кэптен корпуса морской пехоты США Лоуренс Ричард и оператор БРЭО из авиации ВМС США лейтенант-коммендер Мичел Эттил.

Очередной воздушный бой имел место 15 августа. Пара МиГов, ведущим которой являлся ас Данг Нгок Нга (семь побед) получила пре­дупреждение от наземной РЛС о на­личии в опасной близости самолетов противника. Предупреждение запоз­дало: в районе аэродрома Хоабинь «Фантомы» из 366-й эскадрильи 8-го тактического истребительного авиа­крыла сбили оба МиГа, летчики по­гибли. Интересно, что ВВС США подтверждают только одну победу.

Через четыре дня жертвой F-4Е из 4-й эскадрильи 366-го такти­ческого истребительного авиакрыла стал еще один МиГ-21. 28 августа экипаж «Фантома» в составе летчи­ка капитана Стива Ритчи и операто­ра БРЭО капитана Чарлза Де Белльвю сбил пятый за август истреби­тель МиГ-21.

Пилоты МиГов в августе дро­бились успеха только в воздушном бою 26-го числа, когда Нгуен Дак Соат сбил F-4J BuNo 155811 из эскад­рильи VMFA-232 корпуса морской пехоты США - единственный «Фан­том» корпуса морской пехоты, поте­рянный в воздушном бою с МиГами за весь период войны в Индокитае.

Летчики Мигов проявили себя гораздо лучше в воздушных боях сен­тября-месяца. 9-го числа F-4E сбил До Ван Лань из 921-го ИАП (ВВС США отнесли эту потерю на счет зенитно-ракетных комплексов). В свою очередь один МиГ-21 (и два МиГ-19) были сби­ты экипажами «Фантомов» из 555-й эскадрильи 432-го авиакрыла.

11 сентября известный ас Ле Грань Дао (шесть побед в воздушных боях) сбил F-4E BuNo 69-0288 из 355-й эскадрильи 8-го авиакрыла, а эки­паж F-4J BuNo 155526 из эскадрильи VMFA-333, которая базировалась на борту авианосца «Америка», поразил ракетой МиГ-21. Этот сбитый МиГ стал единственным вьетнамским ис­требителем, сбитым экипажем «Фан­тома» авиации корпуса морской пе­хоты США. Сам «Фантом» через не­сколько минут после победы уничто­жила зенитная ракета.

Еще один вьетнамский ас Нгу­ен Тиен Сам отличился 12 сентября -его жертвой оказался F-4E BuNo 69-7266 из 335-й эскадрильи 8-го авиа­крыла. Американцы не остались в накладе: экипажи 388-го авиакрыла сбили 21-го числа три МиГ-21. Последний «сентябрьский» МиГ-21 был уничтожен в воздушном бою 16 сен­тября - экипаж 555-й эскадрильи 432-го авиакрыла занес на счет своего подразделения 34 с начала войны победу.

Октябрь начался не очень удачно для американцев. 5 и 6 октяб­ря ВВС США потеряли два «Фанто­ма»: F-4D BuNo 66-8738 из 8-го авиа­крыла сбил Нгуен Тин Сам, F-4E BuNo 69-7573 из 307-й эскадрильи 432-го авиакрыла уничтожил Нгуен Ван Нгья. В свою очередь 5 октября «Фантом» из 34-й эскадрильи 388-го авиакрыла сбил МиГ-21, 6 октября экипаж F-4 из 35-й эскадрильи 388-го авиакрыла уничтожил МиГ-19.

12 октября Нгуенн Дак Соат сбил F-4E BuNo9 69-0276 из 34-й эс­кадрильи, это была шестая и после­дняя победа аса. Больше в октябре американских самолетов пилотам МиГ-21 сбить не удалось. Янки же уничтожили еще пять истребителей ВВС ДРВ (все МиГ-21). Четыре МиГа (12 и 13 сентября - по одному, 15 сен­тября - два) сбили экипажи «Фанто­мов» из 432-го авиакрыла, пятый МиГ сбил 15 сентября экипаж F-4 из 34-й эскадрильи 388-го авиакрыла.

Президент США Ричард Ник­сон объявил 22 октября о приоста­новке налетов на территорию Север­ного Вьетнама. Одновременно резко возрос объем американской помощи Сайгону. Новые операции планировалось вести на территории, соизме­римой по площади с территорией ДРВ. Бомбардировщики В-52 про­должали бороться с автоперевозками в зоне ответственности 4-го военно­го округа. Севернее 20-й параллели постоянно летали стратегические «трехмаховые» разведчики SR-71. В этот период летчикам истребителей МиГ-21 удалось сбить лишь три бес­пилотных разведчика «Файрби».

Тревогу командования ВВС ДРВ вызывала неспособность истребителей бороться с В-52. В очередной раз был проведен анализ тактики дей­ствий американской стратегической авиации с целью выработки эффектив­ных мер противодействия со стороны истребительной авиации. Увы, резуль­тат оставался прежним - никаким.

Так 13 апреля 1973 г. янки на­несли удар по аэродрому Тхоксуан. В воздух был поднят истребитель МиГ-21, летчик которого не сумел обнаружить бомбардировщики из-за ограниченной видимости. Погода ухудшилась настолько, что пилоту МиГа пришлось катапультироваться после нескольких неудачных заходов на посадку. Неделей позже вьетнам­цы «купились» на подставу. Плотная группа «Фантомов» имитировала профиль полета стратегического бомбардировщика. Расчет РЛС обнаружения воздушных целей идентифи­цировал истребители как бомбарди­ровщик - чего американцы и добива­лись. На перехват «В-52» подняли истребители МиГ-21, один из кото­рых был сбит превратившимися в «Фантомы» бомбардировщиком.

Несколько месяцев отработки тактики борьбы с бомбардировщика­ми В-52 оформились в конкретные рекомендации в конце 1972 г.

14 декабря 1972 г. президент Никсон одобрил план бомбардиро­вок Ханоя и Хайфона, массирован­ными налетами глава США надеялся усадить руководство ДРВ за стол переговоров. Операция «Лайнбэкер II» началась тремя днями позже. По своим масштабам история авиации не знала ничего подобного со времен бомбежек авиацией союзников герман­ских городов в годы второй мировой войны. Ударам бомбардировщиков предшествовала интенсивная воздуш­ная разведка вьетнамских аэродромов, позиций зенитно-ракетных дивизио­нов и зенитной артиллерии.

В 19 ч 40 мин. 18 декабря стра­тегические бомбардировщики В-52 вместе с истребителями-бомбарди­ровщиками обрушились на аэродро­мы Кип, Нойбай, Гиалэм, Хоалак и Йенбай, на промышленные центры Донгань, Йенвиен, Дакгианг, на радиопередающий центр Митри. Одно­временно налету подвергся крупней­ший морской порт Северного Вьет­нама Хайфон.

Удар по аэродромам наноси­ли истребители-бомбардировщики с изменяемой стреловидностью крыла F-111, в то время как «Фантомы» по­давляли наземную систему ПВО. Бомбардировщики В-52 вышли к Ханою со стороны Тамдао. «Стратокрепости» сопровождало порядка сотни «Фантомов», четверка F-105G «Wild Weasel» атаковала вьетнамские РЛС.

Дежурные пары истребителей МиГ-21 МФ находились в круглосу­точной готовности к взлеты на аэро­дромах Нойбай, Кип и Хоалак с утра 18 декабря. Время реакции на коман­ду «взлет» составляло шесть минут днем и семь - ночью.

Расчет радиолокатора, уста­новленного в районе Куангбиня при­мерно в 18 ч доложил о появлении интенсивных помехах в диапазоне частот, на которых работала стан­ция. В 18 ч 30 мин аналогичный док­лад поступил из штаба 45-й радиоло­кационной роты, зетам - из 16-й ра­диолокационной роты. Тем не менее, радиометристы сумели засечь боль­шую группу бомбардировщиков В-52. В 19 ч 25 г. над Нойбаем появи­лась тройка F-111. Американские са­молеты не сумели вывести из строя взлетно-посадочную полосу. На взлет пошел МиГ-21МФ, в кабине которого находился Фам Ту аи:

- Пролетая на Хоабинем, я обнаружил большое количество са­молетов противника, державших курс на Ханой. Чтобы не столкнуть­ся, летчики американских самолетов включили аэронавигационные огни. Я вывел двигатель на форсаж, изго­товил ракеты к пуску. Я также вклю­чил радиолокационный прицел РП-21, однако экран был весь забит по­мехами, бортовой локатор в таких условиях помочь мне ничем не мог. Мое присутствие не осталось незаме­ченным: В-52 увеличили скорость.

Той ночью в воздух поднима­лись еще и МиГи с аэродрома Хоалак, но летчики не сумели обнару­жить противника. Воздушный стре­лок В-52 из 307-го бомбардировочно­го авиакрыла стратегического авиа­ционного командования ВВС США заявил об одном сбитом истребителе МиГ-21. Согласно вьетнамским дан­ным ВВС ДРВ потерь не понесли. На сбитые американские самолеты ник­то из вьетнамских летчиков-истреби­телей не претендовал.

На следующую ночь «Стратокрепости» опять бомбили Ханой и Хайфон. Вскоре вьетнамцы приспо­собились к тактике противника. Так, 23 числа истребители ВВС ДРВ сби­ли четыре «Фантома», потеряв один МиГ-21. В декабре ВВС США претен­довали еще на три сбитых МиГ-21: 21 и 22 числа (оба сбиты экипажами «Фантомов» из 555-й эскадрильи 432-го авиакрыла), 25 декабря МиГ сбил воздушный стрелок В-52 из 307-го бом­бардировочного авиакрыла.

Сбить В-52 вьетнамским лет­чикам-истребителям никак не удава­лось. Командование ВВС ДРВ даже приказало в случае невозможности сбить «Стратокрепость» ракетами воздух-воздух идти на таран.

Несмотря на десятидневные бомбардировки, все аэродромы, за исключением Нойбая и Кипа, оста­вались в пригодном к полетам состоянии. 27 декабря на перехват В-52 поднялось несколько истребителей МиГ-21, в числе которых находился и самолет Фам Туана:

- В 22 ч 00 мин я получил ко­манду на взлет. На высоте 200-300 м я вошел в плотную облачность. Меня информировали о приближении к Мокчау группы бомбардировщиков В-52. Операторы станций наведения в Соела и Мокчау постоянно переда­вали дистанцию до противника: 60 километров, 50, 40... Как планирова­лось полетным заданием на высоте 7000 м я сбросил топливный бак. Ра­диолокационные станции отслежива­ли маршрут полета вражеских бом­бардировщиков, меня предупредили о наличии в воздухе «Фантомов» эс­корта.

- Впереди я увидел пульсиру­ющую желтую точку - выхлоп реак­тивного двигателя. Увеличив ско­рость до 1200 км/ч, поднялся на 10 000 м, на этой высоте летели «Стратокрепости». Я передал по радио: «Об­наружил противника. Прошу разре­шить атаку». Получил ответ: «Запу­сти обе ракеты, после чего быстро выходи из боя».

- Американцы шли разомкну­тым строем, дистанция между В-52 составляла два-три километра. Я произвел последнюю предпусковую проверку ракет, когда поравнялся с третьим в строю В-52. Я принял решение стрелять одновременно двумя ракетами по второму бомбардиров­щику. Пуск произвел с дистанции два километра. Вражеский самолет заго­релся. Выходил из атаки пикировани­ем до высоты 2000 м, после чего взял курс на Нойбай, где благополучно приземлился. Уцелевшие бомбарди­ровщики немедленно сбросили свой груз, после чего развернулись на об­ратный курс. Все члены экипажа сби­того мною В-52 погибли.

Американцы до сих пор упор­но отрицают факт потери стратеги­ческого бомбардировщика в резуль­тате атаки МиГа, причиной потери самолета ВВС США считают зенит­ную ракету. В то же время данные US Air Force подтверждают потерю в воздушных боях двух F-4E (BuNo 67-0292 и BuNo 67-0234) из 432-го авиа­крыла. «Фантомы» сбил один летчик - Тран Виет из 921-го ИАП, он также доложил о третьем сбитом им в эту ночь «Фантоме». Тран Виет стал пос­ледним пилотом МиГ-21 сбившим F-4 в небе Вьетнама.

Аэродромы Нойбай, Кип, Йенбай и Гиалэм подвергались по­стоянному воздействию со стороны авиации противника, поэтому коман­дование ВВС ДРВ в тайне перебро­сило все истребители МиГ-21 но но­вую базу Камтхай, расположенную в провинции Тханьхоа. 29 декабря эки­паж F-4D из 555-й эскадрильи 432-го авиакрыла ВВС США и экипаж F-4J из эскадрильи VF-142 авиакрыла авианосца «Энтерпрайз» сбили по одному МиГ-21. Моряки одержали последнюю за войну победу в воз­душном бою.

Авиация ВМС США также понесла 29 декабря утрату - соглас­но американским данным выпущен­ной летчиком МиГа ракетой был сбит разведчик RA-5C BuNo 156633 из эскадрильи RVAH-13 авиакрыла авианосца «Энтерпрайз». Данные ВВС ДРВ о сбитом «Виджиленте» умалчивают. Тем не менее, RA-5C вошел в официальный реестр потерь американской авиации за время вой­ны в Индокитае, как последний само­лет, сбитый МиГом.

С аэродрома Камтхай в 21 ч 41 мин на перехват В-52 взлетел Ва Ксуан Тхиеу. По командам станции наведения Тхиеу обнаружил группу самолетов противника над Сонла. Вьетнамец подошел к «Стратокрепости» на предельную дистанцию, но, в нарушение инструкций, произвел пуск ракеты. От подрыва боевой ча­сти ракеты сдетонировал боекомп­лект В-52. Сила взрыва была столь велика, а дистанция минимально на­столько, что у Ва Ксуан Тхиеу не име­лось возможности удержать МиГ в управляемом полете. Утром кресть­яне нашли перемешанные обломки МиГа-21 и В-52, самолеты упали в одном месте. Этот бомбардировщик также занесли в число удач вьетнам­ских ракетчиков.

Бомбардировочная кампания, которую США вели против ДРВ, за­вершилась 30 декабря. Стороны вер­нулись к круглому столу Парижских переговоров.

Действую с аэродрома Нойбай, истребители МиГ-21 совершили в пе­риод с 18 по 30 декабря всего 27 бое­вых вылетов. Скромные результаты противоборства со стратегическими бомбардировщиками отчасти объясня­ются недостаточным количеством подготовленных для перехва­та Боингов пилотов: всего 13 из 194 летчиков-истребителей ВВС ДРВ могли уверенно летать в темное вре­мя суток.

Генерал Фесенко, бывший в 1972 г. главным советником ВВС ДРВ предоставил следующие данные бое­вой работы истребительной авиации ВВС США. В течение 1972 г. летчи­ки истребительных авиаполков со­вершили в общей сложности 823 бо­евых вылета (540 на МиГ-21, 207 на МиГ-17 и 76 на МиГ-19), провели 201 воздушный бой, сбив 89 самолетов противника ценой потери 52 истре­бителей (34 МиГ-15, девяти МиГ-17 и девяти МиГ-19).

Половина летчиков МиГов налетало не менее 450 часов. Из 187 имевшихся на вооружении ВВС ДРВ, осенью 1972 боеспособными явля­лись всего 47 (31 МиГ-21 и 16 МиГ-17). Неизвестно сколько самолетов оставалось исправными после завер­шения операции «Лайнбэкер II». После массированных налетов американской авиации на аэродромы, все истребители, кроме дежурных пар стали укрывать в бетонных или есте­ственных каменных бункерах.

Последнюю потерю в воздуш­ном бою ВВС ДРВ понесли 7 января 1973 г.: экипаж F-4D из 4-й эскадри­льи 432-го авиакрыла сбил МиГ-21.