Аэродромы и техническое обслуживание

 

Спорадическим налетам аме­риканской авиации подверглись аэродромы, на которых базирова­лись вьетнамские истребители, стали подвергаться в 1966 г. но регулярны­ми они стали только с апреля следу­ющего года, когда Вашингтон ис­ключил их из списка объектов, не подлежащих бомбардировкам. Осо­бенно жестоким налетам вьетнамские авиабазы подвергались в мае, октяб­ре и ноябре 1967 г., в феврале 1968 г.

Летом 1967 г. ВВС ДРВ распо­лагало шестью пригодными для ба­зирования реактивных истребителей аэродромов: Нойбай, Гиалам, Кип, Хоалак, Киенан и Тхоксуан.

Командование ВВС ДРВ уделяло большое внимание проблеме взлета максимального количества истребителей за минимальное время. В частности, рулежные дорожки аэродрома Нойбай могли использо­ваться для взлета истребителей. Взлет с рулежных дорожек из-за их малой длины был сложным, однако трудно­сти компенсировались фактором вне­запности. Американцы не ожидали, что реактивный истребитель будет взлетать не с основной полосы. Аме­риканская разведка совершенно ясно докладывала, что аэродром Нойбай имеет только одну взлетно-посадоч­ную полосу, с которой способны дей­ствовать истребители МиГ-21.

С рулежных дорожек базы Нойбай было совершено как мини­мум 50 боевых вылетов. Для умень­шения длины разбега истребителей применялись твердотопливные ра­кетные ускорители СПРД-99, по два таких ускорителя подвешивалось под углом в центральной части МиГа так, чтобы результирующая тяги уско­рителей проходила через центр тяжес­ти МиГа. В случае повреждения аме­риканской авиацией основной полосы в Нойбае пилотам МиГов, которые в это время находились в воздухе, при­ходилось или садится на запасной аэродром, или катапультироваться.

В октябре 1967 г. американцы пересмотрели свою тактику. Основ­ные усилия стали направляться не на поражение истребителей противника в воздушных боях, а на разгром ис­требительной авиации ВВС ДРВ на аэродромах. Базы подвергались посто­янным ударам американской авиации: Хоалок - 33 раза, Кип - 29 раз, Киенан - 25 раз, Нойбай - девять раз.

Восстановительные команды старались в кратчайшие сроки лик­видировать повреждения взлетно-посадочных полос и рулежных доро­жек. О масштабах работ можно со­ставить представление по деятельно­сти двух рядовых из 921-го ИАП: Нгуен Ван Хоань на пару с Хоанг Хаем засыпали 60 воронок от бомб, обезвредили 4000 (!) осколочных бомб, рассыпанных по летному полю и самолетным стоянкам из авиацион­ных кассетных боеприпасов.

В работах по ликвидации по­следствий налетов на аэродром Ной-бай самое живое участие принимало все трудоспособное население окре­стных деревень Кимань и Дафук.

В окрестностях Нойбая име­лось две РЛС, одна - на расстоянии 5 км от аэродрома, вторая - на удалении 10 км. Контакт между двумя радарами поддерживался с помощью радио- и проводной связи, курьерами.

После первых налетов, аэро­дромные склады перенесли на удале­ние до 10 км от летного поля. На аэродром привозили только ограни­ченное количество топлива и боепри­пасов, потребные для выделенного наряда истребителей.

Аэродром Нойбай пришлось закрыть после пятого за 1967 г. нале­та, но американцы продолжали нано­сить удары по оставленной базе: шесть налетов в ноябре и семь - в де­кабре. Порой поврежденные аэро­дромы восстанавливали просто за фантастический срок: так после на­лета 24 октября 1967 г. летное поле аэродрома Кип подготовили для взлета-посадки самолетов всего за одну ночь! Воронки засыпали солда­ты вьетнамской армии и местные жители. За двое суток непрерывных работ была восстановлена разрушен­ная американской авиацией 17 нояб­ре 1967 г. взлетно-посадочная поло­са аэродрома Киенан.

В период с января 1967 г. по март 1968 г. американская авиация на аэродромы Нойбай , Кип, Киенаен и Хоалок уничтожила 17 самолетов и три вертолета, склады боеприпасов, топливохранилища. В половине слу­чаев американцам удавалось вывес­ти из строя аэродром на срок от пяти часов до нескольких дней. Из всех сброшенных на авиабазы бомб в цель попало 40%, 30% - на взлетно-поса­дочные полосы, 10% - на рулежные дорожки. Четыре аэродрома в ре­зультате 36 налетов были выведены из строя на срок от 120 дней до пяти месяцев.

Активизация действий авиа­ции по аэродромам заставила коман­дование ВВС ДРВ и ЦК КПВ пере­строить работу местных органов вла­сти. Теперь руководителей провин­ций обязали выделять местное насе­ление на ремонтно-восстановительные работы, за каждой провинцией был закреплен «свой» аэродром. Что­бы ускорить ремонт наладили произ­водство железобетонных плит, всего было изготовлено порядка 70 000 плит двух сортов: размером 1,8x1,8 м толщиной 20 см и 1,8x1,8 м толщи­ной 16 см. Запасы плит складирова­лись в непосредственной близости от аэродромов. В общей сложности ремонтно-восстановительные работы заняли 200 000 рабочих дней, 70% объе­ма работ выполнило местное граждан­ское население. Помимо ремонтных работ, на стоянках устраивались зем­ляные капониры, возводились укрытия для командных пунктов, ангары и на­весы для ремонта летательных аппара­тов, бомбоубежища.

Капониры как правило распо­лагались на удалении от 500 до 2000 м (в отдельных случаях до 3000 м) от ос­новной взлетно-посадочной полосы. Бетонные рулежные дорожки имели ширину 20 м, при необходимости с них могли взлетать истребители. Хранили­ща для горючего оборудовались под землей на расстоянии примерно 200 м от самолетных стоянок.

Первые налеты показали, что земляные капониры обеспечивают за­щиту только от фугасных бомб, но не от ракет класса воздух-поверхность.

Новые укрытия строили с зак­рытым верхом из железнодорожных рельсов и стальных листов. Сверху металлический настил засыпался зем­лей. Размеры капонира определялись габаритами МиГ-21: длина 15, шири­на 10 м , высота 7 м. На каждое ук­рытие уходило 30-35 рельсов и 300 металлических листов длиной 4 м каждый. Всего было построено 140 укрытий для самолетов и 200 укры­тий меньшего размера для автомоби­лей. Помимо постоянных защитных сооружений строились временные бамбуковые укрытия от осколочных бомб и шрапнели. Все строения и са­молетные укрытия маскировались.

Позже самолеты стали разме­щать прямо в деревнях, к примеру в Кимда, провинция Виньфу. Местное население предоставляло свои жили­ща летчикам и техникам, здесь же устраивались склады имущества, не­обходимого для функционирования аэродромного хозяйства. Самым нео­бычным способом рассредоточения истребителей стала транспортировка МиГов на внешней подвеске тяжелых вертолетов Ми-6 от аэродрома до скальных укрытий, оборудованных в естественных пещерах, и обратно. В отдельных случаях протяженность маршрута транспортировки достига­ла 30 км. Ми-6 мог перевозить пол­ностью вооруженный и заправлен­ный топливом Ми-17, но МиГ-19 или МиГ-21 он поднимал только пустым. Система ПВО аэродромов постоян­но совершенствовалась. Наиболее сильной являлась ПВО трех авиабаз - Нойбай, Гиалам и Киенан. Каждый из этих аэродромов прикрывался тре­мя зенитными батареями калибра 100 мм, четырьмя батареями калибра 57 мм, пулеметными зенитными само­ходными установками на базе бро­нетранспортеров БТР-40 и зенитно-ракетным дивизионом. 923-й и 925-й истребительные авиаполки имели в своем составе вооруженные 37-мм автоматическими зенитными пушка­ми батальоны ПВО. Эти батальоны обеспечивали ПВО аэродромов Кип и Йенбай.

Согласно принятому в конце 60-х г.г. плану расширения аэродром­ной сети вступили в строй аэродром истребительной авиации в Тхоксуане, аэродром транспортной авиации в Фукуай, реконструированы аэро­дромы Насан, Каньдонг, Диенбиен, Ксамнуа, Ксипон. На аэродромах Тхоксуан, Винь, Долуонг, Аньсон и Донгхой развернули радиотехничес­кие системы посадки, построили за­пасные взлетно-посадочные полосы. В конце 1968 г. наступило за­тишье, связанное с приостановкой налетов американской авиации на ДРВ. Спокойный период завершил­ся в мае 1969 г. После налетов налет­ном поле аэродрома Нойбай в общей сложности было засыпано 230 воро­нок от бомб, в Гиалам - 204, в Кипе -222, Киенане - 114 и Тхоксуане - 30. Ремонтно-восстановительные рабо­ты требовали большой энергии и не­малых знаний. На каждой базе тре­бовалось иметь 80 специалистов по восстановлению аэродромного хо­зяйства, в то время как во всех ВВС ДРВ их насчитывалось всего 148 че­ловек. Настоящим спасением стала помощь местного населения. В 1969-70 г.г. местные жители реконструиро­вали аэродромы Хоалак, Миеумон, Тхоксуан, Аньсон и Донгхой, были построены резервные взлетно-поса­дочные полосы в деревнях Камтхай, Гат и Фукуай.

Примером работы местного населения может считаться восста­новление аэродрома Винь, когда в мае-июле 1969 г. здесь было засыпа­но 174 воронки от бомб. Окружавшие аэродромы деревни представляли своеобразный «круг обороны», их жители приходили на помощь после каждого налета, предоставляли рас­ходные материалы, а нередко - пищу и кров.

Постоянной проблемой явля­лось электроснабжение авиабаз. Только Гиалам и Нойбай получали энергию по централизованным лини­ям электропередач, на всех других аэродромах электроэнергия выраба­тывалась дизель-генераторами.

В ходе войны наращивались возможности служб боевого управле­ния авиацией, на завершающим эта­пе конфликта КП могли управлять боевой работой истребителей днем и ночью, в простых и сложных метео­условиях. Основные восемь центров управления (В1-В8) были разбросаны от Тхоксуана до Куангбиня.