Ремонт МиГов и советская помощь

 

В мае 1972 г. инженерно-тех­нический состав ВВС ДРВ днем и ночью был занят осмотром и ремон­том имевшегося парка истребителей МиГ-21МФ («изделие 96»), сборкой новых самолетов.

Помимо вьетнамцев техничес­ким обслуживанием самолетов зани­мались специалисты из дружествен­ных ДРВ государств. Китайские кон­тингент обслуживал самолеты китай­ского производства. Небольшая группа, примерно 30 специалистов по авиационным двигателям, радио­электронному оборудованию, плане­ру, советские военных советников помогала вьетнамцам наладить ре­монт и обслуживание истребителей МиГ-21. Под руководством русских велась сборка прибывавших морем в разобранном виде новых истребите­лей. Облетывали собранные машины советские летчики, отсюда, видимо, пошли имеющие хождение на Западе спекуляции на тему прямого участия пилотов ВВС СССР во вьетнамской войне. Никакой реальной почвы эти домыслы под собой не имеют. Памятуя об уроках Кореи, вьетнамцы делали все возможное, чтобы избе­жать прямой военной конфронтации между двумя мировыми сверхдержа­вами. Известно, что в 1964-65 г.г. в Гиаламе служило два или три северо­корейских летчика, но они вернулись домой еще до начала воздушных боев небе Северного Вьетнама.

Достаточно широк известен единственный воздушный бой, в ко­тором принимал участие советский летчик. Событие имело место 11 но­ября 1972 г. Описания данного боя неоднократно публиковались в печа­ти, причем ни разу не упоминались фамилии участников. В этот день со­ветский инструктор «вывозил» на двухместном МиГ-21У вьетнамско­го курсанта. Когда в баках остава­лось всего 800 кг топлива, наземный пункт управления информировал лет­чиков о появлении в восьми километ­рах от аэродрома звена «Фантомов». Американцы шли курсом на МиГ, до­гадаться о намерениях экипажей «Фан­томов» труда не составляло.

Инструктор принял рискован­ное, но единственно верное в данной обстановке решение - крутится. Са­дится под огнем «Сайдуиндеров» - значило быть сбитым наверняка. Как говорил товарищ Сухов: «Лучше по­мучиться». Не стоит забывать - на спарке не было ни ракет, ни пушки. Русский рассчитывал на скоростные качества своего здорово облегченно­го за счет израсходованного топли­ва самолета. МиГ легко оторвался от пары атаковавших его «Фантомов», но вторая пара отрезала путь к бег­ству из района боя. Инструктор по­шел ва-банк, двинув РУД в положе­ние «форсаж», теперь драгоценное топливо расходовалось ударными темпами. Пилоты МиГа заметили пуск «Сайдуиндера». Резким манев­рированием советский летчик сорвал захват: ракета прошла мимо. Благо­даря четкой работе радиометристов, на борт МиГа поступала информа­ция о действиях американцев. Инст­руктор сумел увернуться еще от че­тырех «Сайдуиндеров». Топливо в баках МиГа расходовалось быстрее, чем ракеты на пилонах «Фантомов». Следовало принимать решение. МиГ перешел в набор высоты, инструктор скомандовал курсанту: «Прыгай».

На высоте 500 м топливо кончилось. В момент срабатывания катапульт, очередной «Сайдуиндер» настиг МиГ. Поздно! Оба летчика благопо­лучно покинули самолет. Вышеизло­женная история сильно смахивает на легенду, тем более, что ни ВВС, ни ВМС США не зафиксировали 11 но­ября 1972 г. победы в воздушном бою с МиГ-21.

Главное задачей советских спе­циалистов стали вовсе не ремонт или сборка МиГов, а передача своих зна­ний и опыта вьетнамским коллегам. Вьетнамцы сами решали следовать со­ветам русских или нет. К примеру рус­ские не имели возможности запретить полеты на не полностью отремонтиро­ванных истребителях. Командование ВВС ДРВ стремилось пропустить че­рез руки советских технарей макси­мально возможное количество подле­жащих ремонту или техосмотру само­летов в минимальное время.

Большинство вьетнамских летчиков обучались в Советском Со­юзе, поэтому довольно хорошо гово­рили по-русски - кубанские казачки научили. Подготовкой иностранных летчиков занималось единственное со­ветское военное училище - Краснодар­ское высшее военное авиационное учи­лище летчиков. Все же в отдельных случаях требовался переводчик.

Если количество боеспособ­ных самолетов превышало число лет­чиков, то истребители ставили на долговременное хранение. Именно «запас» самолетов на хранении по­зволил командованию ВВС ДРВ опе­ративно восполнить потери в пери­од операции «Лайнбэкер II». Одна­ко, подобная стратегия срабатывала не всегда. К примеру в начале 1972 г. на авиабазе Нойбай поставили на хранение 20 истребителей МиГ-21ПФ. Рассредоточенные в хорошо замаскированных укрытиях истреби­тели без потерь пережили массиро­ванные налеты американской авиа­ции в период обеих «Лайнбэкеров». Расконсервировать самолеты реши­ли весной 1975 г. в преддверии осво­бодительного похода на юг. Три года в сыром тропическом климате даром для МиГов не прошли - истребители изъела коррозия. Самолетам не мог помочь даже заводской ремонт в Со­ветском Союзе. Аналогичная исто­рия произошла с запасными частями к МиГам ранних модификаций, зап­части также убрали на «черный» день. Сразу же после окончания вой­ны все находящиеся на консервации летательные аппараты и запасные части к ним были подвергнуты тща­тельной инспекции.

Ситуация с техническим об­служиванием истребителей осложни­лись после того, как американцы в 1972 г. разбомбили единственные мастерские по ремонту самолетов МиГ-17. Сразу же после окончания войны все находящиеся на консерва­ции летательные аппараты и запас­ные части к ним были подвергнуты тщательной инспекции. 22 февраля 1974 г. Ханой и Пекин заключили соглашение, в соответствии с кото­ром Китай брал на себя обязатель­ства построить и оснастить новые мастерские по ремонту истребителей МиГ-17.

В период наступления 1975 г. северовьетнамская армия захватывала один аэродром за другим. На всех авиабазах победителям доставались исправные самолеты. Стоит отметить, что ВВС Южного Вьетнама являлись одними из наиболее хорошо оснащен­ных во всей Юго-Восточной Азии.

Настоящей удачей можно счи­тать захват в исправном состоянии крупных авиаремонтных мастерских в Тансоннате и Бьенхоа. Мастерские в Бьенхоа специализировались на ремонте вертолетов, в Тансоннате - на ремонте самолетов.

За обслуживание трофейных истребителей F-5 и штурмовиков А-37, наряду с новыми советскими вер­толетами и самолетами, отвечал лич­ный состав 9190-го авиатранспортно­го корпуса.

В конце 1975 г. на вооружении ВВС Вьетнама имелось 877 летатель­ных аппаратов, но в пригодном к полетам состоянии находилось не более 20%. На авиабазе Тансоннат были сосредоточены трофеи - остат­ки ВВС Южного Вьетнама: 23 штур­мовика А-37, 41 истребитель F-5, 50 вертолетов UH-1, пять штурмовиков AD-6, пять вертолетов СН-47, и пять самолетов U-6A. Кроме того, под вопросом оставалось принятие на вооружение еще 15 самолетов U-17, 41 L-19, 28 С-7А, 36 С-119, 18 Т-41, 21 С-47, семь С-130, семь DC-3, пять DC-4 и два DC-6.

В июле в строй вступили аэро­дромы Биньтай и Лоти, на которых базировалось 117 самолетов. Радиус действия базировавшихся здесь ис­требителей позволял вести патрули­рования на территории от побережья Южнокитайского моря до границы с Камбоджей.

Силами 919-го корпуса в Тансонате было отремонтировано 83 са­молета, в Бенхоа ввели в строй еще 83 машины, 34 летательных аппара­та привели в пригодное к полетам состояние в Дананге.

Советский Союз проявлял большой интерес к захваченной аме­риканской технике. В ноябре 1975 г. советские специалисты прибыли в Дананг, чтобы отобрать наиболее интересные типы. К отправке в СССР подготовили один истребитель F-5E с полным комплектом технической и эксплуатационной документации, один штурмовик А-37 также с комп­лектом документации. Русских заин­тересовал «ганшип» АС-119, однако большие размеры самолета затрудня­ли его транспортировку из Вьетнама в СССР. С самолета демонтировали все внутренне оборудование, в кото­ром собственно и заключалась «изю­минка» АС-119. Оборудование было отправлено в СССР для детального изучения и анализа. Помимо самоле­тов на транспортные суда советского морского флота погрузили по одному вертолету UH-1 и СН-47. Помимо СССР Вьетнам передал летательные аппараты американского производ­ства ряду других дружественных госу­дарств, в частности - Польше.