|
|
1. и 2. Миг-21Ф-13 «4420» Нгуена Нгок До и МиГ-21Ф-13 «4520» Фам Тханя
Нгана, 921-й истребительный авиационный полк «Сао До», 16 сентября 1967
г.
Два разведчика RF-101C
ВВС США были сбиты над Сонла вьетнамскими истребителями
МиГ-21Ф-13 16 сентября 1967 г. Нгуен Нгок До на самолете с бортовым
номером «4420» сбил разведчик, который пилотировал майор Б. Р. Бэгли (RF-101С
BuNo 56-0180 из 20-йразведывательной
эскадрильи 432-го тактического разведывательного авиакрыла). Фам Тханъ
Нган на истребителе с бортовым номером «4520» сбил разведчик, который
пилотировал капитан Р. И. Паттерсон (RF-101C
BuNo 56-0181 из того же подразделения ВВС США). Американцы
признали потерю самолета Бэгли в воздушно бою, но разведчик Паттерсона
посчитали сбитым зенитной ракетой.
3. МиГ-21ПФ «4128» из 921-го истребительного авиационного полка «Сао
До», апрель 1966 г.
Самолет МиГ-21ПФ «4128» использовался, когда 921-й ИАП базировался на
аэродроме Нойбай. Истребитель поступил во Вьетнам в числе первой партии
МиГ-21ПФ, доставленных из Советского Союза. На Московском механическом
заводе «Знамя Труда» выпускалась специально для поставок во Вьетнам
модификация «ПФВ», доработанная для эксплуатации в условиях влажного
тропического климата. Помимо прочего, истребители МиГ-21ПФВ отличались
от МиГ-21ПФ более простым радиолокационным прицелом Р-2Л (на МиГ-21ПФ
стоял радиолокационный прицел РП-21). |
|
|
4. МиГ-21ПФ «4234» Нгуена Данга Киня из 921-го истребительного
авиационного полка «Сао До», 19 ноября 1967 г.
На этом истребителе в 1967-68 г.г. победы в воздушных боях одержали не
менее девяти летчиков. За период с ноября 1967 по май 1968 г.г. на нем
было сбито в общей сложности 14 американских самолетов. Одним из первых
на самолете с бортовым номером «4234» добился успеха будущий ас Нгуен
Данг Кинь (шесть побед). 19 ноября 1967 г. на пару с другим будущим асом
Ва Нгок Динем (также шесть побед) сбил самолет РЭБ ЕВ-66. Данные ВВС США
не подтверждают потери ЕВ-66 в этот день.
5. МиГ-21ПФ «4326» Нгуена Ван Кока из 921-го истребительного
авиационного полка «Сао До», 7 мая 1968 г.
Фотографии истребителя МиГ-21ПФ с бортовым номером «4326» и отметками о
13 победах в воздушных боях появились в нескольких западных изданиях в
конце 60-х годов. Журналисты выдумали мифического «полковника Томба»
(иногда - «полковник Тун»), который якобы летал на этом самолете и сбил
13 американских самолетов. На самом деле действительно на истребителе
«4326» было сбито 13 самолетов, но летали на нем в 1967-68 г.г. разные
летчики. Достоверно известно, что капитан Нгуен Ван Кок, вьетнамский
«ас из асов», сбил 7 мая 1968 г. над Долуонгом на этом МиГ-21ПФ
F-4B BuNo 151485 из
эскадрильи VF-92 авиакрыла авианосца
«Энтерпрайз» (экипаж - летчик лейтенант-коммендер И. С. Кристенсен,
оператор БРЭО лейтенант У.А. Крамер). В период с 1967 по 1968 г.г.
Нгуен Ван Кок одержал девять побед в воздушных боях.
6. МиГ-21ПФМ «5015» из 921-го истребительного авиационного полка «Сао
До», 1972 г.
Пример камуфляжной окраски истребителя МиГ-21ПФМ из 921-го ИАП. Поверх
светло-зеленой окраски верхних и боковых поверхностей планера кистью
вручную нанесены пятна темно-зеленого цвета. Нижние поверхности
самолета - неокрашенный дюраль. Обычно так окрашивались самолеты,
действовавшие с южных баз. Камуфляжная окраска упрощала маскировку
истребителей на стоянках и снижала вероятность их обнаружения
американскими самолетами-разведчиками. |
|
|
7. МиГ-21ПФМ «5020» Нгуена Тиена Сама из 927-го истребительного
авиационного полка «Лам Сон», 5 июля 1972 г.
На истребителе МиГ-21ПФМ с бортовым номером «5020» и отметками о 13
победах в воздушных боях летали разные летчики 927-го ИАП, в числе
которых были асы Ле Тхань Дао, Нгуен Дак Соат, Нгуен Ван Нгья. 5 июля
1972 г. на этом самолете Нгуена Тиен Сам сбил F-4E
BuNo 67-0296 из 34-й эскадрильи 388-го тактического
истребительного авиакрыла ВВС США (экипаж - летчик капитан У.А.
Спенсер, оператор БРЭО 1-й лейтенант Б.Дж. Сик). Сам выпустил ракету в
упор, после близкого взрыва «Фантома» у МиГа остановился двигатель. К
счастью для вьетнамского пилота двигатель истребителя-ветерана удалось
запустить. Под прикрытием своего ведомого Ха Виня Тханя Сам одержал
вторую победу в воздушном, бою - его жертвой стал F-4E
BuNo 67-0339 из той же 34-й эскадрильи 388-го тактического
истребительного авиакрыла ВВС США
8. МиГ-21ПФМ «5033» Траня Виета из 921-го истребительного авиационного
полка «Сао Дао», 2 7 декабря 1972 г.
На истребителе МиГ-21 ПФМ с бортовым номером «503» Трань Виет одержал
последние две подтвержденные американскими данными победы в воздушных
боях вьетнамской войны. 27 декабря 1972 г. летчик доложил о трех сбитых
им «Фантомах», но американцы заявили только о потере двух самолетов:
F-4E BuNo 67-0292
(экипаж - летчик майор С.Х.Джеффкоат, оператор БРЭО 1-й лейтенант Дж. Р.
Траймбл и F-4E BuNo
67-0234 (экипаж: - летчик капитан Дж. У. Андерсен, оператор БРЭО 1-й
лейтенант Б.Х Уард).
9. МиГ-21ПФМ «5040» Ле Тханя Дао из 927-го истребительного авиационного
полка «Лам Сон», 10 мая 1972 г.
Пара Ле Тхань Дао/Ва Дак Хоп взлетела 10 мая 1972 г. на перехват группы
самолетов палубной авиации ВМС США, шедших бомбить Хайфон. Будучи
ведущим пары, Ле Тхань Дао вышел в атаку первым, с дистанции 1500 м он
выпустил ракету К-13. Как отметил в послеполетном рапорте Дао, ракета
поразила «Фантом», который упал на землю в районе Хайфона. Вероятно,
жертвой летчика стал F-4J
BuNo 155797 из эскадрильи VF-92
авиакрыла авианосца Констеллейшн» (экипаж «Фантома» - летчик коммендер
Гарри Л. Блэкбарн, оператор БРЭО лейтенант Стив А. Радлофф). Члены
экипажа «Фантома» катапультировались, после чего попали в плен.
Впоследствии Блэкбарн и Радлофф утверждали, что их самолет получил
прямое попадание снарядом калибра 85 мм. В официальном реестре потерь
авиации флота США F-4J
BuNo 155797 значится сбитым зенитной артиллерией. |
|
|
10. МиГ-21ПФМ «6122» из 927-го истребительного авиационного полка «Лал,
Сон», 1972 г.
Истребитель МиГ-21ПФМ с бортовым номером «6122» был одним из немногих
самолетов, получивших весьма своеобразный камуфляж, нанесенный прямо на
неокрашенный дюраль. Первоначально самолет находился на вооружении
921-го ПАП, окрасили МиГ уже после передачи машины в 927-й ИАП.
11. МиГ-21ПФМ «6122» из 927-го истребительного авиационного полка «Лам
Сон», 1972 г.
Самолет МиГ-21ПФМ с бортовым номером «6122» в срочном порядке доставили
во Вьетнам для восполнения потерь в воздушных боях. Ранее истребитель
состоял на вооружении одного из истребительных авиационных полков ВВС
Советской Армии. Камуфляжная окраска советских ВВС сохранилась и во
Вьетнаме. Единственное изменение во внешнем, виде истребителя касалось
опознавательных знаков и бортовых номеров: прежние были закрашены,
вместо них - нарисованы вьетнамские. После окончания войны все
уцелевшие истребители МиГ-21 ПФМ поступили на вооружение 372-й
авиадивизии, которая базировалась в Дананге.
12. МиГ-21ПФМ без бортового номера из 921-го истребительного
авиационного полка «Сао Дао», 1972 г.
В начале 70-х годов прежде блестевшие натуральным металлом состоявшие
на вооружении ВВС стран-участниц Варшавского договора истребители
МиГ-21 стали красить по различным камуфляжным схемам или просто в
однотонный серый цвет. Изображенный на рисунке истребитель МиГ-21ПФМ
серого цвета ранее находился на вооружении одной из частей ВВС
Национальной народной Армии ГДР. |
|
|
13. МиГ-21ПФМ «5026» из 927-го истребительного авиационного полка «Лам
Сон», 1972 г.
Значительное количество самолетов МиГ-21 доставленных во Вьетнам для
восполнения потерь в ожесточенных воздушных боях 1968 г. ранее
находилось на вооружении советских ВВС. На рисунке - один из этих
истребителей.
14. МиГ-21МФ «5117» Троонг Тона из 927-го истребительного авиационного
полка «Лам Сон», 24 июля 1972 г.
На истребителе МиГ-21МФ с бортовым номером «5117» Труонг Тон принимал
участие в воздушном бою 24 июля 1972 г., когда он и его ведущий Ле Тхань
Дао сбили по одному «Фантому» (ВВС США подтвердили потерю только одного
F-4 в воздушных боях 24 июля 1972 г., в то
время как вьетнамские пилоты доложили о четырех сбитых). Из-за жестокой
бомбежки аэродрома Кип, на котором базировались самолеты 9270го И АН, Ле
Тхань Дао Труонг Тону пришлось садится в Нойбае.
15. МиГ-21МФ «5121» Фам Туана из 921-го истребительного авиационного
полка «Сао Дао», 27 декабря 1972 г.
На истребителе МиГ-21 МФ с бортовым номером «5121» и отметками о восьми
победах летало несколько летчиков. За весь период войны летчики 921-го
истребительного авиационного полка «Сао Дао» сбили (по вьетнамским
данным) 137 американских самолет, одним из которых стал стратегический
бомбардировщик 5-52, уничтоженный Фам Туаном 27 декабря 1972 над
Хоабинем. Американцы категорически отвергают потерю хотя бы одной «Стратокрепости»
от ракетной атаки МиГа. Фам Туан стал Героем Вьетнама и Героем
Советского Союза, последний титул он получил за выполнение 79-суточного
космического полета. Ракета-носитель с космическим кораблем «Союз-37»
стартовала с космодрома Тюратам 23 июля 1980 г. Экипаж космического
корабля состоял из командира Виктора Васильевича Горбатко и
космонавта-исследователя Фам Туана. |
|
|
16. МиГ-21 У «4124» из 921-го истребительного авиационного полка «Сао
Дао», 1968 г.
Первый двухместный учебно-тренировочный истребитель МиГ-21У («изделие
66») был спроектирован на базе самолета МиГ-21Ф-13. Самолеты МиГ-21У
выпускал Московский механический завод «Знамя Труда» с 1964 по 1968 г.
г. Вьетнам был в числе первых стран получивших эти самолеты. Первые
спарки МиГ-2IVпоступили на вооружение 921-го
ИАП в 1965 г., раньше, чем боевые МиГ-21Ф-13.
17. МиГ-21 УС «5046» из 921-го истребительного авиационного полка «Сао
Дао», 1969 г.
Учебно-тренировочный самолет МиГ-21 УС («изделие 68») спроектирован на
базе самолета МиГ-21 ПФ/ПФМ, спарки данной модификации выпускались в
Тбилиси с 1966 по 1970 г.г. Часто для обучения летчиков применению
оружия самолеты МиГ-21УС оснащались блоками НАР УБ-16-57.
18. МиГ-21 УМ «5903» из 927-го истребительного авиационного полка «Лам
Сон», 1972 г. МиГ-21УМ («изделие 69») представляет собой третье
поколение спарок, разработанных на основе истребителя МиГ-21; в данном
случае отправной точкой для создания двухместного варианта стала
модификация МиГ-21МФ. Самолеты МиГ-21УМ строились в Тбилиси с 1971 г.
Более 150 самолетов МиГ-21бис, поступивших на вооружение вьетнамских ВВС
в 1979-1984 г.г. до сих пор составляют основу парка истребительной
авиации и состоят на вооружении шести полков и Военно-воздушной
академии. Подготовка и тренировка пилотов боевых МиГ-21 ведется на
двухместных МиГ-21УМ. |