История организационной структуры японской армейской авиации

 

На заре истории японской ар­мейской авиации, незадолго до нача­ла Первой Мировой войны, основ­ной тактической единицей был коку дайтай (полков), состоявший из двух чутаев (эскадрилий) по девять само­летов в каждом и тремя машинами в резерве, а также трех машин штабно­го звена - итого 27 самолетов. В 1925 году эту систему заменили, увеличив как штатную численность, так и на­звание. Теперь полк назывался хико рентай и состоял из двух, трех, или чаше всего четырех чутаев, объеди­ненных по двое в два дайтая. Хико рентай был многоцелевой частью. Обычно в его составе было два раз­ведывательных чутая и двух истреби­тельных чутая, объединенных в раз­ведывательный и истребительный дайтай, соответственно. В 1937 году в Китае большинство хико рентай действовали, разделившись по такти­ческим соображениям на дайтай. Так появились хико дайтай, которые не следует путать с дайтаями, существо­вавшими до 1925 года. Одновремен­но возникли докурицу хико чутай - отдельные эскадрильи, которые при­давались непосредственно штабу бригады или армии.

Полученный опыт показал преимущества небольших частей в сравнении с полком, хотя в большин­стве случаев численность хико дайтая все же следовало немного увеличить. В июле-августе 1938 года началась очередная реорганизация японской армейской авиации. Все хико дайтай и хико рентай переименовали в хико сентай. По-прежнему существовали и формировались новые докурицу хико сентай. В то время как чутай, дайтай и рентай можно перевести как эскадрилья, дивизион и полк (теми же словами в японской армии обознача­лись роты, батальоны и полки), то сентай отличался от рентая структу­рой, необычной и ориентированной на условия авиационной части. По­этому мы будем переводить слово сентай как группа или авиационная группа, тем более что такой перевод все чаще и чаше встречается в совре­менной литературе. В буквальном переводе слово сентай обозначает боевая часть. Сентай уже был специ­ализированной частью и состоял из трех, реже четырех, чутаев, которые, в свою очередь, делились на три шотая (звена) по три самолета в каждом. Вместе со штабным звеном (сентай хомбу) и машинами резерва (номи­нально до трети парка сентая) чис­ленность самолетов достигала 45 ма­шин в истребительном сентае и 30 в бомбардировочном или разведыва­тельном сентае.

Два или больше сентая состав­ляли хикодан (авиационную брига­ду), два или больше хикодана (часто дополненные отдельными чутаями) составляли хикошудан (авиакорпус). Где-то в середине 1942 года название хикошудан заменили на хикошидан (авиационная дивизия), однако орга­низация соединения осталась прежней. Наивысшим организационным уровнем был кокугун (воздушная ар­мия), состоявшая из двух хикошиданов. Как и на других уровнях, неко­торые кокугуны включали в себя от­дельные хикоданы или сентай, под­чинявшиеся непосредственно коман­дованию армии. Во время войны на Тихом океане армейская авиация Японии действовала в составе шести кокугунов. В апреле 1945 года четы­ре армии, базировавшиеся на терри­тории страны, в Китае и Корее были объединены в составе кокусогун (главной воздушной армии), однако на ход боевых действий это почти не повлияло.

В апреле 1944 года организа­ция сентая подверглась новым изме­нениям. До сих пор сентай состоял только из летного состава, а техни­ческие службы и аэродромное обслуживание структурно в него не входи­ли. Теперь в составе сентая объеди­нили все перечисленное. В составе сентая выделился летный отряд хикотай и наземный отряд сейбитай. В свою очередь хикотай подразделял­ся на когекитай (штурмовые отряды), по сути на старые чутаи. лишь полу­чившие новое название по идеологи­ческим соображениям. Новое назва­ние не прижилось, поэтому летчики использовали слово чутай до конца войны. Единственным практическим последствием всех этих переименова­ний стало то, что сентайчо (командир сентая) теперь руководил большой самодостаточной частью. Его по­мощников называли хикотайчо и сейбитайчо.

Кроме того, существовали ча­сти других типов:

Докурицу хикодан (отдельная авиационная бригада) - хикодан, дей­ствующий в составе кокугуна, иног­да непосредственно подчиняющийся командованию ВВС.

Докурицу хикотай хомбу (от­дельный штабной авиаотряд) - иног­да сентай делили на отдельные отря­ды, которые обычно занимались авиаразведкой.

Докурицу чутай (отдельная эскадрилья) - штаб сентая составлял отдельную часть и сохранял свои уп­равляющие функции.

Чоккё хикотай (вспомогатель­ный авиаотряд) - отдельные отряды, численностью равные или меньше, чем чутай. Их использовали для свя­зи или поддержки сухопутных частей. В октябре 1944 года их все переиме­новали в докурицу хико чутай.

Летные школы, части радио­связи, аэродромного обеспечения и другие действовали самостоятельно, подчиняясь непосредственно коман­дованию ВВС. Иногда на их базе формировали экспериментальные, тыловые, а в конце войны и боевые части, действовавшие под прямым руководством командования воздуш­ной армией. Часто такие отряды со­храняли свои прежние названия.