Малайи и Сингапур (8 декабря 1941 -15 февраля 1942 года)

 

Первой частью истребитель­ной авиации, получившей истребите­ли Ки-43-I в июне 1941 года был 59-й сентай. Этот сентай прежде летал на Ки-27 Тип 97. В августе 1941 года Ки-43 поступили в 64-й сентай, которым командовал майор Татео Като, сбив­ший в Китае десять самолетов. Про­цесс перехода на новую машину длился до ноября 1941 года, посколь­ку в обоих сентаях произошли несча­стные случаи. Несколько машин (в том числе две из 64-го сентая) поте­ряли крылья в момент выхода из пике. Обе части перебросили в Тахикаву, где у машин усилили крылья.

Поскольку война с США, Ве­ликобританией и Голландией стано­вилась неизбежной, японская армия и морской флот планировали опера­ции по захвату Малайи, Сингапура, Филиппин, а затем Бирмы и Голлан­дской Ист-Индии. Японские ВВС,  предназначенные для действии на Бирме и Малайе, перебазировались на аэродромы в Индокитае. Эти час­ти действовали в составе пяти истре­бительных групп: 1-й, И-и и 77-й сен­тай (Ки-27 Оцу), а также 59-й и 64-й сентай (Ки-43-I Хей). Все сентай объединялись в составе 3-го хикошидана. 4 декабря 1941 года 59-й сентай (24 Ки-43-I), возглавляемый майором Рейносуке Танимирой, и 64-й сентай майора Татео Като (35 Ки-43-I и 6 Ки-27 Оцу) прибыли на аэродром Дуонг-Донг на острове Фу-Куок. Остальные части: 1-й сентай майора Киниширо Какеды, 11-й сентай май­ора Сада Окабе и 77-й сентай майо­ра Йошио Хиросе - перебазировали на передовые аэродромы в южном Индокитае. 4 и 5 декабря из порта Самах на острове Хайнань и из Сай­гона вышло семь транспортов, кото­рые везли части 25-й армии генерала Томоюки Ямашиты. Конвой напра­вился в Сиамский залив, откуда де­сантные части должны были выса­диться и захватить пять плацдармов на побережье Сиама и северной Ма­лайи. 7 декабря истребители 1-го. 11-го, 77-го и 64-го сентаев сопровож­дали конвой. В 8:45 пять патрульных истребителей Ки-27 из 1-го сентая. ведомых лейтенантом Тошироу Куботани, обнаружили летающую лод­ку Catalina из 205-го дивизиона RAF и в стремительной атаке сбили анг­лийский самолет.

Для 64-го сентая тот день за­кончился печально. 2-й чутай лейте­нанта Тадао Такаямы патрулировал конвой до сумерек. В 17:30 с аэродро­ма Дуонг-Донг взлетело шесть Ки-43, ведомых майором Татео Като, в за­дачу которых входило сменить ма­шины Такаямы. Из-за плохой пого­ды и наступившей темноты шесть Ки-43 майора Като вышли к конвою лишь в 19:10. Уже в 20:00 самолетам пришлось возвращаться, поскольку топливо кончалось. На обратной до­роге истребители шли за бомбарди­ровщиком, который вел весь отряд. В кромешной темноте три истребителя потеряли строй и пропали без вести.

Утром 8 декабря над районом высадки в Кота-Бхару произошли первые воздушные бои. Самолеты 64-го сентая столкнулись с машинами 34-го дивизиона RAF (Blenheim Mk IV), летевшими бомбить десантные корабли. Лейтенант Йохеи Хиноки заявил один сбитый «Бленхейм». В действительности лишь один «Блен­хейм» (V 5827) получил повреждения и совершил вынужденную посадку на аэродроме Мачанг. Отбомбившись, английские самолеты направились в Баттеруорт, чтобы там пополнить запасы топлива и боекомплект. У са­мого аэродрома их перехватили не­сколько Ки-43 из 59-го сентая. Фель­дфебель Такеоми Хаяси заявил два сбитых «Бленхейма». В действитель­ности он повредил машину сержан­та Дж.Э. Смита, которая совершила вынужденную посадку, не выпуская шасси. Тем временем один Ки-43 уже 30 км преследовал уходящий «Блен­хейм» флайт-офицера Н.Н.Х. Данлопа. Точно пущенной очередью япон­ский летчик ранил бортового стрел­ка, сержанта К.Р. Беррилла. Австра­лиец перевязал свою рану, вернулся к пулемету и открыл ответный огонь.

Японский истребитель получил смер­тельную дозу свинца и рухнул в джунгли. 59-й сентай в тот день по­терял одного летчика.

1-й чутай 64-го сентая, ведо­мый майором Такео Като. обстрелял аэродром в Баттеруорте. серьезно повредив четыре «Бленхейма» из 34-го дивизиона RAF. Эти машины при­шлось списать, как не подлежащие ремонту. На обратном пути один Ки-43 из 3-го чутая 64-го сентая попал под зенитный огонь японского эс­минца и совершил вынужденную по­садку на воду в районе Фу-Куок. Ос­тальные машины вернулись на аэро­дром на последних каплях бензина.

9 декабря семнадцать Ки-43 из 64-го сентая сопровождали 79 бом­бардировщиков Ки-21. шедших бом­бить английский аэродром Виктори-Пойнт на юге Бирмы. Из-за плохой погоды бомбардировщики поверну­ли назад, а истребители приземли­лись на аэродроме в Сингора. запра­вились и вылетели в сторону остро­вов Пенанг и Баттеруорт. где распо­лагались английские аэродромы. Семь Ки-43, шедших на бреющем полете, обстреляли аэродромные строения, в том числе ангар в Пенанге, где располагался штаб эскадрильи «Е» MVAF(MVAF Malayan Volunteer Air Force. Малайские доб­ровольческие ВВС. I. Обстрелу также подверглись гражданские самолеты на аэродроме Байян. Все шесть бип­ланов эскадрильи «Е» (пять Moth «Major» и один ВА «Eagle») получи­ли повреждения.

Шесть Ки-43 из 59-го сентая сопровождали 39 легких бомбарди­ровщиков Ки-48-I из 75-го и 90-го сентаев. Японцы успешно отбомби­лись по ложным целям на аэродроме Мачанг, а две эскадрильи по ошибке сбросили бомбы на аэродром Кота-Бхару, уже занятый японскими войс­ками. 13 декабря пять Ки-43 из 59-го сентая обстреляли аэродром Баттеру­орт, на котором находились два Buffalo из 453-го дивизиона RAAF, пилотируемые сержантами Ридом и Кольером. Японцы заявили четыре уничтоженных на земле самолета. Может быть это были машины, вы­шедшие из строя несколькими днями раньше, поскольку оба «Баффало» не получили никаких повреждений. По дороге домой командир 59-го сентая, майор Танимура столкнулся в возду­хе со своим ведомым и погиб на мес­те. 15 декабря 20 Ки-43 из 59-го сен­тая снова совершили налет на аэро­дром Баттеруорт, заявив семь сбитых «Бленхеймов». Два японских истре­бителя совершили вынужденную по­садку.

В среду, 17 декабря японцы атаковали аэродром Ипох. В то утро район аэродрома патрулировали три «Баффало» из 453-го дивизиона RAAF. Они перехватили три Ки-43 из 59-го сентая. Завязался бой, в ко­тором у австралийцев не было ни одного шанса. Сержант Кольер сумел уйти от преследования, летя над са­мыми кронами деревьев. А два дру­гих «Баффало» сержантов Клера и Саммертона были сбиты. Австралий­ские пилоты остались живы и заяви­ли себе по одной воздушной победе. Японцы же заявили, что вели бой с шестью истребителями и сбили два «Баффало», а еще семь бомбардиров­щиков уничтожили на земле. В тот же день южнее «Хаябусы» из 59-го сен­тая вместе с бомбардировщиками Ки-48-I из 90-го сентая снова атако­вали аэродром. Истребители обстре­ляли один выруливающий на старт самолет, заявив его уничтожение. Бомбардировщики, в свою очередь, заявили три уничтоженных и три по­врежденных на земле самолета. Фак­тически в ходе налета были уничто­жены два «Баффало», а три самолета получили повреждения. Один Dragon «Rapide» из эскадрильи «В» MVAF был уничтожен прямым попаданием авиабомбы.

Утром 22 декабря над Куала-Лумпуром состоялась самый боль­шой воздушный бой малайской кам­пании. 18 Ки-43 из 64-го сентая, ве­домые майором Такео Като, вылетели из Кота-Бхару и прибыли в район Куала-Лумпура в 11:40. Самолеты шли на высоте около 4000 метров. Пилоты 2-го чутая лейтенанта Тадао Такаямы первыми обнаружили 15 летевших ниже «Баффало» и атако­вали их. Вскоре подоспели остальные «Хаябусы». Всего пилоты 64-го сен­тая заявили одиннадцать сбитых са­молетов противника, а еще четыре машины учли как сбитые вероятно. Три самолета записал на свой счет лейтенант Такаяма, а по одному -майор Като, лейтенант Оизуми, лей­тенант Йохеи Хиноки, лейтенант Сего Такеучи, старший сержант Йосито Ясудо и сержант Миёси Ватанабе. Сам командир 2-го чутая, лейте­нант Такаяма погиб в этом бою. По рапорту одного из пилотов чутая, у командирской машины отвалилось крыло, когда Такаяма выходил из пике. Однако на упавшем самолете отчетливо были видны следы много­численных попаданий, поэтому мож­но предположить, что Такаяма был все же сбит. 453-й дивизион понес в том бою ощутимые потери: пять ма­шин было сбито, а четыре получили повреждения. Сержант Мак Рид та­ранил японский истребитель и при этом погиб. По одному сбитому ис­требителю (почему-то опознанных как Me 109) записали на свой боевой счет сержанты Гриффите и Клер. После гибели лейтенанта Такаямы все Ки-43-I прошли проверку. В кры­льях шести «Хаябус» обнаружились трещины. Эти самолеты удалось от­ремонтировать в течение ночи.

9 января 1942 года 64-й сентай перебазировался из Кота-Бхару в Ипох. 12 января японцы начали не­прерывный штурм Сингапура. В этот период почти все армейские авиаци­онные части действовали с баз на юге и в центре Малайи. После того, как 72 Ки-27 из 1-го и 11-го сентаев 12-го хикодана расчистили небо над Син­гапуром, сбив два «Баффало» из 488-го дивизиона RNZAF, и повредив еще пять новозеландских машин, в действие вступили 30 бомбардиров­щике из 7-го хикодана, сопровождав­шихся 42 Ки-43 из 59-го и 64-го сен­таев. В числе прочих целей японские бомбардировщики атаковали аэро­дром Селетар. Во вре­мя вылета с аэродрома Сунгей-Патани один Ки-43 столкнулся с тре­мя другими машинами, все четыре машины были потеряны, двое пилотов погибло, двое получило ранения. В небе над Сингапуром не было ни одного со­юзнического истреби­теля. Все же пилотам 59-го сентая удалось сбить одиночного «Бленхейма» из 34-го дивизиона RAF, воз­вращавшегося из ноч­ного налета на Сунгей-Патани.

13 января само­леты из 59-го и 64-го сентаев сопровождали небольшую группу лег­ких бомбардировщи­ков, летевших бомбить Сингапур. Японские истребители доложили о воздушном бое с ше­стью «Баффало» и зая­вили четыре воздушные победы. 243-й дивизион RAF вылетел во время проливного дождя, из-за чего самолеты рассеялись. Ко­мандир, флайт-лейтенант Гарден в одиночку прорвался сквозь густую облачность:

«Перед собой я увидел не­сколько одномоторных японских са­молетов, пилоты которых не замеча­ли меня. Они летали над самыми ту­чами, отрабатывая боевой заход. Я приблизился к ним и выбрал цель. В этот момент японец заметил меня и заложил крутой разворот. Однако мне удалось удержаться у него на хво­сте и всадить в его самолет длинную очередь. Японец начал снижаться».

Этот самолет упал и разбился в Джохоре, а пилот, окруженный ма­лайцами, застрелился. Другие груп­пы «Баффало» также атаковали про­тивника. Восемь Ки-43 завязали бой с парой «Баффало»: взводный офи­цер Марра и сержант Артур. Англи­чане пытались прорваться к строю бомбардировщиков. Завязался бой, но ни одна из сторон не смогла одер­жать победы, впрочем, Марра зая­вил, что сумел повредить один из са­молетов. Взводный офицер Шарп за­писал на свой боевой счет одного японца. Кроме того, Шарп и Кронк заявили вероятные победы. Японцам удалось сбить «Баффало» сержанта Рассела Рейнолдса, который рухнул в море, к югу от Сингапура.

15 января две эскадрильи по восемь бомбардировщиков в каждой атаковали аэродромы Тенгах и Сембаванг. Сопровождавшим бомбарди­ровщиков «Хаябусам» из 59-го сентая пришлось вести бой с «Баффало». Японские летчики заявили шесть по­бед. Пока шел бой, части 7-го хикодана в сопровождении Ки-43-I из 64-го сентая бомбили аэродром Селетар и сам Сингапур. «Хаябусы» обстре­ляли Селетар, повредив два биплана Blackburn «Shark» из эскадрильи «А» 4 AACU (AACU - Anti-Aircraft Co­operation Unit - Отряд взаимодей­ствия с зенитной артиллерией.). Две­надцать «Баффало» из 488-го диви­зиона RNZAF, ведомых взводным офицером Гревиллем Хескетом были атакованы истребителями 1-го и 59-го сентаев. Японцы сходу сбили са­молет Хескета, причем сам летчик погиб. Самолет рухнул на землю в районе топливных цистерн у госпи­таля Александра. Большинство дру­гих «Баффало» получили поврежде­ния, но почти все вернулись в Каланг.

17 января бои вокруг Синга­пура вспыхнули с новой силой. День начался с налетов английской авиа­ции на японский десант, высадив­шийся на западном берегу Джохара между Муаром и Бату-Пахар. Девять бипланов Vildebeest в сопровождении шести «Баффало» из 21-й эскадрильи 453-го дивизиона RAAF бомбарди­ровали десантные баржи на реке Муар. На обратном пути австралий­цы заметили три японских истреби­теля, которых определили как два «Navy 96» и один «Navy 0». Японцы попытались атаковать бипланы. Ве­роятнее всего это были два Ки-27 и один Ки-43. В коротком бою австра­лийцы сбили все три самолета. Сер­жант Клер записал на свой боевой счет две победы (по одному каждого типа), а третий самолет поделили между собой флайт-лейтенант Грейс и флайт-лейтенант Вандерфилд. В действительности Клер сбил Ки-43-I из 64-го сентая, который пилотиро­вал лейтенант Рокузо Като. Осталь­ные самолеты сентая действовали в районе аэродрома Паркан-Бароэ на другой стороне острова.

Ки-43-I из 2-го чутая 64-го сен­тая сопровождали бомбардировщи­ки Ки-21 из 60-го сентая, которые бомбили Главное командование сил на Дальнем Востоке. Лейтенант Масабуми Куний и старший сержант Сёкичи Омори обстреляли аэродром летающих лодок в Селетаре. Японцы ошибочно приняли летающие лодки за машины типа «Sunderland» и зая­вили четыре уничтоженных самолета и повреждение пятой. В действи­тельности четыре «Каталины» из 205-го дивизиона RAF получили попада­ния, две из них затонули, а две оста­лись на плаву.

На следующий день три «Бленхейма» из 34-го дивизиона RAF в сопровождении четырех «Баффало» флайт-лейтенанта Керкмана из 21/ 453-го дивизиона RAAF бомбили конечную железнодорожную стан­цию в Джемасе. Отбомбившись, «Бленхеймы» полетели вдоль запад­ного берега Джохара на разведку воз­можных японских десантов. «Баффа­ло» же обстреляли моторизованную колонну противника, двигавшуюся на Джемас.

Над морем на высоте около 500 метров, южнее Муара «Бленхей­мы» были перехвачены четырьмя «Хаябусами» из 59-го сентая (кото­рый незадолго получил нового ко­мандира, майора Хиробуни Муту). Японские самолеты патрулировали пространство вдоль реки Муар, где высаживался японский десант. Два бомбардировщика получили попада­ния, один из них сумел дотянуть до аэродрома в Тенгах, где разбился, совершая аварийную посадку. Дру­гой «Бленхейм», пилотируемый взводным офицером Литтлом, был взят японскими истребителями в кле­щи. Очередь прошила левое крыло «Бленхейма». Литтл резко ушел в пике, японские истребители держа­лись на хвосте. Бортстрелок, флайт-сержант Фрэнк Кэлторп вел ответ­ный огонь и заявил один сбитый са­молет. Однако японцы продолжали держать «Бленхейм» на прицеле, по­ливая поврежденный бомбардиров­щик огнем. Сперва замолчал правый, а затем и левый двигатель «Бленхей­ма». Бомбардировщик приводнился, один раз отрекошетировав от повер­хности моря. Экипаж сбросил ава­рийную лодку и на ней добрался до берега.

В 11:20 из Сембаванга вылете­ли два «Баффало» из 21/453-го диви­зиона RAAF, сопровождавшие три Hudson из 8-го дивизиона RAAF. Целью бомбардировщиков были японские десантные баржи на реке Муар. Ки-43-I из 59-го сентая майо­ра Муты непрерывно патрулировали воздушное пространство в районе плацдарма. Японцы правильно опре­делили три бомбардировщика фир­мы Lockheed. Первой жертвой «Хаябус» стал «Баффало» сержанта Нор­мана Чепмена, который загорелся и свалился в штопор. Три Ки-43 пресле­довали около 30 километров «Гуд­зон» А16-87, пилотируемый флайт-лейтенантом Пленти, после чего вер­нулись назад. Пилот уцелевшего «Баффало», сержант Генри Парсонс завязал бой с вернувшимися «Хаябу­сами». В ходе боя Парсонсу удалось одержать вероятную победу.

Два других «Гудзона», пило­тируемые флайт-лейтенантом Беллой и флайт-лейтенантом Арнольдом, уходили на бреющем полете от пре­следовавших их японских истребите­лей. Очередь прошила самолет Ар­нольда, при этом погиб бортстрелок сержант Дж. Макнейл. Машина Ар­нольда, пуская из правого двигателя клубы черного дыма, отстала от «Гудзона» Беллы, на который пере­ключилось внимание японских истре­бителей. Когда один Ки-43 прибли­зился к самолету, бортстрелок сер­жант Скотт отрыл огонь, срезав японский истребитель. Ближе к вече­ру «Гудзон» А16-43 флайт-лейтенан­та Арнольда ударился о холм на краю аэродрома Сембаванг и взорвался. Экипаж самолета погиб.

В тот же день 3-й чутай 64-го сентая сопровождал бомбардиров­щики Ки-21, шедшие бомбить Синга­пур. «Хаябусы» из 3-го чутая вели над городом бой с двенадцатью «Баффало» из 243-го дивизиона RAF и 488-м дивизионом RNZAF, ведо­мых флайт-лейтенантом Хатчесоном. Японцы заявили десять воздушных побед, в том числе две заявил лейте­нант Масанобу Куний. В действи­тельности японцам удалось сбить только два «Баффало» из 488-го ди­визиона RNZAF: машина Хатчесона получила тяжелые повреждения и разбилась при вынужденной посадке на небольшом островке западнее Самбоэ. Летчику удалось добраться до Сингапура. Взводный офицер Эрни Кокс погиб - его самолет упал в пролив Филлипса. Четыре «Баффало» из 243-го дивизиона RAF полу­чили тяжелые повреждения. Един­ственную победу на стороне союзни­ков одержал сержант Эдди Кун из 488-го дивизиона RNZAF, который сбил одну «Хаябусу», определив его как «Зеро».

19 января над районом Муар-Джемас четыре «Баффало» из 21/453-го дивизиона RAAF атаковали три легкие бомбардировщика Ки-51 из 27-го сентая, сбив два из них. На по­мощь бомбардировщикам прибыли пять Ки-43 из 59-го сентая. Японцы сбили самолет сержанта Генри Парсонса, который погиб, а его «Баффа­ло» разбился в районе Бату-Пахат.

В 13:40 пять «Баффало» из 21/ 453-го дивизиона RAAF, ведомых командиром эскадрильи Харпером, вылетело из Сембаванга на свобод­ную охоту в районе Муара. На пути к ним присоединились еще четыре «Баффало» из 488-го дивизиона RNZAF. Приближаясь к заданному квадрату, союзники заметили отряд Ки-43, шедший ниже. Едва союзни­ки изготовились к атаке, как сами попали под удар другой группы «Хаябус». Два «Баффало» из 488-го ди­визиона были сбиты. Флайт-лейтенант Киннинмонт сбил один Ки-43. Противниками союзников были Ки-43 из 59-го сентая майора Миуры. В бою в районе Бату-Пахат японцы за­явили четыре победы, потеряв один самолет.

Утром, во вторник 20 января японцы совершили самый массовый до сих пор налет на Сингапур, в ко­тором участвовало до 80 бомбарди­ровщиков. Экипажи Ки-21 из 12-го и 60-го сентаев бомбили аэродром Селетар. 26 G3M из Михоро-кокутай бомбили Сембаванг, а 18 G3M из Гензан-кокутай с сопровождением 18 А6М2 и двумя С2М2 атаковали сам Сингапур. «Хаябусы» из 64-го сентая прикрывали бомбардировщики.

На перехват противника вы­летели двенадцать «Hurricane» MK ПВ из 232-го дивизиона RAF, дей­ствующих тремя звеньями по четыре самолета. Возглавлял отряд коман­дир эскадрильи Л.Н. Ландерс. Пило­ты 64-го сентая заметили «Харрикейны», заходящих на бомбардировщи­ки с высоты 8500 метров, и начали набирать высоту, чтобы перехватить англичан. Тем временем «Харрикейны» ушли в тучи, когда взводный офицер Паркер внезапно заметил Ки-43 на хвосте у Ланделса. Он изменил направление атаки и сбил «Хаябусу» лейтенанта Йосио Хатти. Однако помощь пришла слишком поздно, и Хатти упал в море вместе с Ланделсом. 64-й сентай вел многочисленные схватки с «Харрикейнами» из 232-го дивизиона. Еще две «Хаябусы» были сбиты сержантом Генри Николсом и сержантом Роном Доувеллом. Англи­чане также потеряли две машины. «Харрикейн» взводного офицера Текса Марчбэнкса упал в 30 км к се­веру от Куала-Лумпура, а пилот по­гиб. Другой «Харрикейн» упал в море, его пилот, взводный офицер Норман Уильяме хотя и получил тя­желые ожоги, сумел выпрыгнуть с парашютом.

Летчики 64-го сентая в тот день заявили пять сбитых «Харрикейнов». В действительности 232-й диви­зион потерял три машины. Кроме лейтенанта Хатти из боя не верну­лись еще два Ки-43. Это был первый бой «Хаябус» с «Харрикейнами».

Вскоре после захода солнца семь «Бленхеймов» из 34-го дивизи­она RAF разбомбили аэродром в Куала-Лумпуре, уничтожив при этом около 25 японских самолетов. Три «Хаябусы» из 59-го сентая успели взлететь. Майор Мута и лейтенант Сёхеи Инаба сбили бомбардировщик командира эскадрильи Финана О'Дрисколла. Майор Мута заявил вто­рую - вероятную - победу, так как второй «Бленхейм» сумел уйти в сгущающихся сумерках. Этот «Бленхейм» разбился, совершая вынужден­ную посадку на аэродроме в Тенгах.

Утром следующего дня шесть «Баффало» вылетели патрулировать район Бату-Пахат-Парит-Сулонг. Машины шли на высоте 6700 метров, вел отряд флайт-лейтенант Гарден. В ходе полета завязался бой с шестер­кой Ки-43 из 64-го сентая. Гарден ушел, несмотря на дыру в левом кры­ле. Сержант Уипити заявил победу над самолетом, который он ошибоч­но идентифицировал как «Navy О». Сержант Кронк заявил вероятную победу. 64-й сентай потерял один Ки-43. В то же утро над Сингапуром про­изошел бой между 64-м сентаем и «Харрикейнами» из эскадрильи «С» 232-го дивизиона RAF. Самолет взводного офицера Джона Гортона получил серьезные повреждения и разбился, совершая вынужденную посадку на пляже острова Бинтан, расположенного южнее Сингапура. На аэродром не вернулся также «Харрикейн» из эскадрильи «С» сер­жанта Питера Лоу, который стал жертвой «Хаябусы» из 64-го сентая. Всего пилоты сентая заявили шесть воздушных побед над Сингапуром.

Утром 23 января летчики 64-го сентая завязали на высоте 4500 метров бой с «Харрикейнами» из эс­кадрилий «С» и «А» 232-го дивизиона RAF. Англичане пытались пере­хватить отряд из 27 бомбардировщи­ков Ки-21 -II Ко. принадлежавших 21-му сентаю. Сержант Джефф Шаффер заявил один сбитый Ки-43. но и са­молет сержанта получил попадание. Шаффер выпрыгнул с парашютом из горящей машины. Сержант Фейрбейн также не ушел из-под атаки «Ха­ябусы», его «Харрикейн» вернулся на аэродром с пробитым маслорадиатором, сорванным опорным колесом и изрешеченным фюзеляжем.

Старший сержант Сёкичи Омори отличился 29 января, когда истребители 64-го сентая сопровож­дали группу бомбардировщиков, шедших бомбить аэродром Сембаванг. Омори взлетел с опозданием и летел в одиночку, пока не заметил несколько бомбардировщиков, ле­тевших без прикрытия. На обратной дороге японский пилот заметил пять истребителей «Баффало» и «Харри­кейн», завязал с ними бой и заявил две воздушные победы.

В последний день января над Сингапуром разгорелась очередная воздушная битва. Два звена Ки-43-I из 64-го сентая сопровождали отряд из 27 бомбардировщиков. С аэродро­ма Тенгах на их перехват вылетели семь «Харрикейнов» из эскадрильи «А» 258-го дивизиона RAF, вел груп­пу флайт-лейтенант Шарп. Одновременно в воздух поднялось несколько истребителей из 232-го дивизиона. Эскадрилья Шарпа обнаружила над Джохором большое количество японских бомбардировщиков, и тут же атаковала. Очень быстро на мес­те появились «Хаябусы» 64-го сентая. Взводный офицер Кемпбелл завязал бой с двумя японцами. В пике он об­стрелял «Хаябусы» и отчетливо уви­дел, как один взорвался в воздухе. Второй самолет Кемпбеллу сбить не удалось, так как кончились патроны. Сержант Рон Доувелл из 232-го ди­визиона заметил, что ему на хвост сел «Хаябуса». Доувелл ушел в глубокое пике, оторвался от преследователя, и в свою очередь зашел японцу в хвост. Поймав противника на мушку, Доу­велл пустил длинную очередь, япон­ский самолет загорелся, задымил и рухнул на землю. Можно предполо­жить, что Кемпбелл и Доувелл ата­ковали один и тот же самолет, так как 64-й сентай в тот день потерял лишь Ки-43 старшего сержанта Цуному Гото, который сумел выпрыгнуть с парашютом из горящей машины.

Победу засчитали Доувеллу, таким образом его боевой счет соста­вил шесть сбитых и два сбитых веро­ятно самолета. Взводный офицер Клекнер, один из американских пи­лотов 258-го дивизиона, атаковал бомбардировщики и повредил два из них, но и сам стал жертвой двух «Хаябус». Клекнер сумел посадить на брюхо свой горящий самолет и спас­тись. Взводный офицер Брюс Макэлистер оказался менее везучим, в тот день он погиб над Джохором. В сво­ем первом бою с японцами 258-й ди­визион потерял четыре «Харрикейна» и одного пилота. Летчики 64-го сентая заявили восемь воздушных побед. По два самолета заявили лей­тенант Сего Такеучи и лейтенант Йохеи Хиноки, а одного - сержант Гото, который сам оказался сбитым в том бою.

Во время боев над Малайей и Сингапуром 59-й и 64-й сентай поте­ряли до конца января 23 «Хаябусы». 60% потерь пришлось на действия противника, причем из них большин­ство было потеряно на земле, а не в воздухе.

Перед полуднем 1 февраля Ки-43-1 из 64-го сентая сопровождали бомбардировщики Ки-21 из 60-го сентая, которые летели бомбить аэродром Сембаванг. «Хаябусы» за­вязали бой с четырьмя «Баффало» -остатком 453-го дивизиона RAAF -ведомыми флайт-лейтенантом Киннинмонтом. Австралийцы потеряли одного «Баффало», пилот самолета, сержант Джефф Сигоу выпрыгнул с парашютом, другой истребитель (сержант Кронк) получил поврежде­ния и разбился, совершая вынужден­ную посадку в районе Тенгах. Сер­жант Фискен заявил один сбитый Ки-43, а флайт-лейтенант Киннинмонт повредил одну «Хаябусу».

4 февраля три Ки-43 из 59-го сентая перехватили шесть «Гудзонов» из 62-го дивизиона RAF. кото­рые с высоты около 2000 метров бом­били аэродром Клуанг. Японцы сби­ли один бомбардировщик (АЕ495), который пилотировал сержант Дуг Хантер из RNZAF. Второй бомбар­дировщик японцы сбили вероятно. Скорее всего, это был АЕ529 флайт-лейтенанта Э.Дж. Генри, который был атакован истребителями против­ника, но сумел уйти, получив лишь незначительные повреждения. Борт­стрелок сержант Джон Таббс открыл ответный огонь и увидел, как один из Ки-43 задымил.

9 февраля над Тенгахом Ки-43 из 59-го сентая сбил «Харрикейн» взводного офицера Хаттона из 232-го дивизиона. Хаттон выпрыгнул с парашютом. В тот же день в полдень 64-й сентай вел над юго-западным берегом Джохора бой с «Харрикейнами» из 232-го дивизиона. «Харрикейны» вылетели в 14:30 на перехват группы Ки-21 из 7-го хикодана, ле­тевших бомбить доки. Когда союзни­ческие истребители набрали высоту 600 метров, их атаковали Ки-43 из 64-го сентая. В бою был сбит сержант Маргарсон. Это была последняя воз­душная победа 64-го сентая в небе над Сингапуром.