Опознавательные и другие идентификационные знаки

 

Японский знак государствен­ной принадлежности - хиномару (дословно «знак солнца») использо­вались как армейской, так и морской авиацией с самого начала их суще­ствования. Знак помещался в шести основных позициях: на верхней и нижней поверхности обоих крыльев и на бортах фюзеляжа. В морской авиации эта схема просуществовала до конца войны без каких-либо изме­нений. В армейской авиации в нача­ле 1938 года перестали наносить хи­номару на бортах, оставив их толь­ко на крыльях. Причина этого шага до сих пор не известна, можно толь­ко предположить, что это сделали для того, чтобы можно было быстро от­личить армейские самолеты от морс­ких во время совместных операций. В феврале 1942 года армейцы снова стали наносить хиномару на борта самолетов. Однако до конца войны встречались машины, несущие «вос­ходящее солнце» лишь на крыльях. Цвет хиномару был красным (FS *1086). Со временем он терял блеск, выцветал и становился ржаво-розо­вато-коричневым (FS *1328). Силь­нее выцветали хиномару, располо­женные на верхних поверхностях крыльев и на бортах фюзеляжа.

Первоначально на самолетах Ки-43 хиномару наносили только на крылья. Центр «солнца» находился в 1,5 метра от конца крыла. В диамет­ре круг имел 1,1-1,2 метра, или 3/4 ширины крыла в данном месте. Иног­да на нижней поверхности крыла хи­номару наносили ближе к фюзеляжу, помещая центр знака в 2,5 метрах от конца крыла. Центр хиномару всегда располагался в центре крыла, считая его ширину вместе с закрылками.

На бортах хиномару появил­ся лишь у Ки-43-II. Центр знака на­ходился в 3,6 метра от заднего конца самолета (4/10 длины). По высоте центр приходился примерно на сере­дину борта, диаметр знака 0,7 метра. Одновременно изменилось место рас­положения хиномару на крыльях. Теперь центр знака помещался в 2,1 метра от конца крыла (у Ки-43-II крылья были короче, чем у Ки-43-I), а его диаметр увеличился до 1,4 мет­ра. Другими словами, край хинома­ру отлежал от края крыла на рассто­янии диаметра знака. Появление за­водского камуфляжа не изменило расположения и размеров знака.

Полевой камуфляж наносили так, чтобы не закрыть готовые знаки. Иногда можно заметить разницу в ка­честве хиномару и полевого камуфля­жа. Бывало и так, что камуфляж не доходил до,«солнца» и чистый металл создавал эффект окантовки. С весны 1942 года хиномару наносили вручную на бортах тех самолетов, где их не сде­лали на заводе. Положение и размер знаков в этом случае мог колебаться в значительных пределах. Обычно имп­ровизированные хиномару были за­метно меньшего диаметра.

В июле 1943 года объединен­ный штаб морской и армейской авиа­ции (Коку Хомбу) издал инструкцию, регламентирующую камуфляж и опознавательные знаки самолетов. Инструкция содержала в себе образ­цы камуфляжа и хиномару. В числе прочих нововведений, предписыва­лось наносить на переднюю кромку крыла от фюзеляжа до середины (от­меряя от продольной оси самолета) желтые полосы быстрой идентифика­ции (FS *3538). Иногда полосы дела­ли оранжевого цвета. Такие полосы появились уже в середине 1942 года. Кроме того, официально вводилась белая кайма вокруг хиномару на вер­хних поверхностях крыльев и бортах фюзеляжа. Кайма должна была иметь ширину 75 мм и добавлялась к диа­метру знака, независимо от его пер­воначального размера. В армейской авиации инструкцию часто «творчес­ки» переосмысливали, изменяя раз­меры в зависимости от типа самоле­та. Ки-43 часто имели кайму на хи­номару чуть ли не за год до опубли­кования инструкции. Позднее кайму стали делать на заводе, однако до конца выпуска попадались экземпля­ры с хиномару без каймы. После по­явления заводского камуфляжа офи­циально отменили кайму на борто­вых хиномару, но вопреки приказу кайма имелась на многих машинах. На крыльях кайму практически ни­когда не делали.

В боевых частях, дислоциро­ванных в Японии до середины 1942 года, хиномару обычно помещали на фоне белого пояса, нанесенного вок­руг фюзеляжа и крыльев. Это были полосы быстрой идентификации, об­легчавшие опознание своих самоле­тов с земли. Кроме того, такая поло­са напоминала государственный флаг Японии. Ширина пояса была на 20 см больше диаметра хиномару. Такие полосы имели почти все само­леты, особенно тщательно правило соблюдалось ближе к концу войны. Лишь на самолетах, поступивших в части в 1945 году, такие полосы от­сутствовали.

Другой характерной деталью самолетов армейской авиации в кон­це 30-х годов была белая полоса, на­носимая на фюзеляж непосредствен­но перед хвостовым оперением. Во многих книгах эту полосу называют «боевой полосой» (combat stripe), служившей для отличия боевых ма­шин от машин второго эшелона (транспортных, учебных, прототипов и т.д.). Однако в японских источни­ках такие подробности отсутствуют. Можно лишь утверждать, что появ­ление полосы у хвоста по времени совпадает с отказом от нанесения хиномару на бортах фюзеляжа. Пос­ле того, как хиномару снова стали изображать на бортах, от использо­вания «боевой полосы» постепенно отказались. Мы ограничимся утвер­ждением, что «боевая полоса» часто встречалась на Ки-43, особенно в первые месяцы его использования.

Дарственные надписи, так на­зываемые хококу или аикоку, дела­лись на самолетах, подаренных ВВС Японии частными лицами или обще­ственными организациями. Армейс­кой авиации самолеты дарили гораз­до реже, чем авиации морской. Над­писи делались вдоль обоих бортов фюзеляжа черными иероглифами высотой примерно 50 мм. На само­летах с темным камуфляжем надпись делали на фоне желтой или белой полосы. Надпись делалась иерогли­фами кандзи («Хо-Коку Дай» или «Аи-Коку Дай»), затем следовал но­мер дарственной и имя/название дари­теля. Особого упоминания заслужива­ют Ки-43, переданные правительству Манчжурии (Манчжуко). Эти самоле­ты несли на крыльях хиномару, сделан­ные в маньчжурских цветах. Иногда на бортах фюзеляжа имелись патриоти­ческие лозунги, индивидуальные для каждого самолета.