Обозначение частей ВВС Японии

 

Единственным официальным идентификатором сентаев, а также большинства учебных частей, докурицучутаев и других нерегулярных отрядов, был номер. Номер не имел какого-либо дополнительного значе­ния, а просто указывал на конкрет­ную часть. Некоторые сентаи за вы­дающиеся заслуги получали соб­ственные имена. Другие части носи­ли неофициальные традиционные названия. Основные авиашколы но­меров не имели, а назывались по ме­сту своей дислокации.

Большинство сентаев и других частей имели эмблему, которую изоб­ражали на хвостовом оперении или, реже, на бортах фюзеляжа. Японские эмблемы весьма экзотичны и заслу­живают отдельного рассказа. В боль­шинстве своем эмблемы представля­ли собой стилизованные номера час­тей, причем в качестве основы ис­пользовались как арабские цифры, так и традиционные цифры кандзи и даже римские цифры. Эмблемы по начертанию были очень простые, но создавались с таким полетом фанта­зии, что часто лежали уже на грани­це с ребусами. Иногда вместо номе­ров в основу эмблемы клали тради­ционные японские геральдические мотивы, мифологических персона­жей, природные или географические объекты. Иногда (особенно часто в летных школах) эмблема представля­ла собой стилизованное начертание названия части, выполненное знака­ми кандзи или катаканы. Некоторые сентаи время от времени меняли эм­блемы, известен пример, когда часть в течение четырех лет пять раз меня­ла эмблему.

В конце войны появились им­провизированные части, созданные для разового применения в специаль­ных операциях (читай части-ками­кадзе). Самолеты таких частей иног­да получали довольно живописное оформление, которое было призвано укрепить боевой дух, а также выде­лить самолеты. Однако встречались самолеты-камикадзе, которые вооб­ще не имели никаких обозначений.