Тактические обозначения

 

Чаще всего принадлежность самолета к тому или иному чутаю обозначалось цветом эмблемы или части эмблемы сентая. Обычно чутаи обозначались следующими цветами: Белый - 1-й чутай; Красный - 2-й чутай; Желтый - 3-й чутай; Зеленый - 4-й чутай (если таковой имелся); Голубой - штабное звено сентая.

Однако встречались сентаи, использовавшие другую палитру, или те, что вовсе не использовали цветные обозначения. Часто в цвет чутая выкрашивали также обтекате­ли втулки, реже - капоты двигателей. Другим способом, распространен­ным в начале войны, было добавле­ние на хвосту или задней части фю­зеляжа цветных полос. Число полос, в свою очередь, могло обозначать сётай (звено) в составе чутая. Приме­ром такого обозначения может слу­жить 1-й сентаи, где комбинация цветных полос обозначала даже но­мер машины в составе сётая. Подоб­ные сложные системы постепенно исчезли в 1942 году. Исключение со­ставили летные школы, где сложные системы тактических обозначений практиковались довольно часто.

Самолеты командиров чутаев и сётаев обычно выделялись допол­нительными, более широкими поло­сами разных цветов, расположенны­ми вертикально или под углом. Обычным местом таких полос был фюзеляж на участке от кабины до хвоста или крылья. Отдельно выде­лялась машина командира сентая -голубыми полосами, или полосами цветов всех чутаев. Постепенно от этой системы также отказались.

Довольно часто на самолетах армейской авиации встречались так­тические номера в виде арабских цифр. Номера разных самолетов не были последовательны и не имели никакого дополнительного значения, кроме как обозначить конкретную машину. Иногда номера были до­вольно большого размера. Часто в роли тактического номера использо­вали две или три последние цифры серийного номера самолета. Чаще всего номера наносили на руле на­правления, на створках стоек шасси или под капотом двигателя. На неко­торых Ки-43 вместо арабских цифр использовали буквы алфавита катакана или хирагана.