Окраска самолетов D3A и B5N

 

На примере самолетов D3A и B5N можно проследить развитие принципов окраски японских самоле­тов с конца 30-х годов и до конца войны.

Первоначально самолеты ос­тавались не окрашенными. Лишь хвостовое оперение красили в крас­ный цвет, а капот и участок фюзеля­жа перед фонарем кабины - в черный. Красного цвета также были эксплуа­тационные надписи. Полосы указате­ля угла пикирования на горизонталь­ном оперении были белого цвета если хвостовое оперение выкрашивали в красный цвет, и красного цвета, если хвостовое оперение оставалось нео­крашенным. Черной краской перед хвостовым оперением наносилась надпись, указывающая на тип само­лета. Аналогичная надпись на левой стороне капота была белого цвета. С начала боевых действий (японо-ки­тайский конфликт) самолеты получи­ли камуфляж, состоявший из зеленых (FS 595b FS *4098,4092, *4062) пятен, нанесенных на верхнюю и бортовые поверхности фюзеляжа, хвостового оперения и крыльев. Нижние сторо­ны крыльев, хвостового оперения и фюзеляжа красили в серый цвет (FS 595Ь *5630, *6493). Окраска проводи­лась в полевых условиях, часто по местной инициативе, хотя командо­вание никогда не возражало против импровизационного камуфляжа.

Опознавательный знак «хиномару» (восходящее солнце) делали красной краской (FS 595Ь * 1140, * 1136) на верхней и нижней стороне крыльев, а также на бортах фюзеляжа.

Хиномару на фюзеляже распо­лагалось между задней кромкой кры­ла и передней кромкой горизонталь­ного оперения, ближе к крылу. Край знака начинался там, где заканчива­лось профилированное сопряжение крыла с фюзеляжем. Диаметр знака был максимально возможным.

На крыльях хиномару имел одинаковый диаметр и расположение как на верхней, так и на нижней сто­роне крыльев. Имелась тенденция смещать хиномару как можно ближе к концам крыльев.

До 1942 года расстояние меж­ду центром знака и концом крыла лежала в пределе 1/8-1/9 размаха кры­льев. Позднее расстояние увеличили до 1/5-1/6 размаха.

После того, как официально был принят темно-зеленый камуф­ляж, хиномару получил трехдюймо­вый (75 мм) белый кант, хотя уже и раньше отмечались случаи использо­вания канта, как на неокрашенной металлической поверхности, так и на темном камуфляже. Случалось, что хиномару находился на фоне белого квадрата. Такой вариант знака был обычным для частей, дислоцированных в Японии, в первую очередь для учебных частей.

Перед налетом на Перл-Харбор самолеты получили новый ка­муфляж, основным оттенком которо­го был серый J3 (обозначение, при­нятое в Императорском флоте) (FS 595Ь 16350, *3440).

Самолеты, участвовавшие в налете на Перл-Харбор, несли следу­ющий камуфляж:

D3A1 - целиком выкрашены в серый цвет. На обтекателях шасси красные и белые обводки. На тех же обтекателях помещался порядковый номер самолета (последние две циф­ры тактического номера).

B5N2 («Акаги» и «Kara») -верхние стороны и борта зеленые (FS 595Ь *4092, *4062), нижние стороны серые.

B5N2 («Сорю» и «Хирю») -зелено-коричневый камуфляж, дни­ще серое.

B5N2 («Сёкаку») - целиком выкрашены в серый, на верхней сто­роне крыльев и на фюзеляже зеленые пятна.

B5N2 («Дзуйкаку») - зеленый камуфляж на верхней стороне и бор­тах, серое днище.

У B5N2 порядковые номера находились на нижней стороне кры­ла. Номера были достаточно большого размера и дублировались на щитках шасси.

Все машины несли условные знаки, указывающие на принадлеж­ность к той или иной части (алфавит­но-цифровые коды на хвостовом опе­рении, цветные полосы на фюзеляже). Горизонтальная полоса на киле озна­чала командирский самолет.

Самолеты 1-го дивизиона авианосцев:

«Акаги» - «AI-...» и одна крас­ная полоса на фюзеляже.

«Kara» - «All-...» и две крас­ные полосы на фюзеляже.

Самолеты 2-го дивизиона авианосцев:

«Сорю» - «BI-...» и одна голу­бая полоса на фюзеляже.

«Хирю» - «BII-...» и две голу­бые полосы на фюзеляже.

Самолеты 4-го дивизиона авианосцев:

«Рюдзё» - «DI-...» и одна жел­тая полоса на фюзеляже.

«Сёхо» - «DII-...» и две желтые полосы на фюзеляже.

«Касуга Мару» - «DII1-...» и три желтые полосы на фюзеляже.

Горизонтальные полосы на киле означали:

Три полосы - машина коман­дира кокутая (полка).

Две полосы - машина коман­дира хикотая (эскадрильи).

Одна полоса - машина коман­дира сётая (звена).

В середине 1943 года приняли темно-зеленый камуфляж (FS 595b *4079, *4092, *4086), а в конце войны (*4036, *4056, *4077, *4052). Нижнюю сторону крыльев и днище фюзеляжа красили в серый цвет (FS 595b *4441, *4424).

В 1943 году на переднюю кромку крыла нанесли желтые (FS 595Ь *3538, *3432) полосы быстрой идентификации. Все внутренние по­верхности, доступные влиянию внеш­ней среды покрывали бесцветным антикоррозионным лаком aotake shoku (FS 595b *5193, *4257).

Внутри кабины были выкра­шены в зеленый цвет (FS 595b *4226, *4255, *4151).