Окраска самолетов D3A и B5N
На примере самолетов D3A и B5N можно проследить развитие принципов окраски японских самолетов с конца 30-х годов и до конца войны.
Первоначально самолеты оставались не окрашенными. Лишь хвостовое оперение красили в красный цвет, а капот и участок фюзеляжа перед фонарем кабины - в черный. Красного цвета также были эксплуатационные надписи. Полосы указателя угла пикирования на горизонтальном оперении были белого цвета если хвостовое оперение выкрашивали в красный цвет, и красного цвета, если хвостовое оперение оставалось неокрашенным. Черной краской перед хвостовым оперением наносилась надпись, указывающая на тип самолета. Аналогичная надпись на левой стороне капота была белого цвета. С начала боевых действий (японо-китайский конфликт) самолеты получили камуфляж, состоявший из зеленых (FS 595b FS *4098,4092, *4062) пятен, нанесенных на верхнюю и бортовые поверхности фюзеляжа, хвостового оперения и крыльев. Нижние стороны крыльев, хвостового оперения и фюзеляжа красили в серый цвет (FS 595Ь *5630, *6493). Окраска проводилась в полевых условиях, часто по местной инициативе, хотя командование никогда не возражало против импровизационного камуфляжа.
Опознавательный знак «хиномару» (восходящее солнце) делали красной краской (FS 595Ь * 1140, * 1136) на верхней и нижней стороне крыльев, а также на бортах фюзеляжа.
Хиномару на фюзеляже располагалось между задней кромкой крыла и передней кромкой горизонтального оперения, ближе к крылу. Край знака начинался там, где заканчивалось профилированное сопряжение крыла с фюзеляжем. Диаметр знака был максимально возможным.
На крыльях хиномару имел одинаковый диаметр и расположение как на верхней, так и на нижней стороне крыльев. Имелась тенденция смещать хиномару как можно ближе к концам крыльев.
До 1942 года расстояние между центром знака и концом крыла лежала в пределе 1/8-1/9 размаха крыльев. Позднее расстояние увеличили до 1/5-1/6 размаха.
После того, как официально был принят темно-зеленый камуфляж, хиномару получил трехдюймовый (75 мм) белый кант, хотя уже и раньше отмечались случаи использования канта, как на неокрашенной металлической поверхности, так и на темном камуфляже. Случалось, что хиномару находился на фоне белого квадрата. Такой вариант знака был обычным для частей, дислоцированных в Японии, в первую очередь для учебных частей.
Перед налетом на Перл-Харбор самолеты получили новый камуфляж, основным оттенком которого был серый J3 (обозначение, принятое в Императорском флоте) (FS 595Ь 16350, *3440).
Самолеты, участвовавшие в налете на Перл-Харбор, несли следующий камуфляж:
D3A1 - целиком выкрашены в серый цвет. На обтекателях шасси красные и белые обводки. На тех же обтекателях помещался порядковый номер самолета (последние две цифры тактического номера).
B5N2 («Акаги» и «Kara») -верхние стороны и борта зеленые (FS 595Ь *4092, *4062), нижние стороны серые.
B5N2 («Сорю» и «Хирю») -зелено-коричневый камуфляж, днище серое.
B5N2 («Сёкаку») - целиком выкрашены в серый, на верхней стороне крыльев и на фюзеляже зеленые пятна.
B5N2 («Дзуйкаку») - зеленый камуфляж на верхней стороне и бортах, серое днище.
У B5N2 порядковые номера находились на нижней стороне крыла. Номера были достаточно большого размера и дублировались на щитках шасси.
Все машины несли условные знаки, указывающие на принадлежность к той или иной части (алфавитно-цифровые коды на хвостовом оперении, цветные полосы на фюзеляже). Горизонтальная полоса на киле означала командирский самолет.
Самолеты 1-го дивизиона авианосцев:
«Акаги» - «AI-...» и одна красная полоса на фюзеляже.
«Kara» - «All-...» и две красные полосы на фюзеляже.
Самолеты 2-го дивизиона авианосцев:
«Сорю» - «BI-...» и одна голубая полоса на фюзеляже.
«Хирю» - «BII-...» и две голубые полосы на фюзеляже.
Самолеты 4-го дивизиона авианосцев:
«Рюдзё» - «DI-...» и одна желтая полоса на фюзеляже.
«Сёхо» - «DII-...» и две желтые полосы на фюзеляже.
«Касуга Мару» - «DII1-...» и три желтые полосы на фюзеляже.
Горизонтальные полосы на киле означали:
Три полосы - машина командира кокутая (полка).
Две полосы - машина командира хикотая (эскадрильи).
Одна полоса - машина командира сётая (звена).
В середине 1943 года приняли темно-зеленый камуфляж (FS 595b *4079, *4092, *4086), а в конце войны (*4036, *4056, *4077, *4052). Нижнюю сторону крыльев и днище фюзеляжа красили в серый цвет (FS 595b *4441, *4424).
В 1943 году на переднюю кромку крыла нанесли желтые (FS 595Ь *3538, *3432) полосы быстрой идентификации. Все внутренние поверхности, доступные влиянию внешней среды покрывали бесцветным антикоррозионным лаком aotake shoku (FS 595b *5193, *4257).
Внутри кабины были выкрашены в зеленый цвет (FS 595b *4226, *4255, *4151).