На военной службе

 

Первые бомбардировщики Ту-16 поступали на вооружение тяже­лых бомбардировочных авиацион­ных дивизий (ТБАД). В их состав входило обычно два, реже - три тя­желых бомбардировочных авиацион­ных полка (ТБАП). Отдельные ТБАП и дивизии входили в состав отдель­ных корпусов - ОТБАК, которые в 1980 г. были переформированы в Воз­душные Армии Верховного Главно­го Командования - ВА ВГК. Две-три Воздушные Армии в разные годы со­ставляли ДА.

На пике «холодной войны», в период жесткого ядерного противо­стояния первой половины 60-х гг. на ДА была возложена задача нанесения ответного удара по противнику. В то время межконтинентальные ракет­ные средства доставки еще только разрабатывались, и на долю Ту-16 выпала «честь» сыграть роль «ядер­ной дубины» СССР. В эти годы бое­готовность полков Ту-16 была дове­дена до высокого уровня, и они пре­вратились в одну из основных сил ядерного сдерживания. Конечно, Ту-16 не могли достать территорию США, и поэтому их главными целя­ми были определены военно-воздуш­ные и военно-морские базы США в Западной Европе, и на территории других стран. Так же, естественно, не были обойдены вниманием военно-промышленные объекты европейс­ких стран НАТО. Во многом благо­даря именно Ту-16-ым, в те годы сло­жился примерный паритет между на­ступательными ядерными потенциа­лами СССР и США. Однако паритет этот все же был несколько однобо­ким: по количеству атомных бомб, которые можно было доставить соб­ственно на территорию противника, Америка намного опережала Совет­ский Союз.

К счастью сбрасывать спецбо­еприпасы - атомные и водородные бомбы, Ту-16 пришлось только на полигонах. Эти самолеты были глав­ными участниками советских ядер­ных испытаний, проводившихся на полигонах №2 под Семипалатинском и №6 на Новой Земле. С Ту-16 про­шли проверку все спецбоеприпасы, которые полагались ему по штату, включая ракеты. Напряженная меж­дународная обстановка определяла высокие темпы таких испытаний. Так, за 1957 г. только под Семипала­тинском с Ту-16А было совершено не менее 5 сбросов атомных бомб: 8 мар­та, 22 и 26 августа, 13 и 26 сентября. В следующем году было проведено уже 8 ядерных бомбардировок: 4 ян­варя, 13,14, 15(две), 18, 20 и 22 марта. Больше всего сбросов -24 - произве­ли в 1962 г. Экипажу Ту-16А Ф.Головашко принадлежит честь испыта­ния первой советской термоядерной бомбы РДС-37д. Произошло это 22 ноября 1955 г. под Семипалатинском. Хотя бомба была подорвана в поло­винном снаряжении (тротиловый эк­вивалент 1,6 мгт), это был самый мощный ядерный взрыв на полигоне №2. В дальнейшем Ту-16А принима­ли участие в испытаниях РДС-37д как в частичном исполнении (мощностью 900 кгт), так и в полном (2,9 мгт) на Новой Земле. Кроме того, Ту-16А активно использовались для сброса баллистических макетов перспектив­ных боеприпасов как на этих поли­гонах, так и на полигонах в Багерово и Ногинске. Последний сброс атомной бомбы в СССР состоялся также с борта Ту-16 в конце 1962 г., перед вступлением в силу Договора о запрещении ядерных испытаний в трех средах.

Несмотря на свой исключи­тельно долгий срок службы - почти 40 лет, единственной настоящей вой­ной, в которой приняли участие со­ветские Ту-16, была война в Афгани­стане. Там Ту-16А, а также ракето­носцы Ту-16КСР-2-5 и Ту-16КСР-2-5-11, разведчики Ту-16Р и постанов­щики помех Ту-16П, оснащенные бомбовым вооружением, применя­лись для ударов по базам и скопле­ниям моджахедов.

Первый раз Ту-16 были пере­брошены к границам Афганистана в декабре 1979 г. еще перед вводом туда советских войск. На аэродром Ханабад посадили Ту-16 из Орши, а в Се­мипалатинск - из Прилук. «Дальникам» была поставлена задача, обес­печить продвижение войск, при необ­ходимости используя свои ударные возможности и сокрушая сопротив­ление противника обычными боепри­пасами. Однако ввод войск прошел практически без помех и к боевым вылетам Ту-16 не привлекались.

Вновь Ту-16 появились над Афганистаном во время масштабной Панджшерской операции 1984 г. В начале апреля в Ханабад перебазиро­вали эскадрилью Ту-16 Бобруйского 200-го Гв.ТБАП, которые были спо­собны доставлять к цели сразу 9 т бомб, включая трех-, пяти- и девяти­тонные.

В 4.00 19 апреля Ту-16-е пер­выми пошли на цели сбросив на них бомбы с высоты 9000-10000м. 22 ап­реля 1984 г. состоялся один из самых массовых налетов Ту-16 на базы мод­жахедов. В нем принимали участие 24 ракетоносца Ту-16КСР-2-5, воору­женные ФАБ-250. Самолеты, осна­щенные балочными держателями БДЗ-16К, несли по 40 бомб, а недо­работанные под увеличенную бомбо­вую нагрузку - по 24. Были задейство­ваны две эскадрильи 200-го Гв.ТБАП из Бобруйска и одна - 251-го Гв.ТБАП из Белой Церкви. Эскадри­льи шли боевым порядком «пеленг» одна за другой. Первую восьмерку вел командир 200-го полка п-к Пачин. Первоначально бомбометание планировалось вести с высоты 6000 м, но летевшие плотным боевым по­рядком самолеты попали в облач­ность, и ввиду опасности столкнове­ний эшелон был увеличен до 8700-9500 м. В связи с отсутствием види­мости целей бомбометание произво­дилось при помощи системы РСДН. Первая восьмерка подверглась зенит­ному обстрелу, но снаряды до само­летов не достали. Зенитные установ­ки сразу были уничтожены, и следу­ющие две эскадрильи противодей­ствия не встретили. Через 4 часа пос­ле возвращения в Карши экипажи произвели повторный вылет. Теперь каждая группа имела отдельные цели - отряды душманов, уходившие в раз­ных направлениях. Бомбы сбрасыва­лись с высоты 1500-2000 м на хоро­шо заметного на фоне снега против­ника. Объективный контроль произ­водился при помощи Ту-16Р. На фо­тографиях было отчетливо видно, что бомбардировщики с поставлен­ной задачей справились отлично.

Летом 1986г. Ту-16 Дальней авиации вновь были привлечены к боевой работе в Афганистане. Их целью стали базы и целые базовые районы, на которые опирались раз­росшиеся формирования крупных полевых командиров. Как правило, их склады, оружейные мастерские, учебные центры и т.д. располагались в дальних труднодоступных ущельях и удары по ним авиации 40-й Армии не давали ощутимых результатов, а Ту-16 даже с половинной заправкой и полным грузом бомб без проблем могли накрыть всю территорию Аф­ганистана. В налетах приняли учас­тие Ту-16 215-го ТБАП переброшен­ные в Мары из Белой Церкви, их при­крывали МиГ-21 бис 115-го ИАП из Кокайты. При этом, для уничтожения горных укрытий особо эффектив­ными оказались специальные толсто­стенные ФАБ-1500-2600ТС. Благода­ря прочному литому корпусу они проникали вглубь скалы, и мощь их взрыва не расходовалась впустую.

Активно использовались Ту-16 и перед выводом советских войск в последние месяцы войны. К осени 1988 г. почти половина ВВС 40-й Армии уже покинула Афганистан. Поэтому для компенсации в конце октября была сформирована отдель­ная группа ДА, прикомандированная к САВО. В качестве основной зада­чи этой группы ставилось прикрытие выводимых частей путем нанесения упреждающих ударов по огневым средствам оппозиции и контролиру­емым ею районам. В группу входила эскадрилья Ту-16 из 251-го ТБАП из Белой Церкви. 11-Ту-16 - три отряда и две машины группы управления посадили на аэродроме Мары-1. На бомбардировку постоянно направ­лялся один отряд, состоящий из трех Ту-16. Вылеты обычно назначались с утра и занимали по 3,5-4 часа, шли к цели обычно на высоте 10-11000 м. Иногда Ту-16 привлекали к ночным ударам, при этом местность подсве­чивали САБ сбрасываемыми с Су-17. Основным грузом были ФАБ-9000, к тому времени Ту-16 оставались един­ственными самолетами способными нести этих монстров. Иногда исполь­зовалась и «россыпь» ФАБ-250, ко­торых загружали по 24 штуки. Всего за три месяца работы Ту-16 успели сбросить 289 «девятитонок».

Это была лебединая песня Ту-16, которые к тому времени уже имели солидный возраст, приближав­шийся к тридцати годам. На «старич­ках» постоянно случались мелкие отказы и поломки, дошло до того, что на подходе к цели у одной из ма­шин даже сорвало носовой блистер.

Первым иностранным госу­дарством, получившим для своих ВВС Ту-16 из СССР, стала Индоне­зия. В начале 1960-х гг. у этой стра­ны обострились отношения с ее быв­шей метрополией - Нидерландами. Джакарта предъявила претензии на владение островом Западный Ириан и развязала там необъявленную вой­ну под лозунгом борьбы с колониа­лизмом. В ответ голландцы снаряди­ли в поход крупную эскадру во главе с авианосцем «Карел Доорман». Но Индонезию поддержал Советский Союз, оказав ей помощь вооружени­ями и специалистами. Так летом 1961 г. на далеких островах появилась группа из 25 Ту-16КС (по другим дан­ным - 20) с советскими экипажами. Из них сформировали две эскадрильи -41 -ю и 42-ю, базировавшиеся на аэро­дроме близ Джакарты. На них была возложена функция «реального уст­рашения», которую они с успехом и выполнили - Амстердам отказался от военного пути решения проблемы. Позже после разрыва отношений между Индонезией и СССР эти Ту-16КС какое-то время стояли без за­пасных частей на аэродромах, а за­тем при переходе на западную авиа­технику были утилизированы.

В 1963 г. Ту-16КС были по­ставлены в Египет, где из них также сформировали две эскадрильи. Эки­пажи готовились в СССР, а эксплуа­тация происходила с участием совет­ских специалистов. К июню 1967 г., к началу шестидневной арабо-изра­ильской войны, египтяне располага­ли в общей сложности тридцатью Ту-16 разных модификаций, которые базировались на авиабазе Каир-Уэст. Израильтяне видели в них основную угрозу и рассматривали в качестве цели №1. Поэтому уже в ходе перво­го налета на базу, 5 июня в 8 ч 45 мин, «Миражи» и «Супер-Мистеры» унич­тожили на земле шестнадцать бом­бардировщиков. Через 15 минут пос­ле первого начался второй налет, во время которого было уничтожено еще 5 Ту-16, а третья волна израиль­ских самолетов разбомбила осталь­ные. Причем последний Ту-16 был потерян в результате падения на него сбитого египетскими истребителями «Урагана». Не исключено, что израильский летчик сознательно напра­вил на него свой горящий самолет.

После окончания войны в сен­тябре 1967 г. из СССР на аэродром Каир-Уэст были перегнаны шесть торпедоносцев Ту-16Т, здесь под ру­ководством советских инструкторов начались тренировочные полеты еги­петских экипажей. К началу Октябрь­ской войны 1973 г. экипажи египетс­ких Ту-16 уже достаточно хорошо подготовились к выполнению боевых задач. С учетом горького опыта предыдущего конфликта, на этот раз еги­петские «шестнадцатые» базирова­лись вне зоны действия израильской авиации - на аэродромах к югу от Синая. В ходе войны, с 6 по 22 октяб­ря, с ракетоносцев по израильским объектам на Синайском полуостро­ве было произведено 25 пусков ракет КСР-2 и КСР-11. Двадцать из них были сбиты средствами ПВО Израи­ля, в основном, истребителями. Но пять ракет все же прорвались к целям, поразив две РЛС и один узел снаб­жения израильтян. Пуски производи­лись над Средиземным морем, а в некоторых случаях - над сушей со стороны Каира. Необходимо подчер­кнуть, что столь низкая результатив­ность применения арабами Ту-16 в данном случае мало о чем говорит, т.к. они имели в своем распоряжении упрощенные варианты ракет КСР-2 с незащищенными от воздействия по­мех одноканальными ГСН. Для веде­ния воздушной разведки активно ис­пользовались Ту-16Р. По утверждению египетской стороны, потерь Ту-16 не было, израильтяне же сообщили, что они сбили один такой самолет.

После прекращения военного сотрудничества с СССР и окончания поставок запчастей, произошедшего весной 1976 г., египетские Ту-16 ис­пользовались в боевой обстановке еще только один раз - в июле следу­ющего, 1977 г. во время четырехднев­ного конфликта с Ливией. Они нанес­ли удары по базам Тобрук, Эль-Адем и Аль-Куфра. С большой долей уве­ренности можно утверждать, что на­лет на базу Аль-Куфра совершил именно Ту-16 уничтожив там две

РЛС, так как среди всех египетских самолетов только они обладали не­обходимой дальностью полета. Ли­вийцы заявили о сбитии двух ракето­носцев, но египтяне потерь не призна­ли. В начале 1990 г. египетские ВВС еще располагали 16 самолетами Ту-16, однако к 2000 г. все они были вы­ведены из боевого состава.

У Ирака к началу шестиднев­ной войны насчитывалось шесть Ту-16, все на базе Хаббания. 6 июня, на второй день боевых действий, четы­ре машины взяли курс на Тель-Авив, однако из-за возникших неполадок три из них вернулись назад, а один из продолжавших полет самолетов был сбит. В войне 1973 г. иракские бомбар­дировщики участия не принимали.

В 1970-е гг. Ираком было при­обретено 8 Ту-16КСР-2-11, которые вместе с Ту-22 составили две бомбар­дировочные эскадрильи. Эти самоле­ты были брошены против повстанцев в Курдистане, где в первой половине 1974 г. началась очередная эскалация боевых действий. Повстанцы заяви­ли, что один Ту-16 им удалось сбить. Ко времени начала ирано-иракской войны 1980-88 гг. ВВС Ирака распо­лагали восемью Ту-16. В начальный период войны они активно использовались для бомбардировок иранских позиций и различных объектов в тылу противника. В частности, «ше­стнадцатые» нанесли удар по аэро­порту в Тегеране и даже произвели несколько пусков ракет по другим целям. Затем эти самолеты долго не летали ввиду отсутствия запчастей, поставка которых из СССР была пре­кращена. Несколько позже Ирак за­купил в Китае четыре H-6D с боль­шим количеством ракет С-601. Эти машины приняли участие в заверша­ющем этапе войны, привлекаясь к налетам на иранские города и нефтетерминал на о.Харг. Применялись как бомбы, так и ракеты. К моменту начала боевых действий в зоне Пер­сидского залива в 1991 г. абсолютное большинство иракских Ту-16 уже не летали и были уничтожены на земле союзной авиацией. Однако способ­ные подняться в воздух машины все же удалось вывести из-под ударов.