Конструкция

 

Ту-16 - цельнометаллический среднеплан с трехопорным убирае­мым шасси, стреловидными крылом и оперением. Базовым вариантом са­молета является бомбардировочный, все остальные созданы на его основе.

Фюзеляж - цельнометалличес­кий полумонокок с работающей об­шивкой. Технологически разделен на пять отсеков: носовой фонарь, пере­дняя гермокабина, передний отсек, хвостовой отсек фюзеляжа с грузоотсеком, задняя гермокабина. Кабины изнутри покрыты звуко- и теплоизо­лирующим материалом.

В передней гермокабине раз­мещены: штурман, левый летчик (он же командир корабля), правый лет­чик, штурман-оператор, работаю­щий с радиоприцелом РБП-4 и управ­ляющий огнем верхней пушечной ус­тановки. В задней гермокабине раз­мещены: воздушный стрелок-радист, управляющий огнем нижней пушеч­ной установки, и командир огневых установок, управляющий огнем кор­мовой пушечной установки и радио­прицелом ПРС-1 «Аргон». Вход в переднюю кабину обеспечивается через нижний люк под сиденьем штурмана-оператора, а в заднюю -через нижний люк под сиденьем ко­мандира огневых установок. Для ава­рийного покидания самолета имеют­ся аварийные люки со сбрасываемы­ми крышками: для летчиков, которые катапультируются вверх, - сверху фонаря кабины, для остальных чле­нов экипажа - снизу под катапульт­ными сиденьями. Перед катапульти­рованием сиденья летчиков переме­щаются в крайнее заднее положение. Максимальная перегрузка при ката­пультировании равна 18g, начальная скорость выбрасывания - 20-22 м/с, что обеспечивает безопасный перелет летчиков над килем самолета. Ос­тальные члены экипажа катапульти­руются вниз, предварительно сбро­сив крышки люков под сиденьями. Перегрузка при катапультировании вниз равна минус 3-5g.

При посадке самолета на воду или с убранным шасси на землю эки­паж из передней кабины выходит че­рез люки фонаря, из задней кабины - через аварийное окно кормового фо­наря. Самолет обладает плавучес­тью, достаточной для того, чтобы в случае посадки на воду экипаж смог пересесть в спасательные лодки. Каж­дый член экипажа обеспечен: инди­видуальной аптечкой, термосом, бор­тпайком, аварийной радиостанцией и носимым аварийным запасом.

Под передней гермокабиной находится отсек антенны РБП-4, зак­рытый радиопрозрачным обтекате­лем. Сразу за ним расположена ниша передней опоры шасси, закрываемая двумя створками. Над ней установ­лен топливный бак №1. Через нишу осуществляется доступ к аккумуля­торным батареям и переднему техни­ческому отсеку, в котором располо­жены аэрофотоаппарат АФА-33М, верхняя пушечная установка, прибор жидкого кислорода КПЖ-30 для пе­редней гермокабины, источники пе­ременного тока и другое оборудова­ние. Над отсеком - контейнер спаса­тельной лодки ЛАС-5М для передней гермокабины. Далее размещен бак №2, центроплан с топливным баком №3, а под ним - бак №4. Грузоотсек, закрываемый двумя створками, начи­нается сразу за центропланом и про­должается до баков №5 и №6. Под пятым баком имеется отсек для ориентирно-сигнальных бомб, также закрытый двумя створками. За бака­ми следует задний технический отсек с нижней пушечной установкой, при­бором КПЖ-30 и контейнером лод­ки для членов экипажа задней гермо­кабины, другим оборудованием. Над задней гермокабиной установлена РЛС «Аргон».

Крыло состоит из центропла­на, двух первых и двух вторых отъем­ных частей (ОЧК). Разъем между дву­мя ОЧК организован по нервюре №7, к которой крепятся основные опоры шасси. По борту фюзеляжа применен симметричный профиль ЦАГИ ПР-С-10С-9 толщиной 15,7%, по нервю­ре №7 - профиль СР-11-12 толщиной 15% и на конце-СР-11-12 толщиной 12%. Стреловидность по линии чет­вертей хорд 350, поперечное V - ми­нус 3 гр. Крыло кессонного типа, двухлонжеронное, в корневой части включает в себя каналы воздухоза­борников. До нервюры №12 кессон разделен на топливные баки №№ 7-16 в каждой консоли. Механизация крыла состоит из однощелевых выд­вижных закрылков (по одной секции на каждой ОЧК) и элеронов. Выпуск и уборка закрылков осуществляется электромеханизмами МПЗ-ЗМ, со­стоящими из двух электродвигателей, работающих на общий приводной вал. Элероны снабжены аэродинами­ческой компенсацией и электрически управляемыми триммерами.

Все плоскости хвостового опе­рения имеют симметричный профиль и стреловидность по линии четвертей хорд 420. Все рули имеют осевую компенсацию и снабжены триммера­ми с электроприводом. Триммер руля высоты, кроме того, снабжен тросо­вым управлением. Концевой обтека­тель киля - деревянный.

К взлетно-посадочным уст­ройствам Ту-16 относятся шасси, включая хвостовую предохранитель­ную опору, и парашютно-тормозная система ПТ-16. Все опоры шасси обо­рудованы азотно-масляной аморти­зацией. На передней установлены два спаренных нетормозных колеса типо­размера 900х275В. Они могут пово­рачиваться в обе стороны на угол до 400. На основных опорах применя­ются следующие типы колес: КТ-16, КТ-16/2, КТ-16/2М, КТ-16/2У, КТ-16/2Д, все типоразмера 1100х330В. Все четыре опоры в полете убираются назад по полету. Уборка и выпуск хвостовой опоры выполняются элек­тромеханизмом.

Тормозные парашюты пред­назначены для сокращения пробега и применяются при посадке на влажную или ограниченную ВПП, на грунт, при неправильном заходе на посадку, при неисправных тормозах. Размещаются парашюты в легкосъ­емном контейнере в нижней задней части фюзеляжа. Система ПТ-16 обес­печивает длину пробега не более 1535 м при включенном автомате торможе­ния колес и выпуске парашютов в мо­мент касания земли при скорости не более 270 км/ч, массе не более 47000 кг и сухой бетонной ВПП.

Силовая установка состоит из двух турбореактивных двигателей АМ-3 с максимальной тягой по 8750 кгс. С 1958 г. на самолете устанавливаются более мощные двигатели РД-ЗМ тягой 9520 кгс, а с 1961 г. - усо­вершенствованные РД-ЗМ-500 той же тяги. Управление двигателями -тросовое. Для запуска используется авиационный бензин Б-70.

Топливо - керосин Т-1 или ТС-1 - помещается в 27 топливных баках общим объемом 43800 л. При нор­мальной взлетной массе 72000 кг мак­симальная заправка составляет 34360 кг. Баки разделены на 10 групп - по 5 групп на каждый двигатель. Все они протектированные, кроме баков №№1, 2 и 5, топливо из которых рас­ходуется в первую очередь. Баки заполняются нейтральным газом. Рас­ходование топлива осуществляется автоматически системой СЭТС-60Д, на самолетах с системой дозаправки топливом в полете - СЭТС-60М. Кон­троль расхода осуществляется расхо­домером РТС-16. Из крыльевых баков и фюзеляжных баков №1, 2 и 5 предус­мотрен аварийный слив топлива.

Система управления - двойная механическая с жесткой проводкой без гидроусилителей. В систему включен автопилот АП-5-2М или АП-6Е. В случае катапультирования, чтобы летчики не зацепились за штурвалы, специальный механизм отклоняет штурвальные колонки в крайнее переднее положение. При нахождении самолета на земле нажа­тием обеих педалей включается тор­можение колес.

Гидравлическая система со­стоит из двух независимых гидроси­стем: основной и управления тормо­зами. Основная система служит для уборки и выпуска шасси, поворота колес передней опоры шасси, откры­тия и закрытия створок грузоотсека. Она работает от двух гидронасосов, установленных на двигателях. Систе­ма управления тормозами обеспечи­вает торможение колес основных опор шасси, аварийный выпуск и убор­ку шасси, и аварийное закрытие ство­рок грузоотсека. Работает от насоса с электродвигателем. Нормальное дав­ление в обеих гидросистемах 150 кгс/ см2, рабочая жидкость - масло АМГ-10 общим объемом 115-120 л.

Электросистема предназначе­на для приведения в действие бомбар­дировочного и пушечного вооруже­ния, топливных насосов, пожарных кранов, триммеров, радиосвязного и радиолокационного оборудования, выпуска закрылков, хвостовой опо­ры шасси, запуска двигателей, борь­бы с обледенением. Для питания этих потребителей электроэнергии на са­молете есть два энергоузла постоян­ного и переменного тока. В энерго­узле постоянного тока напряжением 28В источниками электроэнергии яв­ляются 4 генератора ГСР-18000, ус­тановленные по два на двигателях, аварийный источник - аккумулятор­ная батарея 12-САМ-55. В энергоуз­ле переменного тока напряжением 115В и частотой 400 Гц источниками являются размещенные в переднем техническом отсеке два преобразова­теля ПО-4500, один из которых - ос­новной, второй - резервный. (Само­леты с повышенным потреблением электроэнергии, например, носители станций РЭП «Букет», «Резеда», «Азалия», «Фасоль» имели дополни­тельные источники переменного тока - однофазного 115В и трехфазного 36В и 208В.)

Высотная система обеспечива­ет наддув и обогрев гермокабин са­молета горячим воздухом, забор ко­торого производится за седьмыми ступенями компрессоров двигателей. Система обеспечивает давление в ка­бинах: в диапазоне высот от 0 до 2000м -атмосферное, от 2000 до 7250 м - постоянное давление, соответ­ствующее высоте 2000 м, выше 7250 м - постоянный перепад в 0,4 кгс/см2. В боевых условиях, во избежание рез­кого падения давления при простре­ле обшивки, перепад понижается до 0,2 кгс/см2. Температура воздуха в кабинах поддерживается автомати­ческим регулятором РТВК-45 в пре­делах 16,5-26,50 С.

Кислородное оборудование, кроме двух жидкостных кислород­ных приборов КПЖ-30, включает индивидуальные кислородные аппа­раты для всех членов экипажа КП-16 или КП-24 и парашютные кислород­ные приборы КП-23.

Противообледенительная сис­тема. Передние кромки крыла защи­щены от обледенения горячим возду­хом, отбираемым от двигателей. Входные части воздухозаборников, внутренние перемычки и передние кромки труб стартеров имеют от­дельные воздушно-тепловые противообледенители. Передние кромки киля и стабилизатора оснащены элек­тротермической системой. Передние стекла фонаря летчиков и прицельное стекло штурмана оборудованы внут­ренним электрообогревом. Осталь­ные стекла, включая блистеры при­цельных станций, обдуваются горя­чим воздухом.

Авиационное и радиоэлект­ронное оборудование обеспечивает полеты в любых метеорологических условиях, днем и ночью.

Пилотажно-навигационное оборудование включает: астрономи­ческий компас АК-53П или АК-53А; авиационный секстант ИАС-51; дис­танционный астрономический ком­пас ДАК-50М или ДАК-2, или ДАК-Б или ДАК-ДБ-5В; навигационный индикатор НИ-50Б или авиационное навигационное устройство АНУ-1; дистанционный компас ДИК-46 или ДГМК-7; авиагоризонт АГБ-1 или АГБ-2 или АГД-1; гирополукомпас ГПК-48 или ГПК-52; выключатель коррекции ВК-53РБ; электрический указатель поворота ЭУП-46 или ЭУП-53; магнитный компас КИ-12, изредка устанавливался КИ-13. Ме­ханические и электромеханические приборы в кабине: электрические указатели температуры наружного воздуха ТУЭ-48 или ТНВ-1; термо­метр воздуха в кабине ТВ-45; акселе­рометр А-8 или АС-10; указатель по­ложения закрылков УЗП-47; авиаци­онные часы АЧХО или АЧС-1 и АВР-М; расходомер воздуха, поступающе­го в кабину РВУ-46У; манометры гидравлические тормозов МГ-250Ц, МГ-150Ц; манометры воздушные МВ-250Ц, МВ-10Ц.

Радионавигационное обору­дование включает систему СПИ-1 для определения местоположения са­молета относительно наземных ра­диостанций (позже замененную ра­диосистемой ближней навигации РСБН-2С «Свод»), два автоматичес­ких радиокомпаса АРК-5, радиовы­сотомер малых высот РВ-2 (РВ-УМ), радиовысотомер больших высот РВ-17М, систему слепой посадки «Ма­терик», радиотехническую систему дальней навигации А-711 или А-713, установленную на некоторые самолеты после 1980 г.

Радиолокационное оборудо­вание состоит из радиолокационно­го бомбового прицела РБП-4 «Рубидий ММ-П» или более совершенного РБП-6 «Люст­ра», радиолокационного стрелкового прицела ПРС-1 «Аргон», запросчика-ответчика сис­темы опознавания СРЗО-2М «Хром-Никель», радиолокационного ответ­чика УВД СО-69, доплеровского из­мерителя скорости и угла сноса ДИСС-1, системы предупреждения об облучении СПО-2 «Сирена-2» или СПО-3 «Сирена-3» или СПО-10 «Бе­реза». (На ракетоносцах применя­лись РЛС «Кобальт-П», «Рубин-1 К», «Рубин-1 KB», «Рубин-1 М», «Рица», «ЕН» и ее варианты, подробно см. в тексте.)

Радиосвязное оборудование включает связную КВ-радиостанцию Р-807, командную КВ-радиостанцию Р-808 или Р-836М «Гелий», команд­ную УКВ-радиостанцию РСИУ-ЗМ или Р-800 «Клен» или Р-802В «Дуб» или Р-832 «Эвкалипт-СМ», аварий­ную СВ-радиостанцию АВРА-45 или Р-851 «Коралл», самолетное перего­ворное устройство СПУ-10, магнито­фон МС-61. Коротковолновые стан­ции предназначены для дальней радиосвязи, УКВ - для командно-стар­товой связи и переговоров между са­молетами в строю, аварийные - для передачи сигналов бедствия и приво­да спасателей к месту вынужденной посадки самолета.

Фотооборудование обеспечи­вает фотографирование поверхности земли в режимах «Разведка» и «Кон­троль бомбометания» и включает: комплект аппаратов АФА-33/50м, АФА- 33/75м и АФА-33/100м для дневной съемки на автоматической качающейся фотоустановке АКА-ФУ-156Н; комплект ночных аппара­тов НАФА-3с/50 или НАФА-6/50; другие фотоаппараты; фотолюк с двумя створками, управляемыми ме­ханизмом УР-7М; аппарат ФАРЛ-1 для фотографирования экрана РБП-4, позже замененный на аппарат ФАРМ-2; четыре фотопулемета ПАУ-457 и один С-13 для контроля стрельбы из пушечных установок. На самолете может быть одновременно установлен только один аппарат АФА или НАФА на фотоустановке в переднем техническом отсеке. Для фотографирования ночью на самолет можно подвесить до 24 осветитель­ных бомб.

Средства объективного конт­роля. Первоначально на Ту-16 уста­навливался двухкомпонентный само­писец К2-75, замененный позже на К2-713, и трехкомпонентный КЗ-63. С 1969 г. на Ту-16 применен магнит­ный самописец режимов полета МСРП-12, а затем и его усовершен­ствованный вариант МСРП-12-96, пишущие по 12 параметров.

Вооружение Ту-16 состоит из наступательного - бомбового и обо­ронительного - пушечного. Нормаль­ная бомбовая нагрузка составляет 3 т, максимальная - 9 т. Конкретные варианты бомбовой нагрузки приве­дены в тексте. Электросбрасыватель ЭСБР-49А обеспечивает одиночный и серийный сброс бомб, мин и тор­пед во всем диапазоне высот и ско­ростей полета. Прицеливание при бомбометании производится с помо­щью векторно-синхронного опти­ческого прицела ОПБ-1 IP с автома­том боковой наводки, связанным с автопилотом, благодаря чему штур­ман во время прицеливания может управлять самолетом по курсу. При отсутствии видимости прицелива­ние производится с помощью ра­диолокационного прицела РБП-4 «Рубидий ММ-П», сопряженного с ОПБ-11Р.

Пушечное вооружение состо­ит из 7 пушек АМ-23 калибра 23 мм, расположенных в носовой неподвиж­ной и трех подвижных установках с дистанционным электрическим уп­равлением. Для стрельбы вперед по правому борту носовой части фюзе­ляжа установлена пушечная установ­ка ПУ-88 с боезапасом 100 снарядов. Пушкой управляет командир кораб­ля, используя коллиматорный прицел ПКИ, установленный на откидном кронштейне. Верхняя установка ДТ-В7 с боезапасом 500 снарядов имеет зону обстрела по горизонту 3600, вверх 900, вниз 30. Основное управ­ление установкой осуществляет штурман-оператор с верхнего при­цельного поста, вспомогательное -командир огневых установок. Ниж­няя установка ДТ-Н7С с боезапасом 700 снарядов имеет зону обстрела по горизонту 950 вправо и влево от оси самолета в задней полусфере, вверх 20, вниз 900. Основное управ­ление выполняет стрелок-радист с обоих блистерных постов, вспомо­гательное - командир огневых уста­новок. Кормовая установка ДК-7 с боезапасом 1000 снарядов имеет зону обстрела по горизонту 700 вправо и влево от оси самолета в задней полу­сфере, вверх 600, вниз 400. Основное управление - командир огневых уста­новок, вспомогательное - штурман-оператор и стрелок-радист.

Для стрельбы из пушечных установок в условиях визуальной ви­димости самолет оборудован 4 при­цельными станциями ПС-53; по од­ной у штурмана-оператора и коман­дира огневых установок и две - у воз­душного стрелка-радиста ( с левого и правого бортов). Для контроля стрельбы станции ПС-53 имеют фо­топриставки ПАУ-457, а контроль результатов стрельбы из носовой пушки осуществляется фотопулеметом С-13 в кабине штурмана-навига­тора. Станция ПРС-1 «Аргон» позво­ляет вести прицельный огонь из пу­шечных установок в заднюю полу­сферу при плохой видимости и но­чью. На части самолетов на месте ДК-7 устанавливался хвостовой от­сек со станциями РЭП «Резеда-АК» или «Сирень».

К средствам обороны самоле­та относится также бронирование рабочих мест всех членов экипажа и устройства АСО-16.АСО-2Б и АПП-22 постановки пассивных помех ра­боте РЛС противника путем разбра­сывания в полете металлизированно­го стекловолокна, фольговых профи­лированных полосок или бумажных лент с фольговым покрытием.

 

Основные модификации Ту-16

 

Ту-16 - базовая бомбардиро­вочная модификация. Нормальная бомбовая нагрузка составляла 3000 кг, максимальная бомбовая нагрузка - 9000 кг. Была возможна подвеска бомб весом от 100 кг до 9000 кг.

Ту-16А - носитель ядерной свободнопадающей бомбы - имел грузоотсек с термоизоляцией, а об­шивка самолета покрывалась специ­альной защитной краской, предохра­няющей от светового излучения ядер­ного взрыва.

Ту-16КС на двух балочных крыльевых держателях подвешивал ракеты КС-1, в грузоотсеке размеща­лась герметическая кабина с РЛС на­ведения «Кобальт-М» с оператором, антенны опускались как на Ту-4.

Ту-16К-10 - носитель самоле­та-снаряда типа К-ЮС - в носовой части фюзеляжа устанавливались ан­тенны радиолокационной системы наведения К-10С типа «ЕН». В гру­зоотсеке на балочном дренаже в по­луутопленном положении подвеши­вался самолет-снаряд К-10. За грузоотсеком находилась гермокабина оператора станции «ЕН». Штурман переместился на место штурмана-оператора. Был введен дополнитель­ный топливный бак запуска двигате­ля самолета-снаряда К-ЮС. Для пи­тания блоков станции «ЕН» добавлен преобразователь ПО-4500 (ПО-6000).

Ту-16К-11-16 оснащался само­летами-снарядами типа КСР-2 или КСР-11, расположенными на крыль­евых балочных держателях. Возмож­но использование самолета как бом­бардировщика или в комбинирован­ном варианте. В носовой части уста­новлена антенна разведывательной станции «Рица» и РЛС типа «Рубин-1КВ». Носовая пушка снята.

Ту-16К-26 вооружался само­летами-снарядами КСР-2, КСР-11 или КСР-5 и по вооружению полнос­тью подобен Ту-16К-11 -16 (за исклю­чением узлов подвески КСР-5).

Ту-16К-10-26 несет два само­лета-снаряда К-10С или два КСР-5 на подкрыльевых пилонах.

Ту-16Р - самолеты-разведчики оснащались различными сменными комплектами АРА или НАРА для вы­сотного, маловысотного и ночного фотографирования. В случае исполь­зования Ту-16Р (вариант Ту-16Р2) для ночного фотографирования в бомбоотсеке на некоторых держате­лях подвешивались фотобомбы для подсветки объектов разведки. Под крыльями на пилонах подвешива­лись, в зависимости от выполняемой задачи, контейнеры с аппаратурой радиотехнической разведки или кон­тейнеры с заборниками и анализато­рами радиационной разведки

Ту-16РМ-1 и Ту-16РМ-2 - мор­ские самолеты-разведчики.

Ту-16П и Ту-16 «Елка» - само­леты РЭП, оборудованные различ­ными системами подавления радио­электронных средств противника. Пассивные и активные средства РЭП монтировались в грузоотсеке и в уни­фицированном хвостовом отсеке. По мере уменьшения размеров аппарату­ры РЭП и улучшения ее эксплуатаци­онных возможностей эта аппаратура внедрилась практически на всех мо­дификациях самолетов Ту-16.

Ту-16Т - самолет-торпедоно­сец и постановщик мин в грузоотсе­ке подвешивались торпеды и мины типа РАТ-52,45-36МАВ, АМО-500 и АМО-1000.

Ту-16С - самолет-спасатель с радиоуправляемой лодкой «Фрегат» в бомбовом отсеке.

 

Коды НАТО для различных модификаций самолета Ту-16

 

- «Badger-A» - Ту-16, Ту-16А,Ту-16Н;

- «Badger-B» - Ту-16 КС;

- «Badger-C» - Ту-16К-10, Ту-16К-10-26, Ту-16К-10-26П, Ту-16К-10-26Б;

- «Badger-G» - Ту-16КСР-2, Ту-16КСР-5, Ту-16К-11 -16, Ту-16К-26П, Ту-16-26Б;

- «Badger-D» - Ty-16PM-l, Ту-16РМ-2;

- «Badger-E» - Ty-16P;

- «Badger-F» - Ty-16P;

- «Badger-H» - Ty-16P;

- «Badger-J» - Ту-16П;

- «Badger-K» -Ty-16P;

- «Badger-L» - Ty-16P;