Разведывательный вариант

 

Проект разведывательного ва­рианта «швальбе» появился в конце 1941 г., а годом позднее RLM даже оце­нило макет кабины такой машины. Однако первые конкретные попытки приспособить Me 262 к роли самоле­та-разведчика датируются летом 1943 г., когда на свет появился документ, озаглавленный: «Проектные требова­ния IV: Me 262, истребитель и истре­битель-бомбардировщик». Помимо прочего, в нем предлагалась разрабо­тать разведывательную версию. Через год несколько Me 262 A-la переобору­довали в вариант Me 262 A-la/III, ос­нащенный двумя фотокамерами Robot Rb 50/30 или одной Rb 20/30 и одной Rb 75/30, установленными на месте вооружения. Камеры отклонялись в стороны под углом 10°. Находились они под обтекателями характерной формы по бокам носовой части маши­ны. Фотографирование производилось через два квадратных окошка в обшив­ке корпуса по сторонам ниши передней стойки шасси. В августе 1944 г. взле­тел первый прототип разведыватель­ного варианта, W.Nr. 170006, а спустя два месяца - второй и третий. В основ­ном они соответствовали с проектны­ми требованиями от 11 сентября 1943 г. на «разведывательный самолет I». Некоторые источники утверждают, что приспособление истребителей А-1а к задачам разведки было возможно в полевых условиях и что многие маши­ны, вероятно, так и переоборудова­лись. На фото некоторых Me 262 мож­но видеть впереди, почти над самым носом машины, трубку характерной формы, похожую на дуло орудия. Большинство источников говорит, что это действительно ствол пушки МК 108, смонтированной там, чтобы обес­печить самолету-разведчику хотя бы минимальную защиту перед противни­ком. Но можно найти и информацию, что это только воздухозаборник для охлаждения отсека фотокамер.

Следующей разведывательной версией был Me 262 А-5а. Его планер в основном соответствовал варианту А-1a/U3. На подфюзеляжные узлы под­вески, предназначавшиеся для бомб, подвешивались два дополнительных топливных бака по 300 л. В полу пи­лотской кабины прорезалось неболь­шое окошко для наблюдения за мест­ностью, над которой пролетал само­лет. Вооружение составляло две пуш­ки МК 108, размещенные внизу носо­вой части фюзеляжа. Есть сведения, что прототип версии А-5а летал в мар­те 1945 г., но скорее всего он так и не был построен. На чертежных досках остался ряд проектов самолетов-раз­ведчиков на базе «швальбе», в том чис­ле «разведывательный самолет 1а» и «разведывательный самолет II», упо­минавшиеся выше. Встречающееся иногда обозначение Me 262 А-4а явля­ется временным обозначением серий­ных А-1a/U3 или также истребителей A-la/Ul.