Jagdverband 44

 

Истребительную часть (Jagdverband) JV 44 очень часто назы­вали «подразделением асов». Не без основания, потому что большинство пилотов, служивших в ней на протяже­нии четырех месяцев её существования, представляли собой элиту Люфтваффе. Три четверти легкого состава могло гор­диться самое меньшее Рыцарским крестом. Команда Галланда стала венцом боевой карьеры таких асов как Баркхорн, Бэр, Лютцов или Штейнгоф.

JV 44 была сформирована по инициативе генерал-лейтенанта Адольфа Галланда в конце января -начале февраля 1945 г., хотя официаль­ный приказ о создании части вышел только 24 февраля. Было это вызвано сильным нерасположением Геринга к самому Галланду и его товарищам. Базой для подразделения стал аэро­дром Бранденбург-Брист, на котором уже располагались штабная эскадрилья и I группа JG 7 под командовани­ем майора Вейсенбергера. Однако со­трудничество между ними, можно ска­зать, оставляло желать лучшего. Ко­мандир JG 7 даже прямо запретил сво­им подчиненным какие-либо контак­ты и оказание помощи персоналу JV 44. Скорее всего, такое отношение было продиктовано «неофициальным» приказом лично Геринга. Видимо, про­грессирующее помешательство, грани­чащее иногда с шизофренией, застав­ляли рейхсмаршала видеть в Галланде, Штейнгофе или Лютцове своих главных врагов, покушающихся на его жизнь и положение.

Первыми, кто в начале февра­ля отозвался на призыв опального аса, были летчики из III./EJG 2 и Industrie Schutz Staffeln I и II (ISS I и II, эскад­рильи охраны промышленности). Кро­ме них, в новую часть предложили пе­рейти многим немецким асам из раз­личных эскадр (между прочим, Эриху Хартманну, который предложение Галланда отклонил), большинство из которых приняли приглашение. Прак­тически до конца марта проходили оз­накомление с новым типом самолета и тренировочные полеты, хотя уже 22 февраля Иоганнес Штейнгоф добился первой-победы в составе JV 44. В ходе учебного полета лейтенант Бломерт и Штейнгоф наткнулись на группу со­ветских самолетов, из которых один -штурмовик Ил-2 - стал жертвой после­днего. 25 марта, также во время «тре­нинга», один из немецких пилотов сбил над Перемюнде «москито» из 544-й эс­кадрильи. В начале апреля вся часть была переведена на новый аэродром Мюнхен-Рием. Прежний был оставлен ввиду близости к Берлину - туда с уст­рашающей скоростью приближалась Красная Армия, которой все немцы, в той числе и летчики, боялись как чумы. 3 апреля над Мюнхеном унтер-офицер Эдуард Шалльмозер таранил «лайтнинг». Это был его первый воз­душный таран и, как оказалось, по крайней мере не последний, посколь­ку пилот вышел из столкновения без каких-либо повреждений. Через два дня несколько Me 262 атаковало соеди­нение бомбардировщиков из 379-й и 353-й BG. Пять из них в огне упали на землю - три «либерейтора» и две «кре­пости». 8 апреля тройка «швальбе» (Штейнгоф, лейтенант Фарманн и гауптман Крупински) недалеко от Штут­гарта перехватила бомбардировщики из 8-й воздушной армии. Штейнгоф с помощью ракет R4M уничтожил один В-24, а на долю Фарманна пришлись два В-17. Но последний во время сво­ей атаки сам получил попадание и вы­нужден был покинуть поврежденную машину. Его подбил лейтенант Дж.Усатински на «тандерболте» (358-я FG). На следующий день немецкий аэро­дром подвергся бомбежке - был унич­тожен как минимум один «мессершмитт». 12 апреля сюда прибыл подпол­ковник Гейнц Бэр и уже в тот же день ему удалось сбить «мародер». Четыре дня спустя - 16 апреля - следующие три Hallfische (так немцы называли средние бомбардировщики В-26 Marauder) пали жертвой асов-реактивщиков. Два из, принадлежавших к 322-й BG, сбил над Ландсбергом сам командир части, генерал-лейтенант Галланд, а третий -унтер-офицер Шалльмозер. «Сбил» - это очень точно сказано, потому что у него отказали пушки и он, видимо по образцу советских истребителей, уже во второй раз таранил противника. И на этот раз вышел из столкновения без урона, а днем позже повторил свой из­любленный «приём». Теперь он врезался на своем «швальбе» в В-17. Таким образом Шалльмозер менее чем за два дня уничтожил четыре самолета, прав­да, из них два собственных. Утром 18 апреля, выкатываясь на взлет, потерял свою машину Штейнгоф. Она попала в воронку на полосе и моментально загорелась. Пилота спасли, но он по­лучил тяжелые ранения и ожоги. До конца войны Штейнгоф боролся за жизнь в госпитале и в конце концов выжил. Тем временем в воздух подня­лись Галланд, только что прибывший майор Герхард Баркхорн (это был его первый вылет на Me 262), подпол­ковник Бэр, полковник Лютцов, лей­тенант Фарманн и лейтенант Генрих «Хайм» Вюбке (не путать с гауптманом Вальдемаром Вюбке, летавшим на Fw 190 D-9). Но на этот раз только Бэру удалось отличиться - он сбил два Р-47. На следующий - день он же перехватил над аэродромом группу «мустангов» и снова сбил две машины. В эти дни в JV 44 прибыли шесть «длинноносых» Fw 190 D-9, которые должны были при­крывать реактивные истребители в пе­риод взлетов и посадок, когда после­дние были наиболее уязвимы для вра­жеских атак и практически лишены возможности обороняться. Поскольку немецкая зенитная артиллерия, разме­щенная в окрестностях аэродрома, имела приказ стрелять буквально по всему, что летает и не походит на Me 262, нижние поверхности каждой «Доры» окрашивались в различные яркие цвета (красный, зеленый, голу­бой, а также черный) и дополнитель­но «украшались» белыми полосами. Командиром этого подразделения, на­званного Papagei-staffel (Попугайная эскадрилья), стал опытный пилот, ве­теран Битвы за Англию гауптман Вальдемар Вюбке. 20 апреля свой второй и, как оказалось, последний бое­вой вылет в JV 44 выполнил майор Бар-кхорн. Его машина разбилась во вре­мя вынужденного приземления (авария двигателя), а пилот попал в полевой госпиталь, в котором он оставался до конца войны. Тяжелую утрату немцы понесли 24 апреля, когда в бою с «тандерболтами» из 365-й FG погиб один из лучших пилотов Люфтваффе гор­дость JV 44 полковник Гюнтер Лютцов. Весьма вероятно, что его сбил ка­питан Джерри Мает. Союзники в этот день потеряли два «мародера» и один Р-47. В течение следующих трех дней было сбито девять американских само­летов. Отметились: Галланд - два В-26, унтер-офицер Костер - два Р-51 и два Р-47, Бэр - два Р-47 и майор Хегерт - один Р-47.

Последний неприятельский са­молет, уничтоженный перед капитуля­цией, достался лучшему пилоту части - Гейнцу Бэру. Это был «тандерболт», сбитый 28 апреля. Конец войны застал JV 44 на аэродроме в Зальцбурге, куда на остатках горючего перелетело боль­шинство машин. Здесь Галланд и сдал свою Jagdverband войскам американс­кой 7-й армии.