Боевое применение ночных Ме-262
Идея применения Ме-262 (или вообще реактивных самолетов) в роли ночных истребителей родилась в сентябре 1944 года. Это было вызвано жестокой необходимостью - союзнические «Москито» практически безнаказанно летали даже над самыми крупными городами Рейха, не беспокоясь о немецких истребителях, которые были не в состоянии их догнать. Только реактивные самолеты, благодаря своей очень большой скорости подходили для перехвата этих самолетов-нарушителей. Немцы располагали реактивными Arado Ar-234 и Messerschmitt Ме-262. Первый из них, в своей первоначальной модификации - Ar-234 B-2 не подходил для выполнения ночных заданий, а разработанная соответствующая версия, не была построена до капитуляции Рейха. Значительно лучше ситуация обстояла в случае «Швальбе». Не было необходимости строить новый самолет - уже существовала его двухместная, учебная модификация, которая, в общем, удовлетворяла предъявляемым требованиям. Кроме того, для новых заданий приспособили несколько десятков одноместных самолетов, которые правда, не были оборудованы радиолокационной аппаратурой, но входили в систему «Wilde Sau», наводясь с земли. Именно эти машины составили основу новой созданной части - 10. Staffel Nachtjagdgeschwader 11 - сформированной во второй половине октября 1944 года на базе Бург под Берлином. Командовать ею доверили одному из наиболее опытных немецких пилотов - майору Герхарду Стампову (он начинал как пилот бомбардировщика, на его счету было более 300 боевых миссий, затем он пересел на истребитель в JG 300 , где летал как днем, так и ночью). Одними из первых пилотов, которые прибыли в 10./NJG 11 были обер-лейтенант Курт Велтер и фельдфебель Карл-Хаинц Бекер (ранее служившие в II/NJG 11). Они сразу же приступили к обучению и тренировкам полетов на новых машинах - одноместных Ме-262 А-la. Вскоре произошла и первая стычка с союзническими самолетами. Ночью 27 октября одиночный «Швальбе» атаковал над Нейбургом «Москито» из 139 Sgn. которые пилотировали Wing Commander Войс и Sqn. Leader Галлайн. Атака не увенчалась успехом, и маневренной британской машине удалось уйти от реактивного истребителя. В начале ноября командиром части стал Курт Велтер. С этого момента 10 Staffel получил еще одно название - «Коммандо Велтер». 12 декабря свою первую победу на Ме-262 (и вообще первую победу 10./NJG И) одержал сам командир - Велтер, сбив английский бомбардировщик «Ланкастер». В ночь со 2 на 3 января он снова одержал победу - отправив на землю «Москито» (пилот F/L Говард), а тремя днями позднее еще одну, на этот раз жертвой был разведчик из 571 Sqn. Его пилот F/0 Генри спасся, выпрыгнув из пылающей машины с парашютом. 9 января немцы понесли первые потери. При атаке строя «Ланкастеров» был сбит один «Швальбе». Однако фамилия его пилота неизвестна. На следующий день Велтер объявил об уничтожении очередного ««Москито»». Но по английским данным, ночью с 10 на 11 января ни один «Москито» не был потерян. Вероятнее всего, немецкому пилоту удалось только повредить английский самолет, которому все же удалось добраться до своей базы в Италии. 14 января был уничтожен следующий ночной «Швальбе». Во время бомбежки Мерсебурга самолеты 6-й бомбардировочной группы были атакованы тремя реактивными истребителями. Один из них был сбит, скорее всего, огнем стрелков «Ланкастера» из 434 Sqn. - Р. Мак-Кеем и F/S И. Барретом. В конце января - начале февраля 1945 года были сбиты еще три Ме-262, принадлежащие 10./NJG 11. Все три их пилота погибли. Это были обер-лейтенант Гейнц Брукман (его самолет разбился 21 января в Виттстокер Хейде), обер-фельдфебель Пауль Брандл и обер-лейтенант Вальтер Эпштен (оба были сбиты ночью с 4 на 5 февраля недалеко от Бреста). В это время часть получила пополнение самолетами и пилотами (одновременно прибыло десять очередных Ме-262 А-1а). 7 февраля два реактивных истребителя атаковали «Ланкастеры» из 582 Sqn. Один из них получил попадания в результате огня стрелков бомбардировщика «D» и объятый пламенем рухнул на землю. Другому пилоту повезло больше - обер-фельдфебель Вальтер Бокстейгель записал на свой боевой счет другой «Ланкастер». В это самое время по просьбе Велтера в его команду были зачислены еще два опытных пилота - лейтенант Герберт Альтнер и лейтенант Курт Ламм. В ночь с 13 на 14 февраля стрелки «Ланкастера» РВ 593 из 156 Sqn. - F/O Мак-Рой и сержант И. Хайтон сбили один реактивный истребитель над Магдебургом. В эту же ночь стрелки трех других британских бомбардировщиков - «Галифаксов» из 4-ой Группы заявили о поражении еще трех «Швальбе». Однако только один из них нанес повреждения немецкому самолету. Это был самолет фельдфебеля Беккера, который без особых проблем долетел до своего аэродрома и совершил вынужденную посадку не получив никаких травм. Днем позже Беккер при свете дня сбил свой первый самолет. Это был разведчик Р-38 «Лайтнинг». 16 февраля в летном происшествии погиб Вальтер Бокстейгель, когда его самолет разбился вблизи Бурга. 20 февраля пилоты 10./NJG 11 объявили об уничтожении трех «Москито», однако эти данные не подтверждаются данными архивов союзников. Возможно самолеты, о которых идет речь, получили только повреждения. С другой стороны тремя днями позднее об уничтожении реактивного самолета объявил экипаж Ланкастера «S» из 101 Sqn. В соответствии с рапортом стрелков, «Швальбе» был поражен огнем их пулеметов, после чего взорвался и развалился на мелкие части. Но этой ночью ни один «Швальбе» не был сбит. Действительно один из «Швальбе» атаковал «Ланкастер», но из-за сильного огня и недостатка топлива прекратил атаки и вернулся на аэродром. Он сел в Пренслау всего лишь с несколькими пробоинами.
Март начался для пилотов Коммандо Велтер довольно неудачно. В ночь с 3 на 4 марта, когда началась последняя крупная ночная немецкая операция направленная против британских бомбардировок - «Операция Гризелла», был сбит «Швальбе» обер-фельдфебеля Августа Вейблинга. Пилот погиб в обломках своего самолета, который разбился под Магдебургом. 7 марта экипаж «Ланкастера» «О» из 428 Sqn., возвращаясь после налета на Хемнитц, подбил и уничтожил очередной немецкий реактивный истребитель. В ночь на 21 марта фельдфебель Карл- Гейнц Беккер сбил над Берлином свой первый «Москито» - машину из 692 Sqn. пилотировавшуюся F/L Саерлсом. Следующей ночью были уничтожены еще два «Москито». Это были последние успехи Беккера на одноместном «Швальбе», так как он пересел на новый самолет - один из шести полученных 10./NJG 11 двухместных Ме-262 B-la/U1, оснащенных радаром, которые были специально переоборудованы для выполнения ночных заданий по перехвату вражеских самолетов без наведения с земли, а так же без необходимости освещения цели прожекторами. 27 марта лейтенант Курт Ламм (который выполнял свой первый боевой вылет), фельдфебель Беккер, и еще один, не установленный пилот, возвращаясь на свой аэродром в Бург, услышали в наушниках, сообщение что над базой кружат неприятельские самолеты. Как вспоминает Курт Ламм: « Когда возвращались на аэродром в Бург, получили по радио предупреждение с земли: «Враг над аэродромом. «Москито» ожидают вашего возвращения». Англичане ожидали, чтобы перехватить нас при заходе на посадку». Тройка немцев, несмотря на малый остаток топлива, с высоты атаковала вражеские самолеты. Каждый из них одержал по одной победе. Последний «Москито» ушел неповрежденным. Бой над Бургом закончился победой 10 Staffel. 30 марта Курт Велтер заявил о четырех сбитых «Москито» «Берлин Экспресс» (так немцы называли ночные налеты «Москито» В Mk XVI сбрасывавших тяжелые бомбы типа «Cookie», весом 4000 фунтов), однако той ночью на английские базы не вернулся только один DH 98. Вероятнее всего Велтер сбил один «Москито», другой повредил, а остальные два самолета могли быть Юнкерсами Ju 88G, которые не вернулись на базу из вылета над Берлином (известно, что в ту ночь англичане не заявляли об уничтожении ни одного немецкого самолета, таким образом, и это представляется вполне правдоподобным, сбил их Вельтер - «ошибочно»). 31 марта была одержана последняя воздушная победа Карла Бекера, ею стал «Москито» из 418 Sqn., пилотированный F/L Грехемом.
Ночью на 3 апреля датирована последняя подтвержденная победа 10. Staffel. Был сбит «Москито» из 139 Sqn. (NG 235) пилотированный S/L Довом. Однако не возможно установить со сто процентной гарантией, кому же принадлежит эта победа. Данный самолет атаковали два пилота - Велтер и Альтнер. Наиболее поздние источники склоняются к тому, чтобы приписать сбитую машину лейтенанту Герберту Альтнеру. Шестью днями позднее, 9 апреля, в атаке на «Галифаксы», бомбардирующие Потсдам, погиб, подбитый истребителем «Москито», очередной пилот Коммандо Велтер. В соответствии с английскими источниками двумя днями позднее другой «Швальбе» сбил еще один «Москито» (613 Sqn.). Однако такой факт не отмечен в немецких рапортах. Возможно это результат того, что немец уже не вернулся на свой аэродром, сбитый на обратном пути самолетами неприятеля. 12 апреля база Бург подверглась ожесточенной бомбардировке авиацией союзников. Правда, налет не был направлен только на уничтожение самолетов 10./NJG 11 (в это время в Бурге базировались так же Mistel из KG 200 и Arado 234 из KG 76), однако они пострадали больше всего. Были уничтожены практически все пригодные к полетам машины. Избежали этой участи четыре наиболее ценных - двухместных «Швальбе» оснащенных радиолокационной аппаратурой, которые были старательно замаскированы в ближайшем лесу (пятый пригодный к полетам Ме-262 B-la/U1 был уничтожен на аэродроме). Когда налет закончился, эти самолеты перебазировали на проходящий поблизости участок автострады Любек-Лек, откуда они могли стартовать в небо, так как аэродром был уже не пригоден для использования. До конца месяца было выполнено несколько десятков боевых вылетов, однако без особенных успехов, после чего три еще пригодных для полетов самолета перелетели в Шлезвиг. Туда же 2 мая перелетел из Рехлина Курт Ламм на новом Ме-262 («красная 12»). Это было последнее пополнение Коммандо Велтер, так как вскоре все оставшиеся «Швальбе» попали в руки англичан.
Всего за время своей короткой карьеры 10. Staff el Nachtjagdgeschwader 11 (Коммандо Велтер ) имел около 36 самолетов Мессершмитт Ме-262, из которых большинство составляли одноместные самолеты. Их серийные номера и коды неизвестны, за исключением одной машины, на которой сначала летал Карл-Гейнц Беккер - она имела на борту красный номер «2». Несколько лучше обстоят дела с идентификацией двухместных самолетов, которых в 10. Staffel насчитывалось семь штук. Это были - «красная 6» (W. Nr. 110306 - фельдфебель Беккер), «красная 8» (W. Nr. 110303 - этот самолет был уничтожен во время воздушного налета на Бург, когда на него упала крыша ангара, в котором он стоял), другая «красная 8» (W. Nr. 110306 - обер-лейтенант Эрхард), «красная 10» (W. Nr. 110635 - обер-лейтенант Вел-тер), «красная 11» (W. Nr. 110494 - лейтенант Ламм), а так же «красная 12» (W. Nr. 111980 - лейтенант Альтнер).
Идентифицировать оставшиеся два самолета Ме-262 B-la/U1, на основании имеющихся материалов не представляется возможным.
Список известных пилотов 10./NJG 11.
Лейтенант Герберт Альтнер,
фельдфебель Карл-Гейнц Беккер,
обер-фельдфебель Пауль Брандл,
обер-лейтенант Гейнц Брокманн,
фельдфебель Гейнц Бокстейгель,
обер-лейтенант Вальтер Эпштейн,
обер-фельдфебель Курт Ламм,
майор Герхард Штамп,
обер-фельдфебель Август Вейблинг,
обер-лейтенант Курт Велтер.