Як-1 с двигателем М-105П и М-105ПА

 

Эта модификация изготавливалась на заводах № 292 и 301. Первые экзем­пляры почти не отличались от прото­типа И-26-П. В феврале 1941 года са­молет 04-06 проходил испытания в НИИВВС. Выяснилось, что серийные машины сохранили многие недостат­ки, отмеченные к устранению еще на прототипе. Лучше выглядела машина 05-11 саратовского производства, ко­торую испытали 10 июня 1941 года. Но и этот самолет был далек от совершен­ства. Двигатель брызгал маслом, ра­диостанции на самолете не было, вода и масло перегревались.

Однако работы по совершенство­ванию самолета шли полным ходом. Машины 20-й производственной се­рии, выпущенные в октябре 1941 года, были уже заметно лучше. На самоле­ты начали устанавливать радиостан­цию РСИ-4: все машины получали при­емники, а каждая десятая оборудова­лась и передатчиком. Боекомплект к пушке увеличили со ПО до 120 выст­релов, ручку выпуска шасси перенесли на приборную доску. Внешне ок­тябрьские «Яки» отличались посадоч­ным огнем на левом крыле и заслон­кой на капоте, которая спасала от мас­ляных брызг. Нижние створки ниши главного шасси были убраны, хвосто­вое колесо жестко зафиксировано.

Все эти переделки увеличили мас­су самолета по сравнению с прототи­пом И-26-П на 251 кг. Самолет 20-29, испытывавшийся в НИИВВС, весил 2950 кг. Чтобы исправить ситуацию, каждое рацпредложение, ведущее к снижению массы самолета, получало щедрую премию. Начиная с 29-й серии, масса самолета стабилизировалась на значении 2917 кг.

Начиная с 36-й серии, то есть еще до конца 1941 года, на самолеты нача­ли ставить улучшенные двигатели М-105ПА, которые, хотя и не отличались повышенной мощностью, заметно по­высили боевые качества машины. Бла­годаря применению безпоплавкового карбюратора, самолет мог пять минут лететь брюхом вверх и пикировать, не считаясь с перегрузками. Вместо регу­лятора оборотов Р-2 установили более совершенный Р-7.

Выпуск истребителей Як-1 с двига­телями М-105П и М-105ПА продолжа­лась до мая 1942 года. Всего было вы­пущено 2947 самолетов.