Як-3ПД

 

Модификация появилась в апреле 1944 года. Это был высотный истреби­тель, оснащенный двигателем ВК-105ПД с двухступенчатым наддувом. Расчеты показали возможность дос­тигнуть потолка 12900 метров. На вы­соте 5000 метров максимальная ско­рость составляла бы 656 км/ч, высоту 10000 метров самолет набирал бы за 10,8 минут. Практические характерис­тики оказались немного хуже расчет­ных. В январе высотный двигатель ус­тановили на планере Як-3 (36-20). В феврале провели два пробных полета. Удалось достичь высоты лишь 9000 метров, после чего давление топлива упало до нуля. 19 февраля 1945 года самолет передали в ЛИИ. Тут он по­лучил новый двигатель с наддувом Э-100, а испытания продолжались до 5 мая 1945 года. Кроме того, самолет получил новое вооружение, состояв­шее из пушки НС-23 (60 выстрелов). Размах крыльев увеличили на 60 см. двигатель вращал винт ВИШ-105Л-2 диаметром 3 метра. Хотя самолет имел потолок 11500 метров, на практике ле­теть горизонтально на высотах более 10000 метров истребитель не мог из-за перегрева двигателя.

Работы по созданию высотной мо­дификации Яка-3 велись и на базе ма­шины 44-19, выпущенной на заводе № 292. Истребитель оснастили двигате­лем М-105ПВ и винтом ВИШ-105ТЛ-2, в конструкцию самолета внесли ряд других изменений. Заводские испытания продолжались с 29 сентября по 7 октября 1944 года. На них не ставилось целью достичь максимального потол­ка, а шло исследование работы двига­теля и измерение скорости полета на разных высотах. Кроме того, анало­гичные испытания проводились со стандартным винтом ВИШ-105СВ-01. Двигатель работал неустойчиво, по­этому и эту машину отправили в ЛИИ.

Тут на машину установили новый двигатель ВК-105ПВ с наддувом Э-100, а также внесли в конструкцию маши­ны ряд других изменений. В результа­те самолет смог подняться на высоту 13300 метров. Возросла и скорость са­молета - на 11000 метрах истребитель развил 710 км/ч. Вооружение состояло из пушки НС-23 (60 выстрелов), взлет­ная масса 2625 кг.

Несмотря на обнадеживающие ре­зультаты Як-3ПД с двигателем ВК-105ПВ в серию не пошел, хотя испыта­ния его продолжались до 1947 года.