Як-3 с ВК-107А смешанной конструкции

 

Построено два экземпляра: № 1 и «дублер». Сборку первого прототипа закончили 6 января 1944 года, а завод­ские испытания проводились с 15 ап­реля по 20 ноября 1944 года. Летчик-испытатель П.Ю. Федоров.

Новый двигатель был не един­ственным изменением в конструкции самолета. Кабину пилота сдвинули назад на 400 мм, самолет получил 12 отдельных выхлопных патрубков, а емкость топливных баков увеличили с 390 до 518 литров. Вооружение состо­яло из двух пушек Б-20С калибра 20 мм с боекомплектом 120 выстрелов на ствол, хотя в ходе испытаний вооружение на самолет не устанавливали. Пер­вая половина испытаний прошла под флагом борьбы за надежность двига­теля. Лишь 25 из 38 полетов прошли успешно. Причем эти успехи были мно­гообещающими. Несмотря на то, что масса самолета выросла до 2984 кг, скорость у земли достигла 611 км/ч, а на высоте 5750 м - 720 км/ч. Высоту 5000 метров самолет набирал за 3,9 минут. Заметно возросла дальность действия: на скорости 509 км/ч само­лет пролетал до 1060 км. В ходе боево­го разворота Як-3 с новым двигателем набирал 1500 метров, что делало его очень ценной машиной. Немецкие са­молеты безнадежно отставали от Як-3 по этому параметру: Bf 109G-2 с тремя пушками на 400 метров, a Fw 190A-4 -на 800 метров! Тем не менее, прототип нуждался в доработке, прежде всего, требовалось улучшить надежность двигателя и повысить эффективность системы охлаждения. Очень быстро вырабатывали ресурс подшипники коленвала, происходила разгерметизация цилиндров, при некоторых режимах работы двигатель начинал вибриро­вать. При эксплуатации двигателя на предельных режимах отмечался быст­рый рост температуры воды и масла. Охлаждение становилось адекватным лишь при полностью раскрытом воз­духозаборнике, но это резко ухудша­ло аэродинамику самолета.

Смешанная конструкция самолета характеризовалась недостаточной проч­ностью. Большая масса самолета и уменьшение оборотов винта (с 1800 до 1600 в минуту) привели к росту разбега и пробега. При посадке самолет прояв­лял тенденцию к капотированию, что не позволяло энергично тормозить.

Часть отмеченных недостатков ус­транили на «дублере», который был готов 22 января 1944 года. «Дублер» дважды направлялся на государствен­ные испытания, которые проходили с 7 февраля по 15 мая 1944 года и с 13 июля по 29 августа того же года. В ходе испытаний состоялось 44 полета об­щей длительностью 25 часов 41 мину­та. Однако капризный ВК-107А не по­зволил завершить испытаний. Однако характеристики самолета оказались настолько высокими, что было реше­но продолжить работу над машиной.