Як-3 с ВК-108

 

Это был экспериментальный само­лет. Изначально было ясно, что новый двигатель не годится для эксплуатации в полевых условиях. Однако было ин­тересно посмотреть, на что будет спо­собен самолет, если на него установить еще более мощный мотор (номиналь­ная мощность 1550 л.с.). Двигатель ВК-108 вращал пропеллер ВИШ-107ЛТ-5, вооружение состояло из одной пушки НС-23 с боекомплектом 60 выстрелов. Двигатель оборудовали новыми ради­аторами, элероны вместо ткани обши­ли дюралевым листом.

Заводские испытания длились с 7 октября 1944 года по 8 марта 1945 года. При этом с самолета сняли вооруже­ние, а топливные баки, вмещавшие до 350 л топлива, заполняли не до конца. Это позволило самолету развить 21 декабря 1944 года скорость 745 км/ч, немногим меньше, чем показал в ре­кордном полете Bf 209V1 - 755 км/ч. Несмотря на то, что официально испы­тания продолжались до 8 марта 1945 года, с 21 декабря 1944 года самолет не летал, поскольку ему меняли двига­тель. Замена шла долго, до 8 марта. В первом же полете с новым мотором произошла авария и работы над маши­ной прекратили.

Еще одну попытку установить на Як-3 двигатель ВК-108 предприняла во второй половине 1945 года в ОКБ Яковлева группа инженера В.Г. Григорье­ва. Однако и в этот раз удачного само­лета не получилось. В планах НКАП на 1946 год фигурировала постройка на за­воде в Тбилиси трех Як-3 с ВК-108, но планы так и остались на бумаге.