Яки летят на войну

 

Хотя до начала войны советская промышленность выпустила 425 само­летов Як-1, в боевые части поступила едва ли четверть от этого числа машин. В частности в апреле 1941 года 78 са­молетов отправили в Баку, где они ос­тавались какое-то время и после напа­дения Германии. Скорее всего задерж­ки с доставкой объясняются приказом СНК от 7 сентября 1940 года, соглас­но которому Яковлев должен был пред­ставить третий прототип И-26, воору­женный пушкой и четырьмя пулемета­ми. Конструкторы сопротивлялись этому приказу, поскольку такой само­лет имел бы худшие летные характери­стики. Тем не менее, было решено со­здать компромиссный вариант, который следовало представить к концу января 1941 года. Все это привело к тому, что вплоть до 3 марта 1941 года военные не принимали выпущенные в Москве и Саратове самолеты, ожидая их перевооружения.

К 22 июня 1941 года в пяти запад­ных военных округах Советского Со­юза находилось 105 самолетов Як-1, из которых 92 было укомплектовано, об­летано и принято военными. Следует иметь в виду, что в части самолеты от­правлялись по железной дороге в кон­тейнерах. В Ленинградском ВО 20 ма­шин находилось в составе 158-го ПАП, в Прибалтийском ОБО - три машины, в Западном ОБО - 20 Як в 123-м ИАП, а в Киевском ОБО - 62 самолета рас­пределялись между 20-м и 91-м ИАП. В Одесском ВО Як не было вовсе. Од­нако и эти машины почти все не уча­ствовали в первых боях, поскольку боеготовность имели только два пол­ка: 20-й и 158-й ИАП. Сравнительно много Як находилось в распоряжении морской авиации. 23 июня 1941 года их было 44 штуки, из них семь принадле­жали Черноморскому Флоту, а 11 -Балтийскому. Из них лишь восемь ма­шин входило в состав балтийского 71-го ИАП, находившегося в боеготовом состоянии.

В ходе войны морская авиация по­лучила 368 Як-1 и 131 Як-3. Северомор­ский флот по состоянию на 18 февраля 1942 года располагал девятью Яками-1, в том числе пятью боеспособными. К 1 апреля 1943 года число самолетов сократилось до шести (два боеспособ­ных). К 1 июля того же года Северо­морский флот располагал уже 32 истре­бителями (29 боеспособных). Позднее начали поступать Яки-9 и 3. К 1 июля 1944 года Североморский Флот распо­лагал 20 Яками-9 и 14 Яками-3, а 1 ян­варя 1945 года Североморский Флот имел уже 62 боеспособных Яка-3, еще семь машин находилось в ремонте.

Более скромными были силы Чер­номорского Флота. 22 июля 1942 года в составе 62-й АБ было 16 боеспособ­ных Як-1 и четыре машины находилось в ремонте. К 22 декабря 1942 года число боеспособных и ремонтируемых машин составило 29 и 9, соответственно.

Авиация Балтийского Флота на 15 мая 1942 года располагала следующим числом самолетов: 3-й ГИАП - 22 бо­еспособных и 6 в ремонте (ЛаГГ-3, МиГ-3, Пе-2 и Як-1), 21-й ИАП - 22 Як-1, в том числе 7 в ремонте.

1 января 1943 года в 12-й ОРАЭ (от­дельная разведывательная эскадрилья) было семь Пе-2 и Як-1, в том числе один самолет в ремонте.

1 июля 1943года на Балтике действо­вало только 12 Як-1 и 29 Як-7.21-й ИАП располагал девятью Як-7 (один в ремон­те) и двумя Як-1. 3-й ГИАП имел девять (один в ремонте) Як-1 и один Як-7. В 13-м ИАП было шесть Як-7. 15-й ОРАП располагал двумя Як-7. 13-й ОКорАО (Отдельный корректировочный авиаот­ряд) имел два Як-7. Один Як-1 имелся в составе 7-го ОЗвПВО (отдельного звена противовоздушной обороны).

1 января 1944 года Балтийский Флот располагал 13 Як-1, 15 Як-7 и 54 Як-9. 21-й ИАП - 34 (7) Як-9; 12-й ИАП - 28 (3) Як-7; 13-й ИАП - 12 Як-1, 16 Як-7 и 10 Як-9 (все в ремонте); 43-я РАЗ (в составе 15-го РАП) -10 (4) Як-9; 11-й ИАП - 7 (2) Як-7; отряд буксирования воздушных целей - один Як-1.

19 июля 1944 года Балтийский Флот имел 37 Як-1 и Як-7, а также 122 Як-9. Самолеты Як-1 имелись в 12-м ИАП-37 Як-1 и-7.

1 января 1945 года Балтийский Флот располагал 8 Як-1, 2 Як-3, 8 Як-7 и 132 Як-9. Все восемь Як-1 идваЯк-3 находились в составе 12-го ИАП.

Большинство собранных Як-1 на­ходилось в глубине территории в составе частей ПВО. Летчики ПВО были лучше подготовлены, кроме того, эти части рассматривались в виде резерва. К началу войны московская система ПВО располагала 95 Яками-1, которые находились на вооружении 11-го, 12-го, 24-го, 35-го и 262-го ИАП. Яки-1 составляли заметную долю авиапарка и в ходе советского контрнаступления под Москвой. 16 августа, после форми­рования Калининского фронта, фронт располагал 35 Яками-1, 30 МиГами-3 и только 9 И-16. В данных на 1 ноября и 1 декабря 1941 года Яки отсутству­ют, а 1 января 1942 года снова появля­ются 14 Як-1. Уровень потерь был до­вольно высок, в составе 6-й резервной авиагруппы (от трех до восьми полков) имелся лишь один исправный Як-1. Благодаря надежности и легкости в обслуживании Яки-1 из 172-го ИАП за короткий зимний день совершали по 5-6 боевых вылетов, что в какой-то сте­пени компенсировало их малочислен­ность. К концу советского контрнас­тупления под Москвой в составе Западного Фронта действовало четыре ИАП, оснащенных Яками-1: 236-й, 66-й, 188-й и 20-й. Калининский Фронт также располагал четырьмя полками Як-1: 163-м, 518-м, 521-м и 237-м.

В начале декабря 1942 года в составе 1-го ИАК вошла 210-я И АД, один полк которой (32-й ГИАП) располагал 32 ис­требителями Як-1. Другая дивизия это­го корпуса - 274-я ИАД - располагала 653-м ИАП, также оснащенным Яками-1.

Приказом от 8 августа 1942 года началось формирование 16-й воздуш­ной армии. До 4 сентября в ее состав входило четыре дивизии и несколько отдельных полков. Почти все истреби­тельные полки армии были оснащены Яками-1. В 220-й ИАД это были 42-й, 211-й, 237-й, 512-й, 581-й и 867-й ИАП. Лишь 291-й ИАП летал на ЛаГГах-3. Вошедшая позднее в состав армии 283-я ИАД располагала четырьмя полками Як-1: 431-м, 520-м, 563-м и 812-м ИАП.

В октябре 1941 года началось фор­мирование трех женских авиаполков, в том числе 586-го ИАП. Полк был ос­нащен истребителями Як-1 и был го­тов к бою 1 декабря 1941 года. Для под­готовки женщин-пилотов выделили несколько учебных Як-7В. Первые бо­евые Яки-1 полка были выкрашены в белый цвет. Командиром полка стала Т. Казаринова. После нескольких ме­сяцев подготовки, весной 1942 года полк прибыл на фронтовой аэродром. Боевой путь полка проходил через Днепр и Венгрию. Полк использовали главным образом для охраны важных объектов, поэтому счет полка доволь­но скромный: в 125 боях было сбито 38 самолетов противника.

Судя по публикациям, относящим­ся к 7-й воздушной армии, на севере России Яки-1 использовались меньше. В составе 103-й САД, составлявшей основную ударную силу 7-й ВА, было только три Яка-1.

В июле 1944 года с фронта в Лиду был снят 63-й ГИАП из 1-го ГИАК. В Лиде полк получил Яки-3 и уже в ав­густе снова был на фронте. Другим полком 4-й ГИАД, получившим Яки-3, был 64-й ГИАП. Перевооружение полк прошел осенью 1944 года. В ап­реле 1945 года закончил переход на Яки-3 65-й ГИАП. 25 апреля 1945 года в составе 4-й ГИАД было 82 боеспо­собных Яка-3.

Сейчас трудно определить точные причины потерь. Можно предполо­жить, что некоторая часть машин была уничтожена на аэродромах в первые часы войны, другую часть машин пришлось уничтожить, поскольку на них еще никто не умел летать. Некоторые были сбиты в бою - одной пули в ра­диатор было достаточно, чтобы у Яка-1 отказал двигатель. Любопытная ис­тория описана в книге В.М. Шевчука «Командир атакует первым». На аэро­дроме под Брестом дислоцировалось три истребительных полка: 33-й, 74-й и 123-й ИАП. Поскольку Шевчук не называет номера полка, то можно предположить, что история произош­ла в 33-м ИАП. Н. Акулин, командир этой части, оснащенной истребителя­ми И-16, приказал незадолго до нача­ла войны рассредоточить и замаскиро­вать самолеты. Приехавшее началь­ство устроило ему разгон, требуя по­ставить самолеты в ряд. В качестве примера был указан соседний 123-й ИАП, оснащенный новенькими Яка­ми-1. Акулин, чтобы не искушать судьбу, перед каждой следующей инспек­цией размещал самолеты «как надо», но едва начальство покидало располо­жение полка, летчики и механики от­катывали самолеты по укрытиям. Со­седи посмеивались над осторожностью Акулина, но когда грянула война, 123-й и 74-й ИАП лишились самолетов за несколько утренних часов.

Известную трудность представля­ло освоение летчиками новой машины. Необходимость быстрой подготовки пилотов и переброска частей на фронт затрудняли освоение новой машины. Поэтому в первые недели войны Яки-1 редко появлялись в небе. Тем не ме­нее, опыт первых недель войны пока­зал, что из трех типов истребителей: Як-1, ЛаГГ-3 и МиГ-3 - лучший Як. Здесь не место перечислять недостат­ки ЛаГГа и МиГа. Это были - особен­но ЛаГГ - неудачные машины. Лишь Як-1 ближе всего соответствовал не­мецкому Bf 109, хотя почти по всем характеристикам в той или иной сте­пени уступал «мессеру». Однако кро­ме характеристик и опыта летчиков в бою важную роль играют различные «изюминки». Например, Bf 109 обла­дал двигателем с непосредственным впрыском топлива, что позволяло ему совершать любые маневры с любой перегрузкой. В то же время карбюра­торный двигатель М-105 при соверше­нии многих эволюции просто глох. «Мессершмитты» - как Е, так и F - уве­ренно чувствовали себя при вертикаль­ном маневре, что также давало им пре­имущество. Множество потерь объяс­нялось отсутствием на самолетах ра­диостанции. В мемуарах советских пи­лотов постоянно прослеживается сю­жет о том, что их боевые друзья гибли из-за того, что их было невозможно предупредить по радио. Вооружение Яка-1, секундный залп которого со­ставлял 1,856 кг, хватало для борьбы с небронированными самолетами, было явно недостаточно против хорошо за­щищенного Fw 190. Известна история о том, как в конце зимы 1942 года пи­лоты 205-й ИАД отказались летать на Як-1, требуя пересадить их на «Аэро­кобры». Полковник Савицкий был вынужден провести показательный бой, в котором Як-1 победил Р-39. После этого летчики дивизии «... уже не сомневались в том, что наш истре­битель лучше». Появление Bf 109G, особенно модификации, вооруженной пятью пушками, заставило советских пилотов избегать боя на встречных курсах, хотя тяжелый Bf 109G уступал Яку-1 в маневренности и был доволь­но легкой целью. Вообще, Яки-1 пре­восходили немецкие самолеты в круго­вом маневре, а немецкие истребители старались кругового маневра избегать. Горизонтальный круговой маневр был единственным средством для советско­го пилота уйти от самолета противни­ка и сесть ему на хвост. Любая попыт­ка вертикального маневра как прави­ло заканчивалась плачевно. Опытные пилоты старались уйти из-под огня передовых Fw 190 и втянуть противни­ка в карусель. И здесь основную роль играл опыт летчика. Почти все лучшие советские асы имели довоенную под­готовку и большой налет часов.

Вот описание нескольких боев, в которых участвовали Яки-1.

23 июня 1941 года пилот 158-го ИАП, лейтенант А.В. Чирков заметил пару Не 111, шедших на 300 метров выше его. Зайдя со стороны солнца, Чирков сбил ведущий самолет. На вто­рой бомбардировщик у него не хвати­ло боеприпасов. На следующий день другой летчик того же полка, П.А. Покрышев сбил Ju 88.

2 июля 1941 года летчик 11-го ИАП, лейтенант С.С. Гошко таранил разведывательный Не 111. Среди не­мецкого экипажа находился немецкий полковник генштаба, при котором об­наружили оперативные карты и другие документ. 25 июля 1941 года капитан К.Н. Титенков из 6-го ИАК ПВО сбил на Яке-1 один Не 111. В тот же день лейтенант Б. Васильев таранил под Москвой Ju 88, а сам совершил вынуж­денную посадку.

В январе 1942 года 247-й ИАП, сра­жавшийся в Крыму, получил Яки-1.

Потери среди Як-1 были довольно высоки. В марте 1942 года был сбит и погиб командир 247-го ИАП, Герой Советского Союза, майор М.А. Федо­сеев. 1 мая 1942 года в бою между дву­мя Яками-1 и десятью Bf 109 оба Яка были сбиты, в том числе машина бу­дущего Героя Советского Союза В.М. Шевчука.

Наиболее известным воздушным боем стал бой семи Як-1 из 296-го ИАП с 25 немецкими самолетами. Бой состо­ялся 9 марта 1942 года в районе Харькова. Советской группой командовал капитан Б.Н. Еремин. С ним летели капитан И. Запрягаев, лейтенанты А. Мартынов, М. Седов, В. Скотный, А Соломатин и старший сержант Д. Ко­роль. Юго-восточнее Харькова на вы­соте 1700 метров они заметили семь Ju 87 и Ju 88, летевших в сопровождении 12 Bf 109E. Выше шло еще шесть Bf 109F. Советские истребители атакова­ли немецкие бомбардировщики. Седов и Скотный сбили по одному Ju 88. Немцы начали облегчать самолеты, сбрасывая бомбы куда попало, тем временем в бой вступили «мессеры». Еремин и Соломатин сбили по одно­му Bf 109E прежде чем подлетели Bf 109F. Еще три «мессера» сбили Скот­ный, Мартынов и Король. Немцы на­чали уходить, и через 15 минут бой за­кончился. За этот бой все летчики по­лучили награды, а трое из них: А. Со­ломатин, А. Мартынов и Б. Еремин -стали Героями Советского Союза.

В период с 9 по 11 июня 1942 года в составе авиации Черноморского флота появился 45-й ИАП из 5-й ВА. В составе полка было три эскадрильи Як-1. Неко­торое время полк представлял собой ос­новную ударную силу в этом районе.

11 июня 1942 года И. Шматко сбил Ju 88, а его ведомый Н. Лавицкий за­писал на свой боевой счет победу над Bf 109. Оба немецких самолета упали в районе Балаклавы. В свою очередь, немцам удалось сбить Як-1 П. Берестнева, который спасся, выпрыгнув с па­рашютом.

12  июня 1942 года полк совершил три боевых вылета. Во втором и тре­тьем вылете два звена прикрывали су­хопутные войска. В первом полете лей­тенант В. Шаренко сбил Ju 88, однако тут же был атакован парой Bf 109. На помощь лейтенанту поспешила пара К. Денисова и «мессеры» спаслись, уйдя свечей вверх».

В третьем вылете пилоты 45-го ИАП сбили один Не 111, один Ju 88 и один Bf 109, потеряв один Як-1, пилот которого - лейтенант В. Шаренко выпрыгнул с парашютом. На следую­щий день полку пришлось вести не­сколько сражений с немецкими истре­бителями. На этот раз преимущество оказалось на стороне немцев: два Bf 109, сбитых лейтенантами А. Филато­вым и И. Шматко, пришлось купить ценой трех Як-1 лейтенанта И. Шмат­ко, сержанта Вазяна и лейтенанта П. Ушакова, причем Ушаков погиб. Что­бы эффективнее действовать против противника, советские летчики разра­ботали новую тактику. Поднявшись с аэродрома, истребители поворачивали в сторону Кавказа. Скрывшись из виду, самолеты разворачивались и, набрав высоту, атаковали противника. Действуя таким образом десять Як-1, возглавляе­мых К. Денисовым сбили 16 июня пять немецких бомбардировщиков и два ис­требителя без потерь для себя.

К западу от Москвы, в составе За­падного фронта действовала 201-я ИАД. Один из полков дивизии - 236-й ИАП - был оснащен Яками-1. Полк очень умело действовал, обеспечивая прикрытие кавалерийского корпуса генерала П.А. Белова. Корпус нахо­дился в рейде за линией фронта. 14 июня 1942 года для прикрытия корпу­са вылетела четверка Як-1, возглавля­емая капитаном А.Ю. Шваревым. По пути к заданному району истребители сбили один Hs 126. Вскоре было обна­ружено девять Ju 88, летевших без при­крытия. Шварев и Б. Бугарчев сбили по одному «юнкерсу». Затем в воздухе появилось восемь Bf 109. Советские пилоты приняли бой и сбили два «мес­сера». Тем временем прибыла вызван­ная по рации подмога, и победа осталась за советскими летчиками. Позднее дивизия сражалась под Ржевом. 7 ав­густа 1942 года восемь Як-1 из 32-го ИАП, которыми командовал майор И.Г. Колбасовский, перехватили 36 Ju 88, которых сопровождали 10 Bf 109. Советским самолетам удалось про­рваться к немецким бомбардировщи­кам и сбить четыре из них (два сбил Колбасовский, по одному капитан Н.В. Шаванда и лейтенант А. Бухторевич). Дальше в бой вступили немец­кие истребители. На протяжении двад­цати минут, потеряв два Яка-1, совет­ские истребители сбили еще семь само­летов. Оба сбитых летчика выпрыгну­ли с парашютом. В тот же день отли­чился 519-й ИАП, шестерка Як-1 из которого перехватила 25 Ju 88, сопро­вождаемых истребителями. Советские летчики сбили семь самолетов, в том числе три - капитан И. Памятный. Сам капитан погиб в этом бою.

Все эти победы подтверждены ра­портами, хранящимися в российских военных архивах.

В конце октября 1942 года 210-ю ИАД сняли с Западного фронта , оста­вив лишь четыре полка. Штаб дивизии и 236-й ИАП перебросили в район Ста­линграда, где включили их в состав 2-го САК (смешанный авиакорпус). Те­перь дивизия насчитывала три полка: 13-й ИАП, 437-й ИАП и 236-й ИАП (последний полк летал на Яка-1, ос­тальные на Ла-5).

1 декабря 1942 года на разведку вылетели два Яка-1 из 236-го ИАП. За штурвалами истребителей сидели ко­мандир полка, подполковник П.А. Антонец и старший лейтенант М.В. Удалов. Пролетая над одним из аэро­дромов, летчики заметили два взлета­ющих «мессера». Это была легкая цель. Антонец быстро пересек зону обстрела аэродромных батарей ПВО и пер­вой же очередью срезал ведущий само­лет. «Мессер» перевернулся и рухнул на поле. Другой Bf 109 попытался уйти под прикрытие своих зениток, но сде­лал это слишком медленно. Удалов настиг и срезал противника короткой очередью. 15 декабря десять Як-1 из того же полка прикрывало группу Ил-2, штурмовавших немецкую танковую колонну в районе Южного Клыкова. Советские самолеты столкнулись с 12 Bf 109. Истребители приняли удар на себя, предоставив штурмовикам спокойно делать свою работу. В этой безуспешной атаке немцы потеряли два Bf 109.

По официальным данным советс­кой стороны три полка 201-й ИАД в период с 20 ноября 1942 года по 15 ап­реля 1943 года потеряли 39 летчиков. То есть за полгода каждый полк терял в среднем едва ли дюжину пилотов, что с учетом напряженности боев представля­ется и вовсе небольшой величиной.

Части 16-й воздушной армии нача­ли боевые действия между Доном и Вол­гой еще не закончив формирования.

9 августа два Яка-1 из 563-го ИАП, пилотируемых А.В. Обориным и В.А. Орешиным, завязали бой с шестью «мессерами». Советские пилоты сбили по одному Bf 109, третьего Оборин та­ранил. Несмотря на повреждения, Обо­рин дотянул свою машину до аэродро­ма. 17 сентября летчики 16-й ВА сбили 15 вражеских самолетов, потеряв семь Як-1. Следующий день отличался оже­сточенными боями. Сбив 26 немецких самолетов, 16-я ВА потеряла 32 маши­ны (не известно сколько из них состав­ляли Яки-1). Когда сбить немецкий самолет не удавалось, советские летчи­ки шли на таран. Так 14 сентября 1942 года И.М. Чубарев сбил Fw 189. Его Як-1 из 237-го ИАП совершил вынуж­денную посадку.

В другой день пять Як-1 из 283-й ИАД не смогли прикрыть шесть Ил-2 из 245-го ШАП. Штурмовики были перехвачены более чем десятью немец­кими истребителями и все сбиты, прав­да, четырем Илам-2 удалось дотянуть до своей стороны линии фронта. 23 сентября 1942 года шестерка Як-1 из 512-го ИАП, возглавляемая капитаном И.П. Моторным, атаковала большую группу немецких самолетов в районе ху­тора Вертячный. Моторный сбил в бою два истребителя. 27 сентября Як-1 лей­тенанта В.Ю. Пятова из 211-го ИАП от­рубил винтом хвост у Do 215 после чего приземлился на своем аэродроме.

Оснащенные почти исключительно Яками-1 обе дивизии в сентябре 1942 года понесли потери, но и одержали множество воздушных побед. 220-я ИАД сбила 93 самолета противника, потеряв 91 машину и 43 пилота. 283-я ИАД сбила 105 самолетов, потеряв 66 Як-1 и 35 пилотов (соответственно 43% и 30% от личного состава).

Напряженные бои продолжились в октябре. 20 октября 1942 года шесть Як-1 из 520-го ИАП, ведомых майором Д.И. Родиным, вступили в очередной воздушный бой. Шестерка истребите­лей прикрывала наземные войска в районе Конной Балки. Патрулируя пространство истребители перехвати­ли три группы по 6-8 немецких бомбар­дировщиков, сопровождаемых четырь­мя Bf 109. На первую группу, состояв­шую из Ju 87, двинулось четыре Яка, которые обратили немцев в бегство. Вскоре «штуки» и два «мессера» исчез­ли за горизонтом. Тем временем совет­ские летчики атаковали группу Ju 88. Однако чтобы сбить один бомбарди­ровщик потребовались совместные усилия ведущего и ведомого: пары майора Родина и капитана А.А. Ефре­мова смогли сбить по одному Ju 88.

Очень активно и с большим успе­хом действовали Яки-1 из 16-й В А во время ликвидации Сталинградского котла. 12 января 1943 года звено Як-1 из 176-го ИАП, возглавляемое стар­шим лейтенантом М.И. Макаревичем, сбило в районе Большой Россошки три немецких самолета. Другое звено - из 520-го ИАП - сбило 17 января в райо­не аэродрома Гумрак один Ju 88. Спу­стя два дня четыре Яка-1 из того же полка, ведомые старшиной В.Ф. Ви­ноградовым, в том же районе сбили два Не 111.

Действовавший на Юго-Западном фронте в районе Харькова 434-й ИАП прикрывал с воздуха сухопутные вой­ска. Во время одного из вылетов 17 Як-1 завязали бой с 19 Bf 109. Вскоре по­доспело еще 9 Bf 109. Советская и не­мецкая стороны потеряли по три само­лета. Победы на свой счет записали пилоты Котов, Баклан и Карначинок. Полк отличился под Сталинградом, сбив там в течение трех недель в июне-июле 1942 года 35 немецких самолетов, потеряв при этом двадцать машин и нескольких летчиков. Если учесть тот факт, что за это время пилоты совер­шили 880 боевых вылетов, то уровень потерь оказывается очень низким - все­го одна машина на 44 боевых вылета.

Яки-1 находились на вооружении 102-й ИАД ПВО, которая получила почетное название «Сталинградской», стала гвардейской (2-я ГИАД) и была награждена орденом Красного Знаме­ни. Первой победой дивизии стал сби­тый разведывательный Ju 88. 1 января 1942 года его таранил на Яке-1 сержант Ю. Лямин из 788-го ИАП. Позднее под Сталинградом дивизия сбила пять Ju-87 и четыре Bf 109. Эти победы одер­жали десять Як-1 из 788-го ИАП, ве­домых майором С. Удовенко. Успеш­ные бои вели также пилоты из 629-го ИАП, входившего в ту же дивизию и тоже оснащенного Яками-1. За два последних дня сентября лейтенант Ф. Федоров сбил Bf 109 и МС 200, a Ju 88 он сбил совместно с другим пилотом. Младший лейтенант Кочетов, также из 629-го ИАП, сбил Ju 87 и Bf 109. Диви­зия также несла потери и к концу но­ября 1942 года из более чем ста само­летов в дивизии осталось лишь трид­цать боеспособных машин.

2 сентября 1942 года завод в Сара­тове получил распоряжение передать 8-й воздушной армии самолеты, выпу­щенные за две недели. Как вспомина­ет генерал-майор технической службы И.С. Левин уровнем оснащенности авиацией под Сталинградом интересо­вался сам Сталин, который приказал, чтобы каждый построенный в Поволжье самолет использовался в этом районе.

В ходе боев под Сталинградом пе­решел на Яки-1 известный 9-й ГИАП. Первым на новой машине совершил боевой вылет 27 октября 1942 года И. Сержантов. 13 марта 1942 года Сер­жантов сбил МС 200 в районе Аксая.

Опытные летчики полков действо­вали там, где тяжелее. Под Сталингра­дом тяжело было везде. Когда 6-я ар­мия Паулюса попала в окружение, пе­ред летчиками поставили задачу пре­сечь снабжение окруженных войск по воздуху. Полк перебросили на аэро­дром Зеты. На следующий день, 21 но­ября 1942 года, аэродром подвергся налету немецких пикирующих бомбар­дировщиков. Несколько Як-1 получили повреждения, но быстро вернулись в строй.

Летая на Яке-1, летчик А. Карасев сбил под Сталинградом шесть немец­ких самолетов и участвовал в 35 воз­душных боях. Среди одержанных им побед был сбитый 17 декабря 1942 года Bf 109 и 30 января 1943 года Ju 88.

Аркадий Ковачевич сбил 14 декаб­ря Ju 87 и Bf 109, а пять дней спустя -Do 215. Иван Королев, который закон­чил войну с 18 победами, под Сталин­градом дважды был сбит. Ахмет-Хан Султан провел в районе Сталинграда 51 воздушный бой, сбив шесть вражес­ких самолетов. Другим знаменитым летчиком 9-го ГИАП был безногий Георгий Кузьмин. Увечье не помеша­ло Кузьмину сбить за войну 20 немец­ких самолетов и стать первым асом полка. 22 января 1943года пятерка Як-1, ведомая Кузьминым, завязала бой с 14 немецкими самолетами и сбила шесть вражеских машин. Несколькими днями раньше - 10 января 1943 года был сбит и совершил вынужденную посадку один из лучших советских асов, командир полка Лев Шестаков, ведший на задание восьмерку Як-1.

Большую победу одержали советс­кие летчики 2 февраля 1943 года. Во­семь Як-1, ведомых старшим лейтенан­том А.В. Алелюхиным. Завязав бой с группой из десяти Bf 109 и Bf ПО, со­ветские пилоты сбили два Bf 109 и од­ного Bf 110. В тот же день в другом бою четыре Яка-1 Ю.П. Дранищева пере­хватили 25 немецких бомбардировщи­ков, сопровождавшихся семью истре­бителями. Младшие лейтенанты И.Г. Борисов и И.Ю. Сержантов сбили по одному бомбардировщику.

Воздушное прикрытие 62-й армии осуществляла 287-я ИАД. 24 октября 1942 года четыре Яка-1 из 293-го ИАП перехватили шесть Ju 88, сопровожда­емых двумя Bf 109. В стремительной атаке советские пилоты сбили один истребитель и один бомбардировщик. 2 ноября 1942 года шесть истребителей из того же полка летели к северу Ста­линграда, когда их атаковало восемь Bf 109. Одновременно в воздухе появи­лось 12 Ju 87. Яки-1 уклонились от боя с истребителями и атаковали пикиру­ющие бомбардировщики. Атака была столь успешной, что немцы потеряли семь «штук», а также два «мессера». Потери советской стороны составили только один самолет.

Больших успехов добился в начале 1943  года 32-й ГИАП, летающий на Як-1. 14 января 16 Як-1 сопровождало Илы-2. Во время вылета группу атако­вало 14 Bf 109 и гвардейцы сбили два «мессера». На следующий день 18 ис­требителей сопровождало группу Пе-2. Над Великими Луками советских летчиков атаковало порядка двадцати Bf 109 и Fw 190. Сталинские соколы сбили восемь немцев, потеряв только одного летчика - П.П. Нейсышева. «Пешки» потерь не понесли. 18 февра­ля летчики 32-го ГИАП сбили два не­мецких истребителя, потеряв один са­молет, а 21 февраля записали на свой счет три воздушные победы. 6 марта два Героя Советского Союза - И. Хо­лодов и А. Баклан - таранили по одно­му немецкому истребителю. Холодову пришлось прыгать с парашютом, а Баклан совершил вынужденную посад­ку. 9 марта был особенно удачным днем, когда действуя совместно с 875-м ИАП, летающим на Як-7Б, гвардей­цы сбили 21 немецкий самолет, в том числе три Ju 88, которые попытались бомбить полковой аэродром. 15 мар­та восемь Як-1 в бою с 14 немецкими истребителями, сбило четыре «фрица» без потерь со своей стороны.

Точные потери 32-го ГИАП не из­вестны, но 1-й ИАК (всего 5 полков, включая 32-й ГИАП) в период с 4 декабря 1942 года по 20 марта 1943 года потерял 95 самолетов и 60 пилотов.

23 октября 1942 года под Сталинг­радом шесть Як-1 из 293-го ИАП 287-й ИАД прикрывали сухопутные войс­ка. Когда самолеты взлетели, аэро­дром полка был блокирован шестью Bf 109. Советские истребители прорва­лись через немцев, и атаковали группу бомбардировщиков, шедших бомбить Сталинградский Тракторный Завод. В завязавшемся сражении советским лет­чикам удалось сбить четыре «юнкерса» и два «мессера». С нашей стороны погиб сержант А.Д. Бояркин, чей Як-1 взорвался при заходе на посадку.

2 ноября шестеро самолетов полка завязали бой с восемью Bf 109 над се­верными районами Сталинграда. Од­новременно появилось 12 Ju 87. По­скольку пикировщики были основной целью (имелся приказ командующего 8-й ВА, предписывающий сбивать не­мецкие бомбардировщики любой це­ной, вплоть до тарана), советские лет­чики дважды атаковали «штуки», сбив сначала четыре, а потом еще три Ju 87. Затем начался бой с Bf 109, в котором советским пилотам удалось сбить два «мессера» ценой одного Яка-1.

16 декабря 1942 года во время боев в районе Великих Лук восемь Як-1 из 653-го ИАП завязали бой с 16 Ju 88, сопровождаемых десяткой Bf 109 из JG 51. Советские летчики без потерь со своей стороны сбили четыре немецких самолета.

19 марта 1943 года под Ленингра­дом пять Як-1 из 14-го ГИАП, возглав­ляемых капитаном И.Д. Одинцовым, сопровождало Илы-2, шедшие бом­бить противника в районе Ульяновки. Советская группа была перехвачена 15 Bf 109 и Fw 190. По одному Fw 190 сби­ли Одинцов и капитан В.К. Мочалов. В бою погиб старший лейтенант А.В. Слипченко.

21 марта 1943 года четыре Яка-1 из 21-го ИАП, входившего в авиацию Балтийского флота, возглавляемые П.И. Павловым, сопровождали шесть Пе-2. В задачу советских пикировщи­ков входило разбомбить железнодо­рожную колею на участке Антропшино-Пушкин. Немцы направили на пе­рехват советского отряда восемь Fw 190 и Bf 109. Завязался бой, в ходе ко­торого был сбит один Fw 190, рухнув­ший затем на Пушкино.

Яки-1 активно действовали над Черным Морем, в районе «Малой Зем­ли» и на Кубани.

29 апреля 1943 года в районе ста­ниц Крымская и Абинская в патрули­ровании находилось девять Як-1 из 812-го ИАП, ведомых капитаном Лап­шиным. На высоте 3500 метров они заметили 12 Ju 88, сопровождаемых 12 Bf 109. Две пары, ведомые старшим лейтенантом Кривякым, получили за­дачу связать боем истребители, в то время как остальные должны были атаковать бомбардировщики. Немцы заметили наших только тогда, когда два «мессера» уже горели на земле. У экипажей бомбардировщиков сдали нервы и они рассыпали строй. В ре­зультате один бомбардировщик был сбит, а другой получил серьезные по­вреждения. Затем бой превратился в поединки истребителей, в ходе кото­рых люфтваффе потеряло еще два Bf 109. Наши летчики без потерь со своей стороны вернулись на аэродром.

Бои над Мысхако 20 апреля 1943 года стали пробным камнем для 812-го ИАП в этом районе. Главной зада­чей полка в тот день было прикрытие высаживающегося десанта. Такое зада­ние получила 2-я эскадрилья полка, насчитывавшая 14 Як-1, которыми ко­мандовал А.Ю. Еремин. Когда появи­лись две группы Ju 87. Завязался бой, в котором - как вспоминает И.В. Фе­доров - советские пилоты сбили восемь бомбардировщиков и четыре истреби­теля, потеряв семь Як-1 и пятерых пи­лотов. Сам Федоров, ставший позднее одним из лучших советских асов, сбил в том бою свой первый «мессер». Ге­роем дня стал Ф.К. Свеженцев, кото­рый записал на свой боевой счет два самолета противника. 26 апреля 1943 года над станицей Крымской 13 Як-1 из 812-го ИАП, которых вел командир полка А. Еремин, перехватило немец­кий отряд, состоявший из 12 Ju 88 и 5 Bf 109. Немцы поспешили сбросить бомбы куда попало и ретироваться. Почти тут же И.В. Федоров сбил Hs 126, но и его самолет получил повреж­дения, которые, впрочем, не помеша­ли летчику дотянуть до аэродрома.

7 мая 1943 года был тяжелым днем для 236-го ИАП. 20 самолетов полка совершили по пять боевых вылетов, в ходе которых пришлось сражаться в общей сложности против 122 немецких самолетов, из которых 13 не вернулись на базу. 27 мая шесть Як-1, ведомых лейтенантом У. Шинкаруком, помеша­ло двум налетам немецких бомбарди­ровщиков, сбив три Ju 87 и два Bf 109.

8  мая в районе железнодорожной станции Абинская шесть Як-1 из 812-го ИАП капитана Свеженцева завяза­ли бой с 12 Bf 109. Свеженцев таранил один Bf 109, после чего выпрыгнул из своего поврежденного самолета с па­рашютом, но погиб. В этот же день погиб В.И. Луговой из этого же пол­ка. 10 мая 1943 года пять Як-1 из 812-го ИАП получили задание деблокиро­вать аэродром в Абинской. Аэродром находился под непрерывным налетом люфтваффе и ни один самолет не мог оттуда вылететь. На подходе к цели советские летчики столкнулись с восе­мью «мессерами». Пара Bf 109 вступи­ла в бой, а остальные немцы держались в резерве. Приближающиеся самолеты заметил И. Федоров, который искусно воспользовался преимуществом в го­ризонтальном маневре, сел на хвост ведомому и срезал его точной очере­дью из всех стволов. Однако победу праздновать было рано. Шестерка «ре­зервных» подтянулась, и бой разгорел­ся с новой силой. Одному из «мессе­ров» удалось прошить правое крыло Яка-1. Казалось, что на этот раз Фе­доров отлетался. Но тут один из немец­ких пилотов зачем-то пошел в лобовую атаку на обреченный Як. Федоров уме­ло положил свой истребитель на кры­ло и таранил немца. Ударом его выки­нуло из кабины, жизнь Федорову спас парашют.

Интенсивные полеты в условиях численного превосходства противника привели к тому, что спустя две недели в полку оставалось только пять боеспособных летчиков. Всего в период с 19 апреля по 29 июня 1943 года полк совершил 462 боевых вылета, сбив 56 Bf 109, 15 Ju 87, 5 Fw 189 и два Fw 190. Потери полка составили 25 Як-1 и 18 пилотов.

Битва на Курской Дуге ознамено­валась ожесточенными воздушными сражениями и новыми победами совет­ских летчиков.

7 июля 1943 года 10 Як-1 из 774-го ИАП сопровождали семь бомбарди­ровщиков и 221-Й БАД в районе По­долян. Над целью советские самолеты были атакованы десятком немецких Bf 109 и Fw 190. В разгоревшейся воздуш­ной битве пара И.И. Романенко сбила четыре самолета - трех сбил ведущий, а одного - ведомый, сержант П.И. Пшенов.

8 июля 1943 года 247-й ИАП выле­тел в полном составе на сопровожде­ние Ил-2. Подходя к цели истребители засекли группу из 20 «юнкерсов» с ис­требителями сопровождения. Завязал­ся бой, в котором советские летчики сбили 12 немецких самолетов: по шесть истребители и штурмовики. Немцы сбили четыре Яка, погибло двое пило­тов: капитан Н. Смагин и старший лей­тенант В. Федоров.

9 июля 1943 года был удачным днем для 270-го ИАП, сражавшегося на белгородском направлении. 14 Як-1, ведомых майором В.А. Меркушевым, сопровождали Илы-2. В районе цели группу атаковало несколько групп Bf 109 и Fw 190 - в общей сумме 15 ма­шин. Шесть истребителей осталось прикрывать штурмовики, остальные вступили в бой. Четыре немецких са­молета было сбито, потерь с советской стороны не было.

11 июля в боевом патрулировании находилось девять Як-16 из 294-й ИАД. Группу вел капитан Чувилев. В районе Прохоровки Чувилев перехва­тил две группы по 30 Ju 88 в каждой, сопровождаемых 25-30 Bf 109 и Fw 190. Пока немецкие истребители охотились за отдельными Яками, основные силы группы атаковали бомбардировщики.

Немцы потеряли семь «юнкерсов» и два истребителя.

16 июля 1943 года 12 Як-1 из 247-го ИАП под командованием капитана И.Ф. Базанова сопровождали 26 Ил-2. В ходе полета летчики обнаружили отряд из 16 Ju 87, сопровождаемый 12 Bf 109. В завязавшемся бою советские истребители сбили девять Ju 87 и два Bf 109.

4 августа 1943 году, уже в ходе со­ветского контрнаступления, восемь Як-1 из 65-го ГИАП сопровождало штурмовики. Группу перехватило 14 Fw 190. Одно звено вступило в бой, а остальные истребители продолжали сопровождать Илы-2. Гвардейцы вы­полнили свою задачу - прикрыли штур­мовики - но это обошлось им в три сби­тых Яка, в том числе один самолет, пилотируемый женщиной - Клавдией Будановой.

7 августа 1943 года шесть Як-1 из 265-го ИАП, ведомых Н. Шуттом, сопровождало девятку Ил-2, которыми командовал Герой Советского Союза, майор М.И. Степанов. Один из Як вер­нулся на аэродром из-за того, что у самолета не убралось шасси. На обрат­ном пути Шутт заметил и сбил одиноч­ный Bf 109. «Мессер» упал в районе деревни Старица. Это была 10-я побе­да Шутта - довольно колоритного пи­лота, который любил, например, ле­тать на задания в гражданской руба­хе-поло.

В ходе боев на южном участке фронта, летчик 31-го ГИАП Николай Глазов таранил своим Яком-1 «раму» Fw 189, сам при этом погиб. Советс­кие солдаты ненавидели «рамы», по­этому советские истребители специаль­но охотились на них. Однако «рамы» отличались большой живучестью, так что иногда приходилось идти на таран.

15 августа восемь Як-1 из 236-го ИАП перехватило группу немецких самолетов, состоявшую из 60 бомбар­дировщиков и 20 истребителей сопро­вождения. Бой проходил над Ахтыркой. Яками командовал младший лей­тенант В.П. Тихонов. Сначала советс­кие пилоты сбили два «мессера» и че­тыре «юнкерса». Немцы повернули назад, истребители организовали пре­следование и сбили еще три самолета. Из девяти побед три оказалось на сче­ту Тихонова.

Однако противниками советских летчиков были не только немцы. В ав­густе 1943 года в зоне действия 16-й В А оказалась венгерская авиационная часть. 8 августа 1943 года поручик Деброди и его ведомый Хаутцингер заяви­ли по одной воздушной победе. 8 сен­тября 1943 года истребители из венгер­ской 5-й истребительной группы нача­ли действовать в районе Новой Волог­ды. Подпоручик Когальми и его ведо­мый поручик Молнар перехватили группу Ил-2, сопровождаемых Яками-1. Вместо того, чтобы атаковать штур­мовики, венгры вступили в бой с Яка­ми. Когальми удалось повредить один советский истребитель. Тем временем штурмовики образовали оборонитель­ный круг, и венграм удалось сбить лишь один Ил-2. Машина Когальми также получила тяжелые повреждения, и ему пришлось возвращаться на аэро­дром. Ведомый Молнар заявил одну воздушную победу.

Во время форсирования Днепра, 8 октября 1943 года в воздухе разгоре­лась очередная битва. Восемь Ил-2 из 820-го ШАП, сопровождаемых че­тырьмя Яками-1 из 270-го ИАП (ко­мандир группы старший лейтенант В.Г. Савицкий) вылетело бомбить не­мецкую колонну в районе Акимовки. Над Днепром советские летчики заметили несколько групп Ju 87, сопровож­даемых восьмеркой Bf 109. Пользуясь преимуществом в высоте, штурмовики сбили восемь «штук». Яки организова­ли прикрытие, сбив два истребителя.

24 июня 1944 года советские летчи­ки провели показательный бой. На со­ветской стороне действовало три Яка-9 из 812-го ИАП и, четвертый, коман­дир 3-го ИАК, генерал Савицкий на Яке-1. Генерал, в распоряжении кото­рого были разные самолеты, вплоть до Bf 109, выбрал легкий и маневренный Як-1. В бою Савицкий сбил один ис­требитель-бомбардировщик Fw 190, другой «фоккер» записал на свой счет И.Ф. Федоров.

Конечно, война - это не только по­беды, но и потери. На южном участке зоны 812-го ИАП пара Bf 109 неожи­данно напала на самолет младшего лейтенанта Ю.В. Давдова. Як-1 с но­мером 39132 был сбит, а сам Давыдов погиб. Пара лейтенанта Шишкина, поспешившая Давыдову на помощь, была атакована другим звеном «мессе­ров», которые сбили Як-1 (34146) ве­домого Шишкина - А.В. Разумовича, который также погиб.

15 сентября 1944 года над Прибал­тикой восемь Як-3 из 66-го ГИАП, со­провождавшие Илы-2, завязали бой с 18 Fw 190. Наши истребители сбили два «фоккера». 10 октября в бою погиб пол­ковой навигатор И.К. Головатюк.

В августе 1944 года на Як-3 пере­сел славный 18-й ГИАП, один из луч­ших советских истребительных пол­ков. Пилоты полка сбили 427 вражес­ких самолетов, потеряв 49 пилотов. Первые бои на новой технике про­изошли во время наступления 1-го Прибалтийского фронта 9 октября 1944 года. Ведомая В.Н. Барсуковым восьмерка Як-3 прикрывала сухопут­ные войска. В ходе патрулирования Яки перехватили группу из 16 истре­бителей-бомбардировщиков Fw 190, сопровождавшихся четверкой Bf 109. Советские истребители зашли сверху и открыли огонь по немецким машинам, провоцируя их сбросить бомбы. При этом Н. Герасименко сумел сбить один «фоккер». Еще два «фокке-вульфа» были сбиты в ходе преследования. По­беды записали на свой счет Герасимен­ко и П. Калинеев.

На следующий день летчики 18-го ГИАП доложили о 10 воздушных побе­дах. Утром на боевое патрулирование вылетели шесть Як-3 из первой эскадри­льи. Командовал группой А. Захаров. И на этот раз противниками стали 16 ис­требителей-бомбардировщиков Fw 190. Атаковав противника, советские летчи­ки заставили немцев сбросить бомбы в чистом поле, а потом сбили три машины. По одному сбили А. Калюжный и М. Абрамишвили, третью машину запи­сал на свой счет Захаров.

Во второй половине дня бой завя­зала вторая шестерка Як-3, а их про­тивниками были восемь Fw 190, кото­рые после первой же атаки образова­ли оборонный круг. Советские летчи­ки, используя вертикальный маневр, сбили три самолета. Победы записали М. Барахтаев, Д. Тарасов и В. Серегин. Еще четыре «фокке-вульфа» сбили ве­чером того же дня. Это тоже были ис­требители-бомбардировщики.

Известностью пользуется бой меж­ду Яками-3 и... американскими само­летами. 7 ноября 1944 года в районе города Ниш в Югославии появилась группа из 36 истребителей Р-38 Lightning. Передовой отряд американ­цев, состоявший из 12 машин, атако­вал отряд пехотного корпуса генерал-лейтенанта Г.П. Котова. В ходе налета Котов погиб, а на перехват амери­канцам вылетело звено из 659 ИАП из 288-й ИАД. На север вылетело звено капитана А.И. Колдунова. Колдунов не хотел воевать с союзниками, но со­юзники приняли Яки-3 за немцев и полетели на перехват. Советские пило­ты сбили четыре «Лайтнинга», один из которых упал возле полкового аэро­дрома. Лишь после этого удалось на­ладить взаимодействие. Американские самолеты принадлежали 82-й истреби­тельной группе (95, 96, 97), возглавля­емой полковником К.Т. Эдвинсоном. Оперативный рапорт в 15-й ВФ гово­рил о том, что по ошибке американс­кие истребители атаковали советскую колонну. Советские летчики сбили двух американцев. Американцы, в свою очередь, доложили о двух побе­дах. Американцы также подтвержда­ют, что бесстрашный советский пилот влетел в самую гущу боя с тем, чтобы прекратить бессмысленное кровопро­литие. Рассказ одного из участников событий - Ли К. Карра - заметно от­личается. Три дивизиона «Лайтнингов» залетели слишком далеко, в зону, кото­рая уже контролировалась советскими войсками. По словам Карра американ­цы сбили чуть ли не семь истребителей. Любопытно, что донесения обеих сторон кончаются одной и той же фразой: «Если бы бой не прервали, то противник по­нес бы ошеломляющие потери».

В конце 1944 года перед началом Висло-Одерской операции произошло ЧП. В декабре службы 3-го ИАК, воз­главляемые генералом Ю. Савицкий, сообщили, что на крыльях Як-3 начи­нает отходить фанера. Командир кор­пуса доложил об этом командиру ар­мией. Рапорт передали дальше, прибы­ли специалисты с завода, выпускавше­го Яки. Обследовав повреждения, они пришли к выводу, что фанеру надо кле­ить. Была вызвана ремонтная бригада. Бригада могла отремонтировать в день только два самолета. На просьбу Са­вицкого прислать еще бригаду, было отвечено: «Вы тут не одни такие, сво­бодных бригад нет». Это означало, что 3-й ИАК был не единственным соеди­нением, испытывавшим такую пробле­му. Чтобы выйти из ситуации, из ме­хаников и техников 3-го корпуса сфор­мировали временные бригады, кото­рые после инструктажа смогли ремон­тировать по 20 самолетов в день. По новому обшивка была приклеена каче­ственно и все отремонтированные ма­шины допустили к полетам.

1 -и ГИАК в течение полугода сра­жался с отрезанными в Курляндии не­мецкими войсками. Полки корпуса ле­тали на Як-3, Як-9, Ла-5 и Ла-7. Про­тивниками советских летчиков были немецкие пилоты из II/SG 1, III/SG 1, I/SG 3, II/SG 3 и трех групп SG 77. Все­го на 10 января 1945 года гитлеровцы располагали в Курляндии 288 боеспо­собными Fw 190. 21 февраля 1945 года восемь Як-3 из 66-го ГИАП, ведомые майором И.В. Кривушиным, завязало бой с 10 Fw 190 и сбило три из них. Рядом действовал 18-й ГИАП, шесть Як-3 которого, ведомые М. Барахтаевым, вылетело 9 февраля 1945 года на прикрытие сухопутных войск в райо­не Браунсберга. Вскоре советские пи­лоты заметили летящие в направлении к фронту три группы Fw 190, насчиты­вающие от 8 до 10 машин. Перегружен­ные бомбами «фокке-вульфы» были захвачены врасплох. Атаковав первую группу Барахтаев, Д. Тарасов и И. Гра­чев сбили по самолету. Затем летчики атаковали вторую группу, тут отличи­лись Барахтаев и Ф. Малашин. Еще два Fw 190 получили повреждения. Два дня спустя восемь Як-3, которые воз­главлял Н.Г. Пинчук, получили приказ блокировать аэродром Хайлигенбайль. Якам удалось перехватить от­ряд из 40 истребителей-бомбардировщи­ков Fw 190. В. Машкин сбил два само­лета, а Пинчук, А. Захаров, Н. Агалаков и Н. Корниенко - по одному.

Борьба с истребителями-бомбар­дировщиками Fw 190 была одной из главных задач советских истребителей, независимо от участка фронта. 4 фев­раля 1945 года восемь Як-3 из 866-го ИАП, возглавляемых Героем Советс­кого Союза, капитаном А.И. Колдуновым, вылетело на патрулирование. Советские самолеты летели на высоте 2000. В ходе полета они обнаружили 12 Fw 190, несущих бомбы. Колдунов и его ведомый сбили по одному «фокке-вульфу». Остальные самолеты остави­ли попытки прорваться, сбросили бом­бы и ушли на свою территорию.

8 апреля 1945 года шесть Як-3 из 18-го ГИАП, ведомых М. Барахтаевым, получили приказ сопровождать Пе-2. Их атаковали восемь Fw 190 из JG 54. Советские летчики сбили пять из восьми «фоккеров». Сначала побе­ды одержали Барахтаев, И. Зюзь и Ф. Симоненко. Пять немецких самолетов попытались уйти. Но тут в бой всту­пило звено В. Барсукова. Барсуков сбил четвертый «фокке-вульф», кото­рый развалился в воздухе на куски. Пятый и последний самолет в этом бою сбил Ю. Борисов.

27 апреля 1945 года над Берлином летал командующий 3-м ИАК - навер­ное единственный боевой генерал - Е. Савицкий. Несмотря на дым, Савиц­кий разглядел взлетавший с аллеи Тиргартена курьерский самолет. Генерал без труда сбил его. Еще два или три курьерских самолета стояли в районе Рейхстага, но все они были позднее уничтожены. Возможно, что жертвой в тот день стал один из шести отправ­ленных в тот день Fi 156.

22 марта 1945 года над Берлином группа Як-3 из 812-го ИАП, шедшая на высоте 2500 метров, была атакована реактивными Me 262. Мессершмитты атаковали в 18:40, но их атака не при­несла результатов. Когда реактивные «мессеры» выходили из атаки, один из них попал в прицел Льва Сивко, кото­рый сбил одного Me 262. Спустя мень­ше месяца Сивко погиб в бою.

В конце войны необычное задание выполнял 115-й ГИАП. 29 апреля 1945 года в полк прибыл приказ: «Подгото­вить полк к полету парадным строем 1 мая 1945 года над Берлином. Самоле­ты должны сбросить флаги с надписью «Победа» на Рейхстаг в 12:00».

Шестиметровый флаг умесили под закрылками Як-3 К. Новоселова. 24 Яка-1 прошли над трибунами, командовал машинами А. Косе. Правда, среди мир­ных жителей, мало кто насладился зре­лищем - все сидели по подвалам.