Яки в авиации союзников

 

Наиболее известной частью на Во­сточном Фронте был французский ис­требительный полк «Нормандия-Не­ман». Французские летчики в период с 1 по 18 декабря 1942 года обучались на самолетах У-2 и УТ-2. 25 января 1943 года они получили Яки-7В. первые боевые машины эскадрилья получила 19 января - это были шесть Як-1. В тече­ние следующих восьми месяцев поступи­ло еще восемь машин. Долгое время французы отрабатывали боевые манев­ры, проводя постоянные учебные бои.

22 марта 1943 года эскадрилья от­правилась на фронт, на аэродром в районе Калуги. Здесь пара Як-1, пило­тированных Дюраном и Презиоси, была атакована группой Fw 190. Пер­вую победу в истории полка одержал Презиоси, сбивший «фоккера» при первом же заходе. При следующем за­ходе сбил самолет Дюран. Оба сбитых немецких самолета врезались в землю. Один из следующих боевых вылетов, имевший место 13 апреля, закончился трагически. На задание в районе

Спасс-Демянска вылетели три пары под командованием майора Тюласна. Там французов атаковало восемь Fw 190. Немцы потеряли три машины, но и французы понесли потери: погибли Дервиль, Познанский и Бизье. Вскоре эскадрилья вошла в состав 303-й ИАД. Там эскадрилья (позднее полк) сража­лись до конца войны. В последних чис­лах апреля эскадрилья получила еще че­тыре Яка-1, однако, уже в начале июня поступил приказ переходить на Яки-9. Но это не означало отказа французов летать на «единичках». 14 оставшихся Як-1 использовали до конца 1943 года для подготовки новых летчиков.

Период наиболее громких побед выпал на долю полка Нормандия-Не­ман тогда, когда французы летали на Як-3. Эти самолеты были переброше­ны по воздуху пилотами 303-й ИАД в конце июля 1944 го да. 10 сентября 1944 года полк (эскадрилью развернули в полк 21 июля 1944 года) располагал двумя Яками-9 и 19 Яками-3. В октяб­ре полк достиг своего апогея. 16 октяб­ря пилоты полка совершили около ста боевых вылетов, сбив 29 самолетов противника уверенно и два возможно без потерь со своей стороны. На сле­дующий день в 109 боевых вылетах французы сбили 12 самолетов наверня­ка и 4 правдоподобно. Но в этот день полк потерял два Яка-3, погиб пилот Эмонэ. Следующий день принес оче­редные успехи:: 18 октября было сби­то семь Fw 190 и пять Hs 129. 20 октяб­ря состоялся 71 боевой вылет, фран­цузы сбили 11 самолетов. Всего на про­тяжении четырех дней боев французс­кие летчики записали на свой счет 64 немецких самолета, потеряв всего од­ного летчика. Последующие дни были не хуже: 23 октября 1944 года были сби­ты 13 Fw 190 и один Bf 109. 27 октября 1944 года гитлеровцы сбили один Як-3, пилотируемый Кюффо, летчик вып­рыгнул с парашютом. Всего в этот день и накануне было сбито 6 машин, а все­го в сумме полк сбил около сотни не­мецких самолетов. После окончания войны по приказу Сталина со складов 18-го ГИАП изымалось 40 Як-3, кото­рые все были подарены французам. 15 июня 1945 года Яки с трехцветным об­текателем втулки взлетел с аэродрома в Эльблонге. Спустя пять дней, 20 июня, в 18:40 тридцать семь Як-3 при­землилось в аэродроме в Ле-Бурже. Самолеты оставались на вооружении французских ВВС до апреля 1947 года.

Еще одним государством, широко применявшим холод, была Польша. Первыми Яки-1 получили в июле 1943 года 1-й польский ИАП.

Первые три Яка-16 поступили в начале сентября 1943 года. К концу войны полк располагал 16 машинами Як-1. Подготовка новых пилотов шла до 15 января 1945 года. По состоянию на 1 апреля 1944 года полк располагал 45 Яками-1. 7 Яками-7В, восемью УТ-2, одним По-2 и одним И-16. Офици­альный штат полка предусматривал 40 боевых истребителей и два курьерских самолета. Первая эскадрилья полка была, по-видимому, учебной частью, поэтому в составе полка было столько учебных самолетов. Яки-1 активно по­ступали в полк. 27 февраля 1944 года полк получил 10 машин, 29 марта - 19 очередных. Польские самолеты имели номера, перечисленные в книге А. Морглы «Польская армейская авиа­ция, 1940-1944». В книге отсутствует фотография самолета №48, купленно­го на деньги Вольфа Мессинга. Отсут­ствуют и фотографии Мессинга. Пер­вый полк был не единственной частью, оснащенной «единичками». Когда в сентябре-октябре 1944 года началось формирование очередных полков, их комплектовали именно Яками-1. Так, в 9-м полку, сформированном на базе советского 258-го ИАП, имелось 13 Як-1. В 10-м польском полку, созданном на базе 246-го ИАП, Як-1 было 25. Вскоре Яки-1 вывели из состава пол­ков, заменив их на Яки-9 и отдельные экземпляры Як-3. Очередной частью, оснащенной Яками-1 был 15-й отдель­ный запасной авиационный полк. 15-й полк 31 декабря 1944 года и 1 апреля 1945 года имел один Як-1. Короткое время число истребителей увеличилось до ше­сти, а к концу сентября 1945 года в бое­вых частях «единичек» не осталось.

Главным потребителем Як-1 был польский 1-й PLM. Последние два Яка-1 б сняли с боевого дежурства в польской авиации 14 февраля 1946 года. Это были машины 45-189 и 43-179.

Эффективность деятельности 1-й PLM была не слишком высока. Поля­ки не смогли сбить ни одного самоле­та противника, потеряв пять машин от огня немецкой артиллерии ПВО.

Як-3, который также был на воо­ружении польской авиации, был мало­численным. Число самолетов этого типа в любом полку не превышало 20 машин. Обычно полк имел пять таких самолетов, на которых летали коман­диры полков и эскадрилий. На этих самолетах погибло двое пилотов: 27 апреля 1945 года был сбит С. Грудзелишвили из 11-го PLM (другие источ­ники утверждают, что Грудзелишвили летал на Яке-9). Тремя днями спустя погиб Царев из 10-го PLM. По состоя­нию на 1 мая 1945 года в 1-м, 9-м, 10-м и 11-м PLM имелось один, четыре, четыре и четыре Яка-3. Последние шесть машин прибыли в полк 4 сентября 1946 года.