Як-7 М-105ПА

 

Ранее не предполагавшееся, пре­вращение учебного Як-7 в истребитель началось уже после начала войны. Ав­тором этой идеи был инженер К.А.Синелыциков, начальник группы, выде­ленной из ОКБ для помощи заводу №301 в освоении производства Яков. Учитывая те огромные потери, кото­рые понесли советские ВВС в первые дни операции «Барбаросса», идея Синелыцикова бала очень актуальна. Главный конструктор сначала отно­сился к этому предложению скептичес­ки. Вероятно, он не верил в возмож­ность увеличения производства истре­бителей за счет учебных машин. Имен­но этим можно объяснить скепсис Яковлева. Но положение было отчаян­ным - фронт требовал истребителей.

Новый самолет был построен, прежде чем об этом узнал Александр Яковлев. Для переоборудования был выбран Як-7 УТИ номер 04-11, на ко­тором были проведены следующие из­менения:

в заднюю кабину установили бронеплиту

установлены протекторированные топливные баки, усилено вооружение, которое состояло теперь из пушки ШВАК калибра 20 мм с боезапасом в 120 снарядов и двух пулеметов ШКАС имевших по 750 патронов

под каждым крылом установлено по три направляющих для реактивных снарядов РС-82.

В этом виде Як-7 внешне практи­чески не отличался от Як-7 УТИ, так как остекление задней кабины не из­менилось.

Испытания истребителя, проведен­ные технической комиссией ОКБ, по­казали, что он по многим параметрам лучше, чем Як-1. Конструкция шасси и большего размера колеса, лучше со­ответствовали массе самолета. Переме­щение центра тяжести с 26% до при­близительно 20-21% улучшило про­дольную устойчивость. Другое, неже­ли у Як-1 хвостовое оперение улучши­ло управляемость. Угроза капотажа -кошмар, который преследовал пило­тов «единички» то же уменьшилась. Не лишней была и возможность перевоз­ки в задней кабине людей, либо обо­рудования. В будущих сражениях это свойство не раз использовалось для неотступного преследования врага.

Так как уже было ясно, что Як-7 получился хорошим и нужным самоле­том, А.С.Яковлев получил согласие ГКО (Государственный комитет обо­роны) на начало его серийного произ­водства. Комитет принял два решения по выпуску этого истребителя - 14 и 23 августа 1941 года. Они были конкре­тизированы в приказах Наркомата авиационной промышленности, и сборка нового самолета началась на заводе №301 в Москве и № 153 в Ново­сибирске. Завод в Москве выпустил в августе и октябре 1941 года 51 маши­ну, а в Сибири в декабре того же года было собрано 11 экземпляров.

В ходе строительства этой неболь­шой серии заводами было допущено значительное ухудшение летных харак­теристик. Например, по сравнению с УТИ-26-1 время набора высоты 5000 м у Як-7 возросло на 1,3 мин - до 6,8 мин. Недоработанное либо некачественно изготовленное шасси, пневматическая система, системы двигателя служили источником частых аварий. Но это было только самое начало многолет­него пути развития Як-7, а его будущее, несмотря ни на что выглядело много­обещающим.