Як-9
Як-9 от производившегося до того времени Як-7 и его кузена из другой линии развития Яков - Як-1, отличался, прежде всего, использованием дюраля в конструкции крыльев. Это была качественно новая ступень эволюции его производства. Различные версии «девятки» производились на протяжении шести лет. А первой их них и единственной без буквенного индекса была машина, производство которой началось сразу же после окончания испытаний Як-7ДИ.
У Як-9 был сохранен только один вариант заправки из трех, которые были предусмотрены для Як-7ДИ. В крыльях имелось по два бака, которые в сумме вмещали 320 кг топлива, был уменьшен и запас масла с 50 до 26-30 кг.
Осенью 1942 года, не предвиделось воздушных боев на большом отдалении от аэродромов, с другой стороны был необходим быстрый, легкий истребитель, который бы мог составить конкуренцию новым модификациям Bf-109.
Вооружение состояло из пушки ШВАК с боезапасом в 120 снарядов и одного (левого) пулемета УБС калибра 12,7 мм. Кстати по отсутствию одного УБС можно отличить Як-9 от различных модификаций Як-7Б. Новый самолет производился с октября 1942 года до марта 1943 года на заводе № 153 (195 машин) и с января по август 1943 года на заводе № 166 (264 машины). Нужно признать, что на обоих заводах производство шло тяжело - сборка в среднем по одной машине в день, это весьма невысокий результат.
Возможно, имелись проблемы с освоением технологии производства крыльев смешанной конструкции. Общее невысокое качество производства приводило к росту массы самолета, а уже перед Курской битвой на нескольких Як-9 в полете сорвало обшивку крыльев. Это привело к гибели пилотов и стало темой драматического разговора Сталина с Яковлевым.
Тем не менее, Як-9 оценивался пилотами очень высоко и по утверждению некоторых из них был равноценным соперником Bf-109F.