Rambler's Top100

Як-9Т

 

Идея разработки этой модифика­ции, возможно, была навеяна амери­канским истребителем «Аэрокобра». Ее мощная 37 мм пушка заслужила большую любовь советских пилотов за свою разрушительную силу. Кроме того, 20 мм пушки и пулемета, часто бывало недостаточно в борьбе против бронированных немецких самолетов. Так же следует помнить, что Як-9Т создавался во время Сталинградской битвы, когда первоочередной задачей было уничтожение немецких бомбар­дировщиков и транспортных самоле­тов, с которой, как мы помним, плохо справлялись слабо вооруженные совет­ские истребители.

Где-то к концу 1942 года была уже доведена пушка 11П-37 (позднее полу­чившая название НС-37, и официаль­но принятая на вооружение 30 декаб­ря 1942 года). Яковлев решил исполь­зовать ее для вооружения новой моди­фикации «девятки». Было это довольно трудным решением, так как увели­чивающийся примерно на 150 кг вес вооружения мог привести к ухудше­нию летных характеристик. Большая длина новой пушки привела к двум хорошо заметным внешним отличиям нового истребителя: из кока винта на 160 мм выступал ствол орудия, а каби­ну пилота пришлось сместить на 400 мм назад. Пушка Нудельмана и Суранова имела боезапас в 32 снаряда. Кро­ме НС-37, Як-9Т был дополнительно вооружен одним пулеметом УБС, ко­торый размещался с левой стороны двигателя. Запас патронов к пулемету составлял от 200 до 220 штук (в том числе и трассирующих), и служил прежде всего для пристрелки цели.

Такая роль пулемета была тем бо­лее естественна, что прицел на Як-9Т (возможно и не на всех машинах) был очень примитивен. Прицел ВВ-1 состо­ял из кольца установленного в кабине пилота и мушки на фюзеляже перед козырьком фонаря. Для стрельбы по наземным целям на кромках крыльев были нанесены специальные риски, облегчающие прицеливание. По ним определялся угол пикирования и рас­стояние до цели.

Очевидно, что установка мощной пушки привела и к существенным внут­ренним изменениям. Необходимо было усилить конструкцию передней части фюзеляжа, а качество сборки должно было быть существенно повы­шено, так как сильная отдача приво­дила к поломкам оборудования и тре­щинам трубопроводов.

Постройка прототипа, либо если угодно эталона для серийного произ­водства, была закончена в январе 1943 года, и он сразу же был передан на ис­пытания. Сначала с 10 января по 12 февраля 1943 года в НИПАВ (Науч­но-исследовательский полигон авиа­ционного вооружения), а с 15 февраля по 4 марта того же года, традиционно в НИИ ВВС. Оба учреждения не име­ли к Як-9Т никаких существенных за­мечаний, и можно было начинать его серийное производство.

Як-9Т строился только на заводе № 153 в период с марта 1943 года (до конца этого месяца построено три маши­ны) до июня 1945 года. Темп производ­ства рос очень быстро, и уже в апреле было выпушено 75 Як-9Т. В следую­щих месяцах завод в Новосибирске выпускал по 100 машин ежемесячно. Всего было произведено 2748 Як-9Т. Сравнение модификации «Т» с Як-9, с точки зрения вертикальной маневрен­ности, было в пользу последнего. Ха­рактеристики обоих самолетов были примерно похожими, но мощь огня Як-9Т была значительно больше. После проведения учебных боев между но­вым истребителем и Bf-109G2, оказа­лось, что по тем характеристикам, по которым Яки превосходили немецкие самолеты, их превосходство сохрани­лось. Однако они были хуже в верти­кальном маневре, прежде всего на вы­сотах более 5000 м. Сравнительные характеристики приведены на рисун­ке. Однако следует помнить, что дан­ные Bf-109 не были наилучшими (дан­ный экземпляр самолета уже эксплуа­тировался некоторое время, отсутство­вала часть оборудования), в то время как параметры Як-9 были сняты с но­вого, только что выпущенного заво­дом самолета.

С большой долей уверенности можно утверждать, что характеристи­ки Як-9Т не были бы так высоки, если бы было выполнено постановление Государственного комитете обороны от 18 февраля 1943 года. Согласно ему истребители должны были выпускать­ся в дальнем варианте, с топливными баками емкостью 480 л. Однако нашел­ся кто-то разумный и смелый, и поти­хоньку аннулировал это решение (во всяком случае, не известно об офици­альной его отмене). Таким образом на модификации «Т» устанавливали все­го два крыльевых топливных бака. Благодаря этому самолет не был перетяжелен слишком большим количе­ством топлива и сохранил высокую маневренность.

Появление на фронте нового истре­бителя было встречено с большим эн­тузиазмом. Обладая мощной пушкой, советские пилоты получили тактичес­кое преимущество в нескольких разно­видностях воздушного боя. Огонь мог открываться с больших дистанций, что позволяло не входить в зону огня стрелков вражеских бомбардировщи­ков. Можно было открывать огонь даже с расстояния 1000-1200м. Вражес­кие пилоты, летавшие на FW-190, те­перь уже не отваживались на проведе­ние лобовых атак. Снаряды пушки НС-37 могли пробить броню толщиной до 30 мм и Як-9Т оказались грозным про­тивником доже для вражеских броне­поездов.

В то же время очень интересное наблюдение по поводу эффективности пушек НС-37 сделали пилоты 133 ГИАП. Оказалось, что с помощью 37 мм снарядов очень трудно уничтожить паровоз. С самолета была снята пуш­ка НС-37 и проведены пробные стрель­бы по локомотиву. Было подтверждено, что огонь эффективен с расстояния менее 500 м и только тогда, когда стрельба ведется под углом 900 броне­бойными снарядами.

Советские летчики- истребители, летавшие на этих самолетах, тем не мене должны были быть отличными стрелками. Стрелять из 37 мм пушки нужно было короткими очередями максимум по три снаряда. Отстрел большего количество боеприпасов приводил к уводу самолета с линии прицеливания и бесполезной трате сна­рядов. Очень помогали очереди трас­сирующими патронами из пулемета, которыми наводили самолет на цель.

Вот как вспоминает о Як-9Т коман­дир 240 ИАД (Истребительная авиади­визия) Г.Зимин: «Во время стрелковых тренировок (на новом самолете) сразу же оказалось, что стрелять длинными оче­редями с большого расстояния не пред­ставляется возможным. Сильная тряска не позволяла хорошо прицелиться. Это был результат недостаточной амортиза­ции тяжелой пушки. Кроме того, она имела высокую скорострельность и все­го 30 снарядов - их можно было расстре­лять очень быстро. Тренировки показа­ли, что наибольший эффект давала стрельба очередями по два-три снаряда с расстояния 100-150 м».

О том, что Як-9Т был самолетом удачным и нужным свидетельствует факт его более чем двухлетнего про­изводства. Во время войны это был соб­ственно говоря единственный советский истребитель вооруженный таким обра­зом. Як-9-7-37 и Як-9К были выпущены в очень небольшом количестве.

По воспоминаниям и военным доку­ментам, истребительные полки не воору­жались исключительно Як-9Т. В соответ­ствии со складывающейся ситуацией созда­вались смешанные группы истребителей. Чаще всего тяжелые Як-9Т использовались для уничтожения бомбардировщиков, а более легкие Яки для их прикрытия.